Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Анатолий Васильевич Загородний
, доцент, начальник Управления международных связей

В 1994 г. старейшее учебное заведение рыбной отрасли России - Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (до 1958 г. - Московский вуз) был преобразован в государственный технический университет. Таким образом, в истории вуза, берущего начало с рыбохозяйственного отделения Московского сельскохозяйственного института, была открыта новая страница.

В настоящее время в его составе 9 факультетов: биоресурсов и природопользования, промышленного рыболовства, механико-технологический, судостроения и энергетики, автоматизации производства и управления, экономический, гуманитарной подготовки, фундаментальной подготовки, повышения квалификации специалистов; а также инженерно-строительное отделение, подготовительное отделение для иностранных граждан, центры довузовской подготовки и профессиональной подготовки бухгалтеров.

Профессорско-преподавательский состав тридцати пяти кафедр университета ведет подготовку специалистов по программам высшего профессионального образования (в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации):

  • - бакалавров менеджмента, экономики, техники и технологии, сельского хозяйства, рыболовства, рыбного хозяйства, экологии и природопользования (срок обучения - 4 года с правом продолжения обучения в течение года по соответствующей специальности или в двухлетней магистратуре);
  • - дипломированных специалистов: экономистов, менеджеров, инженеров (по 19-ти специальностям — в области энергетики, машиностроения, кораблестроения, пищевых машин и оборудования, технологии продуктов питания, автоматики и управления, информатики и вычислительной техники, эксплуатации энергетических установок, электрооборудования и автоматики судов, строительства, промышленного рыболовства, водопользования, безопасности технологических процессов и производств), информатиков, ихтиологов-рыбоводов, агрономов, зооинженеров (срок обучения — 5 лет с правом поступления в аспирантуру);
  • - магистров техники и технологий, рыбного хозяйства (срок обучения — 2 года после бакалавриата с правом поступления в аспирантуру).

В университете имеется аспирантура для получения ученой степени кандидата наук по экономическим, техническим, естественнонаучным, математическим и рыбохозяйственным специальностям, и докторантура для получения ученой степени доктора наук по рыбохозяйственным направлениям.

На штатных должностях научно-педагогического состава в университете работают 540 преподавателей. Ученые степени и звания имеют 350 преподавателей; 65 из них профессора, доктора наук, 285 - доценты, кандидаты наук.

Ежегодно в университете обучается 6 000 студентов, в том числе по очной форме - 4 000 студентов.

В университете реализуются разнообразные дополнительные образовательные программы - повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, изучения иностранных языков и русского языка как иностранного, компьютерной подготовки, по бухучету, аудиту и финансовому менеджменту и др. (с выдачей удостоверений, свидетельств, сертификатов и дипломов государственного образца).

Исследовательская деятельность университета направлена в основном на изучение биологических ресурсов Мирового Океана, Балтийского моря и внутренних водоемов, изучение перспектив рыболовства и рыбоводства, на создание новых технологий обработки продуктов питания, агрономии и зоотехнии, изучение рационального использования традиционных и нетрадиционных источников энергии, проблем автоматизированных систем управления производством, информационных технологий, проблем судостроения, гражданского строительства и архитектуры, проблем экологии и безопасности жизнедеятельности.

Управление международных связей планирует и организует международную деятельность КГТУ, которая осуществляется по уже сложившимся за последние годы следующим основным направлениям:

  • - установление новых контактов и развитие сотрудничества с зарубежными учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями на основе договоров о сотрудничестве;
  • - обмен студентами и преподавателями;
  • - стажировки преподавателей, аспирантов, студентов;
  • - участие в совместных научных исследованиях и разработках, международных проектах в рамках деятельности международных фондов и программ;
  • - совершенствование языковой подготовки студентов и преподавателей.

Университетом установлены образовательные и научные связи с рядом вузов и научно-исследовательских организаций стран Европы, Азии, Америки. Перспективное научное сотрудничество особенно интенсивно развивается со странами Балтийского региона: Польшей, Германией, Данией, Швецией, Финляндией, Англией, а также странами ближнего зарубежья, что подтверждается заключением более 30 договоров о сотрудничестве с вузами этих стран.
В течение более чем 30 лет университет принимает на обучение иностранных студентов. За этот период выпущено более 500 специалистов для стран Африки, Азии, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Так как обучение в университете ведется на русском языке, иностранные студенты проходят подготовительный курс, где они в течение 10 месяцев изучают русский язык, а также совершенствуют свои знания по математике, физике, химии и биологии. Используемая современная методика преподавания русского языка позволяет иностранному студенту в дальнейшем проходить обучение в университете по выбранной специальности.
Студенты КГТУ имеют возможность обучаться в течение семестра в вузах-партнерах университета. Участие в конкурсных программах различных фондов предоставляет дополнительные возможности обучения за рубежом как для студентов, так и для аспирантов и докторантов.

Преподаватели и студенты постоянно принимают участие в международных конференциях, семинарах, выставках. В КГТУ регулярно проводятся международные конференции и семинары с участием отечественных и зарубежных специалистов в области науки и образования.
Отличительной особенностью последних лет явилось активное развитие сотрудничества с соседними странами Балтийского региона и странами СНГ: Швецией, Данией, Литвой, Польшей, Белоруссией.

Так, за 2001 г. были заключены соглашения о сотрудничестве со следующими высшими учебными заведениями и организациями:

- Клайпедский университет (Литва);
- Литовский институт садоводства;
- Гродненский государственный аграрный университет (Беларусь);
- Белорусский государственный университет информатики и электроники;
- Белорусская государственная сельскохозяйственная академия;
- Хохшуле Висмар (Германия).

Несмотря на эту сложившуюся тенденцию, в мае 2002 г. подписано важное Соглашение между КГТУ и Национальным университетом Хосе Фаустино Санчес Каррион (Перу) в области подготовки кадров для перуанской рыбной промышленности, которая в настоящее время переживает период серьезной реорганизации и развития. Если в прежние годы ее основной продукцией являлась рыбная мука, то на перспективу планируется особое внимание уделять выпуску пищевой продукции из сырья, добываемого в перуанской экономической зоне. А так как именно российские специалисты накопили наибольший опыт в добыче рыбы в этой экономической зоне, Правительство Перу обратилось за помощью к России в реализации одной из основных задач в развитии своей рыбной промышленности: подготовки квалифицированных кадров.

С этой целью Калининградский государственный технический университет посетила представительная делегация во главе с ректором Национального университета из Уачо.
После знакомства с основными рыбохозяйственными факультетами КГТУ специалисты из Перу, высоко оценив состояние учебно-лабораторной базы и уровень подготовки специалистов в университете, твердо решили установить тесное сотрудничество с Калининградом, что было отражено в подробной рабочей программе, которая помимо прочего включает их намерение как можно скорее начать обучение своих специалистов у нас: уже в текущем году на годичную переподготовку прибудет 7 человек из числа ранее окончивших российские вузы по рыбохозяйственным направлениям.

Со 2 по 8 июня текущего года делегация преподавателей КГТУ и КГУ стала участницей экологической недели Германии.

В первые дни делегация посетила выставку достижений немецких научных и производственных организаций в сфере охраны природы и ресурсосбережения, которая была организована и проведена Немецким экологическим фондом и администрацией Президента ФРГ. Выставочные павильоны располагались на территории парка президентского дворца. Фирмы-участницы не платили за выставочные площади - все (в том числе и обильное питание, оркестры, памятные сувениры и т.д.) было оплачено Фондом и спонсорами. Президент Германии каждый день выступал с короткими речами перед участниками выставки, а затем обходил павильоны. Для короткого приветствия президент подошел и к российской делегации, которую представляли калининградцы, приглашенные Немецким экологическим фондом.

Интересна история создания Немецкого экологического фонда: он был образован в 1990 г. за счет средств (2,5 млрд. DM), вырученных государством в результате приватизации металлургической компании.

Во главе фонда находится наблюдательный Совет из 14 человек: 7 министров правительства и 7 представителей научной и педагогической общественности, лидеры неправительственных природоохранных организаций. Фонд считается частным, так как правительство не имеет права вмешиваться в его деятельность.

В первое время деньги на экологические проекты фонд выплачивал за счет банковских процентов от основного капитала. Лет пять назад ему разрешили работать на фондовом рынке, в результате чего к настоящему времени активы фонда увеличились до 3,5 млрд. евро. В последние годы фонд тратил в среднем 60-70 млн. евро на различные экологические проекты (природоохранные мероприятия, поддержка малого и среднего бизнеса, стипендии студентам, ежегодная премия в 500 тыс. евро). В основном эта деятельность направлена на Германию. Но с недавних пор фонд начал как финансировать проекты в странах Восточной Европы, так и выплачивать стипендии студентам из этих стран на обучение в вузах Германии.

Руководство фонда приняло решение начать сотрудничество с Россией с Калининградской области, где осенью 2002 г. состоялся семинар по обсуждению экологических проектов, которые, возможно, получат финансирование и будут затем реализованы с участием немецких фирм. Обучение и стажировки калининградских студентов и аспирантов в Германии уже начались и будут расширяться.

Следующим крупным шагом к расширению международного сотрудничества КГТУ станет проект "Развитие трехуровневого экологического образования в Калининградском государственном техническом университете" в рамках Программы ТЕМПУС, который начался в апреле этого года. Программа Европейского Союза TЕМПУС была основана в 1990 г. с целью оказания финансовой поддержки реформ в высшем образовании. С 1999 г. начался третий период программы, в котором могут участвовать страны Восточной Европы и некоторые республики бывшего Советского Союза.
Как известно, с начала реформ в России произошла заметная экологизация многих сфер деятельности. Во многом это отразилось и на высшем образовании - для всех специальностей были введены такие обязательные дисциплины, как "Экология", "Охрана природы", "Экозащитная техника и технологии" и т.д.; было открыто много экологоориентированных специальностей; в дипломных проектах выпускников обязательно должен присутствовать раздел по экологичности проекта. Кроме того, три года назад в КГТУ на факультете биоресурсов и природопользования было открыто новое направление подготовки специалистов "Экология и природопользование".
В связи с этим родилась идея подготовить совместно с нашими европейскими партнерами заявку в один из фондов Европейского Союза, откуда и пришло положительное решение о финансировании проекта. Таким образом, в 2002 г. среди около двадцати проектов с участием российских вузов, получивших финансирование ЕС, оказалась и заявка КГТУ. Европейскими партнерами университета стали вузы четырех стран: Швеции (г. Кальмар), Германии (г. Ольденбург), Голландии (г. Флесинген) и Бельгии (г. Гент).

Основной целью проекта является развитие трехуровневого экологического образования (бакалавр-специалист-магистр) в Калининградском государственном техническом университете.
В период реализации проекта предполагается приобретение оборудования, которое позволит вести преподавание на более высоком уровне (компьютеры, видеопроекторы и др.), учебной литературы, лицензионного программного обеспечения для компьютеров; планируются взаимные поездки преподавателей и студентов для обмена опытом как в решении экологических проблем, так и в подготовке специалистов-экологов. Преподаватели совместно будут готовить учебные программы, курсы лекций, методические пособия для новых дисциплин и совершенствовать учебное обеспечение уже существующих. Партнеры из западноевропейских университетов надеются кроме чисто экологических и образовательных вопросов обсудить существующие в Калининградской области социальные проблемы, уровень развития демократии, поделиться опытом взаимодействия вузов с административными и промышленными кругами в условиях рыночной экономики, что позволило бы нашим университетам и их выпускникам более эффективно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz