Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЫБОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНАХ НА ОСНОВЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Виктор Михайлович Муров
, профессор, доктор технических наук
Юрий Михайлович Бирюков, доктор технических наук, Калининградский Государственный Технический Университет

Реформирование экономики России сопровождается проявлением негативных тенденций практически во всех базовых отраслях промышленности. Существенные изменения в формах и методах хозяйствования, сокращение объемов государственных субсидий приводят к снижению объемов производства, ликвидации рабочих мест, массовому высвобождению работников и усилению социальной напряженности в трудовых коллективах и регионах.

Главным приоритетом Госкомрыболовства РФ является стремление преобразовать в короткие сроки дотационную отрасль в конкурентоспособную преимущественно за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и практически обанкротившихся предприятий.

Но такой подход, на первый взгляд кажущийся наиболее привлекательным, может в итоге привести к серьезным негативным последствиям. При остром дефиците бюджетных средств большинство высвобождаемых с закрывающихся предприятий работников оказываются социально незащищенными из-за недостаточного финансирования социальных программ, особенно по созданию новых рабочих мест и своевременным выплатам различных пособий и компенсаций. Это привело к резкому повышению уровня социальной напряженности в ряде рыбодобывающих регионов.

Проблему социальной защиты работников, высвобождаемых в ходе реформирования рыбной отрасли, необходимо рассматривать как общегосударственную, а формирование программ ее социального развития следует осуществлять во взаимоувязке с социальным развитием конкретного региона в целом и во взаимодействии с другими рыбодобывающими регионами.

Основными составляющими этих проблем являются:

  • - социальное обустройство высвобождаемых работников отрасли и членов их семей, а также других категорий населения, которые могут лишиться работы в связи с закрытием предприятий:
  • - необходимость приведения параметров социальной инфраструктуры рыбацких городов (поселков) в соответствие последствиям реформирования рыбного сектора региона; создание новых рентабельных рабочих мест в соответствии с региональными потребностями и возможностями;
  • - взаимосвязь новых экономических и правовых основ трудоустройства с демографической структурой высвобождаемых трудовых ресурсов, их профессиональным составом, уровнем образования и др.

Решение социальных проблем должно быть не спонтанным и разобщенным, а комплексным, в рамках научно-обоснованной социальной политики и целенаправленной системы принятия решений по социальной поддержке населения региона.

Эта система должна базироваться на конкретных экономических расчетах, позволяющих в условиях ограниченного финансирования выбирать наиболее рациональные пути решения социальных проблем, например, с появлением изменений на рынках труда регионов соответственно им прогнозировать в них социальную напряженность.

С целью избежания критических ситуаций, связанных с неудовлетворенностью различных групп работников региона их социально-экономическим положением, обусловленным реформированием рыбной отрасли, должны быть решены конкретные управленческие задачи, направленные на стабилизацию процессов социального развития. В этой связи актуальной становится задача выработки научно-обоснованных методических подходов по вариантной оценке прогнозов развития социальных процессов при одновременном моделировании возможных сценариев реформирования рыбной отрасли на основе постоянного проведения социально-экономических наблюдений и исследований.

Проблема социально-экономического мониторинга процессов и тенденций, происходящих в рыбодобывающих регионах, была поставлена с самого начала реформирования рыбной отрасли. Однако организация этого мониторинга не получила должного развития. В результате центральные и региональные органы управления отраслью не всегда успевали заблаговременно реагировать на проявления социальных конфликтов и принимать необходимые меры по их предотвращению, локализации и сглаживанию.

В 1995 г. Правительством РФ (Постановление от 22 марта 1995 г. N 291) было утверждено Положение о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. В данном документе под мониторингом понимается государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. К основным задачам мониторинга относятся:

  • • непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и своевременное выявление происходящих в ней изменений, а также вызвавших их факторов;
  • • предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;
  • • осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере.

Основными направлениями мониторинга являются:

  • • доходы и уровень жизни населения;
  • • рынок трудовых ресурсов, социально-трудовые процессы, условия и охрана труда;
  • • социально-демографические и миграционные процессы.

Таким образом, под социально-экономическим мониторингом рыбодобывающих регионов следует понимать комплексную систему непрерывного наблюдения за развитием социальных процессов с целью своевременного выявления, анализа и прогнозирования негативных тенденций, выработки мер по предупреждению вероятных социальных конфликтов и принятия соответствующих управленческих решений.

Исходной информационной базой для мониторинга является региональная информация об уровне жизни населения (денежные доходы, потребительские расходы, прожиточный минимум и др.), об уровне социальной обеспеченности (жилой площадью, больничными койками, детскими дошкольными и культурными учреждениями и пр.), о состоянии рынка труда и др.

Эти группы показателей, которые являются индикаторами состояния социального развития локальных зон жизнедеятельности (рыбацкие города и поселки), взаимосвязаны с региональными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень развития или депрессивности региона (объем промышленного производства, финансовые показатели, объем розничного товарооборота, инвестиционный потенциал, региональные показатели уровня жизни, рынка труда, демографические характеристики и др.). Для обеспечения мониторинга также необходима информация о динамике выполнения программ местного развития (объем высвобождаемых трудовых ресурсов, количество создаваемых новых рабочих мест, численность работников, требующих переподготовки, потребность в объектах социальной инфраструктуры и др.). Из этих групп показателей должна быть сформирована система количественных индикаторов оценки состояния социального развития рыбодобывающих регионов.

Верификация прогнозных данных мониторинга, выработанных на основе количественных методов анализа статистических показателей, должна дополняться проведением социологических исследований. Статистические (базовые) данные не всегда достаточно полно отражают усредненное представление о состоянии социального развития региона, а тем более представление конкретного жителя региона о своем личном социальном положении. В этой связи в рамках мониторинга должна быть задействована система социологического профилирования населения рыбацких городов (поселков) путем интервьюирования, анкетирования, публичных дискуссий и др. В качестве дополнительного источника информации должны использоваться региональные и центральные средства массовой информации.

В теоретическом и практическом отношении организация социально-экономического мониторинга не представляется сложной задачей. Методы сбора-обработки, анализа информации и прогнозирования тенденций хорошо разработаны. Имеются апробированные методики проведения мониторинга в сфере экологии, социально-трудовых отношений и др., сформированы отраслевые и региональные базы данных (технико-экономической и социально-экономической информации).

Основная проблема заключается во взаимоувязке имеющихся на сегодня разработанных элементов мониторинга и их целевом ориентировании на реализацию аналитико-прогностических функций. Частным примером, характеризующим уровень разработанности методических основ мониторинга, является подход, основанный на социологическом профилировании. Предлагаемый подход позволяет обеспечить мониторинг оценки уровня локальной социальной напряженности, связанный с удовлетворенностью (неудовлетворенностью) человеческих потребностей в социальном обеспечении работников рыбных предприятий.

В качестве факторов для определения удовлетворенности работников предприятий социальным обеспечением и оценки уровня локальной социальной напряженности принимаются: заработная плата; жилищные условия; угроза закрытия предприятия; медицинское обслуживание; обеспечение детскими дошкольными учреждениями; условия труда (безопасность, комфортность, режим работы); бытовое обслуживание; предоставление кредитов. Перечень факторов может быть расширен (или дифференцированы некоторые из факторов) при необходимости получения дополнительной или более детальной информации о социальной обеспеченности работников предприятия.

Сущность предлагаемого методического подхода к оценке локальной социальной напряженности состоит в следующем.

Относительные оценки социальной напряженности (Кcн) и обеспеченности или удовлетворенности работников (Куд) могут быть алгебраически связаны отношением:
Кcн = 1 - Куд (1).

Формальная процедура оценки локального уровня социальной напряженности на отдельных предприятиях заключается в поэтапном определении:

  • - степени удовлетворенности работников их социальным обеспечением (материальным обеспечением, жилищными условиями, медицинским и бытовым обслуживанием, условиями труда и т.п.);
  • - значимости, по мнению каждого работника, определенного фактора, связанного с социальным обеспечением и принятого к рассмотрению;
  • - обобщенной оценки значимости факторов по всем полученным анкетам;
  • - интегрированной оценки локального уровня социальной напряженности с учетом степени удовлетворенности работников социальным обеспечением и значимости отдельных факторов.

Степень удовлетворенности социальным обеспечением А по отношению к определенному i-му фактору определяется коэффициентом
Аi = Mi / M, i=1,…,n (2),
где — Mi -количество работников, удовлетворенных в отношении i-го фактора;
M — общее количество опрошенных работников;
n — число факторов, принятых к рассмотрению.

Значимость факторов определяется путем предварительного парного их сравнения каждым респондентом (работником предприятия), отдающего предпочтение тому или иному фактору в зависимости от уровня его обеспеченности по сравниваемым факторам.

Парное сравнение факторов используется для повышения достоверности информации об отношении респондентов к различным сферам социального обеспечения. Широко применяемая практика балльной оценки факторов и их ранжирования в порядке убывания (возрастания) значимости факторов не всегда дает положительные результаты, поскольку, во-первых, при значительном количестве факторов их очень сложно ранжировать (присваивая определенные баллы или распределяя их места в ряду) даже опытным экспертам и специалистам; во-вторых, что особенно важно, присвоенные факторам ранги или баллы (1, 2, 3 и т.д.) не устанавливают истинного соотношения значимости факторов. При сравнении двух факторов респонденту проще оценить, который из них важнее (более значим для него в данный момент). Эту оценку, используемую в дальнейших расчетах, можно считать наиболее достоверной.

Парное сравнение факторов определяется отношением количества респондентов, по мнению которых i-й фактор более значим, чем j-й.
bj = Mij / M , i, j=1,…,n (3).

Обобщенный коэффициент значимости i-го фактора по сравнению со всеми другими вычисляется по формуле:
bi = bij = Mij / M (4),
где bi - обобщенный коэффициент значимости i-го фактора по сравнению с другими.
В свою очередь bi = 1 (5).

Учитывая, что каждый респондент сравнивает парно все факторы С2n раз (число сочетаний по два фактора из всего массива факторов n), относительный коэффициент значимости каждого фактора определяется величиной
bi = bi/Cn2, а i=1 (6),
где bi — относительный коэффициент значимости i-го фактора по отношению к другому;
c2n — число парных сочетаний из n факторов.

Коэффициент удовлетворенности коллектива предприятия в социальном обеспечении по отношению к i-му фактору определяется величиной
Кудi = ai bi (7).

Неоднозначные ответы респондентов на поставленные во втором разделе вопросы ("затрудняюсь ответить") не учитываются при расчете коэффициента удовлетворенности социальным обеспечением. В этом случае он корректируется по формуле
ai = Mi M / (M - Mk) (8),
где Mk - количество респондентов, не давших однозначных ответов.

Интегральный коэффициент удовлетворенности коллектива предприятия в социальном обеспечении равен
Куд = ai bi (9).

Соответственно, коэффициент локальной социальной напряженности на отдельном предприятии будет определяться выражением (1).

Исходной информационной базой для оценки локальной социальной напряженности на предприятиях служат непосредственно ответы их работников на вопросы социологической анкеты.

Как показывают обобщенные данные социологических наблюдений, локальный уровень социальной напряженности на функционирующих предприятиях естественно ниже, чем на закрываемых предприятиях, в основном за счет того, что основная масса работников закрываемых предприятий выражала негативное отношение к самому закрытию (при прочих примерно равных весовых значениях факторов, принятых к рассмотрению).

Более высоким уровнем проведения мониторинга является охват всего рыбодобывающего региона. Управление социальными процессами региона предполагает удовлетворение важнейших потребностей населения, связанных с социальными нуждами, и использование обоснованных нормативов, стандартов и целевых показателей, разработанных на основе организации комплексной системы социально-экономического мониторинга, в качестве основы формирования краткосрочных и долгосрочных региональных планов и программ.

Особую актуальность приобретает проблема повышения научной обоснованности принимаемых решений по управлению социальными процессами. В рамках исследований этой проблемы целесообразно применение различных современных подходов к задачам управления и прогнозирования.

Целевой подход к управлению социальными процессами рыбодобывающих регионов (в общей формулировке) позволяет рассчитать ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Примером использования такого целевого подхода является следующая постановка задачи: определить инвестиции по годам прогнозируемого периода, направленные на создание новых рабочих мecт, обеспечивающие заданный уровень занятости населения региона.

Для решения этой задачи необходимо задать входные данные:

  • • базовая численность безработных в регионе;
  • • прогнозные данные по численности высвобождаемых работников в каждом году периода прогнозирования по региону в целом;
  • • численность трудоспособного населения в каждом году;
  • • средняя стоимость одного рабочего места;
  • • целевые значения уровня занятости в регионе на конец периода прогнозирования.

В модели прогнозирования рынка труда и занятости работников отрасли должны включаться вероятностные оценки возможного трудоустройства высвобожденных работников на развивающихся производствах и в социальной сфере, а также отслеживания общей социальной обстановки в регионах.

Оптимизационный подход к управлению социальными процессами позволяет определить ресурсы для приближения к достижению целевой функции и с учетом ограничений на ресурсы.
Частным примером оптимизационного подхода к управлению социальными процессами на уровне региона (локальных зон жизнедеятельности) является задача минимизации затрат на реструктуризацию социальной инфраструктуры. Входными данными экономико-математической модели "Оптимизация затрат на социальную инфраструктуру" являются: суммарные инвестиции на строительство социальных объектов по годам, нормативные объемы социальных объектов по годам периода прогнозирования, нормативный уровень занятости по годам периода прогнозирования, стоимость ввода единицы социальных объектов, коэффициенты выбытия социальных объектов, численность занятых в материальной сфере региона по годам периода прогнозирования, трудоемкость обслуживания объектов социальной сферы и др.

С помощью экономико-математических моделей можно определить оптимальные параметры социальной инфраструктуры и затраты на ее содержание в зависимости от реализации сценариев реформирования рыбной отрасли, в том числе при массовом переселении избыточных для региона трудовых ресурсов.

С помощью аналогичных экономико-математических моделей решаются задачи оптимизации затрат на создание новых рабочих мест, диверсификацию предприятий, передачу жилищно-коммунальных объектов в муниципальную собственность и т.п.

На основе полученных при социально-экономическом мониторинге прогнозных оценок и расчетов по оптимизационным моделям определяются предполагаемые затраты на реализацию социальных программ и вырабатываются наиболее рациональные решения по управлению социальными процессами. Это позволит избежать последствий, имевших место на первом этапе реформирования отрасли, при котором массовое высвобождение работников не было обеспечено механизмом "упреждающего регулирования", что привело к резкому обострению социальной напряженности в ряде регионов.

Поэтому на современном этапе реформирования отрасли целесообразно рассматривать различные сценарии ее реализации с точки зрения финансового обеспечения социальной защиты.

В конечном итоге должна быть разработана комплексная система социально-экономического мониторинга и прогнозирования, позволяющая целенаправленно управлять социальными процессами в рыбодобывающих регионах в условиях реформирования отрасли с учетом ограничений выделяемых средств на эти цели, а также предопределяющая необходимые корректировки программ ликвидации наиболее убыточных и неперспективных предприятий, программ занятости населения, создания и сохранения рабочих мест и других, направленных на решение социальных проблем.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz

Виктор Михайлович Муров,

профессор, доктор технических наук

Юрий Михайлович Бирюков,

доктор технических наук ,

Калининградский Государственный Технический Университет

 

Реформирование экономики России сопровождается проявлением негативных тенденций практически во всех базовых отраслях промышленности. Существенные изменения в формах и методах хозяйствования, сокращение объемов государственных субсидий приводят к снижению объемов производства, ликвидации рабочих мест, массовому высвобождению работников и усилению социальной напряженности в трудовых коллективах и регионах.

Главным приоритетом Госкомрыболовства РФ является стремление преобразовать в короткие сроки дотационную отрасль в конкурентоспособную преимущественно за счет вывода из эксплуатации особо убыточных и практически обанкротившихся предприятий.

Но такой подход, на первый взгляд кажущийся наиболее привлекательным, может в итоге привести к серьезным негативным последствиям. При остром дефиците бюджетных средств большинство высвобождаемых с закрывающихся предприятий работников оказываются социально незащищенными из-за недостаточного финансирования социальных программ, особенно по созданию новых рабочих мест и своевременным выплатам различных пособий и компенсаций. Это привело к резкому повышению уровня социальной напряженности в ряде рыбодобывающих регионов.

Проблему социальной защиты работников, высвобождаемых в ходе реформирования рыбной отрасли, необходимо рассматривать как общегосударственную, а формирование программ ее социального развития следует осуществлять во взаимоувязке с социальным развитием конкретного региона в целом и во взаимодействии с другими рыбодобывающими регионами.

Основными составляющими этих проблем являются:

- социальное обустройство высвобождаемых работников отрасли и членов их семей, а также других категорий населения, которые могут лишиться работы в связи с закрытием предприятий:

- необходимость приведения параметров социальной инфраструктуры рыбацких городов (поселков) в соответствие последствиям реформирования рыбного сектора региона; создание новых рентабельных рабочих мест в соответствии с региональными потребностями и возможностями;

- взаимосвязь новых экономических и правовых основ трудоустройства с демографической структурой высвобождаемых трудовых ресурсов, их профессиональным составом, уровнем образования и др.

Решение социальных проблем должно быть не спонтанным и разобщенным, а комплексным, в рамках научно-обоснованной социальной политики и целенаправленной системы принятия решений по социальной поддержке населения региона.

Эта система должна базироваться на конкретных экономических расчетах, позволяющих в условиях ограниченного финансирования выбирать наиболее рациональные пути решения социальных проблем, например, с появлением изменений на рынках труда регионов соответственно им прогнозировать в них социальную напряженность.

С целью избежания критических ситуаций, связанных с неудовлетворенностью различных групп работников региона их социально-экономическим положением, обусловленным реформированием рыбной отрасли, должны быть решены конкретные управленческие задачи, направленные на стабилизацию процессов социального развития. В этой связи актуальной становится задача выработки научно-обоснованных методических подходов по вариантной оценке прогнозов развития социальных процессов при одновременном моделировании возможных сценариев реформирования рыбной отрасли на основе постоянного проведения социально-экономических наблюдений и исследований.

Проблема социально-экономического мониторинга процессов и тенденций, происходящих в рыбодобывающих регионах, была поставлена с самого начала реформирования рыбной отрасли. Однако организация этого мониторинга не получила должного развития. В результате центральные и региональные органы управления отраслью не всегда успевали заблаговременно реагировать на проявления социальных конфликтов и принимать необходимые меры по их предотвращению, локализации и сглаживанию.

В 1995 г. Правительством РФ (Постановление от 22 марта 1995 г. N 291) было утверждено Положение о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы. В данном документе под мониторингом понимается государственная система непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. К основным задачам мониторинга относятся:

• непрерывное наблюдение за состоянием социально-трудовой сферы и своевременное выявление происходящих в ней изменений, а также вызвавших их факторов;

• предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;

• осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в социально-трудовой сфере.

Основными направлениями мониторинга являются:

• доходы и уровень жизни населения;

• рынок трудовых ресурсов, социально-трудовые процессы, условия и охрана труда;

• социально-демографические и миграционные процессы.

Таким образом, под социально-экономическим мониторингом рыбодобывающих регионов следует понимать комплексную систему непрерывного наблюдения за развитием социальных процессов с целью своевременного выявления, анализа и прогнозирования негативных тенденций, выработки мер по предупреждению вероятных социальных конфликтов и принятия соответствующих управленческих решений.

Исходной информационной базой для мониторинга является региональная информация об уровне жизни населения (денежные доходы, потребительские расходы, прожиточный минимум и др.), об уровне социальной обеспеченности (жилой площадью, больничными койками, детскими дошкольными и культурными учреждениями и пр.), о состоянии рынка труда и др.

Эти группы показателей, которые являются индикаторами состояния социального развития локальных зон жизнедеятельности (рыбацкие города и поселки), взаимосвязаны с региональными макроэкономическими показателями, характеризующими уровень развития или депрессивности региона (объем промышленного производства, финансовые показатели, объем розничного товарооборота, инвестиционный потенциал, региональные показатели уровня жизни, рынка труда, демографические характеристики и др.). Для обеспечения мониторинга также необходима информация о динамике выполнения программ местного развития (объем высвобождаемых трудовых ресурсов, количество создаваемых новых рабочих мест, численность работников, требующих переподготовки, потребность в объектах социальной инфраструктуры и др.). Из этих групп показателей должна быть сформирована система количественных индикаторов оценки состояния социального развития рыбодобывающих регионов.

Верификация прогнозных данных мониторинга, выработанных на основе количественных методов анализа статистических показателей, должна дополняться проведением социологических исследований. Статистические (базовые) данные не всегда достаточно полно отражают усредненное представление о состоянии социального развития региона, а тем более представление конкретного жителя региона о своем личном социальном положении. В этой связи в рамках мониторинга должна быть задействована система социологического профилирования населения рыбацких городов (поселков) путем интервьюирования, анкетирования, публичных дискуссий и др. В качестве дополнительного источника информации должны использоваться региональные и центральные средства массовой информации.

В теоретическом и практическом отношении организация социально-экономического мониторинга не представляется сложной задачей. Методы сбора-обработки, анализа информации и прогнозирования тенденций хорошо разработаны. Имеются апробированные методики проведения мониторинга в сфере экологии, социально-трудовых отношений и др., сформированы отраслевые и региональные базы данных (технико-экономической и социально-экономической информации).

Основная проблема заключается во взаимоувязке имеющихся на сегодня разработанных элементов мониторинга и их целевом ориентировании на реализацию аналитико-прогностических функций. Частным примером, характеризующим уровень разработанности методических основ мониторинга, является подход, основанный на социологическом профилировании. Предлагаемый подход позволяет обеспечить мониторинг оценки уровня локальной социальной напряженности, связанный с удовлетворенностью (неудовлетворенностью) человеческих потребностей в социальном обеспечении работников рыбных предприятий.

В качестве факторов для определения удовлетворенности работников предприятий социальным обеспечением и оценки уровня локальной социальной напряженности принимаются: заработная плата; жилищные условия; угроза закрытия предприятия; медицинское обслуживание; обеспечение детскими дошкольными учреждениями; условия труда (безопасность, комфортность, режим работы); бытовое обслуживание; предоставление кредитов. Перечень факторов может быть расширен (или дифференцированы некоторые из факторов) при необходимости получения дополнительной или более детальной информации о социальной обеспеченности работников предприятия.

Сущность предлагаемого методического подхода к оценке локальной социальной напряженности состоит в следующем.

Относительные оценки социальной напряженности (Кcн) и обеспеченности или удовлетворенности работников (Куд) могут быть алгебраически связаны отношением:

К = 1 - Куд (1).

Формальная процедура оценки локального уровня социальной напряженности на отдельных предприятиях заключается в поэтапном определении:

- степени удовлетворенности работников их социальным обеспечением (материальным обеспечением, жилищными условиями, медицинским и бытовым обслуживанием, условиями труда и т.п.);

- значимости, по мнению каждого работника, определенного фактора, связанного с социальным обеспечением и принятого к рассмотрению;

- обобщенной оценки значимости факторов по всем полученным анкетам;

- интегрированной оценки локального уровня социальной напряженности с учетом степени удовлетворенности работников социальным обеспечением и значимости отдельных факторов.

Степень удовлетворенности социальным обеспечением А по отношению к определенному i-му фактору определяется коэффициентом

Аi = Mi / M, i=1,…,n (2),

где — Mi -количество работников, удовлетворенных в отношении i-го фактора;

M — общее количество опрошенных работников;

n — число факторов, принятых к рассмотрению.

Значимость факторов определяется путем предварительного парного их сравнения каждым респондентом (работником предприятия), отдающего предпочтение тому или иному фактору в зависимости от уровня его обеспеченности по сравниваемым факторам.

Парное сравнение факторов используется для повышения достоверности информации об отношении респондентов к различным сферам социального обеспечения. Широко применяемая практика балльной оценки факторов и их ранжирования в порядке убывания (возрастания) значимости факторов не всегда дает положительные результаты, поскольку, во-первых, при значительном количестве факторов их очень сложно ранжировать (присваивая определенные баллы или распределяя их места в ряду) даже опытным экспертам и специалистам; во-вторых, что особенно важно, присвоенные факторам ранги или баллы (1, 2, 3 и т.д.) не устанавливают истинного соотношения значимости факторов. При сравнении двух факторов респонденту проще оценить, который из них важнее (более значим для него в данный момент). Эту оценку, используемую в дальнейших расчетах, можно считать наиболее достоверной.

Парное сравнение факторов определяется отношением количества респондентов, по мнению которых i-й фактор более значим, чем j-й.

bj = Mij / M , i, j=1,…,n (3).

Обобщенный коэффициент значимости i-го фактора по сравнению со всеми другими вычисляется по формуле:

bi = bij = Mij / M (4),

где bi - обобщенный коэффициент значимости i-го фактора по сравнению с другими.

В свою очередь bi = 1 (5).

Учитывая, что каждый респондент сравнивает парно все факторы С2n раз (число сочетаний по два фактора из всего массива факторов n), относительный коэффициент значимости каждого фактора определяется величиной

bi = bi/Cn2, а i=1 (6),

где bi — относительный коэффициент значимости i-го фактора по отношению к другому;

c2n — число парных сочетаний из n факторов.

Коэффициент удовлетворенности коллектива предприятия в социальном обеспечении по отношению к i-му фактору определяется величиной

Кудi = ai bi (7).

Неоднозначные ответы респондентов на поставленные во втором разделе вопросы ("затрудняюсь ответить") не учитываются при расчете коэффициента удовлетворенности социальным обеспечением. В этом случае он корректируется по формуле

ai = Mi M / (M - Mk) (8),

где Mk - количество респондентов, не давших однозначных ответов.

Интегральный коэффициент удовлетворенности коллектива предприятия в социальном обеспечении равен

Куд = ai bi (9).

Соответственно, коэффициент локальной социальной напряженности на отдельном предприятии будет определяться выражением (1).

Исходной информационной базой для оценки локальной социальной напряженности на предприятиях служат непосредственно ответы их работников на вопросы социологической анкеты.

Как показывают обобщенные данные социологических наблюдений, локальный уровень социальной напряженности на функционирующих предприятиях естественно ниже, чем на закрываемых предприятиях, в основном за счет того, что основная масса работников закрываемых предприятий выражала негативное отношение к самому закрытию (при прочих примерно равных весовых значениях факторов, принятых к рассмотрению).

Более высоким уровнем проведения мониторинга является охват всего рыбодобывающего региона. Управление социальными процессами региона предполагает удовлетворение важнейших потребностей населения, связанных с социальными нуждами, и использование обоснованных нормативов, стандартов и целевых показателей, разработанных на основе организации комплексной системы социально-экономического мониторинга, в качестве основы формирования краткосрочных и долгосрочных региональных планов и программ.

Особую актуальность приобретает проблема повышения научной обоснованности принимаемых решений по управлению социальными процессами. В рамках исследований этой проблемы целесообразно применение различных современных подходов к задачам управления и прогнозирования.

Целевой подход к управлению социальными процессами рыбодобывающих регионов (в общей формулировке) позволяет рассчитать ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей. Примером использования такого целевого подхода является следующая постановка задачи: определить инвестиции по годам прогнозируемого периода, направленные на создание новых рабочих мecт, обеспечивающие заданный уровень занятости населения региона.

Для решения этой задачи необходимо задать входные данные:

• базовая численность безработных в регионе;

• прогнозные данные по численности высвобождаемых работников в каждом году периода прогнозирования по региону в целом;

• численность трудоспособного населения в каждом году;

• средняя стоимость одного рабочего места;

• целевые значения уровня занятости в регионе на конец периода прогнозирования.

В модели прогнозирования рынка труда и занятости работников отрасли должны включаться вероятностные оценки возможного трудоустройства высвобожденных работников на развивающихся производствах и в социальной сфере, а также отслеживания общей социальной обстановки в регионах.

Оптимизационный подход к управлению социальными процессами позволяет определить ресурсы для приближения к достижению целевой функции и с учетом ограничений на ресурсы.

Частным примером оптимизационного подхода к управлению социальными процессами на уровне региона (локальных зон жизнедеятельности) является задача минимизации затрат на реструктуризацию социальной инфраструктуры. Входными данными экономико-математической модели "Оптимизация затрат на социальную инфраструктуру" являются: суммарные инвестиции на строительство социальных объектов по годам, нормативные объемы социальных объектов по годам периода прогнозирования, нормативный уровень занятости по годам периода прогнозирования, стоимость ввода единицы социальных объектов, коэффициенты выбытия социальных объектов, численность занятых в материальной сфере региона по годам периода прогнозирования, трудоемкость обслуживания объектов социальной сферы и др.

С помощью экономико-математических моделей можно определить оптимальные параметры социальной инфраструктуры и затраты на ее содержание в зависимости от реализации сценариев реформирования рыбной отрасли, в том числе при массовом переселении избыточных для региона трудовых ресурсов.

С помощью аналогичных экономико-математических моделей решаются задачи оптимизации затрат на создание новых рабочих мест, диверсификацию предприятий, передачу жилищно-коммунальных объектов в муниципальную собственность и т.п.

На основе полученных при социально-экономическом мониторинге прогнозных оценок и расчетов по оптимизационным моделям определяются предполагаемые затраты на реализацию социальных программ и вырабатываются наиболее рациональные решения по управлению социальными процессами. Это позволит избежать последствий, имевших место на первом этапе реформирования отрасли, при котором массовое высвобождение работников не было обеспечено механизмом "упреждающего регулирования", что привело к резкому обострению социальной напряженности в ряде регионов.

Поэтому на современном этапе реформирования отрасли целесообразно рассматривать различные сценарии ее реализации с точки зрения финансового обеспечения социальной защиты.

В конечном итоге должна быть разработана комплексная система социально-экономического мониторинга и прогнозирования, позволяющая целенаправленно управлять социальными процессами в рыбодобывающих регионах в условиях реформирования отрасли с учетом ограничений выделяемых средств на эти цели, а также предопределяющая необходимые корректировки программ ликвидации наиболее убыточных и неперспективных предприятий, программ занятости населения, создания и сохранения рабочих мест и других, направленных на решение социальных проблем.

Hosted by uCoz