Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ЗАЧЕМ РЕГИСТРИРУЮТ СУДА ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ
Александр Маратович Жеребко
, юрист, Клайпеда

Многим уже известно о возможности регистрации своих судов под иностранными флагами. Как и в любом деле требуется ответить на вопрос: а зачем это нужно?
Резоны, конечно, у каждого судовладельца могут быть разные, но есть и общие причины, наиболее часто порождаемые практикой.

Итак, регистрация судов под иностранными флагами производится с целью:

  • 1. Обеспечения недосягаемости судна для конфискаций и взысканий органами власти страны проживания судовладельцев;
  • 2. Избежания декларирования доходов, на которые приобретено судно, что особенно актуально для яхт и катеров частных лиц;
  • 3. Немедленной перепродажи судна без его регистрации на свое имя, а также сохранения выручки от перепродажи от секвестра (ограничения и запреты, налагаемые государствомна распоряжение и пользование имуществом собственником);
  • 4. Освобождения от запрета найма моряков-иностранцев, определенной минимальной зарплаты экипажу, обязательства социального страхования моряков за счет судовладельца и пр.;
  • 5. Уменьшения или избежания налогов на доходы от эксплуатации судна;
  • 6. Избежания ареста судна "провинившейся" фирмы властями страны проживания судовладельца;
  • 7. Освобождения от засилья бюрократизма и чрезмерной "опеки".

Все страны, регистрирующие суда, можно разделить на две группы: с закрытым и открытым реестром, при этом первый подразумевает возможность регистрации судов только резидентами страны, которые подпадают под полное налогообложение. Второй же подразумевает возможность регистрации судна на нерезидентов или их местную оффшорную компанию с освобождением или существенным снижением налогов на доходы от эксплуатации судов. Список таких стран достаточно большой. Их можно разделить на условные подгруппы, например престижные - Мальта, Кипр, Люксембург, и не очень. Доминионы Великобритании (Мэн, Гибралтар, Каймановы острова, Бермуды и др.) позволяют ходить судам под британским торговым флагом. Некоторые остаются единственно возможными флагами регистрации из-за возраста судов. В ряде случаев для рыболовных траулеров возможны только некоторые страны и так далее.
Сама по себе такая регистрация не является чем-то полузаконным и сомнительным. Часто употребляемые выражения "дешевый флаг" и "удобный флаг" просто отражает некую злость морских администраций развитых стран, теряющих тоннаж из-за нежелания уменьшить свой бюрократизм и тотальный контроль дел судоходных компаний. Надо знать, что регистрация под флагом, называемом "дешевым", требует расходов в несколько тысяч долларов США, а "удобный" флаг вовсе не освобождает от получения классификационного свидетельства и прохождения техосмотров для подтверждения класса плавания, оснащения судов ГМССБ (GMDSS), сертификации судовых специалистов, наличия конвенционного оборудования и т.д. Все страны сообщают о регистрации судна в регистр Ллойда, где ведется список мирового флота. Все морские государства - члены ИМО, участники основных морских конвенций - достаточно эффективно осуществляют контроль и защиту судов под своими флагами. Можно ли представить себе, чтобы представитель морской администрации России проверил российское судно на Канарах, в Бельгии или иной стране? А маленький Белиз имеет своих региональных представителей в основных регионах мира.

Бытующие разговоры о несоблюдении норм безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, нарушении социальных прав моряков на судах под "удобными" флагами соответствуют действительности ничуть не более чем на судах под уважаемыми флагами России, Литвы, Греции, Украины. Суда под европейскими флагами тонут и попадают в аварии не реже, чем, скажем, Белиза, Грузии, Мальты. Никто не будет спорить, что все происшествия случаются не от флага, а от порядка на конкретном судне, установленном судовладельцем и капитаном. А правила и конвенции едины для всего мирового флота, и их соблюдение контролируются портконтролем портов захода, не взирая на флаги.

В следующей статье будут описаны страны, где чаще регистрируются суда

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz