Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ОДИН ИЗ ПРОЕКТОВ ЛУКОЙЛа в КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Валерий Александрович Самойлов
, генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ Балтик Бункер", Калининград

Наш регион России имеет особенное географическое расположение, что само собой предполагает использование его в качестве пункта формирования грузопотоков как западного, так и восточного направления. Было бы странно для такой компании как "ЛУКОЙЛ" не иметь здесь, помимо основных структур, занимающихся добычей нефти и реализацией нефтепродуктов через сеть автозаправочных станций, подразделений, осуществляющих портовую и морскую бункеровку судов. Для этих целей два года назад была создана наша организация. Занимались ли мы этим раньше? Да, занимались. Но как департамент ООО "ЛУКОЙЛ-Калининграднефтепродукт" (генеральный директор Суворов Г.В.), который ранее возглавлялся автором в ранге заместителя генерального директора по флоту. Поэтому, если вести разговор о времени существования у нас данного направления деятельности, можно говорить о пяти годах непростой, но по-своему интересной и увлекательной работы. Начав с обыкновенной портовой бункеровки, мы вышли на просторы Атлантического океана, обеспечивая топливом российских рыбаков от скалы Роколл до острова Медвежий, в то же время решая вопросы систематизации поставок нефтепродуктов для моряков. Сейчас уже мало кто поверит, что пять лет назад НК "Лукойл" не поставляла в наш регион флотский мазут, хотя всем известно, что суда типа БАТМ, составляющие основу калининградского рыбопромыслового флота, используют именно этот вид топлива. Мы обосновали необходимость производства флотского мазута Ф-5, и он стал поставляться в наш регион с Пермского НПЗ. Некоторое время инициатива по этому виду бункерного топлива принадлежала нам. Сейчас другие времена и мы делим первенство с Марийским НПЗ (генеральный директор филиала Ларин B.C.), конкурируя и вместе с тем помогая друг другу.

За прошедшие годы мы создали неплохой имидж НК "ЛУКОЙЛ" относительно качества флотского мазута. Причем как в порту, так и в районах промысла в СВА (северо-восточная Атлантика). Не мы придумали слово "шайза", а рыбаки, и означает оно низкое качество мазута подобного флотскому (аналог IFO-30), получаемого при смешивании высокосернистого мазута М-100 и дизельного топлива. Время расставило свои акценты и сегодня всем стало понятно: лучше заплатить больше за качественный продукт, чем, сэкономив, расплачиваться за это дорогостоящими механизмами.
Сейчас, благодаря нашим усилиям, освоено и предлагается потребителям судовое маловязкое топливо (СМТ) с показателем содержания серы, аналогичным дизтопливу. Оно дешевле дизельного топлива почти на сто рублей за тонну и практически не уступает ему по качеству. Новинку уже опробовали на судах в ОАО "Атлантрыбфлот", ООО "Морская звезда", с которыми нас связывают давние узы сотрудничества и взаимопонимания. Относительно СМТ есть одна-единственная, но существенная проблема - в нашем регионе его некуда сливать. Все доводы о том, что это же топливо на нефтебазе Мурманского рыбного порта нам сливают в те же емкости, что и дизельное, остаются без должного внимания. Такая же проблема с судовыми маслами, новым лукойловским заводским продуктом IFO-180. По нашим данным, ежемесячная потребность в IFO-180 иностранных судов, заходящих в порт Калининград, составляет не одну тысячу тонн. Надо полагать, что эти проблемы наша компания со временем решит самостоятельно, а пока мы планируем использовать танкеры под налив этих нефтепродуктов, используя нефтебазы других российских портов. Кстати, такая же ситуация складывается и по дизельному топливу, флотскому мазуту. Если раньше мы страховались за счет слива этих нефтепродуктов на нефтебазы Балтийского флота, то с вводом новой паромной переправы в Балтийске произойдет концентрация нефтепродуктов в одном месте и нам останется довольствоваться лимитами. В таких условиях работы мы не сможем гарантировать стопроцентную бункеровку судов в Калининградском регионе и рассчитывать на помощь военных, как это было раньше. Еще свежи в памяти события этого года, связанные с внеплановой бункеровкой БМРТ "Свердловск", когда судно, вышедшее из ремонта в иностранном порту, оказалось без топлива на грани аварийной ситуации. Благодаря совместным с военными усилиям, и, прежде всего, помощи Командующего Балтийским флотом адмирала Валуева В.П., удалось завести и забункеровать его на 64-м причале военно-морской базы в Балтийске.

Нашей организации и раньше приходилось решать непростые проблемы, связанные с технически сложными бункеровками судов. Однажды в районе острова Медвежий мы бункеровали рыболовное судно с транспортного рефрижератора. По мере выгрузки свежемороженой рыбы выяснилось, что судно сможет взять флотского мазута на двести тонн больше запланированного. Учитывая, что все объемы бункеровки были заранее расписаны, мы предложили передать необходимый нашему клиенту нефтепродукт с другого рыболовного судна этой организации в Норвежском море. Вроде бы, что тут особенного, рыбаки и раньше друг другу помогали. Но это было раньше. Сейчас действуют другие правила и слово "конкуренция" имеет реальное значение. Тем не менее, топливо было передано с одного рыболовного судна другому, и мы удовлетворены тем, что такая операция была проведена при нашем непосредственном участии. Дело здесь в том, что мы работаем со всеми предприятиями и нам проще найти общий язык по любым проблемам в интересах всех, кто занимается рыболовным промыслом. Бывают разные ситуации, из которых, по-нашему мнению, всегда есть выход. Года три-четыре назад, когда подавляющее большинство рыбаков испытывало финансовые трудности, мы согласились на встречные поставки "топливо-рыба". Со временем наши менеджеры настолько вошли в образ торговцев рыбопродукцией, что их стали путать с рыбаками. Мы развивали это направление деятельности, дававшее нам дополнительную прибыль и, когда в прошлом году к нам обратились с просьбой поучаствовать в рыбалке, для нас это стало нормальным явлением. Мы дали товарный кредит и РТМС "Звезда" вышел на промысел скумбрии.

По согласованию с судовладельцем мы не стали настаивать на съеме нашего объема рыбы, позволив выбрать всю квоту. Все это время наш рефрижератор с топливом для других рыбаков находился рядом с районом промысла. По мере готовности рыбаков мы погрузили на него принадлежавшую нам рыбу, сами сертифицировали ее и продали с хорошей прибылью. В этом году многие рыболовные компании улучшили свое финансовое положение, и бартер закончился. Мы это приветствуем, потому что наша задача состоит все же в снабжении судов топливом, а не в продаже пойманной ими рыбы.

Относительно портовой бункеровки следует заметить, что с марта этого года наблюдался явный перекос в ценообразовании. Российские цены на дизельное топливо после его транспортировки с заводов, налива на танкеры для работы в акватории Калининградских портов были в несколько раз выше европейских как по оптовым параметрам Платте АРА, так и бункеровочным котировкам. Все это способствовало укреплению позиций европейских бункерных компаний, что явно ощущалось на совещании в гостинице "Астория" в Санкт-Петербурге, проведенном в этом году под эгидой журнала "BUNKER WORLD". Единственное, что порадовало россиян на этом совещании и удивило европейцев, так это стремительный рост объемов перевалки нефти и нефтепродуктов в акватории порта Санкт-Петербург. Это отмечали все. И нам, калининградцам, живущим в южной незамерзающей части Балтийского моря, оставалось только позавидовать нашим коллегам, у которых нет проблем с транзитом нефтепродуктов через территории других государств и им не нужно думать о пломбировании пассажирских поездов, следующих в Россию и обратно. Остается надеяться, что тарифы Евросоюза на перевозку цистерн с нефтепродуктами через территорию Литвы будут не столь разительно отличаться от ныне действующих ставок.

Нашему региону не привыкать к преодолению возникающих чуть ли не каждый месяц очередных трудностей. Будем преодолевать их вместе. Наше специализированное предприятие со своей стороны готово начать новый сезон и обеспечить всех потребителей бункерного топлива как в портах Калининградской области, так и на морских просторах Атлантики.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz