Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: ОТ ВИДЕНИЯ КАРТИНЫ БУДУЩЕГО - К ДЕЙСТВИЮ
Виктор Кошелев
, заместитель главы Балтийского городского округа по внешним связям, председатель группы по региональному развитию и пространственному планированию еврорегиона "Балтика"

Естественный ход общественного развития в ряде стран был прерван в 1917 г. Созданная революционным путем социальная система, к которой стремилась значительная часть населения Земли, не выдержала испытания временем. Несмотря на то, что народы Советского Союза и стран социалистической ориентации более семидесяти лет добросовестно трудились, выполняли и перевыполняли намеченные грандиозные планы развития, должного экономического роста не наступило. Как следствие этого - уровень жизни населения был также сравнительно невысоким. В конце восьмидесятых годов страны социалистического лагеря поразил кризис чрезвычайной остроты. Это был не просто экономический кризис: одновременно он был и политический, и социальный. Он выразился в общем ухудшении благосостояния населения, талонной системе распределения продуктов питания и товаров народного потребления, снижении темпов производства, нищенской заработной плате, высокой инфляции, падении курса национальных валют, денежной нестабильности, появлении безработицы, миграционных процессов и во многом другом. Сложившаяся ситуация послужила толчком для реформирования экономики и изменения всего уклада жизни.

Ошеломляющий успех экономических преобразований в Польше после 1989 г. придал воодушевление и другим восточно-европейским странам, которые также встали на путь перехода от социалистической системы хозяйствования к рыночной. За последние годы более восьмидесяти стран мира провели фундаментальные реформы c целью создания рыночной экономики. Высокие конечные результаты в их социально-экономическом развитии - хорошее подтверждение в выборе правильного решения. Уже повсеместно признан основополагающий факт экономической жизни: для достижения свободы, высокого уровня экономического процветания и повышения жизненного уровня не обойтись без создания рыночной экономической системы, тесно связанной со всей мировой экономикой.

Сейчас мы переживаем сложнейший период перехода от жестко централизованной плановой экономики к экономике социально-рыночного типа с многообразием форм собственности и хозяйствования. Нам представился шанс повысить уровень своей жизни, но всем должно быть понятно, что реформирование экономики не может пройти в короткий срок и безболезненно. Нам необходимо осуществить переход от экономического развала к оздоровлению и экономическому росту, коренным изменениям социально-экономического уклада. Экономический рост не происходит равномерно. Фазы с высокими, низкими и даже отрицательными темпами роста следуют одна за другой. Согласно закону цикличности развития нам непременно предстоит преодолеть кризис и добиться повышения жизненного уровня населения. Для решения проблем, связанных с кризисом экономической структуры, требуется ее корректура на всем жизненном восточно-европейском пространстве. Кризисные явления в одной стране не могут не затронуть соседних с ней стран. Поэтому в странах, имеющих общие границы, необходимо предусмотреть процессы, происходящие у соседей.

В 1992 г. во вновь образованных администрациях городов Калининградской области был взят курс на развитие гражданской инфраструктуры с ориентацией на развитие малого и среднего бизнеса. Наиболее предприимчивые граждане, попавшие в сложную жизненную ситуацию, смогли обеспечить свое выживание, создав предприятия малого и среднего бизнеса. При этом они дали работу многим другим своим согражданам. Среди них были бывшие военнослужащие, члены их семей, мигранты из республик бывшего СССР, люди, потерявшие работу. Это позволило обеспечить города всеми необходимыми продуктами и товарами, увеличить налоговые поступления в бюджет, осуществить начало приведения в должный порядок систем жизнеобеспечения, охраны окружающей среды и т.п. За короткий промежуток времени произошел процесс формирования критической массы предпринимателей. Это был процесс саморегулирования в период становления рыночной экономики.

Но это только начало большого пути в нашей жизни. Он требует знания многих законов рыночной экономики, терпения и целенаправленной работы. Сейчас перед нами стоят задачи большего масштаба – наиболее рационального использования природных, трудовых и финансовых ресурсов, производственных мощностей и т.п. Это уже следующий этап в развитии рыночных отношений – этап государственного и муниципального регулирования. Нам предстоит решить многие вопросы по разумному использованию объектов, подлежащих, конверсии и при этом совершить как можно меньше ошибок. В данной ситуации следует полнее изучить опыт стран с рыночной ориентацией.
Международные отношения в мире зародились в глубокой древности и прошли большой путь в поиске наиболее рациональных форм сотрудничества. Всем известно, что решение проблем устойчивого социально-экономического развития территорий в современных условиях немыслимо без широко развитой системы партнерских взаимоотношений: внутрирегиональных, межрегиональных и международных. Поэтому партнерские связи всех видов становятся мощным нематериальным фактором социально-экономического развития. Мировая практика доказывает, что города и регионы с развитыми партнерскими связями имеют более высокие показатели роста и более устойчивы в кризисных ситуациях.

Ж. Делор, возглавляющий Комиссию ЕС, сказал:
- Применительно к любой стране, большой или малой, беспрецедентное упоение суверенитетом, стремление отгородиться от партнеров таможнями, собственной валютой и иными барьерами в наши дни выглядит как безрассудный экономический нонсенс, неизбежно ведущий к проигрышу.
С момента перехода на принципиально новые условия хозяйствования и снятием "железного занавеса" в Калининградской области также начались позитивные демократические преобразования, и она стала открытой для международного сотрудничества. В городах области появилась возможность налаживания контактов с пограничными городами соседних стран. Сегодня наряду с развитием рыночной инфраструктуры, формируется новая система внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Так, например, для Балтийского городского округа традиционный интерес представляет соседняя Польша, в частности города Эльблонг и Крыница Морска, с которыми мы заключили двусторонние побратимские отношения. Наш общий интерес - это создание совместных предприятий, развитие курортно-рекреационной зоны, прямые торговые и туристические связи по Вислинскому заливу и Балтийской (Вислинской) косе. В первую очередь - это будущие международные туристические маршруты выходного дня как по суше, так и водные. Так как перед нами стоит задача развития российской части Балтийской косы, интересен также опыт развития курортно-рекреационной зоны на ее польской части в Крынице Морской. В зоне наших перспективных интересов находятся внешние связи с городами Фромборк, Гданьск, Гдыня, Сопот, Леба, Мальборк. Они несут выгоду для обеих сторон.

С целью развития мультимодальных транспортных коммуникаций, в частности морского паромного сообщения со Скандинавией, большой интерес для нас представляет город Карлскруна, с которым мы заключили договор о побратимских отношениях. В перспективе у нас есть желание заключить такие соглашения с Клайпедой и Нерингой. Одно только создание туристического маршрута "Янтарный путь" с широко развитой курортно-рекреационной и экскурсионной деятельностью по побережью от Гдыни до Лиепаи позволит получить взаимовыгодный экономический и социальный эффект для всех сторон. Развитие морского грузопассажирского линейного судоходства в порты Калининградской области позволит увеличить поступления в бюджеты всех уровней, развить курортно-рекреационную инфраструктуру, туристско-экскурсионную деятельность, грузовые перевозки. Следствием этого также станет развитие сферы производства, услуг и сельского хозяйства.

Динамика в развитии международных отношений весьма велика. Поэтому мы перешли от двусторонних соглашений к высшей форме трансграничного сотрудничества в виде еврорегионов. В европейском пространстве эта форма имеет широкое распространение и уже существует более шестидесяти еврорегионов, объединеных в ассоциацию. 22 февраля 1998 г. в древнем рыцарском замке города Мальборк (Польша) состоялось подписание соглашения о создании еврорегиона "Балтика", самого крупного в Европе и первого с участием российской стороны. В его состав вошли: от РФ - Ассоциация муниципальных образований Калининградской области; от Республики Польша - Ассоциация гмин Республики Польша, Эльблонгское, Гданьское, Ольштынское, Слупское воеводства (сегодня это Варминско-Мазурское и Поморское воеводства); от Швеции - Ассоциация местных властей лена Круноберг, Ассоциация местных властей лена Блекинге, Региональный Совет лена Кальмар; от Латвии - город и регион Лиепая; от Литвы - Клайпедский округ; от Дании - амт Борнхольм.

Для малых городов Калининградской области в условиях, когда необходимо выработать экономическую политику в новых условиях хозяйствования и разработать стратегические планы развития муниципальных образований, участие в еврорегионе "Балтика" жизненно важно. Не обладая собственной научной базой, они будут иметь возможность использовать интеллектуальный потенциал более крупных городов еврорегиона. Здесь намечается процесс кооперации и разделения сфер деятельности между субъектами.

Важнейшей целью балтийского сотрудничества является социально-экономическое выравнивание сторон, постоянное повышение уровня жизни и улучшение условий труда жителей еврорегиона "Балтика" с продуманным использованием прибрежной зоны моря и ландшафта соседних районов. Эти проблемы должно решить пространственное планирование. Как и рыночная экономика, пространственное планирование является совершенно новым направлением в местном самоуправлении стран бывшего социалистического лагеря. Потребуется немало времени на его изучение. Этот термин требует пояснения, он вызовет еще немало дискуссий.

Пространство - это форма сосуществования множества материальных объектов и процессов. Между ними установлены отношения, сходные по своей структуре с обычными пространственными отношениями, характеризующимися структурностью и протяженностью материальных систем. Пространство и время имеют объективный характер, они неразрывно связаны друг с другом и бесконечны. Время - форма и последовательность смены состояния объектов и процессов характеризуются длительностью их бытия. Универсальное свойство времени - длительность, неповторяемость, необратимость. Планирование же по своей сути – это предвидение, или его можно понимать как предвосхищение будущего. Отсюда пространственное планирование — это мысленное предвосхищение некоего нового порядка как меры, которая должна вести к этому порядку. Соответственно этому пространственное планирование означает проект организации некоего пространства и определение в нем неких политических мер. Оно пытается, исходя из данных определенного пространства, осуществить в нем оптимальное распределение сфер человеческой деятельности. Поэтому оно охватывает все секторы хозяйства и общества. Достижение такого порядка является задачей государства с опорой на региональное и местное самоуправление.

Государственные границы стран по своей сути являлись той чертой, за которой для планировщиков стояла неизвестность. Переход России на новые условия хозяйствования – социально-рыночную экономику и расширяющийся процесс демократизации позволяют нам сегодня начать работу по пространственному планированию развития приграничных регионов с учетом развития соседних стран.

В ходе конференции министров по делам пространственного планирования и развития стран Балтийского моря в Стокгольме в октябре 1996 г. были приняты три важных документа в области пространственного планирования:

  • — Стокгольмская декларация о политике устойчивого пространственного развития в регионе Балтийского моря. Этой декларацией определены действия, которые будут предприниматься для поддержки и разработки региональных программ. Кроме того, благодаря новой инициативе ЕС "INTRRREG II C - Пространственное планирование" открылись большие возможности устойчивого развития для стран переходной экономики.
  • — От видения картины будущего - к действию. Этот документ содержит самые главные совместные проекты, касающиеся сети городов, транспортных осей.
  • — Общие рекомендации для пространственного планирования в прибрежной зоне региона Балтийского моря. Использование этого документа даст прибрежным районам внести свой вклад в процесс устойчивого развития экономики и окружающей среды.

Роль пространственного планирования в рамках еврорегиона "Балтика" состоит в поддержке долгосрочного (устойчивого) скоординированного социально-экономического развития сторон-участников с одновременным предотвращением его вредного влияния на окружающую среду. Целью планирования является обеспечение эффективного использования имеющегося в распоряжении пространства, а также социально-экономического выравнивания сторон-участников еврорегиона, и в то же время сохранение и разумное использование природных и культурных ресурсов. Оно предпринимается для создания более рациональной территориальной организации методов землепользования и для сохранения связей между ними, чтобы сбалансировать требования социально-экономического развития и последующего за этим повышения жизненного уровня людей с необходимостью сохранить окружающую среду. Большинство планов носит стратегический характер. Они должны отражать перспективное видение и стратегии пространственного развития данного региона. Это поможет будущим инвесторам принимать правильные решения, так как они будут снабжены информацией о наиболее желательных формах осуществления хозяйственной деятельности в данном регионе. В этом смысле особая роль принадлежит демократическим политическим процессам.

Пространственное планирование требует многостороннего подхода, охватывающего все сферы обеспечения жизнедеятельности населения. Существенным элементом национальной системы пространственного планирования является участие органов местного самоуправления в процессе создания планов, а также в их выполнении органами государственной, региональной и местных властей. Пространственное планирование основывается на методах, широко используемых в различных государствах. Оно должно влиять на будущее распределение деятельности в пространстве.

Пространственное планирование в еврорегионе "Балтика" выполняет по крайней мере четыре главных функции, а именно:

  • > координирует социально-экономическое развитие Калининградской области в составе еврорегиона с задачей обеспечения умелого использования природных и культурных ресурсов и содействия созданию рациональной системы городского расселения, а также инфраструктурной сети;
  • > совершенствует благоприятные возможности и потенциал сторон участников в процессах их социально-экономического выравнивания, а затем развития;
  • > координирует влияние секторальных политик на пространство для усиления социально-экономического развития и обеспечения сплоченности всего региона на основе равенства и взаимной выгоды;
  • > способствует уменьшению нежелательных различий между сторонами-участниками и обеспечению их гражданам равноценных условий жизни.

В рамках созданного год назад еврорегиона "Балтика" начата работа по формированию его организационной структуры. За выборами Совета и Президиума последовало создание первых трех рабочих групп. Это группа регионального развития и пространственного планирования, социальная группа, группа охраны окружающей среды. Первая группа является основополагающей, т.к. несет на себе рассмотрение вопросов планирования во всех сферах жизнедеятельности участников еврорегиона. В своей работе группа будет опираться на законодательные и нормативные акты своих государств, установки указанных документов.
На состоявшейся в Клайпеде рабочей встрече группы пространственного планирования были рассмотрены его принципы на государственном, региональном и локальном уровне в Швеции, Польше, Литве. Очередной задачей является создание постоянно действующей организационной структуры управляющей группы по делам пространственного планирования, которая положит начало этому новому направлению. В рамках местного самоуправления в муниципалитетах предстоит создать отделы пространственного планирования, работающие на общую цель устойчивого социально-экономического развития еврорегиона "Балтика". В настоящее время создается Ассоциация пространственного планирования Калининградской области. В будущем потребуется создание Института пространственного планирования Калининградской области, который позволит подготовить квалифицированные кадры специалистов в этой области. Эта задача является новой по своей сути. Общая координация работы должна проводиться под управлением администрации области.

Цель работы международной группы по делам пространственного планирования - координация планов развития сторон и создание единого плана социально-экономического развития еврорегиона "Балтика". Цель - это идеальное мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Пространство еврорегиона как единый исторически сложившийся экономический район в состоянии превратиться в мощный регион международного уровня. В рамках программы VASAB 2010 это направление, связывающее Скандинавию со многими странами мира. Процесс становления рыночной экономики не развивается сам по себе. Он нуждается в проведении широкомасштабной и инфраструктурной опережающей работы. Наряду с этим требуется принятие мер по развитию ценных ландшафтных территорий и природных ресурсов, требуется сохранить их ради долгосрочного развития территориального пространства. Территориальные интересы и проблемы могут быть решены лишь при объединении усилий всех сторон. Группа пространственного планирования должна произвести сбор информации по широкому спектру вопросов, осуществить ее анализ и разработать экономическую политику, концепцию развития и затем стратегический план. Далее принять меры по их реализации. В итоге еврорегион "Балтика" будет представлять тесно переплетенную территорию, развивающуюся на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не жестокой конкуренции. Еврорегион "Балтика" будет пространством высочайшего экономического уровня развития национальной интеграции, улучшения условий охраны природы, уровня жизни его населения и др. Это будет пространство высочайшей динамики роста, несмотря на весьма низкий исходный уровень развития отдельных муниципальных образований. С целью ускорения работы и выполнения ее на высоком профессиональном уровне следует привлечь все возможности, предоставляемые ЕС. Разрозненные проекты в рамках программ VASAB 2010, INTERRREG II C, TACIS и другие следует скоординировать и направить на единую цель.

Предвосхищая результаты нашей плодотворной работы и развитие еврорегиона "Балтика" в будущем, можно только будет позавидовать его жителям, а сегодня это наши дети и внуки.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz