Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ВСТУПЛЕНИЕ ПОЛЬШИИ ЛИТВЫ в Европейское Сообщество
Артур Усанов
, заместитель директора фонда "Янтарь"

В 1998 г. начались официальные переговоры между Европейской Комиссией и польским правительством об условиях вступлении нашего ближайшего соседа в Европейский Союз (ЕС). Вступление в ЕС является также одной из главнейших политических и экономических целей руководства Литвы, и поэтому можно ожидать начала подобных переговоров о вступлении в ЕС Литвы уже через пару лет. Таким образом, через несколько лет может сложиться весьма неординарная ситуация, когда Калининградская область будет являться российским анклавом, окруженным государствами-членами ЕС. Вполне понятно, что подобная ситуация создает как дополнительные возможности, так и новые проблемы для экономики региона. Поэтому хотелось бы обратить внимание политиков, чиновников и деловых людей на экономические проблемы, возникающие для Калининградской области в связи с расширением ЕС, а также предложить некоторые шаги, реализация которых, на мой взгляд, могла бы способствовать быстрейшей ее экономики к предстоящим изменениям в соседних государствах.

Важность экономических взаимоотношений с Польшей и Литвой для Калининградской области практически ни у кого не вызывает сомнений. Они находятся в числе первых трех внешнеэкономических партнеров (наряду с Германией) области практически по любым показателям: объемам экспортно-импортных операций, числу зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и даже по объему вкладываемых в экономику региона инвестиций, если не учитывать в расчетах иностранные инвестиции из оффшорных зон, под маской которых часто скрываются российские деньги. В то же время значение этих связей гораздо более существенно для Калининградской области, чем для Литвы и тем более для Польши. Для обоих стран рынок Калининградской области представляет весьма небольшую величину в общем объеме внешнеторговой деятельности. Так для Литвы доля экспорта в Калининградскую область составляет не более 5% от общего объема экспорта (и 20% от экспорта в Россию). Для Польши эта величина значительно меньше. Для Калининграда импорт из Польши составил в 1997 г. всего 16 %.

Называются различные сроки вступления Польши в ЕС. Эксперты-оптимисты (в основном польские) называют 2002-2003 гг., более мрачно смотрящие на вещи западно-европейцы говорят о 2005-2007 гг. Очевидно, что вступление Литвы в ЕС займет еще более длительное время. Однако политиков и предпринимателей Калининградской области кажущаяся отдаленность данных событий не должна вводить в заблуждение. Для того, чтобы вступить в ЕС, от данных государств потребуется проведение серьезных и многочисленных изменений в экономической политике, законодательстве, таможенном регулировании и т.п. Предпринятые польской стороной в январе 1998 г. односторонние меры по изменению правил пересечения границы не явились неожиданностью для тех, кто знаком с происходящими в последние годы в Польше изменениями.
Если говорить более конкретно, то в конспективном виде можно указать следующие шаги, которые будут предприняты в ближайшее время правительствами Польши и Литвы в целях реализации требований ЕС, и которые будут иметь существенное влияние на ход экономических процессов в области:

  • · Приведение таможенных тарифов в соответствие с нормами ЕС. В настоящее время таможенный тариф в ЕС в целом ниже, чем в Польше и Литве.
  • · Расширение и развитие приграничной инфраструктуры на границах Польши и Литвы с Калининградской областью.
  • · Постепенное ужесточение правил пересечения границы (направленных на пресечение нелегальной иммиграции, контрабанды и т.п.) с последующей перспективой вступления в единое шенгенское пространство.
  • · Внедрение новых более строгих стандартов качества, защиты потребителей и окружающей среды, удовлетворяющих требованием ЕС.
  • · Повышение уровня менеджмента на польских и литовских предприятиях, лучший доступ к рынку капитала и, соответственно, повышение конкурентоспособности польских и литовских предприятий.
  • · Существенные инвестиции в инфраструктуру приграничных с Калининградской областью территорий Польши и Литвы за счет средств структурных фондов ЕС и правительственных источников.
  • · Постепенное повышение уровня заработной платы на польских и литовских предприятиях.
  • · Выделение существенных средств со стороны ЕС на поддержку польского и литовского продовольственного экспорта

Каковы же могут быть последствия указанных выше изменений и других шагов Польши и Литвы по вступлению в ЕС для Калининградской области? Основной проблемой для ее экономики является потенциальная опасность экономической изоляции. Ужесточение правил пересечения границы и введение в соседних государствах новых стандартов качества продукции существенно затруднят выход на рынок этих стран с любой продукцией, кроме сырья. Более того, более строгий пограничный и таможенный контроли нанесут серьезный удар по "челночному" бизнесу, который является существенной частью экономики области. Проблемы, возникшие у многих челноков и бизнесменов в январе 1998 г. при первом ужесточении правил пересечения границы польской стороной, являются хорошим примером, чем могут обернуться подобные изменения. В то же время оторванность области от России и возможный рост издержек в связи с транзитом товаров через территории Литвы и Польши (в том числе из-за принятия более строгих экологических норм) могут сделать нерентабельным организацию производства в области с целью выхода на рынок России.
Во-вторых, практически все проходящие изменения будут содействовать дальнейшему развитию экспорта польских и литовских товаров (особенно продовольственных) в область. Это, естественно, будет усиливать конкурентное давление на местные предприятия. В частности известно, что ЕС готов оплатить поставки литовского продовольствия в область в качестве гуманитарной помощи. Если в данный момент многие калининградские предприятия получили временную передышку в связи с девальвацией рубля, то в долгосрочном плане поддержание конкурентоспособности местных предприятий связано с повышением качества управления на этих предприятиях и обновлением технологий. Одним из основных путей решения этих проблем является приток иностранных инвестиций. Положительные результаты данного процесса хорошо видны на примере тех же Польши и Литвы. Однако на пути привлечения иностранных инвестиций в область помимо внутренних встают проблемы, возникающие в связи с процессом вступления Польши и Литвы в ЕС. Интеграция в ЕС и связанные с этим макроэкономическая стабильность, принятие законодательных норм ЕС, развитие инфраструктуры будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности этих стран. Уже в настоящее время эти государства значительно переигрывают Калининград в плане привлечения иностранных инвестиций, и в дальнейшем подобный отрыв будет только нарастать. Несмотря на наличие действующего федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", ее инвестиционный рейтинг по данным журнала "Эксперт" в течение последних двух лет неуклонно снижается. Пожалуй единственным шансом для Калининградской области привлечь существенные инвестиции остается возможность выступить в качестве стартовой площадки для иностранных фирм, намеревающихся работать на российском рынке, используя при этом все возможности, предоставляемые законом об ОЭЗ.

Положительные моменты для области от вступления Польши и Литвы в ЕС, на мой взгляд, связаны с хорошо налаженными контактами между калининградскими предпринимателями и их коллегами в Польше и Литве и самим фактом соседства со странами, которые станут частью рынка ЕС. Развитие указанных контактов в процессе их интеграции в ЕС может дать существенный толчок экономике области в плане переноса новых технологий, методов управления, создания совместных производств на территории области в связи с ростом издержек в самой Польше и Литве.
В целом можно отметить, что грядущее вступление Польши и Литвы в ЕС может создать существенные проблемы для Калининградской области. Для разрешения возникающих проблем потребуется реализация целого комплекса мер. Предлагаемые меры можно разбить на две основные группы. Первая группа направлена на сведение к минимуму препятствий на пути развития экономической кооперации между Калининградской областью с одной стороны, и странами ЕС, Польшей и Литвой с другой стороны. Вторая группа нацелена на повышение конкурентоспособности местной экономики.

К первой группе можно отнести следующие предложения:

· Создание российско-европейской зоны свободной торговли (свободной экономической зоны). Данная идея была выдвинута директором Фонда "Янтарь" А. Игнатьевым в 1997 г. Суть предложения состоит в подписании договора между РФ и ЕС, по которому товары, произведенные в Калининградской области могли бы беспошлинно продаваться на рынках стран-членов ЕС. В настоящее время нельзя ожидать того, что значительная часть калининградских товаропроизводителей готова воспользоваться предполагаемой льготой. Однако создание подобной зоны могло бы привлечь крупные российские предприятия, экспортирующих свою продукцию в ЕС с целью организации определенных стадий технологического процесса в регионе.

· Либерализация порядка происхождения товаров из Особой экономической зоны. Здесь необходима максимальная либерализация данного порядка в рамках, допускаемых законом об ОЭЗ. В противном случае, как показывает опыт почти трех лет, прошедших с момента принятия закона, тяжело надеяться на привлечение мало-мальски серьезных инвестиций в условиях конкуренции со стороны польских, литовских и белорусских свободных экономических зон.

· Разрешение безвизового посещения Калининградской области туристами и бизнесменами, прибывающими на короткое время. Данное положение имеется в Федеральной программе развития ОЭЗ, однако до сих пор не реализовано. Положительное решение данного вопроса могло бы способствовать притоку иностранных туристов и бизнесменов в область, в т.ч. дать возможность организации безналоговых шоп-туров для иностранных туристов в область.

Выдвигаемая рядом экспертов о создании в Калининградской области полностью безвизовой зоны в настоящий момент вряд ли реализуемо в политическом плане.

· Упрощение таможенных процедур (возможно, на основе норм ЕС).

· Расширение в Калининграде сети консульств стран-членов ЕС. Оформление шенгенских виз непосредственно в Калининграде могло бы существенно снизить время и затраты, связанные с их получением, что в свою очередь дало бы толчок развитию контактов со странами ЕС.
Меры, направленные на повышение конкурентоспособности калининградских предприятий, могут самыми различными. Здесь следовало бы остановиться только на тех, которые непосредственно связаны с развитием отношений с ЕС.

· Введение взимания импортного НДС на все ввозимые в область товары. Данный шаг потребует изменения закона об ОЭЗ в отношении взимания НДС и приведет к увеличению цен на импортируемые товары, однако он необходим с целью выравнивания налоговых условий для местных товаров, произведенных в области, и импортируемых товаров. В случае принятия данного шага отпадет необходимость введения квот на импортируемые товары, что послужит стабилизации условий деятельности в ОЭЗ.

· Распространение принципов финансирования программы Phare на Калининградскую область (предложение С. Дюара - ирландского эксперта, работающего в Калининграде). Как известно, ЕС оказывает техническое содействие странам СНГ и Монголии по так называемой программе Tacis. Для стран Центральной и Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, государств Балтии) существует аналогичная программа Phare. Различие между этими двумя программами прежде всего заключается в объеме выделяемых каждой стране финансовых ресурсов из расчета на душу населения (в программе Phare он значительно выше, чем в программе Tacis), а также в возможности использования части выделяемых ЕС средств не только на оплату экспертов, но и на инвестиции, прежде всего для малого бизнеса и на инфраструктурные проекты. Принятие такого решения позволило бы содействовать существенному повышению инвестиционной привлекательности области и дать толчок развитию малого бизнеса. В частности оно способствовало бы реализации следующих проектов технического содействия, которые могли бы быть полезны для развития экономики области:

  • · обучение менеджеров предприятий в сферах антикризисного управления, обеспечения качества, английского языка, маркетинга;
  • · создание центров сертификации продукции в соответствии с требованиями международных стандартов (ISO 9000) и стандартов ЕС.

В заключение хотелось бы надеяться, что расширение ЕС создаст определенные возможности для значительной модернизации и повышения уровня развития экономики региона. Однако для того, чтобы выгоды Калининградской области от расширения ЕС стали реальностью, потребуется серьезная работа как от администрации области, правительства РФ, так и от самих предпринимателей, которые должны понимать и учитывать в своих планах как возможности создаваемые данным процессом, так и его негативные стороны.

Данная статья подготовлена по результатам работы по проекту Bistro BIS/98/010/010, выполненного фондом "Янтарь" и финской консультационной компанией "Wiseteam Oy".

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz