Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЛОЦМАНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Ирина Голованова
, член Калининградской областной коллегии адвокатов, юрист Автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Калининграда"

В апреле 1999 г. Государственной думой России утвержден в третьем чтении проект Кодекса торгового мореплавания России. Безусловно, принятие данного документа является серьезным шагом на пути развития одной из отраслей российского законодательства - морского права, поскольку применяемый в настоящее время в России КТМ СССР 1968 г. безнадежно устарел и не учитывает тех изменений в экономическом и политическом развитии страны, которые произошли в последние годы. КТМ СССР 1968 г. построен на принципах государственной собственности на морские суда, порты и пр., и государственного регулирования деятельности портов и судовладельческих компаний. В настоящее время, когда почти все морские торговые и рыбные порты России, а также практически все судовладельческие предприятия уже приватизированы, либо находятся в стадии приватизации, когда принят новый Гражданский кодекс РФ и ряд других нормативных актов, направленных на развитие рыночных отношений, эти принципы утратили свое значение и более того, в определенной мере противоречат действующему законодательству РФ.


В связи с чем довольно странной выглядит норма нового Кодекса торгового мореплавания, изложенная в п. 2 ст. 87, касающаяся организации и деятельности лоцманских служб в портах, которая предложена депутатом Государственной думы Ждакаевым И.А., и гласит следующее:
- Морские лоцманы являются работниками лоцманской службы государственных организаций.
Негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определенных постановлением правительства РФ и требований, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами РФ.

Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственными организациями по лоцманской проводке судов, устанавливает правительство РФ".

Данное предложение прежде всего вынуждает к тому, чтобы полностью изменить сложившийся на сегодняшний день порядок создания и деятельности организаций, осуществляющих лоцманское обслуживание судов в портах, и существующую практику этого обслуживания.

Прежде всего, что подразумевает собой формулировка "государственные организации"? Основным нормативным актом, регулирующим создание и деятельность юридических лиц, основанных на государственной собственности, в настоящее время является ГК РФ. И если уж быть точным, то Гражданский кодекс не содержит такой формулировки, как "государственная организация" или "негосударственная организация".

Совершенно неконкретно и необоснованно изложено в статье 87 КТМ РФ положение о том, что "негосударственные организации по лоцманской проводке судов создаются с учетом особенностей, определенных постановлением правительства РФ и требований, установленных настоящим кодексом и иными правовыми актами РФ". Какие особенности и какие требования имеет ввиду автор проекта, и чем продиктована необходимость озадачивать правительство РФ определением этих "особенностей" создания "негосударственных организаций лоцманов" либо перечня портов, в которых они могут создаваться?

Полагаю, что при решении вопроса о принятии КТМ РФ в части организации деятельности лоцманских служб необходимо учитывать следующие обстоятельства:

  • - во-первых, при приватизации портов и в первые годы после нее лоцманские службы, как правило, по инициативе трудовых коллективов были выделены в самостоятельные организации и зарегистрированы в различных формах (ООО, ТОО, ЗАО, а позднее - в форме автономных некоммерческих организаций). Правильность и законность создания таких организаций подтверждаются нормами Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", действовавшего до принятия ГК РФ, нормами Гражданского кодекса РФ. В частности, ст. 1,2, 18, 48, 49, 50 ГК РФ предусматривают права участников гражданско-правовых отношений на создание юридических лиц и осуществление ими любых видов деятельности, не запрещенных законодательством. Отсюда вытекает, что лоцманы любого порта имели полное право принять решение о создании своих лоцманских организаций и зарегистрировать их в установленном порядке. И эти службы были созданы практически во всех портах России, в частности, в Мурманском, Архангельском, Калининградском, Санкт-Петербургском, Новороссийском и др.;
  • - во-вторых, право на осуществление деятельности по лоцманской проводке судов все действующие в настоящее время лоцманские организации получили прежде всего на основании лицензий, выданных им в соответствии с постановлением правительства РФ от 23.08.1993 г. N№ 840 "О лицензировании перевозочной, транспортно-экспедиторской, брокерской и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на морском и внутреннем водном транспорте РФ", постановлением правительства РФ от 24.12.1994 г. N№ 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности", а с сентября 1998 г. - в соответствии с федеральным Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 25 сентября 1998 г. Согласно вышеуказанным нормативным актам лицензированию подлежит осуществляемая на коммерческой основе на морском транспорте проводка судов лоцманами и береговыми службами управления движением судов; при этом в вышеназванных документах прямо указано, что лицензированию подлежит деятельность юридических лиц, независимо от форм их собственности, организационно-правовых форм и подчиненности...

Правомерность осуществления данного вида деятельности лоцманскими организациями различных организационно-правовых форм подтверждена в настоящее время и судебной практикой. В частности, в 1995 г. имела место попытка признать недействительной регистрацию лоцманской службы - Общества с ограниченной ответственностью "Общество морских лоцманов Калининграда". Основным аргументом истца по данному делу являлась ссылка на нормы КТМ СССР и Положения о государственных морских лоцманах, в которых указывается, что "проводка судов...осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами". Иск государственного Калининградского морского рыбного порта о признании недействительной регистрации такой лоцманской службы не был удовлетворен. Арбитражным судом вынесено решение о правомерности создания ООО "Общество морских лоцманов Калининграда" и соответствии законодательству его организационно-правовой формы. Решение обжаловалось вплоть до Высшего арбитражного суда. Постановлением Президиума ВАС РФ от 9 января 1997 г. данное решение оставлено без изменения по тем основаниям, что законодательство РФ связывает осуществление данного вида деятельности на коммерческой основе только с наличием соответствующей лицензии.

Все существующие организации, выполняющие лоцманскую проводку судов, независимо от организационно-правовой формы (в настоящее время практически все они - некоммерческие организации), платят налоги в тех же объемах, что должны были бы платить предприятия, основанные на государственной собственности и осуществляющие лоцманскую проводку судов. В своей деятельности лоцманские организации руководствуются законодательством РФ и плату за свои услуги устанавливают исключительно на основании "Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ", утвержденных Министерством экономики РФ по согласованию с Минтрансом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что деятельность лоцманских организаций представляет собой часть услуг портов, относимых законодательством РФ к сфере деятельности субъектов естественных монополий (ст. 4 Закона РФ "О естественных монополиях"). И если ранее, т.е. до приватизации портов, расходование средств, поступивших от лоцманских сборов, направлялось на нужды всего порта в целом, то в настоящее время лоцманский сбор используется исключительно для содержания лоцманской службы, что соответствует сложившемуся порядку использования портовых сборов морских администраций портов, установленному Минтрансом РФ.

Таким образом, с одной стороны, порты имеют на сегодняшний день независимые самостоятельные лоцманские организации, которые финансируются за счет собственных средств, действуют взаимосвязано со службами Морских администраций портов (управлением движением судов, диспетчерской службой, капитаном порта и пр.), поскольку иначе просто невозможно организовать их работу. С другой стороны, лоцманские организации осуществляют свою деятельность под строгим контролем государства, поскольку, именно оно создает систему органов, которые осуществляют надзор за безопасностью мореплавания, к чему, безусловно, имеют отношение лоцманские службы, издает нормативные акты, регулирующие деятельность лоцманов, определяющие ставки лоцманских сборов. Исключительно под контролем Морских администраций портов - учреждений, созданных Министерством транспорта РФ, определяются районы обязательной лоцманской проводки судов, выдаются сертификаты лоцманам.

Чем же будет отличаться от деятельности ныне существующих лоцманских служб деятельность вновь созданных государственных организаций? Какова цель таких преобразований? Судя по всему, этот вопрос автором предложения, внесенного в КТМ, не исследовался. Но понять его не трудно, если учитывать, что моратория на приватизацию, а следовательно, на передел собственности таких организаций нет и, естественно, всегда найдутся лица, заинтересованные в этом переделе.

Имеет ли смысл и целесообразно ли в настоящее время вновь создавать лоцманские службы в портах как государственные организации? Есть ли необходимость в том, чтобы ломать хорошо организованную, действующую в соответствии с требованиями законодательства и морской практики систему организации оказания лоцманских услуг?

На примере лоцманских служб Санкт-Петербурга, Калининграда и др. можно наблюдать следующее: потребовалось около 4-5 лет их деятельности для того, чтобы наладить профессиональную подготовку лоцманов, обеспечить их спасательными средствами, единой формой, средствами радиосвязи, транспортными средствами, включая суда для доставки лоцманов. Результаты этой работы налицо: исключены простои судов и случаи аварий по вине лоцманов, работа служб четко организована и осуществляется под контролем капитанов портов и МАП. Профессионалам известно, что стать лоцманом можно только тогда, когда за плечами долгие годы морской практики, месяцы стажировки в районе лоцманской проводки и годы профессионального совершенствования своего мастерства от должности просто лоцмана до лоцмана открытого моря. И общеизвестно, что никакой даже самый точный прибор не в состоянии заменить интуицию, высокий профессионализм специалиста.

Сейчас в России создана и действует общественная организация - Ассоциация морских лоцманов России, членами которой являются более 400 человек. Это люди, которые создали новые отношения, сумели выжить в условиях рынка и кризисов. Ломать организацию их работы - это значит заставить их опять идти по новому пути, вновь перестраиваться. Поэтому представляется, что необходимость таких реорганизаций авторы проекта нового КТМ вряд ли смогут доказать.
Есть и другая сторона в данном вопросе. Если создавать государственные лоцманские службы, то следует задуматься, возможно ли решить в настоящее время вопросы их первоначального финансирования и материального обеспечения. В состоянии ли сейчас государство обеспечить надлежащую профессиональную подготовку лоцмана, техническое оснащение лоцманской службы, приобрести современные суда, радиостанции и пр.? КТМ СССР и Положение о государственных морских лоцманах предусматривали, что лоцманские службы должны содержаться за счет средств морских портов (гидробаз). За чей счет предлагается содержать вновь созданные службы, если порты приватизированы? Следовало бы подумать и над следующими вопросами: 1) имеются ли законные основания для ликвидации существующих лоцманских организаций и каким будет процесс этой ликвидации? 2) законным ли будет с точки зрения трудовых прав граждан "добровольно-принудительный" перевод лоцманов в эти вновь созданные государственные организации? С точки зрения закона у них есть все права отказаться от такого перевода. В таком случае, кто будет обеспечивать безопасность мореплавания в государственных организациях?

Было бы понятно стремление законодателя проводить какие-либо преобразования в той или иной сфере хозяйственной деятельности, если бы этого требовали интересы дела или государства. В данной ситуации факты говорят за то, что такая потребность отсутствует, и утверждение КТМ РФ, в частности ст. 87, в редакции, предложенной Государственной думой РФ, есть ничто иное, как шаг назад.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz