Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

КРИЛЬ - ПРОДУКТ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ
Антарктический криль: 4 000 000 тонн - последний свободный ресурс

Литвинов Ф.Ф., Сундаков А.З., Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО)

За четыре года, прошедшие со времени предыдущей публикации “Морской индустрии” по антарктическому крилю (N№1, 1999, стр. 30-31), изменилось многое:

  • Состоялась международная экспедиция по оценке запасов криля в Атлантической части Антарктики (АЧА, промысловый район 48).
  • Предохранительный предел вылова криля повысили с 1,5 млн. т до 4 млн.т.
  • Усилилась степень эксплуатации традиционных видов в большинстве промысловых районов. На этом фоне возможный вылов криля в 4 000 000 т остается последним свободным ресурсом океанического рыболовства. Но свободным он, видимо, останется недолго.

Публикуемый ниже краткий обзор составлен на основе последних данных, которые были доступны к декабрю 2003 г.

Промысел
Исторически промышленную эксплуатацию криля начали российские рыбаки, основываясь на данных, полученных российскими же учеными.

Началом мирового промысла криля можно считать научно-поисковый рейс РТ “Муксун”, принадлежавшего АтлантНИРО (в то время БалтНИРО) с 15 октября 1961 по 31 марта 1962 г. В этом рейсе были выловлены три первые тонны криля и собраны данные для поиска и облова скоплений, разработки орудий лова и приготовления продукции из криля.

В дальнейшем в 60-70 гг. исследовательскими, принадлежащими ВНИРО, АтлантНИРО и ЮгНИРО, и промысловыми судами было подтверждено существование стабильных скоплений криля, определены примерные места их образования. Была доказана принципиальная возможность добычи криля и намечены в общих чертах пути создания специальных орудий лова. До распада СССР на долю советских судов приходилась основная часть вылова криля. После распада Союза Россия прекратила промысел. В 2000 г. возобновила его Украина, сейчас она входит в группу лидеров (Рис. 1).

Япония начала экспериментальный промысел криля лишь в 1972 г. Другие страны - еще позднее. С конца 80-х мировой промысел криля (кроме СССР) находился примерно на одном уровне, около 100 000 т в год. В последние годы наблюдается некоторое увеличение вылова.

В промысловый сезон с декабря 2001 по ноябрь 2002 г. было выловлено 125 987 т криля. Промысел вели Япония (40%), Украина (25%), Польша (13%), Корея (11%) и США (10%). Общий вылов последнего сезона - с декабря 2002 по ноябрь 2003 г. - предположительно будет также около 125 000 т. По предварительным данным, при вылове 110 334 т доля Японии составляет 50%, Кореи 17%, Украины 16%, Польши и США по 8%.

Помысел традиционно ведется в трех подрайонах: 48.1, 48.2 и 48.3 (Рис. 2, 3). Крупный криль высшего качества облавливался в подрайонах 48.1 и 48.2, но здесь промысел ограничен ледовыми условиями в зимний период (с мая-июня по октябрь-ноябрь). Криль в подрайоне 48.3 более мелкий, но район круглый год свободен ото льда. Таким образом, в Атлантической части Антарктики возможен круглогодичный промысел криля при сезонной смене подрайонов.

Ресурсы и их регулирование
В 1981 г. было выполнено первое международное исследование с целью оценки биомассы криля и возможности его промыслового изъятия (FIBEX). На основании полученных данных уровень предохранительного вылова криля был определен в 1,5 млн. т. В начале 2000 г. под руководством Антарктической Комиссии было выполнено второе исследование (CCAMLR-2000), в котором участвовали суда четырех стран: “Атлантида” (Россия), “Джеймс Кларк Росс” (Великобритания), “Кайо Мару” (Япония) и “Южморгеология” (США).

Исследованиями была охвачена основная часть моря Скотия и 4 промысловых подрайона в западной части АЧА:
48.1 – Южные Шетландские острова;
48.2 – Южные Оркнейские острова;
48.3 – о. Южная Георгия
48.4 – Южные Сандвичевы острова.

На долю российского судна “Атлантида”, принадлежащего АтлантНИРО, пришлась самая удаленная часть района исследований: подрайон 48.4 (Южные Сандвичевы острова). В результате выполненных исследований была определена величина биомассы криля в 44.3 млн. т. На этом основании установили предел предохранительного вылова и мера по сохранению этого ресурса 51-01, основные положения которой формулируются следующим образом:

  1. Общий вылов Euphausia superba в Статистическом районе 48 в любой промысловый сезон ограничивается 4.0 млн. т.
  2. Далее общий вылов разбивается по статистическим подрайонам следующими образом:
    Подрайон 48.1 – 1.008 млн. т;
    Подрайон 48.2 – 1.104 млн. т;
    Подрайон 48.3 – 1.056 млн. т;
    Подрайон 48.4 – 0.832 млн. т.
  3. Предохранительные ограничения на вылов, которые будут утверждены Комиссией на основе рекомендаций Научного комитета, применяются к более мелким единицам управления, или на иной рекомендуемой Научным комитетом основе в случае, если общий вылов в Статистическом районе 48 в каком-либо промысловом сезоне превысит 620 000 т.
  4. Настоящая мера регулярно пересматривается Комиссией с учетом рекомендаций Научного комитета.
  5. Промысловый сезон начинается 1 декабря и заканчивается 30 ноября следующего года.

Использование крилевого сырья
Сегодня в мире насчитывается 376 патентов на получение продукции из криля, что говорит о большом интересе к этому ресурсу и возможностях его расширенного использования. Эксперты Антком выделяют следующие тенденции в развитии крилевых технологий:

  • В последнее время развитие пищевых технологий и продуктов начало уступать первенство технологиям кормовых продуктов для аквакультуры, а также фармацевтики и медицины.
  • Разработаны новые методы рыболовства, способствующие получению новых продуктов из криля: гидролизатов.

В АтлантНИРО выполнены детальные разработки в отношении производства и хранения крилевого фарша, улучшения его технохимических свойств, выпуска консервов из криля, производство крилевой муки и ее использования в сельском хозяйстве, получения белковых изолятов криля.

И вот как используют это сырье иностранцы
В Японии 34% выловленного криля идет на заморозку, 11% на приготовление варено-мороженной продукции, 23% на приготовление очищенного крилевого мяса, а 32% - на приготовление крилевой муки. Выход продукции составляет 80-90% для свежемороженого и варено-мороженного криля, 8-17% для очищенного крилевого мяса и 10-15% для крилевой муки. В прежние годы из очищенного крилевого мяса готовили консервы, сейчас в основном мороженые блоки. Свежемороженый криль используется в основном как наживка или приманка в спортивном рыболовстве. Часть криля идет на сухую заморозку и используется как корм для аквариумных рыб. Около 20% свежемороженого криля используется в качестве корма для аквакультуры, и почти 100% крилевой муки идет на эти же цели. Криль для аквакультуры представляет важный источник протеинов, энергии и каротиноидов. Было отмечено, что лосось, выращенный с использованием криля, обладает повышенными вкусовыми качествами, причем в его мясе не происходит накапливания соединений фтора из панцирей криля.

В Польше разработана технология получения из криля пищевых добавок, придающим блюдам желательный цвет, вкус и запах. Неразделанный криль заливается водой и подогревается. Гидролизат центрифугируют для удаления панцирей, а осадок переводят в коагулят. Конечный продукт содержит мало соединений фтора (менее 29 мг/кг), 18-22% протеина, менее 7% жира, и высокий уровень каротиноидных пигментов, придающих продукту розово-красную окраску.

Замороженный сушеный концентрат, приготовленный из очищенных крилевых шеек, используется как пищевая добавка с массой полезных свойств. Согласно рекламе одной испанской компании, он обладает исключительным восстанавливающим влиянием на организм человека, его применение рекомендуется при беременности, кормлении детей, послеоперационных процессах, для предотвращения раковых заболеваний, радиотерапии, химиотерапии, синдромах иммунодефицита, остеопорозе и т.д. Рекомендуемая доза - 5 г/день, при этом отмечается полное отсутствие побочных эффектов и полная безопасность применения препарата даже в повышенных дозах.

Концентрат из антарктического криля производится в виде хлопьев или гранул разного размера, имеет оттенок мяса лосося и превосходный вкус креветки. Используется в приготовлении супов, соусов, пирогов, овощей, рыбных и рисовых блюд и т.д.

Канадская фирма Биозим разработала новую технологию получения гидролизатов из криля при помощи его собственных ферментов, процесс не требует очистки крилевого сырья перед обработкой. Конечный продукт поставляется на рынок в жидком, концентрированном, сушеном или мороженом виде. Применяются крилевые гидролизаты в животноводстве и аквакультуре.
Большим спросом пользуется крилевая паста. При ее приготовлении важным моментом является снижение уровня соединений фтора, от 250 мг/г примерно в 10 раз. Для этого применяют предварительную очистку сырья и последующую промывку водой и органическими кислотами.
Выход хитина и хитозана от сухого веса крилевого сырья составляет от 2,4 до 2,7%. Эти соединения широко применяются в промышленности.

Криль является важным источником полиненасыщенных жирных кислот, причем, для их получения можно использовать даже отходы обработки криля. Эти липиды более устойчивы и содержат больше каротиноидных пигментов, чем рыбная мука. Для сохранения липидов в крилевом сырье рекомендуется выполнять быструю глубокую заморозку.

В антарктическом криле содержится много очень эффективных гидролитических ферментов. Все они сконцентрированы в пищеварительной железе, которая расположена в цефалотораксе криля. Поскольку различные ферменты находятся в одном месте, существует механизм защиты от их взаимного воздействия. Такое свойство является довольно редким в природе и высоко ценится. Эти ферменты находят применение в медицине при удалении омертвевших тканей. Пищеварительные протеиназы криля используются при лечении ишиаса для ослабления давления позвоночного диска на воспаленные корешки нервов.

Перспективы Российского промысла антарктического криля
Исходя из оценки запасов, ОДУ и достаточно длительного международного промыслового опыта можно предположить, что годовая добыча в 1,5-2 млн. т, в том числе 1-1,5 млн.т в АЧА, с точки зрения технических возможностей промысла и требований по сохранению живых морских ресурсов, вполне реальна. Более того, совершенно ясно, что в ближайшее десятилетие в первую очередь из-за роста населения и сокращения запасов основных промысловых видов в ближних районах рыболовства, этот рубеж будет преодолен.

Основные моменты, до сих пор препятствующие существенному увеличению вылова хорошо известны:

  1. Технологические проблемы.
  2. Проблемы, связанные с удаленностью района от возможных основных рынков сбыта продукции и баз (портов) снабжения, в первую очередь топливом.
  3. Международно-правовые проблемы и проблемы экологии.

Способы решения этих проблем:

  1. Необходимо создать как достаточно дешевые методы избавления от панциря, так и улучшать вкусовые качества пищевой продукции и качество муки. Кроме того, нужно четко разобраться с реальными возможностями (и потребностями рынка) по изготовлению медицинской, фармацевтической и другой подобной продукции.
    В принципе, существуют два пути решения технологических проблем такого типа - создание дорогой продукции высокого качества и создание дешевой массовой пищевой продукции среднего качества. Учитывая потребности и возможности огромного количества населения в наиболее близко расположенных странах Азии, Африки и Латинской Америки, наиболее приемлем второй путь с одновременным производством дорогостоящей медицинской, фармацевтической и другой подобной продукции.
  2. Интересам отечественного и мирового рыболовства соответствовало бы образование свободных экономических зон в ряде портов, наиболее близко расположенных к районам промысла криля, где можно проводить все работы, связанные с бункеровкой, снабжением и ремонтом судов. В первую очередь в ближайших портах Южной Америки (Ушуайя, Аргентина и Пунта-Аренас, Чили) или на Фолклендских островах.
    А пока наиболее приемлемые порты бункеровки и снабжения - Монтевидео и Кейптаун.
    Кстати, по этой же причине промысел криля должны вести крупнотоннажные суда с достаточно большими емкостями под продукцию и топливо, или среднетоннажные суда, сопровождаемые плавбазами.
  3. Необходимо постоянно укреплять позиции России в Антарктической Комиссии, которая определяет политику в отношении промысла в конвенционной зоне. В настоящее время благодаря работе российских ученых эти позиции достаточно сильны, ряд важных решений Антком принимается с учетом научных данных, представляемых специалистами АтлантНИРО и других российских региональных институтов.

Типы судов для облова криля:

  1. В прошлом использовались крупнотоннажные разных типов - БМРТ, РТМ, ППР, БАТМ, БАТ, РКТС, среднетоннажные - СТРА с плавбазами. Лучшие финансовые показатели были у судов спецпостройки - РКТС и нескольких переоборудованных под выпуск консервов (или просто крилевого мяса) БМРТ и БАТМ. Всего у СССР одновременно было 12-15 специализированных судов, в том числе 8-9 РКТС. Большинство из них базировались в Крыму и достались Украине. Из 2 калининградских судов БМРТ “Сапфир” вышел из строя по старости, а БАТМ “Кошевой” за копейки был продан литовцам. Судьба одного РКТС с Дальнего Востока авторам неизвестна.
  2. Сейчас для промысла криля целесообразно использовать только или крупнотоннажные суда масштаба РКТС, ППР, РТМКС или среднетоннажные типа СТРА, совместно с крупными плавбазами (8-12 добывающих судов на одну плавбазу). Все крупнотоннажные суда и плавбазы обязательно должны выпускать консервы из криля, крилевое мясо, много высококачественной муки плюс “редкие” виды дорогостоящей продукции.

В свете изложенного ясно, что в России в настоящее время нет судов, которые без больших предварительных затрат можно было бы успешно применять на криле. Их предстоит купить или построить заново, в России или за рубежом. Кстати, на Украине пригодны для работы на криле только единичные траулеры.

С учетом требований рынка, целесообразно максимально возможный период вести промысел на юге моря Скотия (подрайоны 48.1 и 48.2). Переводить флот в экономическую зону о. Ю.Георгия следует только при неудовлетворительной промысловой или ледовой ситуации.

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz