Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

SEBTRANS-LINK — МОДЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СООБЩЕНИЯ НА ЮГО-ВОСТОКЕ БАЛТИКИ
Ларс ХЕДЕРСТРЕМ, (Lars Hederstrom), руководитель проекта SEBTrans-Link
Пер-Олоф ЛЁФБЕРГ, Per-Olof Lofberg), координатор, финансовый менеджер проекта SEBTrans-Link
Виктор Николаевич КОШЕЛЕВ, заместитель главы Балтийского городского округа (БГО), член Совета, директор Секретариата, председатель Управляющей группы пространственного и регионального развития Еврорегиона "БАЛТИКА"
Андрей Николаевич МОШКОВ, менеджер по взаимодействию европейских программ Interreg и Tacis

Регион сотрудничества
В середине 2002 г. Европейской комиссией принят международный проект SEBTrans-Link, к которому проявили интерес местные и региональные власти южной Швеции, России и Литвы. Администрация БГО приняла решение об участии в проекте в продолжение планомерной целенаправленной работы по развитию потенциально высокодоходной территории западной части Калининградской области.

В 2002 г. Россия признана страной с рыночной экономикой. Этот факт означает, что переходный период от социалистической к рыночной экономике закончился, и наступил период работы по обеспечению устойчивого развития России. Очередная фаза интеграции страны в мировую экономику - вступление в ВТО, что, естественно, даст мощный импульс развитию транспортной составляющей. Изучение законов рыночной экономики позволило нам предвидеть происходящие процессы в России и ближайшем ее окружении: от создания начальной базы рыночной инфраструктуры на основе малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному регулированию многих сегментов рынка. Очередной этап в развитии Калининградской области связан с развитием транспортного комплекса и получением стабильного грузопассажирского потока на ее внутренний рынок и транзитом в трансъевропейскую систему. Наряду с развитием портовой инфраструктуры в Балтийске разработана общая модель транспортного сообщения на юго-востоке Балтики на основе взаимовыгодного сотрудничества и здоровой конкуренции и с учетом интересов Калининградской области и России в целом.

Специфика положения Калининградской области заключается в том, что она расположена между экономическим пространством ЕС с одной стороны, и близким и доступным экономическим пространством России и Азии с другой. Соседство с развитыми и быстроразвивающимися странами дает региону определенные преимущества и одновременно создает немало проблем, связанных с конкурентоспособностью местного производства, трансграничной миграцией, предотвращением контрабанды, защитой природных ресурсов и др.

Калининградская область может сыграть важную роль во взаимодействии Европы и России, в выходе в азиатско-тихоокеанское экономическое пространство, а также как "пилотный" регион сотрудничества России и ЕС, выполняющий функции транзитного экономического моста и активного участника процессов экономической интеграции.

Таким образом, устойчивое развитие транспортной системы и всего транспортного комплекса в увязке с Единой транспортной системой Европы (ЕТС) становится одной из основных задач в развитии Калининградской области.

Обоснование
Проект SEBTrans, главной целью которого был анализ потенциала в использовании транспортных коридоров Север-Юг и Запад-Восток и модернизация инфраструктуры и технологий, стал основой проекта SEBTrans-Link - одного из крупнейших международных проектов, направленных на изучение рыночных потребностей, социальных предпосылок и условий устойчивого развития транспортной сети в юго-восточной Балтике. По итогам проекта SEBTrans, благодаря усилиям Балтийского городского округа, удалось доказать, что направление на Калининградскую область является одним из наиболее перспективных. Поэтому в новом проекте российская часть транспортного коридора Север-Юг будет исследована отдельно, а Калининградская область будет выступать в данном проекте полноправным партнером, а не ассоциированным, как это было ранее.

По мнению экспертов Европейской Комиссии, существуют две общие для разных стран проблемы: пропускная способность имеющихся транспортных систем и соответствие требованиям национальных законодательств по налогообложению, таможенным пошлинам, различным ограничениям. В скором времени к ним добавятся экологические и социальные последствия изменяющейся ситуации. Проект SEBTrans-Link в рамках программы Европейской Комиссии INTERREG IIIB для региона Балтийского моря будет направлен на решение указанных проблем.
На осуществление проекта отводится 3 года. В нем будут участвовать Швеция, Польша, Литва и Россия. Совокупный бюджет проекта составит 1 870 200 евро за счет средств программы Interreg. Кроме того, партнеры из Литвы и Польши планируют получить финансирование в рамках программы Phare, Калининградская область - программы Tacis.

В настоящее время наблюдается тенденция устойчивого экономического роста, увеличения объемов торговли. Даже по самым консервативным оценкам в ближайшие 20 лет ожидается увеличение торговли в два раза.

В 2002 г. грузооборот калининградского порта увеличился более чем на 80% по сравнению с 2001 г. и составил свыше 9 млн. т - самый большой показатель за последние 15 лет. В связи с этим значительно возросла нагрузка на железную дорогу. Отсутствие резерва путей на сортировочных станциях и плохое оборудование погранпереходов вызвали простои на границах, что привело к задержке отправки грузов и, таким образом, нарушению обязательств перед грузополучателями
Усовершенствование транспортной сети позволит обеспечить локальную, региональную и межрегиональную согласованность самым эффективным образом и в короткий срок. Инфраструктура порта и сухопутные транспортные системы должны разрабатываться согласованно.

Негативные экологические последствия увеличивающегося транспортного потока могут быть сведены к минимуму путем применения усовершенствованных технологий и эффективного использования интермодального транспорта, доля которого в Европе сегодня достигла более 40%, в то время как в России - менее 10%.

Необходимо будет предпринять меры по охране окружающей и городской среды и культурного наследия в контексте увеличивающегося товародвижения и развития туризма.

Стихийное и хаотичное развитие бизнеса в отрыве от местных, общерегиональных и европейских планов развития может негативно сказаться на культурном достоянии и состоянии окружающей среды ввиду некомпетентности, стремления извлечь прибыль без учета принципов устойчивого развития.

Глобализация приведет к необходимости учета ее социальной составляющей. Социальная обеспокоенность может привести к ограничению рынков труда. Спрос на квалифицированные кадры будет возрастать. Социальная согласованность может быть подвергнута опасности разрушения за счет увеличения относительной разницы в доступности рынков труда между центрами, связанными с национальными и международными сетями, и более удаленными территориями.

Таким образом, указанные процессы выявили проблемы, на решение которых будет направлен проект.

Цели
Основной целью проекта SEBTrans-Link является облегчение привлечения инвестиций и других инициатив вдоль коридора Север-Юг, определенного проектом SEBTrans, для обеспечения устойчивого развития, экономического роста и поощрения деловой активности в зоне влияния. Другая цель - обеспечение эффективной поддержки инвестиций и других инициатив по ликвидации упомянутых проблем в транспортной сфере с учетом ее социальной и экономической составляющей. Это поможет ускорить создание устойчивой системы транспортировок и пространственного развития вдоль транснационального маршрута на всем его протяжении от побережья Северного моря через Балтику до Средиземного и Черного морей и далее с выходом на азиатско-тихоокеанский рынок. Приоритетом является включение этого маршрута в Панъевропейскую транспортную сеть для признания её одним из коридоров TEN/TINA/Helsinki.
Проект поможет определить и подготовить мероприятия по обеспечению доступности транспортных сетей автомобильного, железнодорожного и морского сообщения в сочетании с решением других стратегических задач по поощрению экономического роста и сохранению социальной согласованности, по защите локальной среды и обеспечению развития устойчивых транспортных систем. Улучшенная доступность увеличит возможности конкуренции и сотрудничества. Это, в свою очередь, даст возможность странам, расположенным вдоль маршрута, извлекать выгоду из собственных и совместных преимуществ.

Методология
Проект будет осуществляться в пяти направлениях, среди которых - расширение рынка труда, поощрение обновления бизнеса путем обеспечения доступности транспортных сетей, защита природной и городской среды, обеспечение сохранности культурного достояния в контексте развития транспортной инфраструктуры и туризма, анализ системы железнодорожного транспорта и интермодальных систем, а также стратегий и планов по улучшению инфраструктуры транспортных коридоров на основе методов пространственного планирования.

Каждым циклом работ будет управлять специальная рабочая группа. На секциях и семинарах в рамках проекта будут обсуждаться результаты и заключения каждого рабочего цикла, а также стратегия развития Еврорегиона "Балтика" - совместно с проектом Seagull-DevERB.

Предстоящие исследования будут нацелены на изучение как технических и юридических основ привлечения инвестиций в инфраструктуру транспорта, так и правил и методов таможенно-пограничного оформления и физического прохождения границ. Ряд действий будет направлен на внедрение новых информационных систем на автотрассах, железнодорожных и морских сетях, включая терминалы и порты. Будет произведен анализ социальных и экономических последствий долговременного воздействия на прилегающие территории, а также способов влияния на устойчивое развитие.

Исследования будут сосредоточены на выгодах и рисках экономических, социальных и экологических последствий построения и будущего использования систем коммуникации, включая планы будущего землепользования и структуры населенных пунктов. Внимание должно быть сконцентрировано на управлении стратегическими ресурсами в основных центрах и основных транспортных узлах с целью квалифицированного управления и оптимального использования рыночного потенциала.

Описание
Как уже отмечалось, проект будет осуществляться в 5 направлениях.

1. Расширение и слияние местных рынков труда
Стратегическая цель
Долговременные планы конкретных действий по расширению местных рынков труда с эффективным транспортным обеспечением населения.
Ожидаемые результаты
Эффективная сеть коммуникаций между действующими рынками труда, включая межрегиональные трансграничные контакты.
Обоснование
Более быстрое и дешевое перемещение рабочей силы обеспечивает расширение рыночных потенциалов. Необходим план конкретных мероприятий по поддержке расширения местных рынков труда с помощью эффективного транспортного сообщения между городами и населенными пунктами.
Также необходим план создания эффективных сетей между действующими рынками труда, включая трансграничные межрегиональные контакты, что потребует исследований по подготовке инфраструктурных инвестиций в сочетании с исследованиями, нацеленными на усовершенствование услуг общественного транспорта и на усовершенствование межрегиональных паромных и воздушных перевозок.
Описание
Описание уже доступной информации в предыдущем проекте SEBTrans, а также среди региональных и местных партнеров вдоль коридоров.
Обсуждение актуальной ситуации с официальными лицами и исполнителями.
Анализ приоритетных инвестиций в инфраструктуру коридоров SEBTrans-Link, поддерживающих расширение местных рынков труда. Общая стратегия приоритетных инвестиций в инфраструктуру.

2. Стимулирование обновления и развития бизнеса за счет обеспечениядоступности транспортных сетей
Стратегическая цель
Стратегия и действия по поддержке и укреплению конкурентоспособности торговых и промышленных центров, образовательных учреждений вдоль коридора.
Ожидаемые результаты
Общая стратегия по усовершенствованию инфраструктуры для поощрения трансграничной деятельности, содействующей притоку новых импульсов, идей и технологий.
Описание
Обеспечение доступности транспортных сетей должно сочетаться с усилиями по стимулированию возрождения бизнеса. Задача — стимуляция роста и использование потенциала и опыта региональных образовательных центров, инновационных, частных компаний и прочих организаций по установлению более устойчивых отношений и партнерств, по поощрению новых идей и технологий, а также мобилизации ресурсов.
Исследования должны обеспечить лучшее понимание того, как доступность звеньев транспортной сети могла бы помочь развитию и укреплению региональных инновационных систем и информационных сетей, предпринимательству, ориентированных на будущее групп вдоль коридора в частности, и в зоне влияния проекта в целом. Сотрудничество будет способствовать построению инновационных систем и групп между регионами.
Общая политика инвестиций в коммуникационной системе по обеспечению трансграничной интеграции, снижению барьеров и развитию сетей между исполнителями в частных компаниях, культурных учреждениях и иных организациях.

3. Защита природной, городской среды и культурного достояния
Стратегическая цель
Выработка программ действия по извлечению выгоды из природного и культурного достояния территорий вдоль коридора для обеспечения туризма и мероприятий, привлекающих посетителей и местное население.
Ожидаемые результаты
Разработанные стратегии осуществления, скоординированные с обеспеченной доступностью коммуникационной сети.
Описание
Описание уже существующей информации о природном и культурном достоянии в предыдущем проекте SEBTrans, а также местных и региональных партнеров вдоль коридоров.
Презентация на общем семинаре/секции для обсуждения официальными лицами и экспертами внутри регионов партнерства.
Приоритеты природного и культурного достояния и выработка программы действий по развитию туризма на территориях вдоль коридора, скоординированной с надлежащими мерами по защите природных и культурных ценностей.
Эта деятельность будет включать сбор информации, определение приоритетов и разработку программных действий с целью изучения выгоды от использования природного потенциала и культурного достояния территорий вдоль коридора и в области влияния, а также обеспечения развития туризма и местной привлекательности с одновременным учетом возможного влияния туризма и транспорта на окружающую среду и городскую структуру.

4. Стратегия и планы усовершенствования транспортной инфраструктуры на основе методов пространственного планирования
Стратегическая цель
Управление стратегическими ресурсами основных центров и транспортных узлов.
Ожидаемые результаты
Подготовка конкретных положений, включая формальные планы, коммуникационные процессы, конструкционные планы и разработки на правовые разрешения, а также других действий, относящихся к развитию туризма, бизнеса и образовательных центров.
Определение и составление соглашений по некоторым приоритетным вкладам в инфраструктуру коридора SEBTrans-Link.
Описание
Изучение возможностей, анализ и подготовка осуществления конкретных вкладов и других действий, относящихся к развитию туризма, бизнеса и образовательных центров.
Определение и составление соглашений по некоторым приоритетным вкладам в инфраструктуру коридора SEBTrans-Link.
Выработка подробных планов идентифицированных положений, включая анализ экологического воздействия, коммуникационной процедуры, проектов, конструкций и т.д.
Продолжение разработки детальных планов для обозначенных объектов инвестирования, включая объявления тендера.

5. Оптимизированная система транспортировки
Стратегическая цель
Оптимизация работы железнодорожного транспорта, создание системы интермодального транспорта по принципу транспортировки "cost to cost"
Ожидаемые результаты
Обеспечение транспортировки экспортных и импортных товаров с использованием специализированных перегрузочных комплексов по железной дороге с использованием железнодорожных паромов на морских участках коридоров. Увеличение пропускной способности сортировочных станций и погранпереходов.
Описание
Описание потока товаров компаний юго-восточной Швеции на континент.
Определение структуры и анализ собранной информации.
Определение альтернативных систем потоков товаров и услуг.
Обеспечение исполнения спроектированных оптимизированных железнодорожной и интермодальной систем.

Распространение
Результаты различных циклов работ будут представлены в отчетах, обсуждаться на секциях и общих семинарах. В ходе осуществления проекта вся информация будет представлена на нашем сайте: www.sebtrans.com
Особое внимание будет уделяться семинарам, проводимым совместно с проектом Seagull-DevERB, на которых политические представители Еврорегиона Балтика будут знакомиться с проектом.
Результаты проекта будут представлены целевым группам и общественности, а также всем заинтересованным сторонам.

Результаты
Реализация проекта SEBTrans-Link позволит обеспечить устойчивое развитие территорий, находящихся вдоль коридора, и особенно придорожной инфраструктуры, создав так называемые "коридоры развития", а также позволит создать транспортную систему, адаптированную к Единой транспортной системе Европы. Кроме того, должны быть достигнуты следующие результаты:

  • - Создание скоординированных и всеобъемлющих стратегий для усовершенствованного сервиса и согласованности внутри регионов и между ними.
  • - Подготовка планов к привлечению и осуществлению конкретных инвестиций и новых технологий в инфраструктуру транспортного коридора.
  • - Учреждение новых структур для трансграничного сотрудничества по секторам и на административном уровне вдоль коридора в целях социально-экономического развития территорий, обеспечения инвестирования инфраструктуры и взаимодействия транспортных служб.
  • - Повышение занятости населения и его благосостояния.

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz