Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

РЫБОЛОВСТВО В ВОДАХ НАМИБИИ
Юрий Владимирович Чуксин
, кандидат биологических наук, Калининград

Воды у Намибии привлекли внимание флотилий дальнего промысла еще в 60-х годах. В 1961 г. экспедиция АтлантНИРО на РТ "Муксун" обнаружила здесь скопления сардины, ставриды, хека и других видов рыб, и вскоре здесь работала группа наших БМРТ.

Затем рыболовство в этих водах приобрело многонациональный характер. Промысловое усилие росло, ресурсы подвергались мощному прессу. В интересах пользователей было каким-то образом упорядочить и сохранить промысел, и в 1969 г. 16 государств основали Международную комиссию по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике (ИКСЕАФ). В ее функции входило изучение и исследование ресурсов, составление рекомендаций для совместных акций по закрытию районов и сезонов, лимитации размеров ячеи, контролю орудий лова, установлению пределов общего вылова и прочих мер регулирования промысла. В течение 20 лет, до прекращения своей деятельности в июле 1990 г., Комиссия выполнила работу, благодаря которой был достигнут сравнительно высокий уровень изученности ресурсов и среды.

Но "освоение" биоресурсов системы Бенгельского течения уже привело к переэксплуатации запасов рыб, и если в подрыве прибрежных запасов пелагических рыб (объектов кошелькового лова) основным виновником считают ЮАР, то угнетение высокоценных ресурсов мористых районов в значительной мере связывают с промысловой активностью судов ЕС. Свою роль сыграл и промысел СССР. Одним из первых шагов только что избранного правительства были попытки предотвратить дальнейшее угнетение запасов хека. Меры принимались вплоть до крайних — конфискации уловов вместе с судами.

Этот краткий экскурс в историю позволяет лучше понять истоки рыболовной политики этой страны и ее требования, предъявляемые к иностранному рыболовству.

Национальная рыболовная политика Намибии - это использование морских ресурсов на пользу нации и управление ими в соответствии с научными принципами. К приоритетам относится четкий мониторинг и контроль рыболовной активности в экономической зоне государства. Подход правительства к управлению и развитию рыболовного сектора содержит непременное условие: промысловая мощность отечественного флота никогда не превысит общего допустимого улова даже в годы скудного пополнения запасов. При наличии излишка рыбы может быть рассмотрена возможность допуска к промыслу иностранных судов.

В 1991 г. в Белой Книге с названием "На пути к ответственному развитию рыболовного сектора" были сформулированы основные положения рыболовной политики. А в 1993 г. принята новая система долгопериодных рыболовных прав и квот на суда в "Политическом заявлении о предоставлении прав на деятельность по использованию морских ресурсов и выделении рыболовных квот".

Из характера задач, поставленных перед рыболовным сектором, ожидаемых результатов и ориентиров роста следует, что в конечном итоге ставилась цель полной намибизации рыболовного сектора страны.

Политика преференций развитию национального сектора отражается в принятой системе предоставления квот. Лицензии на 10 лет на промысел хека, тунца, лангуста (всего 37 лицензий) предоставлены в 1994 г. компаниям, где намибийский капитал составляет не менее 90%, иностранным компаниям, где занято не менее 500 намибийцев. Права на 7 лет (34 лицензии) предоставлены предприятиям, в которых собственность намибийцев составляет более 51% капитала судов и мощностей рыбообработки. На 4 года права (58 лицензий) предоставлены предприятиям с намибийским капиталом 51% или менее, вложенным в рыболовный флот и береговые предприятия.

Не все из намеченного было выполнено в полной мере. Вклад отрасли в валовый внутренний продукт в 2000 г. составил лишь 7,5%. Непосредственно занятых в промышленности в 2000 г. было 14 тыс.чел., из которых 7 530 были рыбаки, из них 65 % - намибийцы. Персонал береговых предприятий почти полностью состоял из намибийцев.

Однако отрасль развивалась весьма динамично. Ее экспорт в 2000 г. оценивался в 2 570 млн. намибийских долларов. Была создана рыболовная промышленность мирового класса для использования ценнейшего ресурса хека. ОДУ хека с 60 тыс.т в 1991 г. увеличился до 195 тыс.т в 1999-2000 гг. При этом в промысле участвуют суда, зарегистрированные исключительно в Намибии. Утверждается, что их возможности позволяют взять в 1,5 раза больший улов.

Структура рыболовства Намибии определилась. Это семь основных промыслов: пелагический (прибрежный кошельковый лов сардины, анчоуса, ставриды), демерсальный (траловый лов хека, морского черта), разноглубинный (ставрида), глубоководный (большеголова и берикса) и др. Государство осуществляет контроль над всеми промыслами. О сравнительной значимости их можно судить по данным таблицы 1.

Стоимость продукции промыслов, занимающих в таблице четыре верхние строчки, превышает 90% от стоимости всей продукции намибийского рыболовства.

Величина годового улова страны равна примерно 600 тыс.т. Характер изменения уловов основных видов пелагического прибрежного промысла и добываемых траловыми орудиями лова в мористых районах отражают данные таблицы 2.

Уловы отражают резко ухудшившееся состояние запасов сардины и анчоуса в 70-80-е годы, хека в 80-е.

Более выносливой по отношению к интенсивному промыслу оказалась ставрида. В 1978-1987 гг. ее добывалось около 500 тыс.т в год. Годовые уловы после провозглашения независимости Намибии уменьшились от 350 до 200-250 тыс.т в последние годы. Количество траулеров на промысле по сравнению с 70-80-ми годами сократилось более чем в 2 раза. Промысел собрал устаревшие суда экс-советского блока, половина из которых зарегистрирована в Намибии, но оперирует с иностранными экипажами. Улов морозится и передается на рефрижераторные суда для последующего экспорта в качестве продукта сравнительно низкой стоимости (до 340 долл. США за 1 т) в страны Западной Африки.

Осознавая важность получения для страны дополнительных сумм в твердой валюте, правительство способствует быстрому развитию рыбообрабатывающего сектора. Суда, промышляющие хека, могут выпустить до 120 т филе в неделю. Почти 60% уловов хека обрабатываются на берегу. Проводятся мероприятия по внедрению систем обеспечения выпуска качественной пищевой рыбной продукции, принятые в ЕС. Выпускаемая продукция завоевывает новые рынки.
Морские промыслы Намибии сейчас находятся в переходной стадии. Важно то, что правительство страны приняло на себя грандиозную задачу восстановления переловленных запасов, а следовательно, и промыслов. С начала 90-х годов введен строгий контроль как за числом лицензированных судов, так и общими допустимыми уловами. Одновременно была учреждена обширная научная программа мониторинга и оценки состояния рыбных запасов. Вначале она поддерживалась иностранными донорами (в значительной мере Норвегией), но в последнее время все большую роль играют исследования, выполняемые намибийцами.

Требования Намибии к иностранному рыболовству закреплены в законодательном порядке.
Лицензионные взносы могут быть определены Министром.

(Art. 27 (2) (a))
(Sea Fisheries Act No.9 of 1992)
При соответствующих условиях Президент может войти в соглашение с иностранным государством или с организацией, представляющей сообщество государств, посредством чего закреплено условие работы в намибийских водах рыболовных судов, зарегистрированных в таком иностранном государстве или сообществе.

(Art. 27 (1))
(Sea Fisheries Act No.9 of 1992)

Иностранное судно определяется как судно:

  • а) зарегистрированное в любом иностранном государстве по действующим в этой стране соотносительным законам или признанное как судно иностранного государства; или
  • б) не будучи зарегистрированным или лицензированным или должным быть зарегистрированным в Намибии в терминах

Merchant Shipping Act No.57 of 1951.
(Sea Fisheries Act No.29 of 1992)

Иностранные суда, подпадающие под действие соответствующего рыболовного соглашения, должны получить разрешение на рыболовство в водах Намибии от Министра (Art. 27 (2)).

Рыболовное разрешение будет действительным на период, указанный в нем и будет включать ряд обязательств:

  • - выставление регистрационного номера, назначенного судну;
  • - относящихся к использованию возможностей выгрузок, хранения или обработки, или других возможностей во взятом в отдельности порту, и многие другие обязательства.

Дальнейшие предписания могут быть введены Министром относительно описанных требований, уполномоченного по иностранным рыболовным судам и других вопросов (Art. 32).
(Sea Fisheries Act No.29 of 1992)

В духе рыболовной политики Намибия строит свои отношения с заинтересованными странами.
На состоявшихся в октябре 1995 г. переговорах ЕС с Намибией была официально подтверждена невозможность выделения квот на вылов хека как достижение части пакета переговоров с ЕС. Попытки переговоров по заключению рыболовного соглашения с Намибией предпринимались ЕС и в 1991 г., и в 1993 г. Однако Намибия дала ясно понять, что она не хочет подписывать соглашения, которые предоставляют иностранным судам доступ к ее промыслам. В то же время флот Намибии преклонного возраста, и здесь существуют возможности включения судов Сообщества в состав намибийских компаний, прежде чем их опередят восточно-европейские или азиатские страны.

В коммюнике, подписанном сторонами в Виндхуке в октябре 1995 г., отражена политика Намибии: не входить в полосу подписания соглашения в понятиях доступа к ресурсам и предоставления лицензий иностранным флотилиям, а, напротив, стремиться к заключению пакта о совместной кооперации, по которому ЕС помогал бы в сохранении запасов, переработке уловов и коммерциализации рыбных продуктов Намибии. ЕС в контексте различных финансовых предложений, которые были бы выгодны обеим сторонам, высказал намерение помочь в модернизации рыболовного флота Намибии. Это вызвало определенный интерес намибийцев, которые выразили готовность обсудить возможности лова ставриды.

Продолжавшиеся попытки ЕС подписать соглашение с Намибией, равно как самостоятельные акции испанцев относительно выделения лицензий их судам, в частности, судам, выведенным из зоны Марокко, решительно отвергались.

Итак, в течение 12 лет воды Намибии закрыты для ЕС. Однако крупные испанские компании Pescanova, Vieirasa и Puerta Prado вложили значительные инвестиции в основанные после провозглашения независимости совместные предприятия и приобрели возможность добывать около 90 тыс.т хека и обрабатывать улов на берегу.

Особую проблему для рыбной отрасли страны составляет эксплуатация запаса ставриды крупнотоннажными траулерами. Научная точка зрения сейчас такова, что ресурс ставриды, в отличие от хека, по-видимому, не находился в угнетенном состоянии во времена свободного промысла экспедиционных флотилий. Уловы ставриды в те времена могли занижаться, Кроме того, к этим уловам относилась и добыча большого количества мелкого хека. Запас ставриды, как считают намибийцы, мало зависит от природных аномалий. По оценкам, нынешний запас около 2 млн.т, а ОДУ составляет только 20 % запаса.

В 1993 г. на промысле ставриды было занято 45 восточно-европейских крупнотоннажных траулеров. Большинство уловов получали российские траулеры, находившиеся в аренде или в составе смешанных компаний. При этом только 5 намибийских компаний участвовали в промысле ставриды, остальные держатели квот "продавали" их активным судовладельцам. Российские владельцы судов осуществляли бартерные сделки с намибийцами, по которым три четверти улова выгружалось в Уолфиш-Бее, а остаток либо продавался, чтобы иметь возможность купить топливо и снабжение, либо оставался на борту. Топливо - основная проблема русских траулеров. В наследство от администрации ЮАР в Уолфиш-Бее остались высокие сборы с владельцев судов за поставляемое топливо (на строительство дорог и страхование жертв дорожных происшествий). Стоимость легкого дизельного топлива (соляра высшего качества), до 30 т в сутки которого сжигают русские траулеры, была 250 долл. США за тонну. Большинство же крупных траулеров ЮАР и Намибии построено или переоборудовано под тяжелое дизельное топливо (мазут), стоимость которого - треть от стоимости соляра.

Количество российских судов изменялось от 27 ед. в 1991 г., 12-4 в 1993-1999 гг. и до 2-3 ед. в 2000-2001 гг. Освободившаяся на промысле ставриды ниша привлекла внимание голландцев, и четверо владельцев крупнотоннажных супер-траулеров направили к Намибии в экспериментальный годовой рейс траулер "Тетман Хетте", который может обработать 110 т ставриды в сутки.

В мае-сентябре 1995 г. уловы судна в среднем составляли 1 000 т за три недели промысла, но в остальное время уловы за тот же период были 1 800 т. Среди трудностей капитан судна отмечал обилие в определенные периоды слишком мелкой ставриды, высокую стоимость хранения рыбы в береговых холодильниках, а также возможные потери промыслового времени при заторах в порту. Судно вело промысел в компании "Намибия Пелагик Лтд", и капитан предлагал переводить суда под намибийский флаг для стабилизации деятельности судна и сокращения расходов на покупку квот. По мнению капитана, при промысле пелагических рыб у Африки, высоких затратах и низких ценах на рыбу, ЕС должен выделять определенные субсидии владельцам судов. Но при сокращении ресурсов в водах ЕС, взоры судовладельцев все чаще обращаются к промыслам пелагических видов рыб у берегов Африки. К ним относятся и голландцы, и испанцы. Всё больший интерес к ним проявляет и Европейская Комиссия.

Из сказанного выше о рыболовстве в водах Намибии можно сделать следующие выводы. Из всех ресурсов, которые служат сырьевой базой для быстро развивающихся соответствующих промыслов, недостаточно используется только ресурс ставриды. Существует излишек в 200-250 тыс.т.

При желании российские суда могут подключиться к использованию этого излишка в разных формах, но, так или иначе, в рамках местных компаний - владельцев квот. При наличии межправительственного соглашения квоты и лицензии могли бы быть выделены на правительственном уровне. Однако заключение такого соглашения в настоящее время представляется малореальным.

Кроме того, существует и ограничение в виде невысокой производительности промысла и обработки рыбы большинством российских крупнотоннажных судов, находящихся в эксплуатации. Тот промысел, который они вели после провозглашения независимости Намибии, являлся областью повышенного риска, проходил на грани финансового краха. На гарантированные прибыли на промысле малоценных мелких пелагических видов рыб можно рассчитывать при использовании судов с высокими технологиями промысла и обработки улова. Такую прибыль получают голландские суда последних серий. Добавим, что Россия не имеет средств для заключения дорогих соглашений, подобных соглашениям ЕС с прибрежными развивающимися государствами.

Сказанное не отрицает необходимости контактов с Намибией и их активизации. Они должны быть и на министерском уровне, и на уровне организаций. В частности, существует конкретный интерес намибийцев к сотрудничеству рыбохозяйственных институтов - АтлантНИРО и NatMIRC. АтлантНИРО с его огромным опытом исследований в ЮВА (в 1961-1990 гг. в водах Намибии было организовано 190 морских экспедиций) и уникальным архивом научных данных является желанным партнером.

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz