Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

НОВЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Инна Валентиновна Мусина
, кандидат экономических наук, начальник отдела маркетинга ОАО АКБ «Стройвестбанк»

Факторинг за рубежом превратился, по сути, в кратчайший путь к источникам дополнительного внешнего финансирования, особенно для мелких и средних компаний, от которых кредитные учреждения требуют, как правило, гарантий по стоимости больше обычных (средних) размеров, а ставка по кредитам для них почти всегда на 2% пункта превышает ставку кредитования для крупных фирм.

Постепенно банковский рынок из рынка продавца преобразуется в рынок покупателя. Оценка роли банков всё больше отходит от стереотипа, связанного только с вложением в него средств и получением достаточного дохода. Сегодня коммерческий банк становится все более значимым элементом инфраструктуры финансового рынка. Банки все внимательнее ориентируются на потребности клиентов, вынуждены применять весь спектр инструментов маркетинга, и в первую очередь расширять номенклатуру предлагаемых услуг.

В настоящее время банковский сектор области представлен 13 региональными кредитными организациями, 18 филиалами иногородних банков (у 15-ти из них головные организации находятся в Москве), 6 отделениями Сбербанка Российской Федерации и двумя представительствами коммерческих банков. Кроме того, на территории области функционируют 23 дополнительных офиса и 79 операционных касс, большая часть которых принадлежит системе Сбербанка. По данным ГУ ЦБ, Калининградская область относится к регионам с высоким банковским присутствием: по количеству банковских структур - занимает 32-е место среди 89 регионов России, а по количеству самостоятельных банков - делит 14-е место с Челябинской и Кемеровской областями.

Региональные особенности, связанные с оторванностью Калининградской области от основной территории России, отсутствием здесь серьезных запасов природных ресурсов, крупных промышленных предприятий и, соответственно, незначительными объемами средств, обращающихся на рынке капитала, предопределяют стратегию банковских учреждений. Большинство коммерческих банков определили для себя в качестве целевой группы клиентов предприятия малого и среднего бизнеса.

К концу 2002 г. кредитные вложения банковских структур составили около 5 млрд. руб., в том числе на долю региональных банков приходится менее 40%. Следует отметить, что кредитование предприятий в регионе остается преимущественно краткосрочным - лишь четверть кредитов предоставлена на срок свыше года. Доля ссудной задолженности в банковских активах составляет лишь 35%, что соответствует среднему уровню по России.

После финансового кризиса 1998 г. большинство кредитных организаций области расширило ассортимент банковских услуг, предоставляемых юридическим и физическим лицам. Очевидно, что конкурентная борьба за клиента заставляет банки расширять ассортимент услуг, заботиться о повышении их качества, внедрять современные финансовые технологии, современные системы расчетов.

Часто перед предпринимателями возникает проблема со своевременным обслуживанием кредиторской задолженности из-за нехватки оборотных средств вследствие недобросовестного выполнения обязательств дебиторами. Проблема неплатежей особо остро стояла перед поставщиками в результате кризиса 1998 г. Но до настоящего времени размер просроченной дебиторской задолженности в промышленности достигает 100% от месячного выпуска продукции.
Очевидно, что просроченная дебиторская задолженность приводит к ухудшению финансового положения поставщика, испытывающего недостаток денежных средств для покрытия долгов кредиторам.

Каковы возможности привлечения предприятием необходимых сумм при дефиците оборотных средств?

1. Взять кредит в банке для решения краткосрочных проблем. Традиционная форма кредитования наиболее проста и удобна, особенно для сезонного бизнеса.
Разнообразие форм кредитования есть отражение многогранности потребностей заемщиков в средствах, а также изобретательности кредиторов по удовлетворению этих потребностей с учетом риска, который он принимает на себя при кредитовании соответствующей сделки. При этом удовлетворение потребностей заемщика осуществляется не только по сумме и сроку, но и с учетом своевременности, простоты и гарантированности осуществления кредитной сделки.
В целях улучшения текущей ликвидности своих клиентов в регионе 10 филиалов и 6 самостоятельных банков осуществляют овердрафтное кредитование. О кредитовании лизинговых операций заявляют 8 банковских структур, вместе с тем реальные объемы этих операций в суммарных банковских активах менее 0,01%.

2. Увеличить срок или размер кредиторской задолженности за счет кредитных средств: традиционная форма коммерческого кредита - товарный кредит от поставщика.

Выбор между банковской и товарной формами кредитования зависит:

  • от цены предлагаемого кредита (увеличение кредитной цены от поставщика по сравнению с ценой при авансовом платеже и величиной банковского процента),
  • доступностью,
  • временными затратами на его получение.

3. Уменьшить дебиторскую задолженность в результате изменения кредитной политики фирмы для снижения суммы предоставляемых товарных кредитов. В конкурентных отраслях поставщик для удержания покупателя вынужден: снижать цены, организовать бесплатную д оставку, применять бонусы, диверсифицировать товарную номенклатуру, обеспечивать улучшение качества товаров и услуг, предлагать отсрочки.

Но самый распространенный на сегодня способ построения взаимоотношений с покупателями на основе коммерческого кредита имеет ряд негативных моментов:

  • Проблема кассовых разрывов и нехватки оборотных средств,
  • Вероятность неоплаты поставок в срок,
  • Дополнительные издержки, увеличение рисков поставщика.

Альтернативой традиционным формам кредитования при привлечении средств на краткосрочные цели служат факторинг и форфейтинг как наиболее оптимальные способы сокращения и управления дебиторской задолженностью. Постепенно и в нашем регионе получают свое развитие эти современные формы кредитования. Пять банков, вовремя подключившихся к проведению подобных операций, имеют возможность занять доминирующее положение на рынке факторинговых услуг, укрепить связи с клиентами и получить дополнительную прибыль.

Факторинг - финансовая операция, заключающаяся в уступке фирмой-продавцом права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной “фактор-компании”, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга.

Факторинг обусловливает выкуп платежных требований к покупателю у поставщика товаров (услуг), связан с обслуживанием дебиторских задолженностей и предполагает сотрудничество с банком на долгосрочной основе.

Цель факторинга - устранить риск неплатежа как неотъемлемую часть любой торговой и кредитной операции.

Эффективность факторинговой операции для фирмы-продавца определяется путем сравнения уровня расходов по этой операции со средним уровнем процентной ставки по краткосрочному банковскому кредитованию.

Основные преимущества использования схем факторинга (см. рис.1) заключаются в том, что факторинг - это:

  • Средство защиты от потерь, связанных с просроченными долгами, предотвращая рост таких долгов выше допустимого уровня,
  • Средство обеспечения учета продаж и административного управления дебиторской задолженностью за фиксированную цену,
  • Источник финансирования для растущего бизнеса.

Вторым современным способом учета требований к покупателю (в основном при экспорте) является форфейтинг. Это операция по покупке обязательств, погашение которых приходится на какое-либо отдаленное время в будущем и которые возникли в процессе поставки товаров либо предоставления услуг (большей частью экспортных поставок) всегда без оборота на любого предыдущего должника.

В условиях Калининградской области, где доля импорта в товарообороте региона превышает 60%, более чем актуально применение форфейтирования. Его механизм (См. рис.2) включает следующее:

  • Продавец требования, которое может принимать, например, форму переводного векселя, специально защищает себя от любого возможного регресса включением слов «без оборота» в индоссамент.
  • Продавцом форфейтируемого векселя обычно выступает сам экспортер: он акцептует вексель у импортера в качестве платежа за проданные им товары и услуги и затем стремится передать все риски и ответственность за конечное (фактическое) инкассирование средств по акцептованному векселю форфейтеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату векселя наличными деньгами.
  • Покупка векселей форфейтером осуществляется всегда за вычетом (с дисконтом) процентов из их номинальной стоимости авансом за весь срок кредита. В результате экспортер фактически трансформирует свою кредитно-платежную операцию по внешнеторговой сделке в платежно-расчетную операцию с наличным платежом.
  • Форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией.

Срок сделок по форфейтингу колеблется от 6 месяцев до 5-6 лет. Каждый форфейтер при установлении временных рамок исходит из собственных оценок рыночных условий, перспектив сделки и соответствующего долгового обязательства. Экспортер несет ответственность лишь за изготовление, поставку и отгрузку товаров в адрес импортера, а также за правильное оформление внешнеторговых и платежных документов по долговым обязательствам.

Таким образом, использование фиксированной процентной ставки, взимаемой форфейтером за всю операцию в полном объеме в самом начале ее реализации, делает форфейтирование вполне приемлемой и доступной услугой для большинства экспортеров и относительно недорогой альтернативой другим современным формам кредитования.

Однако на сегодняшний день региональный рынок новых банковских продуктов продолжает оставаться на стадии развития. Спрос на банковские услуги, и в первую очередь, на новые формы кредитования удовлетворен далеко не полностью, обслуживание клиентов во многих банковских учреждениях нуждается в совершенствовании.

Ограниченные возможности банков, связанные с невысоким уровнем собственного капитала (признак «маломощности» свойствен большинству российских банков) и долгосрочных привлеченных ресурсов, являются сдерживающим фактором для работы на кредитно-инвестиционном рынке. Наращивание капитала и ресурсов становится основной стратегической задачей отечественных банков, в том числе и для достижения определенного уровня, позволяющего со временем конкурировать с иностранными финансовыми институтами, режим допуска которых на российский рынок не так далек.

Ориентированный на перспективу банк определяет для себя главным приоритетом качество обслуживания клиентов и развитие отношений с ними. Стратегия развития банков, в первую очередь, должна основываться на создании подлинно партнерских отношений с клиентами по принципу полного удовлетворения потребностей каждого клиента и на долгосрочной основе.

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz