Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ЭКОЛОГИЯ СЕВЕРА - ПОД КОНТРОЛЕМ УЧЕНЫХ
Винер Васильевич Опекунов
, участник экспедиции

Научно-исследовательское судно "Академик Борис Петров" хорошо известно в научных кругах страны и за рубежом. Оно принадлежит Институту геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского ("ГЕОХИ") и приписано к самому западному порту России - Калининграду. Однако, судно редко швартуется к родному причалу: дальние научные рейсы летом и техническое обслуживание в инпорту зимой не позволяют этого сделать уже несколько лет.

За 18-летний период эксплуатации судно совершило 38 рейсов, из которых целый ряд международных научно-исследовательских экспедиций, несомненно, войдет в историю освоения Мирового океана. Сюда следует отнести геологические исследования в кругосветном плавании 1988 г. по островам Атлантического и Тихого океанов, антарктические рейсы 1994-1995 гг. и 1997-1998 гг.

В последние годы, вот уже шестой летний сезон, судно проводило исследовательские работы в Северном Ледовитом океане - в районе Карского моря и в устьях сибирских рек Енисей и Обь.
Из-за экономических трудностей в наше время снарядить в рейс международную научную экспедицию - дело достаточно трудное и не всегда выполнимое. Поэтому каждый раз к финансированию расходов экспедиции привлекаются все заинтересованные стороны. Так, в 2001 г., кроме "ГЕОХИ" (Россия), свою долю расходов соответственно оплачивали Германия и Норвегия, в 2002 г. - немецкая сторона и МЧС России.

Интерес к изучению Арктического бассейна не случаен. Это связано, как известно, с двумя основными проблемами: одна из них посвящена изучению роли Арктики в формировании климата Земли, другая - экологической обстановке в Карском море и впадающих в него рек.
Баланс тепла и климат в Северном полушарии определяются взаимодействием сравнительно теплых атлантических и холодных арктических вод, а также состоянием ледового покрова Арктики и ее шельфовых морей. А погода часто бывает здесь капризна и непредсказуема: то скует море тяжелыми, непроходимыми льдами, то неожиданно обрадует оттепелью. Так, в 2001 г. в Арктике стояло необычно теплое лето. Там, где в предыдущие годы нам приходилось с трудом преодолевать ледовые поля, в том сезоне была чистая вода вплоть до 780 с.ш. и до 900в.д. Согласно космической карте ледовой обстановки граница полярных льдов отодвинулась в некоторых районах на север до 830. А немецкое научное ледокольное судно "Поларштерн" ("Полярная звезда"), проводившее в это время исследования на Северном полюсе, наблюдало там температуру воздуха 50 тепла, огромные лужи на льду и большие разводья. Вспомним из истории полярных исследований суровую осень 1912 г., когда Г.Я. Седов, рвавшийся к полюсу на своем судне, встретил в августе-сентябре непроходимые льды еще на 750 широты и был вынужден зазимовать на Новой Земле, или пребывание на льдине в районе полюса отважной четверки папанинцев, которым постоянно приходилось преодолевать крепкие морозы и пургу. В связи с этим возникает вопрос: не является ли все это свидетельством общего потепления климата? Чтобы найти ответ, нужны многолетние наблюдения и всесторонние исследования, чем, наряду с другими важными проблемами, занимается современная наука.

Следует отметить, что в Арктике обычно стоит хмурая, ненастная погода; низкие темные облака часто опускаются до воды, превращаясь в холодную сырую стену тумана. Но нам однажды повезло: как-то на два дня установился хороший антициклон с ясной, солнечной штилевой погодой, и мы были бесконечно рады настоящему солнцу. Редкое явление, которое можно наблюдать только в высоких широтах, - мы еще застали в том рейсе полярный день, когда солнце зашло на пять минут под воду, описав в течение суток полный круг над горизонтом. При этом ровно в полночь по местному времени оно находилось точно на севере, а в полдень - на юге.
В эти же редкие погожие дни нам удалось увидеть еще одно удивительное явление природы - яркий зеленый луч на горизонте при заходе и восходе верхнего края солнца. Виден луч всего несколько долей секунды, и существует поверье, что кто его видел хоть однажды, тот счастливый человек. В этом смысле многие из нас стали вполне счастливыми людьми...

Экологическое состояние Арктики беспокоит российских и иностранных ученых в связи с наличием целого ряда потенциальных источников антропогенного загрязнения северных морей. Это и наличие ядерного полигона на архипелаге Новая Земля, и возможные сбросы ядерных предприятий Урала и Сибири, которые через реки Обь и Енисей могут попадать в Карское море и далее в океан, и перенос течениями радиоактивных примесей с английских и французских заводов по переработке ядерного топлива.

Основная цель арктических экспедиций последних лет определена как "Геохимические исследования природы континентальных сбросов из сибирских рек и их поведения в примыкающей части Карского моря".

Организатором экспедиций является Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН (научный руководитель с российской стороны - академик Э.М. Галимов). Начальником экспедиции в этом районе на протяжении нескольких лет бессменно выступает доктор технических наук О.В. Степанец. В последнем, 38-м рейсе, на коротком этапе его замещал доктор наук М.А. Левитан. В арктических рейсах постоянно принимают участие и проводят широкомасштабные исследования заместитель начальника экспедиции Л.А. Кодина, начальник отряда ядерной гидрохимии А.П. Борисов, начальник отряда геохимических исследований В.Г. Токарев и другие ученые.

Экипаж судна, который вот уже 12 лет возглавляет капитан И.А. Второв, обеспечивал жизнедеятельность экспедиций, переходы по намеченным маршрутам, выполнение работ на научных станциях, бесперебойную работу забортных устройств, лебедок, всего научного оборудования. В этом, безусловно, состоит заслуга многих ветеранов судна. В 38-м рейсе обязанности капитана временно исполнял В.И. Кондратьев.

Ежегодно в экспедициях Карского моря принимают активное участие ученые из Германии (Полярный институт им. Альфреда Вегенера, AWI, г. Бремерхафен). На первом этапе 38-го рейса с немецкой стороны группу экологов, геохимиков, геологов, биологов возглавлял доктор Франк Шустер. При заходе судна в порт Мурманск немецкие ученые, выполнив свою программу исследований, улетели самолетом к себе на родину, а НИС "Академик Борис Петров" приступил к выполнению второго этапа экспедиции в водах архипелага Новая Земля.

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О подводных потенциально опасных объектах Российской Федерации" МЧС России проводит работы по созданию государственного реестра подводных объектов, затопленных в морях РФ. Частью этой задачи являлись обследования затопленных объектов в акватории Карского моря и в заливах Новой Земли. Для проведения работ особой важности в 38-м рейсе были привлечены российские федеральные государственные и научные организации (МГТУ им. Баумана, РНЦ "Курчатовский институт", Научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского, ГНПП "Севморгео", ВНИИ "Океанология", представитель медицинской службы ВМФ и др.).

Надо сказать, что экипаж судна вначале относился к предстоящим исследованиям с большой настороженностью: у людей не было полной уверенности в безопасности этих экспериментов. Но, когда судно зашло в один из узких заливов, где сорок лет назад были затоплены контейнеры с ядерными отходами, настроение моряков изменилось. Судно стало на якорь, заработали забортные научные лебедки. Ученые, кроме проведения обычных измерений (гидрофизических, гидрохимических, гидрологических, геохимических, биологических исследований), начали брать пробы воды, осадочных пород на предмет загрязнения радионуклидами (стронций, цезий, плутоний). Экспресс-анализы, проведенные с помощью детектора радиоактивности и спектроанализатора, при обработке ЭВМ показали вполне утешительные результаты: причин для беспокойства за свое здоровье не осталось. Над судном летали птицы, невдалеке спокойно плавала любопытная нерпа, которая, как известно, питается рыбой, а на берегу, покрытом пушистым снегом, виднелись крупные следы белого медведя. Значит, жизнь есть и здесь, в глухом, заброшенном уголке далекого Заполярья...

Для обнаружения подводных объектов ученые провели испытания подводного аппарата "АКВА-ЧС" с дистанционным управлением и с гидравлическими манипуляторами для отбора проб воды и грунта. Длина несущего и силового кабеля позволяет аппарату удаляться от судна до 500 м (без людей), а подводная видеокамера обеспечивает передачу информации на борт судна и для записи ее на видеомагнитофон. Ученые возлагают на этот аппарат большие надежды, так как он позволит безопасно обнаружить и уточнить состояние многих подводных объектов.

...Но в Арктике наступила зима: подходил к концу октябрь 2002 г. Ударили морозы, появились ледовые поля. 38-я научная экспедиция вынуждена была завершить свои исследования. Собран научный материал, отражающий состояние экологии Севера. Заинтересованные организации могут в установленном порядке ознакомиться с официальными научными отчетами в Институте геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН - 119991, г. Москва, В-334, ул. Косыгина, 19.

Сейчас судно "Академик Борис Петров" стоит у причала германского порта Бремерхафен, где проводится модернизация его научно-технического оборудования. Есть надежда, что после установки и испытаний многолучевого эхолота у судна появится возможность совершать новые интересные рейсы по неизведанным океанским маршрутам.

Фотографии любезно предоставлены участниками экспедиции

 

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz