Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

АРЕСТ СУДНА КАК МЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ МОРСКОГО ТРЕБОВАНИЯ
Ирина Голованова, адвокат Калининградской областной коллегии адвокатов

Особое место в новом Кодексе торгового мореплавания занимает глава XXIII об аресте судна. Действовавший до него Кодекс торгового мореплавания СССР не содержал определения ареста судна, не конкретизировал оснований и порядка его применения, а предусматривал только полномочия начальника порта по задержанию судна в порту. В силу статьей 75 и 76 КТМ СССР начальнику порта предоставлялось право произвести задержание судна или груза в порту в течение трех суток по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения или наложения ареста на судно или груз по постановлению суда или председателя Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате (Торгово-промышленной палате СССР). Закон позволял такую принудительную меру обеспечения имущественных требований как арест судна осуществлять в судебном порядке на основании Арбитражного процессуального кодекса РФ либо Гражданского процессуального кодекса РФ (ГП РФ), поскольку, например, в силу ст. 134 ч. 1 ГП РФ судебные органы вправе прибегать к "наложению ареста на имущество, принадлежащее ответчику", для обеспечения требований гражданско-правового характера.

Закрепление в КТМ РФ норм об аресте судна обусловлено прежде всего необходимостью приведения законодательства России о торговом мореплавании в соответствие с нормами международного права и является логическим этапом деятельности законотворческих органов РФ после присоединения России к Международной конвенции по унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов от 10 мая 1952 г. (Федеральный закон N? 13-ФЗ от 6 января 1999 г. "О присоединении РФ к международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов").

В статье 388 ч. 1 КТМ РФ под арестом судна понимается "любое задержание или ограничение в передвижении судна во время нахождения его в пределах юрисдикции РФ, осуществляемые на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом налагать арест третейского суда (далее - "управомоченного третейского суда") по морским делам для обеспечения морского требования, за исключением задержания судна, осуществляемого для приведения в исполнение решения суда, арбитражного суда или третейского суда, вступившего в законную силу".

Арест судна возможен только по морскому требованию. Статья 389 КТМ РФ содержит перечень морских требований, к которым относятся следующие требования, связанные с:

  • причинением ущерба при эксплуатации судна;
  • причинением вреда жизни или здоровью гражданина на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
  • осуществлением спасательной операции или любым договором о спасании;
  • расходами на принятие любым лицом мер по предотвращению или уменьшению ущерба, в том числе ущерба окружающей среде, если такое требование возникает из международного договора РФ, закона или любого соглашения, а также ущербом, который причинен или может быть причинен такими мерами;
  • расходами на подъем, удаление или уничтожение затонувшего судна или его груза;
  • любым договором использования судна;
  • любым договором морской перевозки груза или договором морской перевозки пассажира на судне;
  • утратой или повреждением груза, в том числе багажа, перевозимого на судне;
  • общей аварией;
  • лоцманской проводкой;
  • буксировкой;
  • предоставлением продуктов питания, материалов, топлива, запасов, оборудо ва ния, в том числе контейнеров, для эксплуатации судна или содержания его;
  • постройкой, ремонтом, модернизацией или переоборудованием судна;
  • портовыми и канальными сборами, сборами на других судоходных путях;
  • заработной платой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносами по социальному страхованию;
  • дисбурсментскими расходами, произведенными в отношении судна;
  • страховой премией, включающей в себя также взносы по взаимному страхованию и уплачиваемой собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
  • комиссионным, брокерским или агентским вознаграждением, уплачиваемым собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
  • любым спором о праве собственности на судно или владения им;
  • любым спором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли;
  • зарегистрированной ипотекой судна или зарегистрированным обременением судна того же характера;
  • любым спором, возникающим из договора купли-продажи судна.

Арест судна возможен не только в зависимости от вышеперечисленных требований, но и при соблюдении следующих условий:

  1. если морское требование к судовладельцу обеспечено морским залогом на судно и относится к требованиям, которые обеспечиваются морским залогом на судно;
  2. если морское требование основывается на ипотеке судна или обременении судна того же характера, зарегистрированных в установленном порядке;
  3. если морское требование касается права собственности на судно или владения им;
  4. если морское требование не подпадает под вышеназванные пункты 1)-3), но лицо, которому судно принадлежит на праве собственности в момент возникновения морского требования, является ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру в момент возникновения морского требования является ответственным по такому требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником.

Любое другое судно или любые другие суда могут быть также арестованы, если в момент начала процедуры, связанной с их арестом, суда находятся в собственности лица, которое является ответственным по морскому требованию и являлось в момент возникновения требования собственником судна, в отношении которого морское требование возникло, либо фрахтователем по бербоут-чартеру, тайм-чартеру или рейсовому чартеру такого судна. Однако данное правило не применяется к требованию, которое касается права собственности на судно или владения им.

В соответствии с КТМ РФ арест судна возможен даже тогда, когда оно готово отплыть.

Судно может быть арестовано для получения обеспечения независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или арбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или иным образом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит рассмотрению в суде или арбитраже другого государства.

Перечисленные правила об аресте судна не затрагивают право капитана морского порта на отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского порта в соответствии со статьей 80 КТМ РФ, право портовых властей на задержание судна и груза по требованиям, предусмотренным статьей 81 Кодекса, а также право государственных органов на арест судна и груза, предусмотренное законодательством РФ (например, таможенным, административным, уголовным законодательством РФ).

Несмотря на то, что в соответствии с ч. 1 статьи 388 КТМ РФ под арестом понимается любое задержание судна, законодатель акцентирует внимание на том, что отказ в выдаче разрешения на выход судна из морского порта (например, в случаях неоплаты портовых сборов, непригодности судна к плаванию и пр.), а также задержание, осуществляемое портовыми властями в порядке ст. 81 КТМ РФ (например, в связи осуществлением спасательных операций, с повреждением портовых сооружений и иным причинением вреда и пр.), не являются арестом судна. Законом определен срок задержания в соответствии со ст. 81 КТМ РФ на срок не более, чем 72 часа, и предусмотрена ответственность портовых властей за убытки, причиненные необоснованным задержанием. Что касается отказа в выдаче разрешения на выход судна из порта, то здесь вполне очевидно, что такой отказ действует до устранения оснований, препятствующих получению такого разрешения. КТМ РФ не предусматривает и ответственности капитана за отказ в выдаче такого разрешения, поскольку в возникновении обстоятельств, препятствующих выходу судна из порта, в данном случае предполагается вина прежде всего судовладельца.

Освобождение судна от ареста производится только на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного третейского суда при предоставлении достаточного обеспечения в приемлемой форме.

Любая просьба об освобождении судна от ареста в связи с предоставлением обеспечения не означает признание ответственности, отказ от средств защиты или от права на ограничение ответственности.

В случае, если судно арестовано для обеспечения морского требования или обеспечение предоставлено для предотвращения ареста судна либо для освобождения его от ареста, такое судно не может быть арестовано вновь или арестовано по тому же морскому требованию, если только:

  1. размер обеспечения, полученного по тому же морскому требованию, является недостаточным при условии, что общий размер обеспечения не может превышать стоимость судна;
  2. лицо, которое предоставило обеспечение, не в состоянии выполнить свои обязательства полностью или частично;
  3. судно, которое арестовано, или обеспечение, которое предоставлено, освобождено:
  • по просьбе или с согласия лица, имеющего право на морское требование, и при наличии разумных оснований для такой просьбы или согласия;
  • в связи с невозможностью лица, имеющего право на морское требование, воспрепятствовать освобождению судна посредством принятия разумных мер.

Наряду с мерами по обеспечению морских требований Кодексом определены меры защиты владельца арестованного судна (ст. 393 КТМ РФ). В частности предусмотрено, что суд, арбитражный суд или управомоченный третейский суд может в качестве условия ареста судна или продления ранее наложенного ареста судна обязать лицо, требующее ареста судна или продления ареста судна, предоставить обеспечение в размере и на условиях, которые могут быть определены судом, арбитражным судом или управомоченным третейским судом в связи с любыми убытками, которые могут быть причинены в результате ареста судна, в том числе в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения, и за которые такое лицо может нести ответственность.

Указанные правила не применяются в том случае, если морское требование, по которому налагается арест на судно, заявлено в связи с заработной платой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносами по социальному страхованию.

На практике решение вопроса об аресте судна представляется весьма затруднительным, поскольку арест возможен только в связи с предъявлением иска в суд, и следовательно, требует прежде всего времени для оформления этого иска, оплаты государственной пошлины, вынесения постановления суда о наложении ареста, оформления исполнительного листа и обращения к судебному приставу. Как правило, для применения мер по обеспечению иска необходимо предоставление суду доказательств принадлежности судна, данных о регистрации залога, ипотеки и т.п. Все это, безусловно, требует внесения изменений в процессуальное законодательство РФ, которые касались бы прежде всего сокращения сроков для принятия мер по обеспечению морских требований судами.

Сложным является вопрос о предоставлении каких-либо гарантий лицом, к которому предъявлено требование, взамен ареста судна, а также о предоставлении обеспечения лицом, требующим ареста судна или продления ареста судна, с целью защиты прав владельца арестованного судна, поскольку и то, и другое требуют отвлечения значительных денежных средств. Вероятность причинения убытков судовладельцу в результате незаконного или необоснованного ареста судна либо требования и получения чрезмерного по своему размеру обеспечения также заставляет серьезно относиться к заявлению требований об аресте судна.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz