ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО "МТПК"
В 1999 ГОДУ
Олег Ершов, директор по экономике и финансам ЗАО "МТПК"
Для ЗАО "Морской торговый порт Калининград" 1999 г. явился
годом дальнейшего развития производственных мощностей, реального инвестирования
в объекты, способные в ближайшем будущем повысить конкурентоспособность
порта по перевалке ряда грузов и поиском условий для привлечения дополнительных
грузопотоков. Для того, чтобы осуществить намеченные цели, порту пришлось
сконцентрировать на этих направлениях все свои финансовые, материальные
и интеллектуальные ресурсы, что в нынешней ситуации, когда загрузка производственных
мощностей не превышает 30-35% от пропускной способности, достигается с
большим трудом. Тем не менее, несмотря на все трудности в этом году затраты
порта на капитальные вложения и капитальный ремонт основных производственных
фондов как никогда высоки и оправданны, учитывая в среднем их 75%-й износ.
Основным инвестиционным проектом, осуществляемым портом в настоящее время,
является реконструкция и модернизация контейнерного терминала, что даст
возможность увеличить пропускную способность перегрузки контейнеров с
15 тыс. единиц до 50-70 тыс. Общий объём необходимых инвестиций по данному
проекту составляет более 10 млн. долл. США. В 1999 г. для осуществления
реальных инвестиций постановлением Областной думы ЗАО "Морской торговый
порт Калининград" были предоставлены льготы по уплате налогов в областной
бюджет сроком на 5 лет. Это позволило порту уже сейчас осуществлять инвестиции
за счет собственных средств и параллельно заниматься поиском внешних инвестиций
для полной реализации проекта.
Вторым по значимости для порта объектом инвестиций сейчас является строительство
холодильного склада. Его наличие позволит порту значительно повысить привлекательность
и конкурентоспособность при перевалке мороженых рыбо- и мясопродуктов.
Стоимость строительства оценивается в 300 тыс. долл. США. Строительство
холодильного склада производится за счет собственных средств порта, и
в феврале 2000 г. он должен быть сдан в эксплуатацию.
Большое внимание в 1999 г. уделялось обновлению парка перегрузочной техники.
Были приобретены современные и высокопроизводительные перегрузочные машины
для обработки кокса и лесных грузов, заключены контракты на поставку более
мощных машин для перевалки металлолома. В целом только за 9 мес. 1999
г. объем капитальных вложений порта в производственную инфраструктуру
составил более 8,3 млн. руб. Кроме того, за 1999 г. через капитальный
ремонт прошли почти все плавсредства портового флота, который обошелся
порту в сумму более чем 4,3 млн. руб. А в целом, на капитальный и текущий
ремонты производственных объектов за первые 3 квартала 1999 г. израсходовано
около 24 млн. руб.
Что касается социальных показателей работы порта, то следует отметить,
что за 9 месяцев 1999 г. уровень среднемесячной заработной платы вырос
по сравнению с предыдущим годом в 2,5 раза и составил более 3 000 руб.
в месяц.
По уровню грузопереработки в 1999 г. ЗАО "Морской торговый порт
Калининград" всего лишь немного превышает (0,9%) показатели 1998
г. Однако в структуре перерабатываемых грузов и особенно по направлениям
грузопотоков произошел ряд изменений. Объем экспорта увеличился по сравнению
с 1998 г. на 10% за счет массовых грузов (кокс, металлолом, лесные грузы).
В то же время объем импортных грузопотоков составил только 64% от уровня
1998 г. Снижение объемов грузопереработки произошло главным образом по
генеральным продовольственным грузам, контейнерам, автотехнике, что является
последствием финансового кризиса августа 1998 г. Общий уровень грузопереработки
за 10 месяцев 1999 г. составил 1738 тыс. т (табл.1).
Основной причиной недозагрузки порта по-прежнему являются неконкурентоспособные
по сравнению с другими портами Балтийского бассейна железнодорожные тарифы
на провоз грузов в Калининградские порты. Особенно это заметно в части
генеральных грузов, прежде всего металлов, мешковых грузов, бумаги. Тарифы
на погрузо-разгрузочные работы ЗАО "Морской торговый порт Калининград"
(табл. 2) поподавляющему большинству позиций существенно ниже тарифов
других портов Прибалтики и Санкт-Петербурга, особенно по генеральным грузам.
Кроме того следует отметить, что тарифы на погрузо-разгрузочные работы
порта в соответствии с федеральным Законом "О естественных монополиях"
утверждены Министерством по антимонопольной политике РФ и предусматривают
предоставление понижающих коэффициентов (до 0,5) клиентам порта в зависимости
от объемов перегружаемых грузов либо каких-то других взаимовыгодных условий.
В настоящее время порт достаточно активно пользуется этим правом и старается
осуществлять как можно более гибкую тарифную политику для привлечения
дополнительных грузопотоков.
Следует также отметить, что с 1999 г. портовые сборы для судов, заходящих
в Калининградский порт, снижены по различным видам от 10% до 30%, причем
судам, зарегистрированным в ОЭЗ Калининградской области предусмотрены
скидки в размере 25%, а для судов, работающих на условиях линейного судоходства,
предусмотрены скидки в размере 10%. Однако всех этих мер, предпринятых
Морской администрацией порта Калининград и акционерным обществом "Морской
торговый порт Калининград", оказалось недостаточно для значительного
увеличения объема перерабатываемых в порту грузов и количества судозаходов.
За 9 месяцев 1999 г. количество судозаходов в Калининградский морской
торговый порт составило 731 или 101,1% к уровню 1998 г.
Все это свидетельствует об исключительной важности уровня железнодорожных
тарифов в транспортной составляющей для переориентации грузопотоков на
Калининградские порты.
Поэтому для ЗАО "Морской торговый порт Калининград" на сегодняшний
день в области повышения конкурентоспособности основными являются следующие
задачи:
- установление единого уровня тарифов для перевозок по железным дорогам
Литвы направлением на Клайпеду и Калининград;
- упрощение погранично-таможенных формальностей и приведение стоимости
услуг в портах, оказываемых государственными инспекциями (карантин растений,
госхлебинспекция, ветслужба), до конкурентоспособных;
- обеспечение согласованности таможенного законодательства с действующими
на морском транспорте нормативными документами.
|