Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
О РЕЗУЛЬТАТАХ 25 СЕССИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМИССИИ ПО РЫБОЛОВСТВУ В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ (ИБСФК)
Виктор Осадчий, начальник Запбалтрыбвода

С 6 по 10 сентября 1999 года в Варшаве проходила 25 юбилейная сессия ИБСФК. В ее работе приняли участие делегации России, Польши, Латвии, Эстонии, Литвы, Германии, Дании, Швеции, Финляндии.

В повестку дня сессии было включено 43 вопроса. Основное внимание ее участников было сосредоточено на оценке состояния запасов трески, сельди, шпрота, лосося и мерам по их сохранению. Заслушана информация о выполнении программы "Балтика-21", отчеты о результатах заседания Рабочих групп по контролю за лососем и стратегии управления запасами трески, сельди и шпрота. Кроме того были рассмотрены административные и финансовые вопросы.

Делегации обменялись мнениями о состоянии дел по использованию выделенных квот на вылов трески, сельди, шпрота, лосося на 1998 г. При этом было отмечено снижение уровня освоения квот всеми странами (табл. 1 и 2). Это связано с плохим состоянием запасов трески, сельди, а также проблемами сбыта сырья и рыбопродукции.

Состояние запасов трески, сельди, шпрота, лосося и ОДУ на 2000 год
Треска. Состояние восточного запаса трески по-прежнему крайне неудовлетворительное. Завышение ОДУ трески в предыдущие годы по предложению ЕС при соглашательной политике других стран привели к падению биомассы нерестовой части популяции ниже критической.

Принимаемые меры по улучшению селективности тралов, введение летних запретов на ее промысел, повышение качества статистических данных ее вылова не дали и не могли дать положительных результатов. Российская делегация всегда противодействовала подобным подходам к эксплуатации запасов трески, и только на данной сессии ОДУ по треске был принят с учетом данных науки - 105 тыс. т (западный и восточный запас).

В последующие года использование трески должно вестись с большей степенью предосторожности.

Сельдь. В связи с высокой численностью шпрота обострилась пищевая конкуренция этого вида с сельдью. Крупномасштабный индустриальный промысел шпрота на технические цели (производство муки), который ведет ЕС, приводит к уничтожению молоди сельди. Эти две основные причины привели к снижению численности сельди в открытой части Балтики за последние три года.

Тем не менее, локальная популяция сельди Финского залива и прибрежная сельдь в 26 подрайоне Балтики находятся в удовлетворительном состоянии. Это позволило не допустить резкого снижения ОДУ на 2000 г., который был установлен на уровне 405 тыс. т.

Шпрот. Период экстремально высокой численности шпрота в Балтийском море заканчивается. Происходит постепенное снижение запаса. Несмотря на урожайные поколения шпрота 1998-1999 гг. ОДУ установлен на более низком уровне, чем в 1998 г. - 400 тыс. т.

Лосось. Запасы лосося в открытой части Балтики находятся в хорошем состоянии. Этому способствует увеличение выпуска заводской молоди и обеспеченность кормом. Безусловно, положительную роль сыграла программа "План действий по лососю", и прежде всего реализации мероприятий по сохранению "дикого" лосося. Учитывая это, ОДУ лосося увеличен на 2000 г. до 450 тыс. штук. Численность лосося Финского залива (32 подрайон) снижается, поэтому ОДУ на 2000 г. определен ниже уровня предыдущего года - 90 тыс. штук.

Меры регулирования рыболовства

Летний запрет на промысел трески на 2000 г.
По мнению российской делегации, следует устанавливать биологически оправданные сроки летнего запрета на промысел трески, т.е. с 1 июня по 1 августа. В эти два месяца наблюдается пик нереста трески. Однако большинство делегаций согласилось на повторение сроков текущего года с 1 июля по 20 августа.

Данное решение принято прежде всего с учетом интересов рыбаков западных стран и не полностью обеспечивает сохранение нерестующей трески. В последующем необходимо добиваться оптимальной продолжительности летнего запрета на промысел трески.

Установление запретных районов на все виды промысла в целях сохранения нерестующей трески (предложение Польши).
Второй год подряд данное предложение рассматривалось на сессии ИБСФК. Необходимо отметить практическое отсутствие всякого научного обоснования для данной меры регулирования рыболовства. По нашим оценкам, нерест трески в современных гидрологических условиях проходит в основном в Борнхольмской впадине и в некоторых участках 26 подрайона. Поэтому закрытие для промысла Гданьской и Гот ландской впадин не даст эффекта и приведет к значительному снижению уловов для российских рыбаков, вследствие чего российская делегация выступила против принятия предложения Польши. Рекомендация ИКЕС по данному вопросу аналогична российской позиции.

Сессия отклонила предложение Польши и рекомендовала рассмотреть предложения по мерам регулирования на специальном заседании Рабочей группы в первой половине 2000 г.

Ограничение количества сетей при промысле трески и определение их параметров (предложение Польши).
Данный вопрос не обсуждался и будет также рассмотрен на заседании рабочей группы в 2000 г.

Российская делегация в принципе поддерживает данное предложение т.к. оно способствует более точному учету промыслового усилия на треску и создает лучшие условия для управления ее запасом.

Установление прилова молоди сельди и шпрота. Промысловая мера на эти виды рыб (предложение Польши).
Учитывая значительные приловы молоди сельди при индустриальном промысле шпрота, предложения по 15% прилову вполне оправдано и своевременно. Понимая последствия ее введения, как и установление промысловой меры на шпрота - 10 см и сельди - 16 см, делегация ЕС заблокировала принятие данного решения и предложила рассмотреть все вопросы по регулированию рыболовства на Рабочей группе в 2000 г. Российская делегация однозначно поддержала польское предложение и впоследствии проводить работу по положительному решению вопроса. В национальных Правилах (1986 г.) данная мера присутствует и не вызывает особых вопросов.

Правило одного орудия лова при промысле трески (пункт 9.2 Правил ИБСФК).
Запрещение нахождения на борту судна, ведущего промысел трески, орудий лова для других видов рыб экономически невыгодно российским рыбакам. Этот пункт Правил ИБСФ в настоящее время создает помехи для оперативной перестройки промысла в море и должен быть отменен.

Российской делегации предстоит настойчиво добиваться вместе с другими странами (Польша, Литва, Эстония, Латвия) отмены данной меры регулирования рыболовства.

Стратегия управления запасами трески, сельди и шпрота.

План действий по лососю
Для определения стратегии управления запасами трески, сельди и шпрота создана специальная Рабочая группа. К сожалению, представители России не участвовали в работе данной группы. Это серьезная ошибка, которая мешает нам влиять на принятие ответственных решений и рекомендаций по сохранению основных промысловых рыб Балтики. Тщательная проработка вариантов развития ситуации при эксплуатации рыбных запасов возможна только на уровне экспертов, поэтому им важно в 2000 г. принять активное участие в заседании этой Рабочей группы.

Аналогичное предложение имеет место при рассмотрении проблем по сохранению Балтийского лосося. Игнорирование между народного механизма, разработанного в рамках программы "План действий по лососю", по анализу ситуации и разработке мероприятий по восстановлению запасов "дикого" лосося приведет к изоляции России и исключению ее возможности влиять на процессы в Балтике.

Вопросы контроля за промыслом
На сессии принято решение продолжить работу по углублению кооперации и координации национальных органов по контролю и регулированию рыболовства. При этом определены направления для обсуждения на постоянной Рабочей группе по контролю:
  • кооперация и координация работы по контролю;
  • оценка необходимости введения спутниковых систем контроля;
  • создание списка рыболовных судов, используемых в Балтийском море;
  • унифицирование форм контроля.

Считаем необходимым продолжить наше участие в заседаниях этого органа ИБСФК, что позволит обеспечить защиту интересов России и получить доступ к современным технологиям контроля за промыслом.

Выводы и предложения
В результате большой подготовительной работы российская делегация на 25 сессии ИБСФК обеспечила принятие решений, отвечающих интересам России в Балтийском море.

Принятые на сессии ОДУ трески, сельди, шпрота и лосося адекватны состоянию их запасов, а выделенные России квоты позволят вести устойчивый промысел российским рыбакам в течение всего 2000 г.

На данной сессии, как и на предыдущих, в повестку дня вносились вопросы с предложениями об изменении Правил рыболовства ИБСФК. При этом научные обоснования не готовились и не направлялись другим государствам. В результате на сессиях имеют место бесплодные дискуссии, идет потеря рабочего времени, не принимаются важные решения. Считаем необходимым выступить с предложениями о повышении эффективности работы ИБСФК.

По нашему мнению, крайне важно принимать участие в заседаниях всех Рабочих групп, имеющих мандат ИБСФК, для отражения позиции России и подготовки взвешенных рекомендаций на очередные сессии.

Учитывая положительные изменения в темпах и объемах освоения выделенных России квот на вылов рыбы в Балтийском море, наметившихся в 1999 г., целесообразно продолжить реализацию системы мер по повышению эффективности промысла. Следует считать опасными факты продажи рыбодобывающих судов, имеющих средние сроки эксплуатации, третьим странам. Это снизит наши возможности по освоению национальных квот на Балтике.

Необходимо также реализовать национальную программу "Балтийский лосось", и прежде всего в части восстановления масштабов его естественного воспроизводства.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.

 

Hosted by uCoz