Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Рыбная промышленность - затяжной прыжок в XXI век
Олег Садыхов, главный редактор журнала "Морская индустрия"

Рыбная отрасль России переживает глубокий кризис. Эту историческую фразу заучили буквально все, чьи предприятия погрязли в долгах или паразитируют за счет других. В большинстве своем руководители жалуются на то, что государство оставило их без средств в самый трудный момент. Каким образом и кем был определен этот самый трудный момент? Ссылка на неизвестные источники стала обычным маневром в нашей жизни.

Как и предполагалось, самым уязвимым направлением в рыбопромысловых компаниях, на что было легче всего давить без "злого умысла", был выбран экспедиционный флот. Основные аргументы - флот "остался отрезанным" от береговых баз, плохо стал снабжаться, возвращать его в отечественные порты нет денег или смысла. Но анализ случившейся ситуации показывает, что процесс уменьшения ассигнований на содержание рыбопромыслового флота был постепенный, все это происходило в течение 2-3 лет. Поэтому о проблемах крупных рыбопромысловых компаний прежде всего необходимо спросить с руководителей периода начала приватизации, которые проявили нерасторопность, медлительность, а самое главное - некомпетентность в вопросах управления и реструктуризации государственной собственности.

На недавнем съезде работников рыбной отрасли России почти все признали поспешность и ошибочность приватизации. Хотелось бы уточнить одну деталь и задать наиболее отличившимся при приватизации участникам съезда один вопрос: "Кто готовил эту поспешную и ошибочную приватизацию?"

Из-за явных противоречий в законодательстве России, процесс перехода от государственной собственности в частную практически для всех предприятий был и остается болезненным. Некоторые правовые проблемы, касающиеся переходного этапа от государственной собственности к частной до сих пор не решены. Благодаря этому предприятия, которые казалось бы должны преуспевать, не могут вырваться из круга "вечных проблем". До сих пор не обнародованы поведенческие мотивы акционеров на крупнейших открытых акционерных рыбодобывающих предприятиях Калининграда. Акционеры, держащие значительные пакеты акций, вместо того, чтобы решать проблемы акционерного общества и выводить предприятия на прибыльный режим работы, в своих интересах используют имущество акционерных обществ, имея при этом колоссальные доходы. Объяснение этому феномену есть - это приватизационное законодательство. Все проблемы акционерных обществ остаются без изменений, а их количество еще больше увеличивается. Растущие затраты на производство, необоснованное налоговое обложение, отсутствие компетентности у государственных чиновников, принимающих решения, имеющие затем серьезные экономические последствия в развитии рыбной отрасли вызывают тревогу за ее будущее. Неудачные методы и приемы приватизации предприятий рыбной промышленности привели к снижению стратегических государственных интересов к отрасли. Благодаря этому крупнейшие рыбопромысловые компании лишились государственного контроля. По сути предприятия получили статус ничейных, и наиболее влиятельные акционеры имеют возможность отщипнуть от акционерного общества ту часть имущества, которая им приглянулась и по льготной цене. Причем все это делается вполне законно, так как основной принцип российского приватизационного законодательства "грабь награбленное" остался с 1917 г. Как видим, при раздаче государственной собственности чиновники "упустили" ответственность акционеров при приватизации государственных предприятий, не указали какие-либо сроки ее действия.

В этой связи вполне очевидно, что большинство приватизированных предприятий нуждаются в реальной реструктуризации радикальными методами в целях их сохранения и восстановления. Хотя приватизация и реструктуризация - неразделимые понятия, и одно без другого существовать не могут. Причины сползания в долговую яму "обновленных" предприятий, которые никак не могут перешагнуть барьер постоянных неудач, связано также с компетентностью, смелостью и честностью многих руководителей и "коренных" акционеров приватизированных предприятий в вопросах современного управления. Единицы управленческих решений принимаются с использованием методов технико-экономического анализа. В основной массе они принимаются интуитивно, ссылаясь на опыт работы или обычное "авось", обоснование расчетами как правило отсутствует.

Как реанимировать рыбную отрасль Калининградской области
Эта проблема заботит нас всех. Наиболее правильным решением было бы вернуть в государственное управление 51% акций проблемных рыбодобывающих, перерабатывающих предприятий и некоторой части предприятий материально-технического снабжения. Сделать это можно путем выкупа акций, имеющихся в собственности предприятий и у акционеров на компенсационной основе в счет долгов предприятий государству. Другим решением может быть проведение ускоренной процедуры банкротства предприятий-должников, которые последние 2-3 года не могут остановить процессы спада производства. В основе механизма расчетов с акционерами по акциям должна лежать стоимость имущества банкрота, пересчитанная по реальной цене покупки каждой акции ее владельцем. Такой механизм будет предельно справедлив прежде всего для самих акционеров. Сколько потратил на акции, столько и получи обратно, но не более того. Цель - создание на основе банкротов новых предприятий, в том числе и государственных.

Некоторые специалисты считают, что государственный контроль над рыбной отраслью отпугнет иностранных инвесторов. Но как показывают последние 5-6 лет - опасения иностранцев направлены больше на непредсказуемость руководителей предприятий. Закрытость крупнейших открытых акционерных обществ, таких как "КРК Запрыба", "Атлантрыбфлот", "Вестрыбфлот", "МаринПО", "ПБОРФ", перерабатывающих береговых комбинатов, при скрытом анализе инвестиционных предпочтений не позволяет сделать однозначный вывод о целесообразности инвестиций в эти предприятия. Исходя из общепринятых приемов анализа и тестирования можно заключить, что они несостоятельны и слабо управляются, их структуры не приспособлены к современным условиям бизнеса, их деятельность не способствует стратегическому развитию инфраструктуры калининградского рыбопромышленного комплекса.

Паразитизм некоторых предприятий за счет многочисленных малых и средних уже достиг наивысшей величины. Ситуация осложняется еще и тем, что на современном этапе невозможно проанализировать степень их ликвидности. Акции предприятий рассеяны между многочисленными мелкими акционерами, которые никак не могут взять в толк, что на них творится. А так называемые крупные акционеры заняты больше имуществом, которое принадлежит акционерным обществам, но не доходностью своих акций. Именно эти акционерные общества находятся в состоянии банкротства с огромными долгами внутренними и внешними.

Единственными пока предприятиями, которые ищют целесообразные пути реструктуризации, на сегодня являются "Атлантрыбфлот" и "Вестрыбфлот". Насколько процесс идет удачно - будет видно в ближайший год.

Согласно модели оценки Гордона, наиболее часто применяемой при оценке стоимости обыкновенных акций крупных компаний:

Р0= D/r,

где P0 - стоимость акций; D - годовой дивиденд; r - ставка дохода инвестора,

можно сделать простой вывод, что акции всех вместе взятых компаний равны ZERO. Если нет дивидендов на полученные или купленные акции, то не будет, естественно, и доходов. Такой печальный вывод получается исходя из результатов анализа доходности акций вышеперечисленных компаний. Спрашивается, зачем тогда нужны эти акции?

Ситуация становится еще более парадоксальной, когда акционеры не только не платят за эксплуатацию имущества акционерных обществ в собственных интересах, но и умудряются, используя нехитрые финансовые схемы по взаимозачетам, а порой просто нахальством, загнать акционерные общества в категорию собственных должников. Скупив акции за бесценок, можно получить возможность доступа к более дорогому имуществу, что и происходит.

Есть смысл оказать самое серьезное содействие восстановлению в былых правах "Калининградрыбпрома" как мощной холдинговой финансово-промышленной структуры. В эту ФПС должны передать на обменных условиях контрольные пакеты акций все крупнейшие предприятия рыбной отрасли Калининградской области. А для администрации Калининградской области первостепенным должно стать лоббирование интересов холдинга "Калининградрыбпром". Такое объединение позволит сосредоточить все имущество для финансового обеспечения под строительство нового флота и модернизации старого, обеспечить технологическую перестройку перерабатывающих береговых предприятий и их стабильное обеспечение сырьем. Кроме того, единое управление комплексом позволит планомерно загрузить и судоремонтные заводы, и порты. Пришла пора объединиться - в этом весь стратегический смысл.

Таким образом, реструктуризация предприятий необходима сейчас. После проведения этого процесса, государство должно определить им помощь в рамках стратегического развития, которая должна иметь допустимые сроки для восстановления их устойчивого развития. После этого объем субсидий должен сократиться на величину государственного заказа на производство рыбопродукции, то есть в первом случае государство покупает у рыбодобывающих предприятий рыбопродукцию в резерв, во втором случае этот резерв передается перерабатывающим компаниям в виде товарного кредита. Через несколько периодов (можно определить 3 периода на срок три года, то есть на каждый период приходится по одному году) государственная поддержка должна сократиться до оптимально допустимых условий. Если в эти периоды предприятие или несколько предприятий не смогут нормально развиваться, то государство имеет право востребовать в свою пользу имущество, которое по предварительной оценке должно оставаться в виде долговых обязательств. Для дальнейших действий существуют несколько вариантов, рассматривать которые в данной статье нецелесообразно.

Строительство и переоборудование флота
В рамках государственной поддержки рыбной отрасли самой капиталоемкой будет целевая программа по строительству современного рыбопромыслового и транспортно-рефрижираторного флотов на простаивающих российских верфях, в том числе и в Калининграде. В настоящее время внутренние материальные ресурсы российского правительства пока не могут позволить осуществить эту задачу в полном объеме. Но есть и уже отработаны схемы финансирования "собственник + государство". При строительстве судна будущий судовладелец должен обеспечить 20% его стоимости, остальные 80% обеспечивает государство. Государственные обязательства делятся на две части: 1. 30% - государственная субсидия, 20% - налоговые льготы при капитальном строительстве. 2. 50% - государственный заем или гарантия инвестору на срок до 12 лет. Процентная ставка такого займа не должна превышать 15% годовых в рублях. Основным условием такой схемы должно быть строительство судов на отечественных верфях, а период строительства и первые три года кредитного срока должны быть льготными. К сожалению, отечественные предприятия еще не производят первоклассное рыбопоисковое и рыбоперерабатывающее оборудование, поэтому неоценимую помощь здесь могут оказать ряд зарубежных компаний, которые специализируются на долгосрочном льготном кредитовании (7-12 лет) оборудованием при наличии готовности корпуса судна.

Очень сложной может оказаться сама процедура отбора компаний, которые могут достойно обеспечить дальнейшую эксплуатацию флота и возврат денег. Но, как нам видится, строить флот для предприятий с непонятным будущим нет никакого смысла. Будут потрачены государственные средства, а корабли уйдут к другим берегам. Поэтому строительство флота может быть или для успешно работающих компаний, или для вновь созданных государственных. Кстати, при последующей поэтапной продаже акций таких компаний государство может очень быстро вернуть потраченные средства на строительство флота.

В Калининграде мощности судостроительного завода "Янтарь" вполне могут обеспечить строительство сразу нескольких траулеров-заводов типа "Меридиан" или более мелких проектов 5025 М, 12802 одновременно. Завод оснащен первоклассным оборудованием по строительству корпусов судов, которое использовалось для строительства современных военных кораблей для ВМФ России. Подобные заказы дадут возможность вернуть на завод всех высококвалифицированных специалистов, которые в силу известных причин покинули свое родное предприятие, организовать новые рабочие места, решить множество социальных программ области. Что касается стоимости размещаемых заказов, то исходя из анализа существующих норм расценок на строительство, стоимость корпуса одного траулера будет на 15-25% дешевле, чем размещение заказов на верфях других государств.

Другое принципиальное направление государственной поддержки флота - переоборудование производственных цехов рыбодобывающих судов и береговых предприятий под европейский стандарт (в основном к санитарно-гигиеническим стандартам Европейского Союза). Переоборудование рыбообрабатывающих цехов напрямую связано с возможностью значительно увеличить рентабельность океанического промысла. Высококачественная переработка рыбы непосредственно на судах позволяет увеличить продажную цену рыбопродукции, особенно на экспорт. Работа некоторых отдельно взятых судов ОАО "ПБОРФ" на практике подтверждает высокую экспортную цену рыбопродукции. Это позволит значительно увеличить поступление валюты в российскую казну.

Потребительский спрос и условия производства
Важным требованием является наращивание усилий по обеспечению широкого ассортимента высококачественных продуктов для удовлетворения потребительского спроса и более рациональное использование сырьевых материалов, имеющихся у российского рыбодобывающего флота и перерабатывающих береговых предприятий. Для дальнейшего роста и развития рыбопромышленные компании должны создать особый режим формирования фонда технической модернизации предприятий. Если этого не будет, то им дальше рассчитывать на стабильное развитие и увеличение доходов не придется. Уже сейчас потребитель предпочитает покупать более качественную импортную рыбопродукцию.

Нельзя оценивать целесообразность развития рыбной отрасли по тому, как идет снижение потребления рыбы на душу населения. Население России не перестало употреблять в пищу рыбу. Более того, население с удовольствием потребляет все то количество рыбопродукции, которое ей могут предложить.

Снижение поставок рыбы и продуктов ее переработки привели к тому, что резко уменьшилось ее потребление, а значит товарооборот в отрасли перестал увеличиваться, а финансы стали вымываться из отрасли. Хотя по степени ликвидности рыбная отрасль считается одной из самых ликвидных со стабильной доходностью. Рыбное хозяйство мира является индустрией с годовым торговым оборотом в 250 млрд. долл. США. Для многих развивающихся стран торговля рыбой является значительным источником поступления иностранной валюты. Чистая прибыль от экспорта этими странами увеличилась с 5,2 млрд. долл. США в 1985 г. до 17,2 млрд. в 1996 г. (по материалам "EASTFISH"). Поэтому разговоры вокруг больших затрат, идущих на содержание флота, и что рыбная отрасль является планово-убыточной, походят больше на спекулятивные. Ведь государство поддерживает без исключения все отрасли народного хозяйства, которые, наверное, также можно признать планово-убыточными. А рыбная отрасль связана практически со всеми из них.

Для того, чтобы поддерживать и укреплять доверие потребителя к рыбопродукции, а также способствовать расширению рыночного потенциала, что необходимо для роста производства, чрезвычайно важно сохранить отношение покупателей к российским производителям. Плохо развитый сектор переработки рыбного сырья делает свежую и свежезамороженную рыбу слишком дешевой. Даже во времена Советского Союза, когда мощный промысловый флот в год вылавливал до 8 млн. т рыбы, такая роскошь, как дешевая рыба, была непозволительна, даже если разницу между оптом и розницей покрывало государство. Запасы промысловых видов рыб в Мировом океане из года в год сокращаются, поэтому первостепенной идеологией в рыбной отрасли должна стать идеология потребительской ценности. До сих пор население по привычке предпочитает покупать дешевую свежезамороженную рыбу. Хотя по логике, в розничной торговле свежезамороженная и свежая рыба должны стоить максимально дорого. Необходимо от "количественных" цен переходить к "качественным". Поэтому возникает проблема повышения эффективности использования рыбы. Это можно отнести и к качеству рыбы, и к тому как она перерабатывается. Улучшение качества рыбопродукции увеличит автоматически ее ценность, как пищевую, так и экономическую. В этом ряду стоят и повышение стандартов санитарии и гигиены рыбного производства, обращение с рыбой при ее обработке. Хочется подчеркнуть недостаточность проработки этих вопросов, например, низкий уровень подготовки технологов и мастеров обработки, которые не владеют современными методами и приемами обращения с рыбой. В этой связи компании должны принять меры по информированию рыбообработчиков о современных требованиях потребителей рыбопродукции. Кроме того, на судах должны быть обеспечены контроль за безопасностью и качеством рыбопродукции благодаря производственному процессу, начиная от быстрого охлаждения рыбы. Именно этот элемент позволяет при дальнейшей обработке рыбы соблюдать высокую эффективность использования сырья при окончательной заморозке. Быстрое замораживание требуется еще и для того, чтобы в мясе рыб не развивались бактерии, способствующие выделению токсинов, что может в конечном результате привести к пищевым отравлениям у людей. Чем быстрее рыба будет заморожена до максимально низкой температуры, тем выше сохранится ее качество и т.д.

Но трансформация цен невозможна без мощной рекламно-пропагандистской деятельности компаний рыбной отрасли. Пропаганда потребления качественных рыбных продуктов одновременно должна происходить в национальном масштабе, и этому должны способствовать государственные органы управления рыбной отраслью.

Россия - большая страна, в ней есть регионы, где рыба доступна только для людей с высоким заработком. Большая часть населения не имеет возможности покупать рыбопродукцию, так как дешевой рыбы просто уже не может быть. Для удешевления поставок важен государственный заказ. В этом случае важна роль Госкомрыболовства или лучше воссозданного Министерства рыбного хозяйства РФ, которое должно предоставлять возможности и регулировать тенденции внутри отрасли и вокруг нее.

Важные особенности производства продуктов питания из рыбы в условиях ОЭЗ
Важнейшее значение для Калининградской области имеет создание принципиально нового рыбоперерабатывющего комплекса. Поставки рыбного сырья, выловленного российскими судами, происходят сезонно и со значительными перебоями. Не удовлетворяют потребности комбинатов и поставки балтийской рыбы. Отсутствие хорошей промысловой обстановки на Балтике приводит к частым перебоям в обеспечении комбинатов килькой (шпротом) и салакой как основных технологических видов для переработки. Кроме того, отсутствие "ценового меморандума" между промысловиками, ведущими океанический промысел, и береговыми рыбными комбинатами по оптимизации цен на сырье для производства рыбопродукции, ведет к общим потерям. Такие согласованные действия могли бы позволить повысить рентабельность не только береговых комбинатов, но и промысловых компаний. Недостаточно развитый перерабатывающий сектор, бедность ассортимента, отсутствие маневренности предприятий является еще и причиной низкого коэффициента прибыльности. Калининградские комбинаты рады тому, что еще как-то держатся на "плаву". Думать о получении прибыли им не приходится.

Одним из серьезных вариантов бесперебойного снабжения сырьем комбинатов является использование технологических сырьевых запасов скандинавских соседей. Это позволит увеличить поставки продукции не только на территорию России, но и успешно экспортировать ее в другие страны. В настоящее время особенности экономического статуса области позволяют создать мощную современную перерабатывающую базу. Поставка оборудования для переоснащения действующих производств и создания новых могла бы осуществляться некоторыми норвежскими, шведскими, датскими компаниями. Нестабильность рубля к доллару США никак не повлияют на производство, использующее импортное сырье, так как ориентация на экспорт позволит не только стабильно развиваться, но и решать множество проблем, связанных с экономическим развитием Калининградской области.

Развитие науки и промысловой разведки
Важное значение имеет финансирование научно-исследовательских и поисковых работ в области рыболовства. Результатами этих работ должны пользоваться рыбопромысловые компании и в свою очередь - финансово поддерживать научно-исследовательские и поисковые экспедиции. Необходимо всячески способствовать поддержанию отечественной науки, которая всегда занимала ведущие места в мировой рыбной индустрии. Поэтому возникает явная целесообразность восстановить в ранге государственных предприятий научно-производственные объединения по промысловой разведке и совершенствованию орудий лова. Для оценки запасов и прогнозирования общего допустимого улова хотя бы на один промысловый сезон необходимы объективные данные по промысловой обстановке. На практике мы получаем данные от рыбопромысловых компаний совершенно иные, чем на самом деле, истинные результаты промысла остаются недоступными. Их представители ссылаются на коммерческую тайну, но хочется им напомнить, что отсутствие достоверных расчетов по прогнозированию уловов не в исключительных экономических зонах наносит непоправимый ущерб и запасам окуня в море Ирмингера, и запасам скумбрии в открытой части Норвежского моря, и всему биологическому сообществу морей и океанов. Этот ущерб в один прекрасный момент почувствуют на себе именно эти компании, которые понесут катастрофические убытки вследствие проловов. Поэтому рыбодобывающие компании независимо от формы собственности и величины должны использовать в своих расчетах промысловые прогнозы для планирования устойчивой работы, рациональной эксплуатации флота и объектов промысла. Для начала необходимо обязать рыбодобытчиков вернуть в штаты экипажей судов ихтиологов, которые должны осуществлять сбор ихтиологических данных об уловах.

Торгово-распределительная сеть
Следующая проблема - отсутствие хорошо развитой торгово-распределительной сети. Некогда успешно функционирующая система распределения рыбопродукции по всей территории бывшего Советского Союза и России пришла в упадок. Однако опыт прошлого показывает о целесообразности восстановления такой торгово-распределительной сети. Естественно, в форме, соответствующей нынешнему времени. Как это делать, какие пути приемлемы, мы уже писали, в предыдущих номерах "М.И." (N? 1, 2 1998 г.).

В конце 1998 г. завершилась подготовка проекта по созданию "Универсальной рыбной торговой системы" (УРТС). Проект охватывает всю территорию России, все рыбохозяйственные регионы и регионы -потребители рыбопродукции. Со всеми особенностями "УРТС" можно будет ознакомиться в журнале "Новости рыбного рынка" первый номер которого намечается к выходу в феврале 1999 г.

Возрождение системы экспедиционного промысла
Крупным источником поступления в казну иностранной валюты всегда был экспедиционный промысел. В настоящее время воссоздание системы экспедиционного промысла позволит восстановить пошатнувшиеся позиции российских рыбаков в промысловых районах Мирового океана, где прежде доминировали советские рыбаки. Экспедиционный промысел всегда предполагал экспорт рыбопродукции. Увеличение вылова ведет к увеличению выпуска продукции и возможности ее успешно экспортировать. Учитывая дефицит потребления рыбопродукции во всем мире, становится очевидным, что ее качественное производство ведет к увеличению потребительской ценности рыбы, следовательно возрастает рентабельность работы промыслового флота. Естественно, все это приведет к компенсации государственных затрат на поддержание экспедиционного промысла. По самым скромным расчетам, экспедиционный промысел ежегодно будет приносить в казну более 400 млн. долл. США.

Кадры
До сих пор структуры крупных компаний рыбной промышленности Калининграда не подготовлены для деятельности в качестве смешанных или частных предприятий. Руководители высшего и среднего звеньев управленческого персонала ряда известных компаний не имеют достаточной подготовленности в вопросах корпоративной деятельности, рыночного бизнеса и финансов. Для решения существующих проблем мало организовать в их структурах новые подразделения, с помощью которых предприятия моли бы стать рыночно-ориентированными. Прежде всего высший персонал должен понять психологию корпоративной структуры. Но самое главное усилие должно быть направлено на переподготовку специалистов, на развитие кадровой системы. Работники предприятия должны не просто приспособиться к новшествам, как это происходит, а понять саму необходимость этих изменений. Научиться извлекать из свободы предпринимательства свободу мыслить для блага предприятия, соблюдать строгую дисциплину. Поэтому там, где персонал занял безразличную и иждивенческую позицию, эффективной работы ожидать не следует.

В настоящее время кадровый состав рыбопромыслового флота претерпевает серьезные изменения. Причиной тому явились и сокращение флота, и ухудшение материального благосостояния рыбаков, которые по несколько лет не могли получить заработанные деньги, да и сама зарплата рыбаков ничем не отличается от зарплаты рядовых береговых работников. Казалось бы, что общее сокращение флота и переход под управление частных компаний небольших флотилий и отдельных судов изменит принципиальный подход к работе рыбаков на промысле. Из всего обилия морских специалистов востребуются только самые лучшие. Первоначально так и было. Но, к сожалению, и новые компании не изменили своего отношения к рыбакам. Рыболовный флот стал превращаться в отстойник для алкоголиков. Высокопрофессиональные специалисты быстро сориентировались и перешли работать в зарубежные компании. Производительность труда, один из основных элементов успешной деятельности любой компании резко снизилась, увеличилось количество нарушений дисциплины, техники безопасности, вследствие чего возросла аварийность на флоте. Такое положение дел требует необходимости внедрения новых оптимальных форм во взаимоотношениях работодателей и работников из числа плавсостава. К сожалению, последние пять лет этой проблеме уделяется недостаточно внимания. В результате "борьбы за выживаемость" руководители компаний стали забывать о том, что залог любого успеха в людях. Отошли в прошлое такие понятия как аттестация на профессиональную пригодность, повышение квалификации, целевая подготовка кадров и т.д.

Анализируя ситуацию в области совершенствования производительных сил, встал вопрос возврата квалифицированных специалистов на свои места. Но как это сделать? Хотят ли отечественные предприятия платить заработную плату, соизмеримую с их квалификацией. Оказалось, что хотят, но не всегда могут.

Причины банальные:

  1. отсутствие современных методик расчетов оплаты труда,
  2. отсутствие серьезного финансового и производственного планирования,
  3. желание тратить больше на свои личные нужды,
  4. и самое главное - неоправданный налог на фонд заработной платы.

В одних случаях судовладельцы стараются защищать свои интересы, удержаться на "плаву" и не обанкротиться, в других случаях рыбаки пытаются добиться от работодателей законно заработанных денег и повышения заработной платы. Правда есть компании, которые пытаются определить золотую середину, но без казусов все равно не обходится. Причины этих казусов изложены выше. В любом случае должны быть определены реальные возможности предприятий.

Обычно в начале рейса претензий к фонду заработной платы не бывает, так как расчет делается на сдельную оплату труда: сколько выпустил продукции, столько и получил, но в конце рейса ввиду отсутствия средств, которые были потрачены вне плана на другие "нужды", ситуация с выплатой зарплаты оказывается крайне нервозной.

Еще одной серьезной проблемой является выплата заработной платы в иностранной валюте. В условиях углубившегося в стране в очередной раз финансового кризиса, выплата заработной платы в иностранной валюте стала проблематичной, так как он повлек за собой резкое снижение экспорта рыбопродукции, следовательно осталось два варианта просить деньги у иностранных партнеров взаймы или покупать иностранную валюту за рубли в российских банках, что естественно влечет за собой большие потери из-за значительной разницы между увеличением курса доллара США и незначительным изменением цен на рыбопродукцию на российском рынке. Иностранцы помогли немного, но и без потерь не обошлось.

Как же все таки платить зарплату рыбакам?
Рассмотрим вариант, когда заработная плата им выплачивается в рублях. По результатам опроса 1500 рыбаков, работать на промысле будет просто некому. Около 10% из них согласны пойти в море, но при условии, если им ежемесячно переводить заработную плату на личные счета с индексацией относительно изменений рубля к доллару США. Но как показывает практика, в период рейса судна это делать практически невозможно из-за отсутствия достаточных средств на счетах компаний. Кроме того, придетcя вернуться к периоду 1992-1995 гг., когда выплата зарплаты в рублях влекла за собой огромные бюджетные отчисления, что в условиях отсутствия средств приводило к образованию значительных долгов по налогам, пеням и штрафам в Пенсионный и другие фонды. Предприятия полностью лишались оборотных средств для ремонта и снабжения флота. Естественно, такая практика недопустима. Поэтому возникает вопрос к российскому правительству о снижении налогов на фонд заработной платы рыбопромысловых компаний. По нашим расчетам, при увеличении заработной платы рыбакам, налоги на ее фонд в совокупности не должны превышать 15%. При этом допустимым будет увеличение подоходного налога до 20%. Лучше иметь налоги оптимальные и постоянные, чем их не иметь вообще. В настоящее время государство лишает само себя значительных поступлений в бюджет из-за слабого внимания к рыбной отрасли.

Квоты, капитал, налоги
Наиболее уязвимое место в функционировании рыбной отрасли - отток капитала из страны через оффшорные компании. Для рыбных предприятий схема работы через них - обычное и довольно выгодное дело. Вероятно, одним из вариантов противостоять этому необходимость введения тарифной системы, которая действует только в случаях работы через оффшорные компании на экспорт. То есть необходимо поставить естественный логический барьер демпинговым ценам, по которым обычно происходит сбыт рыбопродукции через оффшорные компании. И, естественно - варианты обеспечения флота материально-техническим снабжением через оффшорные компании. Так происходит искусственное увеличение себестоимости рыбопродукции, разница от которой остается на счетах оффшорных компаний. В создании тарифной системы может лежать следующий механизм регулирования: чем ниже продажная цена по отношению к оптимальной экспортной цене, тем выше тариф, базовая величина которого должна равняться оффшорной наценке. В случае завышения цен на материально-техническое снабжение и ГСМ, ставка тарифа равняется величине оффшорной наценки, умноженной на коэффициент, равный двум. И все же необходимо общее снижение налогов по отрасли и, в частности, особые льготные условия налогообложения для промысловых и перерабатывающих компаний. К вышеприведенным вариантам необходимо добавить отмену НДС полностью на рыбопродукцию, производимую российскими судами и поставляемую непосредственно на перерабатывающие предприятия. А также отмену НДС и импортной пошлины для перерабатывающих рыбных предприятий, которые непосредственно ввозят рыбу для собственных нужд. Отмена пошлин и НДС не касается торговых оптовых компаний, которые покупают рыбу в свежезамороженном виде или импортируют свежезамороженную рыбопродукцию для торговли на территории России. В данном случае уместен вариант повышения НДС до 18%. Отмена пошлин и НДС должны также распространяться на технологическое оборудование, ввозимое непосредственно переработчиками.

В случае подвижки инвестиционных и налоговых процессов со стороны государства необходимость введения тарифной системы возрастает, так как отток капитала ударит по всей инвестиционной и налоговой политике государства в отношении рыбной отрасли. Введение тарифной системы практически решит вопрос введения платы за право лова для российских рыбопромышленников. Во-первых, государство должно получать компенсацию, так как квоты на вылов рыбы, выделенные для России в исключительных экономических зонах других государств и в российской ИЭЗ, должны обеспечивать потребности внутреннего российского рынка. Во-вторых, прежде всего экспортеры должны стараться возмещать разницу между обычными и льготными налогами. Кроме того, имеет смысл введение 1% налога на величину общего вылова рыбы всеми российскими судами. Средства от него могли бы направляться на финансирование отечественных научно-исследовательских учреждений.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz