Перспективы развития порта Гамбург
Доктор Х. Л. Бет (перевод с немецкого)
Перспективы развития портов не могут рассматриваться изолированно, их
необходимо видеть в рамках общих тенденций развития. Портам следует в
своих оценках в дальнейшем учитывать те требования, которые предъявляет
глобальное развитие экономики. В определенном смысле парадигма Тойнби
о "вызове и ответной реакции" ("Challenge and response")
и в данном случае является общим условием и определяющим фактором шансов
развития. Это - действенно для Гамбурга в той же мере, как и для других
морских портов во всем мире.
Характерные черты этих тенденций:
- изменение структур предприятий и долей рынка, среди прочего ввиду
приватизации и коммерциализации;
- снижение трудоемкости и одновременное повышение капиталоемкости производственных
процессов;
- изменение рыночных структур и, вследствие этого, изменение и углубление
производственных процессов и расширение спектра предлагаемых услуг;
- постоянно усиливающаяся конкуренция при расширении ее палитры; с портом
конкурируют уже целый ряд портов определенного района с едиными фрахтовыми
ставками;
- весомое изменение лояльности по отношению к местоположению производства,
иными словами привязанности к определенному месту деятельности во внутренние
районы страны;
- глобализация спроса и предложения.
И все это, к счастью, при растущем рынке.
Существенные отправные точки в отношении новых требований связаны с ключевым
словом глобализация. Она охватывает промышленность, торговлю (сухопутные
клиенты) и судоходство (морские клиенты), и в конечном итоге достигает
порта. Как порт реагирует на глобальные сети терминалов, на активность
своих клиентов-судовладельцев по отношению к ним?
Гамбургский порт приближается по своему объему перевалки морских грузов
к планке 80 млн. т. В 1998 г. через него прошли около 77 млн. т грузов.
Сюда следует добавить перевалку грузов речных судов объемом порядка 10
млн. т. Последнее квалифицирует Гамбург и как один из самых значительных
речных портов Германии, хотя контейнерные перевозки по внутренним судоходным
путям еще и находятся в начальной стадии своего развития. Однако уже начинает
складываться расширенная линейная сеть.
В перевалке морских грузов порт ожидает рост по среднегодовым показателям
от 4 до 5 %, причем следует в отдельности рассматривать те или иные секторы
в отношении их темпов роста. В то время как рост в секторе навалочных
грузов рассматривается ниже среднего - среди прочего это основано на не
оправдавшемся ожидании роста импорта угля - в секторе штучных грузов контейнер
является безусловным фактором роста. Непосредственно в нетипично протекавшем
1998 г. была достигнута степень контейнеризации в 90 %. При приросте на
более чем 8 % перевалка контейнеров выросла примерно до 3,6 млн. TEU.
Тем самым Гамбургский порт занимает седьмое место в списке лучших контейнерных
портов мира. При очень детальном рассмотрении периода с 1985 г. Гамбург
улучшил свое положение на шесть мест, соответственно выиграв доли рынка
у других крупнейших портов.
На период до 2005 г. прогнозируется рост спроса примерно до более 5 млн.
TEU. Это - вызов, на который порт должен дать ответ.
Гамбургский порт видит и в перспективе свое позитивное развитие, основанное
на следующих факторах:
- Универсальность порта, а тем самым и палитры предлагаемых им услуг,
как в отношении широты их спектра, так и их глубины.
При этом универсальность больше не следует определять лишь в горизонтальной
плоскости, когда охвачены все секторы перевалки, но и в вертикальной.
Дополнительные услуги по складированию, логистике, распределению товаров
среди покупателей, компьютерному программному обеспечению позволяют предлагать
пакеты услуг из одних рук. И это еще не все, порт расширяет спектр своих
предложений и на те услуги, которые оказываются по прибытию в порт и убытию
из него.
- Расширение активности во внутренних регионах континента при сохранении
управления ими из порта.
Мы видим в этом авангардную роль Гамбургского порта, и в качестве
примера можем привести не только модульные железнодорожные системы в Венгрию,
Польшу и Чешскую Республику, эксплуатируемые как совместные предприятия
с национальными партнерами. Названные системы - HHCE, POLZUG, METRANS
- в настоящее время уже перешагнули статус соединения точки отправления
и точки назначения между двумя народами. Следует также упомянуть предлагаемые
услуги "еврокомби". С основанием гамбургского контейнерного
терминала в Любеке, порт Гамбург сможет действовать через группу HHLA
на двух морях.
- Существенный долгосрочный потенциал роста во внутренних регионах континента
с абсолютными и сравнительными преимуществами в отношении транспортной
привязки к порту Гамбурга.
В особенности это относится к Центральной Европе, к региону Балтийского
моря и Скандинавии. Последних Гамбург соединяет все более густой сетью
связующих нитей с растущими мощностями. Он является самым значительным
транзитным портом в дальних морских перевозках этих регионов. Еще не пришло
время для прямых заходов судов дальних морских линий в Балтийское море.
Чем больше становятся суда дальнего сообщения, тем дальше отдаляется момент
реализации. Потенциал роста в Центральной и Восточной Европе видится в
восстановлении экономического развития и в постепенной интеграции в мировую
торговлю. Для данного региона Гамбург с одной стороны выгоден с точки
зрения удаленности, с другой - за счет уже упомянутых модульных железнодорожных
систем наилучшим образом привязан с точки зрения транспорта.
- Наличие высокого местного спроса в самом регионе Гамбурга. Судно, пришедшее
в Гамбург, находит в нем самом большое количество грузов, которые было
бы просто бессмысленно перевозить по суше с точки зрения как транспортной
политики, так и народного хозяйства. Судно все-таки является самым выгодным,
и при этом экологичным транспортным средством. Высокий уровень местной
загрузки кроме того экономически выгоден судовладельцу, если он производит
калькуляцию расходов на единицу фрахта.
- Расширение важнейших мощностей.
Здесь достаточно было бы упомянуть несколько важных проектов. Обеспечена
реализация углубления фарватера Эльбы. Работы будут окончены в конце 1999
г., обеспечив проход самых крупных контейнерных судов с полной загрузкой.
Также в стадии реализации находится проект терминала Альтенвердер. В 2001
г. здесь будут обрабатываться первые суда. Проект в целом, с комбинацией
перевалки грузов, складирования, распределения товаров и комбинированного
транспорта будет полностью реализован в 2003 г. Расширение мощностей на
терминалах Вальтерсхоф и Толльерорт группы евро-причалов, находится в
стадии завершения. То же можно сказать о различных проектах, расширяющих
складские мощности, возможности логистики и распределения товаров в порту.
Растущий спрос требует ко всему прочему приведение в подходящее состояние
транспортных мощностей. Среди множества проектов здесь следует назвать
строительство четвертой трубы туннеля под Эльбой.
- Действенность организационной инфраструктуры, единственной в своем
роде при сравнении с другими портами Не только Гамбург имеет связи со
всем миром, но и весь мир ищет связи с Гамбургом. Одним из индикаторов
этого являются около 100 иностранных консульских учреждений, другим -
тот факт, что в Гамбурге размещаются, либо имеют дочерние предприятия
или представительства около 1000 иностранных фирм. Функции центра внешней
торговли и одновременно транспортного узла являются предпосылками дальнейшего
поступательного развития.
Руководство порта Гамбург уверено, что сумеет расширить центральную функцию
основного порта страны и создать необходимые для этого основные условия
и предпосылки. Имеющийся у города и прилегающих к нему территорий потенциал
представляют собой для этого позитивную основу.
|