Симпозиум в Англии - рыбная отрасль в зоне внимания
Станислав Лебедев, генеральный директор фирмы "Станислав",
Дмитрий Мецаев, менеджер по поставкам
С 1 по 4 сентября 1998 г. в г. Чатем (Великобритания) ФАО "Истфиш"
(FAO EASTFISH, Denmark) совместно с Институтом природных ресурсов (NRI)
и департаментом международного развития Великобритании провели симпозиум
"Возможности и препятствия на пути развития предприятий рыбного хозяйства
Восточной Европы и СНГ". На нем были рассмотрены вопросы, связанные
с деятельностью частных предприятий в сфере рыбного бизнеса:
- профессиональной подготовки управленческого персонала,
- обеспечения качества и соблюдения правил гигиены,
- системы НАССР,
- кредитов предприятиям рыбной промышленности,
- маркетинга рыбы и рыбных продуктов.
В работе симпозиума принимали участие руководители министерств (комитетов)
рыбной отрасли и директора крупных частных фирм Литвы, Латвии, Эстонии,
Украины, Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Молдовы, Грузии и Туркмении.
От России в нем участвовали только калининградцы - генеральный директор
фирмы "Станислав" Лебедев С.В. и менеджер по поставкам той же
фирмы Мецаев Д.Е.
Наверное, начало кризиса в стране оказалось не лучшим периодом для таких
поездок, хотя обсуждение общих тенденций развития рыбного хозяйства восточно-европейских
стран должно было представить интерес и для России даже в том плане, что
она имеет лидируюшее значение по объемам торговли рыбопродукцией среди
этих стран.
В ходе обсуждения было отмечено, что политические изменения в Восточной
Европе привели к снижению вылова рыбы примерно в 2 раза, ее импорт возрос
в 8 раз, издержки производства стали в 2 раза выше, чем в рыбном секторе
Западной Европы. Причинами тому - большой износ судов и плохое оборудование
при очень слабых источниках финансирования.
В целом, вопросам финансирования на симпозиуме было уделено достаточно
внимания специалистами из финансовых институтов Европы: прямые иностранные
инвестиции, портфельные инвестиции, венчурный капитал, системы защиты
экспорта, кредитные линии и т.д. Вероятно, наступит время, когда мы сможем
цивилизовано работать с международными инвесторами, и знания требований
финансовых институтов пригодятся.
Сегодня же можно сделать следующий вывод: не вложив средства сами, мы
не сможем убедить других вкладывать деньги в нашу экономику.
Большое внимание было уделено проблеме качества и безопасности продуктов
рыбопереработки. В частности - системе НАССР по управлению производством
для обеспечения безопасности пищевых продуктов. Так национальные законодательства
ЕС, США и Канады требуют, чтобы экспортеры рыбных продуктов в эти страны
имели на своих предприятиях эффективно действующие планы НАССР. И, кстати,
восточно-европейские страны очень активно занимаются как "гармонизацией"
своего законодательства по рыбообработке со станами ЕС, так и практическому
внедрению стандартов по качеству и безопасности продуктов на своих предприятиях,
что и является привлекательным для инвестирования своих производств. Вообще,
проблема безопасности в пищевой промышленности сейчас приобретает в мире
очень большое значение с целью защиты потребителя от некачественной продукции.
Вопросы маркетинга, финансирования и развития отрасли были достаточно
полно исследованы и раскрыты представителями журнала "Истфиш"
Джоном Райдером и Бентом Ралсоном.
Наиболее перспективными, и в то же время требующими наиболее конструктивных
подходов, являются следующие проблемы, требующие решения:
- реконструкция флота,
- реорганизация доставки и распространения продукции,
- производство продуктов с добавленной стоимостью,
- развитие аквакультуры.
На наш взгляд, особый интерес представляло выступление Дэвида Клекхорна
из SFIA (Sea Fish Industry Authority), который подробно описал создание
и деятельность этой организации, цель которой состоит в том, чтобы прогнозировать
и стимулировать потребление рыбопродукции в целом.
Эти программа поддерживается рыбодобывающими организациями и перерабатывающими
комплексами. Бюджет SFIA составляет 8,5 млн. долл. США в год и, что наиболее
интересно: около половины бюджета, а именно 4,5 млн., расходуется на рекламу.
В программе культурных мероприятий особое впечатление оставил рынок Белингейт
( рыбный рынок Лондона), где в огромнейшем павильоне были представлены
все виды морепродуктов, начиная с окуней и заканчивая морскими ежами и
различными моллюсками.
Особенно примечательно то, что около 80 % рыбопродукции на рынке составляет
живая, свежая или охлажденная рыба.
|