Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Окунь 98'
Григорий Векслер, начальник промысловой службы ОАО "КРК Запрыба"

Промысел окуня в открытой части моря Ирмингера в 1998 г. проходил с начала апреля до середины ноября. В весеннем промысле окуня по экспертным оценкам участвовало около 75 единиц промыслового флота, в том числе 27 из Калининграда, 15-20 Севрыбы и стран СНГ. По сравнению с 1997 г. количество судов уменьшилось на 25-30 %. При анализе результатов работы на окуне в предшествующих сезонах 1996-1997 гг. был отмечен ряд негативных моментов. В первую очередь - это снижение производительности лова по всем основным типам промысловых судов, работающих в этом районе, а также значительное сокращение акватории промысла по сравнению с предыдущим рядом лет. К сожалению, эта тенденция продолжилась и в сезоне 1998 г, что наглядно подтверждает рис.1, где показаны результаты вылова на сутки промысла стабильно работающих в течение последних лет типов судов ТСМ и РТМС.

Первые суда в район промысла окуня прибыли в начале апреля. В течение первых двух декад месяца промысловая обстановка сохранялась на сравнительно низком уровне. Промысел вели суда Эстонии, Испании, Португалии, а также России - ТСМ Пионерска и БАТМы Калининграда. Уловы БАТМ и ТСМ с тралом "Глория" за 12-14 часов траления составляли 1,0-1,5 т, БМРТ тралами "Фортуна" за то же время имели уловы 0,5-1,0 т. Промысел разворачивался вдоль Исландской зоны на 61 о с.ш. в диапазоне глубин 500 м. Показания окуня на эхолоте "Симрад-500" отмечались в виде слабой дорожки из точек.

В третьей декаде наметилось некоторое оживление промысловой обстановки за счет образования нерестовых скоплений окуня в традиционном участке вдоль исландской зоны. Вылов судов БАТМ возрос до 20 т за сутки, БМРТ до 10 т, РТМС до 10-12 т, ТСМ до 15 т. Глубины тралений увеличились до 800 м.

В течение всего месяца не отмечалось каких-либо суточных миграций окуня по горизонтам.

В годовом цикле окуня-клювача май месяц отмечается как нерестовый с образованием локальных "пятен" промыслового характера. Однако в этом сезоне таких ярко выраженных плотных скоплений окуня отмечено не было. Уровень производительности составил всего 80% от сезона 1997 г. Основная группа судов дислоцировалась на небольшом участке в средних координатах 61о52' с.ш. - 61о25' с.ш. вдоль исландской зоны с небольшим удалением у западу на 10-20 миль.

По косвенным данным, суда Исландии в это время вели лов в своей зоне с удалением от открытой части на 30-40 миль, что наталкивает на мысль о формировании промысловых скоплений окуня в нерестовый период в пределах исландской зоны и, вероятно, обусловлено сложившимися благоприятными для нереста гидрологическими условиями. Флот продолжал работать на слабых концентрациях в горизонте 700-850 м, где окунь был более крупным и менее пораженным. На эхолотах "Симрад 380-400-500" показания окуня фиксировались в виде дорожек из отдельных точек, что наилучшим образом давало представление о промысловых концентрациях. Траловый гидролокатор "Симрад-903" отмечал интенсивность заходов в трал прямо пропорционально фиксируемым показаниям, но уловы имели прямую зависимость от применяемых орудий лова и настройки тралового комплекса.

В июне с завершением нереста окунь стал интенсивно питаться и существенных скоплений на горизонтах 750-850 м не образовывал.

Производительность лова определялась на уровне 1.0 т/час траления и, по оценке специалистов, результативность лова по сравнению с предыдущим годом в этот период составила всего 50 %.

Промысел велся вблизи исландской зоны с удалением к западу до 40 миль. Интересным фактом являлось то, что исландские рыбаки вышли из своей зоны в открытую часть и продолжали работать совместно с нашими судами. Это обстоятельство подтвердило предположение о миграции посленерестового окуня в западном направлении.

Горизонты тралений по-прежнему составляли 800-850 м. Отдельные суда пытались работать в горизонтах 500-600 м, однако в уловах объект был мелкий и более пораженный.

К концу второй декады основная масса судов покинула район промысла окуня, остались лишь суда ТСМ, вооруженные тралом "Глория". В середине июля суда ТСМ вышли в зону Гренландии.

В море Ирмингера осенний промысел окуня возобновился в начале сентября с подходом двух ТСМ из Калининграда. Основная группа крупнотоннажных судов подошла в первой декаде октября. Всего в промысле участвовало порядка 17 российских судов. По сравнению с прошлым сезоном, произошла переориентация по составу флота в сторону увеличения количества крупнотоннажных судов. На протяжении сентября-ноября промысел велся, в отличие от весеннего периода, в более высоких горизонтах: днем - на глубинах 370 м, ночью - 250-280 м. Район промысла располагался на узком участке в районе 57о с.ш. за зоной Гренландии.

Попытки расширить его район к успеху не приводили. С начала ноября значительно активизировалась циклоническая деятельность моря, что не позволяло судам эффективно заниматься промыслом. В конце первой декады из-за отсутствия перспектив улучшения погоды судовладельцы начали снимать суда в порты и переводить в другие районы промысла. К середине ноября промысел окуня в открытой части моря Ирмингера завершился.

В течение сезона 1998 г. промысловики применяли различное промвооружение и конструкции тралов. Как показала практика, результаты работы судов в значительной мере зависели от конструкции трала, типа траловых досок, наличия поисковой аппаратуры.

Основываясь на неудачном опыте работы судов в море Ирмингера в 1997 г. тралом 242/3100 были сделаны следующие выводы:

  • конструкция недоработана;
  • сетная часть заужена и не обеспечивает прохождение рыбы в трал;
  • распорная сила досок 10 кв.м. при скорости траления 3.2-3.4 узла не обеспечивает оптимальное горизонтальное раскрытие трала;
  • приборное обеспечение не позволяет иметь представление о раскрытии устья трала.

В период подготовки к работе на окуне на судах БАТМ почти все проблемы были разрешены.

Во-первых, были закуплены траловые доски с повышенными гидродинамическими характеристиками.

Во-вторых, были установлены траловые гидролокаторы "Симрад-903".

В-третьих, группой специалистов ОАО "Запрыба" и ООО "Ваер" совместно с МариНПО были разработаны и внедрены конструкции тралов 170/1260 и ВК-2700 со специальной сеткой и модульной приставкой. Сравнительные характеристики параметров тралов приведены в таблице.

Все конструкции тралов изготовлены из отечественных сетематериалов. ВК-2700 является специализированным окуневым тралом, 170/1260 изготовлен на базе серийного канатного трала для судов БАТМ 120/980 со специальной канатной и сетной модульной приставкой. Результаты работы судов различными конструкциями тралов в весенний и осенний период работы на окуне представлены на рис. 2.

Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что наивысшие уловы крупнотоннажными судами достигались тралами "Глория-2560" и ВК-2700 фирмы "Ваер". В осенний период результаты БАТМ "Маршал Василевский" тралом ВК-2700 даже выше, чем тралом "Глория-2560". Таким образом можно полагать, что для судов типа БАТМ в 1998 г. создана эффективная отечественная конструкция окуневого трала, которая по своим параметрам соответствует тралу "Глория". Учитывая зависимость уловистости трала от параметров устья и сетной части и то, что БАТМ имеет достаточный запас мощности (работает с нагрузкой главного двигателя 70%), на следующий сезон уже разработана модернизированная конструкция трала ВК-2700, которая позволит значительно повысить эффективность лова разрешенных скоплений окуня.

Сложившаяся в этом году ситуация позволяет подойти с определенной настороженностью к промыслу окуня в 1999 г., так как возможно дальнейшее снижение производительности лова. Из-за отсутствия финансовых средств значительно снижен научный потенциал, отсутствуют поисковые суда, а промысловый флот работает на ограниченных участках, которые в любой момент могут отказать.

Поэтому при подготовке к сезону 1999 г. судовладельцем необходимо обратить внимание на тщательную подготовку судов:

  • по техническому состоянию тралового комплекса,
  • по поисковому оборудованию,
  • по обеспечению орудий лова,
  • по обеспечению распорным траловым средством.

А также обратить особое внимание на необходимость расширения районов лова, что возможно при подключении науки, поисковых судов за счет совместного финансирования заинтересованных судовладельцев.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz