Окунь 98'
Григорий Векслер, начальник промысловой службы ОАО "КРК Запрыба"
Промысел окуня в открытой части моря Ирмингера в 1998 г. проходил с начала
апреля до середины ноября. В весеннем промысле окуня по экспертным оценкам
участвовало около 75 единиц промыслового флота, в том числе 27 из Калининграда,
15-20 Севрыбы и стран СНГ. По сравнению с 1997 г. количество судов уменьшилось
на 25-30 %. При анализе результатов работы на окуне в предшествующих сезонах
1996-1997 гг. был отмечен ряд негативных моментов. В первую очередь -
это снижение производительности лова по всем основным типам промысловых
судов, работающих в этом районе, а также значительное сокращение акватории
промысла по сравнению с предыдущим рядом лет. К сожалению, эта тенденция
продолжилась и в сезоне 1998 г, что наглядно подтверждает рис.1, где показаны
результаты вылова на сутки промысла стабильно работающих в течение последних
лет типов судов ТСМ и РТМС.
Первые суда в район промысла окуня прибыли в начале апреля. В течение
первых двух декад месяца промысловая обстановка сохранялась на сравнительно
низком уровне. Промысел вели суда Эстонии, Испании, Португалии, а также
России - ТСМ Пионерска и БАТМы Калининграда. Уловы БАТМ и ТСМ с тралом
"Глория" за 12-14 часов траления составляли 1,0-1,5 т, БМРТ
тралами "Фортуна" за то же время имели уловы 0,5-1,0 т. Промысел
разворачивался вдоль Исландской зоны на 61 о с.ш. в диапазоне
глубин 500 м. Показания окуня на эхолоте "Симрад-500" отмечались
в виде слабой дорожки из точек.
В третьей декаде наметилось некоторое оживление промысловой обстановки
за счет образования нерестовых скоплений окуня в традиционном участке
вдоль исландской зоны. Вылов судов БАТМ возрос до 20 т за сутки, БМРТ
до 10 т, РТМС до 10-12 т, ТСМ до 15 т. Глубины тралений увеличились до
800 м.
В течение всего месяца не отмечалось каких-либо суточных миграций окуня
по горизонтам.
В годовом цикле окуня-клювача май месяц отмечается как нерестовый с образованием
локальных "пятен" промыслового характера. Однако в этом сезоне
таких ярко выраженных плотных скоплений окуня отмечено не было. Уровень
производительности составил всего 80% от сезона 1997 г. Основная группа
судов дислоцировалась на небольшом участке в средних координатах 61о52'
с.ш. - 61о25' с.ш. вдоль исландской зоны с небольшим удалением
у западу на 10-20 миль.
По косвенным данным, суда Исландии в это время вели лов в своей зоне
с удалением от открытой части на 30-40 миль, что наталкивает на мысль
о формировании промысловых скоплений окуня в нерестовый период в пределах
исландской зоны и, вероятно, обусловлено сложившимися благоприятными для
нереста гидрологическими условиями. Флот продолжал работать на слабых
концентрациях в горизонте 700-850 м, где окунь был более крупным и менее
пораженным. На эхолотах "Симрад 380-400-500" показания окуня
фиксировались в виде дорожек из отдельных точек, что наилучшим образом
давало представление о промысловых концентрациях. Траловый гидролокатор
"Симрад-903" отмечал интенсивность заходов в трал прямо пропорционально
фиксируемым показаниям, но уловы имели прямую зависимость от применяемых
орудий лова и настройки тралового комплекса.
В июне с завершением нереста окунь стал интенсивно питаться и существенных
скоплений на горизонтах 750-850 м не образовывал.
Производительность лова определялась на уровне 1.0 т/час траления и,
по оценке специалистов, результативность лова по сравнению с предыдущим
годом в этот период составила всего 50 %.
Промысел велся вблизи исландской зоны с удалением к западу до 40 миль.
Интересным фактом являлось то, что исландские рыбаки вышли из своей зоны
в открытую часть и продолжали работать совместно с нашими судами. Это
обстоятельство подтвердило предположение о миграции посленерестового окуня
в западном направлении.
Горизонты тралений по-прежнему составляли 800-850 м. Отдельные суда пытались
работать в горизонтах 500-600 м, однако в уловах объект был мелкий и более
пораженный.
К концу второй декады основная масса судов покинула район промысла окуня,
остались лишь суда ТСМ, вооруженные тралом "Глория". В середине
июля суда ТСМ вышли в зону Гренландии.
В море Ирмингера осенний промысел окуня возобновился в начале сентября
с подходом двух ТСМ из Калининграда. Основная группа крупнотоннажных судов
подошла в первой декаде октября. Всего в промысле участвовало порядка
17 российских судов. По сравнению с прошлым сезоном, произошла переориентация
по составу флота в сторону увеличения количества крупнотоннажных судов.
На протяжении сентября-ноября промысел велся, в отличие от весеннего периода,
в более высоких горизонтах: днем - на глубинах 370 м, ночью - 250-280
м. Район промысла располагался на узком участке в районе 57о
с.ш. за зоной Гренландии.
Попытки расширить его район к успеху не приводили. С начала ноября значительно
активизировалась циклоническая деятельность моря, что не позволяло судам
эффективно заниматься промыслом. В конце первой декады из-за отсутствия
перспектив улучшения погоды судовладельцы начали снимать суда в порты
и переводить в другие районы промысла. К середине ноября промысел окуня
в открытой части моря Ирмингера завершился.
В течение сезона 1998 г. промысловики применяли различное промвооружение
и конструкции тралов. Как показала практика, результаты работы судов в
значительной мере зависели от конструкции трала, типа траловых досок,
наличия поисковой аппаратуры.
Основываясь на неудачном опыте работы судов в море Ирмингера в 1997 г.
тралом 242/3100 были сделаны следующие выводы:
- конструкция недоработана;
- сетная часть заужена и не обеспечивает прохождение рыбы в трал;
- распорная сила досок 10 кв.м. при скорости траления 3.2-3.4 узла не
обеспечивает оптимальное горизонтальное раскрытие трала;
- приборное обеспечение не позволяет иметь представление о раскрытии
устья трала.
В период подготовки к работе на окуне на судах БАТМ почти все проблемы
были разрешены.
Во-первых, были закуплены траловые доски с повышенными гидродинамическими
характеристиками.
Во-вторых, были установлены траловые гидролокаторы "Симрад-903".
В-третьих, группой специалистов ОАО "Запрыба" и ООО "Ваер"
совместно с МариНПО были разработаны и внедрены конструкции тралов 170/1260
и ВК-2700 со специальной сеткой и модульной приставкой. Сравнительные
характеристики параметров тралов приведены в таблице.
Все конструкции тралов изготовлены из отечественных сетематериалов. ВК-2700
является специализированным окуневым тралом, 170/1260 изготовлен на базе
серийного канатного трала для судов БАТМ 120/980 со специальной канатной
и сетной модульной приставкой. Результаты работы судов различными конструкциями
тралов в весенний и осенний период работы на окуне представлены на рис.
2.
Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что наивысшие уловы
крупнотоннажными судами достигались тралами "Глория-2560" и
ВК-2700 фирмы "Ваер". В осенний период результаты БАТМ "Маршал
Василевский" тралом ВК-2700 даже выше, чем тралом "Глория-2560".
Таким образом можно полагать, что для судов типа БАТМ в 1998 г. создана
эффективная отечественная конструкция окуневого трала, которая по своим
параметрам соответствует тралу "Глория". Учитывая зависимость
уловистости трала от параметров устья и сетной части и то, что БАТМ имеет
достаточный запас мощности (работает с нагрузкой главного двигателя 70%),
на следующий сезон уже разработана модернизированная конструкция трала
ВК-2700, которая позволит значительно повысить эффективность лова разрешенных
скоплений окуня.
Сложившаяся в этом году ситуация позволяет подойти с определенной настороженностью
к промыслу окуня в 1999 г., так как возможно дальнейшее снижение производительности
лова. Из-за отсутствия финансовых средств значительно снижен научный потенциал,
отсутствуют поисковые суда, а промысловый флот работает на ограниченных
участках, которые в любой момент могут отказать.
Поэтому при подготовке к сезону 1999 г. судовладельцем необходимо обратить
внимание на тщательную подготовку судов:
- по техническому состоянию тралового комплекса,
- по поисковому оборудованию,
- по обеспечению орудий лова,
- по обеспечению распорным траловым средством.
А также обратить особое внимание на необходимость расширения районов
лова, что возможно при подключении науки, поисковых судов за счет совместного
финансирования заинтересованных судовладельцев.
|