РОЛЬ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА В ТРЕТЬЕМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ
Создание Петром I в ходе Северной войны российского военно-морского флота
на Балтике было обусловлено рядом причин:
- необходимостью обеспечения экономических интересов России и прежде
всего через выход к морю и организацию морской торговли с Европой;
- необходимостью обеспечения военной безопасности России с морского
направления;
- возможностью использования военно-морского флота в качестве эффективного
инструмента своей внешней политики.
7 (по новому стилю - 18) мая 1703 г. шлюпочная флотилия под командованием
Петра I в устье реки Невы взяла в плен шведские военные суда "Гедан"
и "Астрильд". В честь этого события все русские моряки - участники
сражения были награждены золотыми (офицеры) и серебряными (матросы) медалями,
на которых были выбиты слова "Небываемое бывает". День этой
победы считается днем рождения 1-го военно-морского флота России, и от
этого дня ведут свое славное начало боевые традиции Бал тийского флота.
В ходе Северной войны (1700-1721 гг.) боевую летопись Балитйского флота
украсили морские победы при Гангуте (1714 г.), Эзеле (1719 г.), Гренгаме
(1720 г.). С ее завершением Россия "прорубила окно в Европу",
заставила считаться с собой не только как с морской державой, но и как
с государством, способным вести самостоятельную активную политику, существенно
влиять на политическую обстановку в Европе.
Все последующее экономическое, политическое и военное развитие России
было неразрывно связанно с состоянием и деятельностью ее военно-морских
флотов и особенно Балтийского флота - их родоначальника.
За 296 лет существования Балтийского флота моряки-балтийцы участвовали
и одержали победы в 24 крупных морских сражениях.
Славны традиции русской морской школы, давшей России и миру в целом таких
выдающихся флотоводцев как Григорий Спиридов, Дмитрий Сенявин, Самуил
Грейг, Николай Эссен, Степан Макаров. Военные моряки Балтики совершили
множество дальних плаваний с научными целями. В историю великих географических
открытий и плаваний вошли:
- 1-я Камчатская (1725-1730 гг.) и Великая Северная (1733-1743 гг.)
экспедиции под руководством Витуса Беринга и Алексея Чирикова, в ходе
которых был открыт пролив между Азией и Америкой, впоследствии названный
Беринговым;
- 1-е кругосветное плавание Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского (1803-1806
гг.), в результате которого был составлен "Атлас Южных морей",
надолго ставший главным руководством для плавания в Тихом океане;
- 1-я русская антарктическая экспедициия (1819-1821 гг.) под руководством
Фаддея Белинсгаузена и Михаила Лазарева, в ходе которой была открыта
Антарктида.
Неувядаемой славой покрыли себя моряки Балтийского флота в годы I и II
мировых войн. За выдающиеся боевые заслуги, стойкость и героизм моряков-балтийцев
Балтийский флот был дважды (в 1928 и 1965 гг.), награжден орденом Красного
Знамени.
В послевоенный период (1945-1956 гг.) Балтийский флот решал государственную
задачу по боевому тралению в целях восстановления судоходства на Балтике.
В годы "холодной войны" (1946-1991 гг.) Балтийский флот продолжал
отрабатывать вопросы защиты своего побережья, принимал активное участие
в воссоздании и строительстве военно-морских флотов Польши, Германской
Демократической Республики и Республики Куба.
Распад Варшавского Договора и Советского Союза, стремительная воено-политическая
переориентация бывших союзников и ближайших соседей (Польша, Германия,
страны Балтии) на постоянное членство в НАТО привели к кардинальным геостратегическим
изменениям в Балтийской морской зоне.
Вследствие вывода сил и войск из Польши, Германии, Латвии, Литвы и Эстонии
в 1991-1994 гг. Балтийский флот лишился значительной доли важнейших элементов
в системе базирования, судоремонтных и судостроительных предприятий, казарменного
и жилищного фонда. Система базирования флота (Калининградская и Ленинградская
области) ныне разобщена территориями стран Балтии.
С началом вывода соединений и частей флота из сопредельных стран по настоящее
время было сокращено 60 тыс. человек, в том числе 16 тыс. офицеров, мичманов
и прапорщиков. По корабельному и личному составу флот сократился в три
раза. Существенных изменений в качественном составе офицерского корпуса
БФ за последнии годы не произошло. БФ укомп лектован офицерами на 98%,
26,2% из них моложе 30 лет, 52,5% - в возрасте от 30 до 40 лет, 17% -
от 41 до 45 лет и моложе 50, и только 0,3% всех офицеров БФ старше 50
лет.
Практически каждый десятый офицер-балтиец закончил военную академию.
Однако этого явно недостаточно, т.к. позволяет укомплектовать только половину
должностей, на которых должны служить офицеры с высшим военным образованием.
81% офицеров окончили военные и гражданские Вузы, 9,8% - средние военые
и гражданские учебные заведения, Военную академию Генерального штаба -
0,1%.
243 офицера БФ принимали участие в боевых действиях, в т.ч. 225 человек
в Афганистане и Чечне.
Средний возраст командира соединения флота - 47 лет, командира полка
- 43, а в морской авиации - 42 года. 100% командиров дивизий, бригад и
полков закончили военные академии, большинство в должности более 2-х лет.
Все командиры кораблей 1, 2 и 3 ранга имеют высшее образование. Они молоды,
средний возраст командира корабля 1-2 ранга едва превышает 35 лет, а командира
корабля 3-го ранга - 31 год.
В 1999 г. в сухопутные и береговые войска флота прибыло 166 офицеров
- выпускников. В скором времени ожидается прибытие 259 молодых офицеров,
которые будут проходить службу на кораблях и ПЛ, в частях морской авиации
и ПВО.
В последнее десятилетие ХХ века воен но-политическая обстановка в мире
остается динамичной и характеризуется с одной стороны снижением угрозы
возникновения мировой войны, а с другой - обострением конфликтных ситуаций
в отдельных странах и регионах, расширением НАТО на Восток, что в комплексе
с другими проблемами непосредственно затрагивает национальную безопасность
России.
Военные и геополитические последствия расширения НАТО в Балтийском регионе
и Центральной Европе пока представляют для России только потенциальную
опасность. Однако при имеющей место тенденции развития ситуации в Европе
(Балканский кризис), изменении характера стратегической концепции НАТО
при неограниченном расширении зоны его жизненно важных интересов, эта
потенциальная опасность может стать постоянно действующим фактором угрозы
и для России. Подтверждением этому является тот факт, что военно-политическое
руководство США и НАТО не считает необходимым выполнять ранее взятое на
себя обязательство о неразмещении на территории новых членов блока штабов,
соединений и частей НАТО на постоянной основе. Так в польском городе Щецине
(Польша, как известно, непосредственно граничит с Калининградской областью),
завершается формирование штаба объединенного польско-германско-датского
армейского корпуса "Северо-Восток". В НАТО обсуждаются и другие
варианты наращивания своего военного присутствия на территории новых членов
блока.
Безопасность России на Балтике сопряжена с возможностью эскалации в регионе
конфликтных ситуаций, которые могут иметь место в силу возможных территориальных
притязаний к России со стороны стран Балтии, наличия противоречий с Германией,
Польшей и Литвой по вопросу статуса Калининградской области и размещенных
на ее территории войск, сложных экономических, пограничных и таможенных
отношений с Польшей и странами Балтии.
Таким образом, несмотря на относительное потепление международного климата
военная опасность продолжает существовать и в обозримой перспективе будет
сохраняться.
Высшей целью нашего государства в области безопасности, закрепленной
Конституцией России, является создание необходимых условий для стабильного
и устойчивого развития общества, его структур и институтов, каждого из
его членов. Исходя из этого, наиболее значительным объектом в сфере обеспечения
безопасности считается суверенитет России, целостность и неприкосновенность
ее территории.
В связи с этим значительно возрастает проблема обороны морского побережья
Калининградской и Ленинградской областей, которые являются основой обеспечения
государственных, политических и экономических интересов России на Балтийском
море. Суть этих интересов заключается в следующем:
- владение незамерзающими портами в Калининграде, Балтийске, Светлом
и Пионерске для обеспечения океанских и морских перевозок, а также связи
с морскими державами мира;
- возможность осуществлять наблюдение и общий оперативный контроль в
Балтийском море;
- поддержание высокого уровня экономических отношений в Балтийской морской
зоне;
- обеспечение нерасторжимости экономических, политических и военных
связей Калининградской области с остальной частью России и сохранение
области в составе Российской Федерации.
В основу строительства системы защиты этих интересов и в частности формирования
системы обороны морского побережья России на Балтийском флоте в текущем
десятилетии легли следующие выводы:
- Вывод сил флота и войск из стран Балтии повысил значение Калининградской
области для обеспечения безопасности России в политическом, экономическом
и военном отношениях.
- Калининградская область является передовым районом базирования главной
группировки военно-морских сил России на Балтийском море с развитой
системой управления и обеспечения, незамерзающими, хорошо оборудованными
основными и маневренными пунктами базирования. Кроме того, в области
дислоцирован первый эшелон разновидовой группировки сухопутных, пограничных
и внутренних войск на Северо-Западе России.
- В новых условиях Балтийский флот, являясь форпостом России в Западном
регионе и Балтийской морской зоне, предназначен для обеспечения стабильности
военно-политической обстановки, защиты интересов России в регионе, в
том числе и для сохранения баланса военных сил.
- Опыт Второй мировой войны свидетельствует о том, что повышение эффективности
совместных действий разновидовых группировок войск и сил возможно при
создании оперативных объединений для обороны важных политических, административных,
промышленных центров, портов и военно-морских баз.
Исходя из выводов и сложившейся в последнее десятилетие геостратегической
обстановки в Балтийской морской зоне было принято решение, что войска
и силы, дислоцированные в Калининградской области, окруженные иностранными
государствами и решающие задачу по обеспечению безопасности интересов
России как в мирное, так и в военное время должны быть объединены в одну
группировку под единым командованием.
Поэтому Балтийский флот первым из объединений ВС России приступил к реформированию
своей организационной структуры, одновременно проводя в инициативном порядке
исследования по переходу на территориальный принцип построения системы
обороны морского побережья разновидовыми объединениями, дислоцированными
на территории Калининградской области, и управления ими.
В ходе исследований был учтен опыт Великой Отечественной войны (совместные
действия разновидовых группировок войск и сил для обороны важных политических,
административных и промышленных центров, портов и военно-морских баз),
расмотрены различные варианты формирования территориальных объединений,
формы подчинения объединений и видов Вооруженных Сил, входящих в территориальные
объединения, а так же принципиальные взгляды на основы подготовки и применения
войск и сил разновидовых группировок при обороне Калининградской области.
Конечным результатом этих исследований стало решение Президента - Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ о перефор ми ро вании всех войск
и сил, дислоцированных на территории Калининградской области, в качественно
новое разновидовое территориальное объединение Вооруженных Сил с сохранением
исторического названия - Балтийский флот, включающее в себя сбалансированные
по родам, классам и подклассам корабельные силы, морскую авиацию, силы
и средства противовоздушной обороны, сухопутные и береговые войска, единые
органы оперативного, технического и тылового обеспечения.
Это объединение позволяет оперативно и устойчиво управлять войсками и
силами группировки, осуществлять сбалансированное обеспечение и подготовку
войск и сил по их предназначению, на треть сократить численность органов
управления и избавиться от устаревших образцов техники и вооружения.
Сегодня в составе Балтийского флота 99 кораблей различных классов, в
том числе шесть ПЛ. Основа ударной мощи флота - эскадренные миноносцы,
сторожевые и ракетные корабли, вооруженные новейшими комплексами высокоточного
артиллерийского, ракетного и торпедного оружия, современными системами
противовоздушной обороны. Более 70% кораблей не старше 15 лет, 90% кораблей
в любой момент готовы выйти в море и выполнить поставленые задачи. Современен
парк боевых самолетов и вертолетов морской авиации флота, эксплутационный
режим которых позволит им находиться в строю до 2008 г. В составе морской
авиации флота более 180 боевых и транспортных самолетов и вертолетов -
Су-24м, Ан-26, Ми-24, Ми-8. Калининградский район противовоздушной обороны,
признанный лучшим в ВС России, имеет на вооружении самую современную технику,
в том числе мобильные зенитно-ракетные комплексы С-300 ПС, по многим параметрам
не имеющие аналогов в мире, истребители-перехватчики Су-27. Сухопутные
и береговые войска флота включают до 850 танков, 550 ракетных систем залпового
огня, 350 единиц артиллерийских систем. Общая численность флота - 33200
человек, в том числе 25 тыс. - в Калининградской области. В целом создана
более мобильная, более экономичная структура с сохранением высокой боеготовности.
Вместе с тем, ее оборонительная направленность очевидна. 30 зарубежных
военных инспекций, работавших на флоте в последние годы, не отметили ни
одного нарушения подписанных нашим государством международных договоров.
Так что Балтийский флот никому не угрожает, он лишь надежно защищает нашу
страну с западных рубежей и является фактором стабильности в регионе.
Экзаменом боеготовности Балтийского флота явилось его участие в июне
1999 г. в стратегическом командно-штабном учении "Запад-99"
под руководством министра обороны РФ маршала Игоря Сергеева. Для Балтийского
флота в его новой организационно-штатной структуре участие в учении имело
принципиальное значение - необходимость проверить итоги реформирования
в деле. В ходе стратегического командно-штабного учения Балтийским флотом
впервые реально были отработаны методы работы органов управления флота
и оперативно подчиненных командующему флотом силовых структур в интересах
защиты территориальной целостности самой западной области России - Калининградской.
По итогам стратегического командно- штабного учения министр обороны отметил:
- Балтийский флот в новой структуре боеготов, управляем, способен выполнить
задачи по обеспечению безопасности России в Балтийской морской зоне;
- успешное выполнение задач обеспечения безопасности в Балтийской морской
зоне возможно только совместными усилиями всех силовых ведомств региона
под единым командованием;
- создание качественно новой группировки Вооруженных Сил РФ на территории
Калинин градской области полностью оправдано, и в дальнейшем она будет
совершенствоваться.
Таким Балтийский флот вступает в третье тысячелетие и будет работать
длительное время.
Повседневные задачи Балтийского флота в современной обстановке изменений
практически не претерпели и заключаются в наблюдении за деятельностью
военно-морских сил и войск иностранных государств в Балтийском море и
в прибрежных районах в интересах своевременного предотвращения и ликвидации
вооруженных конфликтов, в том числе под эгидой ООН, в охране государственной
границы России в воздухе и подводной среде, содействии соединениям и частям
пограничных войск в охране государственной границы на море и суше.
В мирное время Балтийский флот по мимо решения прямых военых задач исполняет
сегодня не менее ответственные и сложные функции, связанные со спасением
на море, борьбой с минной опасностью, ликвидацией взрывоопасных предметов,
возможных чрезвычайных (аварийных) ситуаций в области, участием в миротворческих
акциях программы "Партнерство во имя мира", официальными визитами
кораблей, оказанием содействия правоохранительным органам в поддержании
общественного порядка.
В современных условиях при проведении комплексной совместной подготовки
войск и сил флота особое внимание нами уделяется вопросам охраны окружающей
среды, которые сведены в долгосрочный "План реализации первоочередных
мероприятий по обеспечению экологической безопасности при осуществлении
деятельности флота в 1997-2000 гг.". Он предусматривает:
- нормативно-правовое и информационное обеспечение экологической безопасности
деятельности войск и сил флота;
- оснащение флота средствами экологического контроля;
- строительство и реконструкцию береговых объектов с современными средствами
предотвращения загрязнения окружающей среды;
- обеспечение экологической безопасности объектов и инфраструктуры при
создании и эксплуатации военной техники и военных объектов.
В рамках программы "Партнерство во имя мира" развивается сотруднечество
БФ с флотами и армиями других государств. Основной формой такого сот руд
ни чества для БФ является совместная боевая подготовка. Всего за период
с 1994 по 1999 гг. силы флота участвовали в совместных с иностраными кораблями
учениях и других мероприятиях более 300 раз, в ходе чего отработано взаимодействие
между кораблями БФ и Северо-Атлантического блока по вопросам:
- > предотвращения инцидентов на море;
- > выполнения миротворческих миссий;
- > оказания помощи терпящим бедствие на море;
- > оказания гуманитарной помощи и другим вопросам.
Корабли и личный состав флота принимают участие в учениях ОВМС НАТО на
Балтике (ежегодные учения "Балтопс", участие в мае 1998 г. взвода
морской пехоты сухопутных и береговых войск БФ в учениях НАТО на территории
Дании, в ходе которых морские пехотинцы совместно с подразделениями вооруженных
сил других стран решали задачи по выполнению миротворческой миссии).
Балтийский флот, неся на мачтах кораблей Андреевский военно-морской флаг
в Мировом океане, достойно выполняет важную интернациональную миссию.
С 1990 по 1999 г. корабли, суда и яхты Балтийского Флота 786 раз посещали
иностранные порты с официальными и неофициальными визитами, деловыми заходами
и для выполнения ремонта. Корабли и суда флота заходили в 85 портов 34
стран Европы, Азии, Америки и Африки. На берегу побывало свыше 50 тыс.
членов экипажей, корабли флота посетило свыше 22 тыс. иностранных граждан.
Пункты базирования и аэродромы флота 76 раз посещали иностранные военные
корабли и самолеты. У нас побывало 109 кораблей и 9 самолетов ВМС Европы,
Азии, Америки и Африки. На берег сходило более 9,5 тыс. иностранных моряков.
Флот 79 раз посещали делегации, возглавляемые высшими военными, военно-морскими
должностными лицами и руководителями государственных органов иностранных
государств, а также более 90 других делегаций. Мы радушно принимаем гостей.
И нам, когда мы приходим с визитами дружбы, оказывают самое сердечное
гостеприимство в самых отдаленных районах Мирового океана. Хотелось бы,
чтоб так было всегда.
Безусловно, дружественные связи Балтийского флота в обозримом будущем
будут продолжаться и совершенствоваться в области сотрудничества с флотами
стран Балтийского моря, в том числе и членов НАТО, в гуманитарной сфере.
Естественно, все это должно быть закреплено в соответствующих межправительственных
документах, возможно, даже с определением ответственности за невыполнение
взятых обязательств. По нашему мнению, идеальным вариантом могло бы стать
создание определенной международной структуры, позволяющей регулировать
всю деятельность на Балтийском море. Это - система взаимо действия между
командными пунктами ВМС стран Балтийского моря, взаимного информированияо
деятельности боевых кораблей, включая и подводную среду. Цель такой системы
- не создавать опасных ситуаций на море и не сеять семена возможных неприятностей
и недоверия.
Как и три века назад Балтийский флот был, остается и будет гарантом
безопасности России на ее западных рубежах, передовым бастионом обороны
нашего государства. Поэтому дислокация в Калининградской области войск
и сил разновидового оперативно-стратегического территориального объединения
- Балтийского флота - является не свидетельством агрессивных устремлений
России на Балтике, а напротив - служит основой военно-политической стабильности
в западном регионе, в чем, без сомнения, заинтересованы все прибалтийские
государства.
В этом и заключается историческая миссия Балтийского флота
|