СТРАЖ ПОРЯДКА В... МОРСКОМ МУНДИРЕ
Юрий РЖЕВЦЕВ
Для органов правопорядка большинства государств Западной Европы неотъемлемая
и обязательная норма - не только организационно выделять внутри своей
структуры личный состав водной полиции, но и внешне. Последним, напомним,
почти повсеместно предоставлено право на повседневное ношение специальной
морской униформы. И уже одно это обстоятельство в глазах простых граждан,
не говоря уже о туристах из России, выгодно отличает их водную полицию
от нашей водной милиции, ибо наши милиционеры-водники, как известно, почему-то
лишены подобной привилегии, а потому до сих пор как бы обезличены в общей
массе своих коллег. А ведь было время, когда личный состав и наших отечественных
органов внутренних дел на водном транспорте щеголял в мундирах морского
покроя. Это добрая традиция существовала в структурах российского МВД
начиная как минимум с 60-х годов прошлого столетия и вплоть до Февральской
революции 1917 г.
А началось все с Высочайшего Указа от 27 июня (здесь и далее по старому
стилю) 1867 года. В соответствии с этим документом, имеющим силу закона,
в Санкт-Петербурге на средства города (но ее годовой бюджет не должен
был при том превышать 30 тыс. руб.) учреждалась особая в системе наружной
полиции правоохранительная структура - речная полиция. Ее нижним чинам
с самого начала было даровано право на ношение униформы морского покроя,
но дополненной знаками различия и символикой, установленной для городовых
городской полиции. Вооружались они также в соответствии с тогдашними морскими
традициями - вместо шашки городовым речной полиции как и нижним чинам
военно-морского флота предписывалось носить на поясе морского образца
тесак. Постовой городовой речной полиции в самом конце XIX- начале XX
веков выглядел так: морского покроя фуражка, но с полицейской латунной
лентой на околыше; двубортный длиннополый бушлат, застегивающийся на шесть
гербовых пуговиц и украшенный полицейскими плечевыми шнурами; поверх бушлата
(между пятым и шестым рядами пуговиц) - черный поясной шарф (ремень) с
тесаком; брюки клеш; морского образца ботинки:
Офицерский же состав, если верить утверждениям ряда современных самодеятельных
историков-униформистов, носил форму, установленную для офицеров военно-морского
флота, но с оранжевыми (полицейскими) просветами на золотых погонах.
Нетрудно догадаться, что морского покроя униформа призвана была подчеркнуть
особую, связанную с выполнением обязанностей на воде, специфику службы
личного состава водной полиции. Например, на него помимо сугубо полицейских
функций возлагались и обязанности по спасению на водах. В частности, в
зимнее время чинам водной полиции предписывалось ограждать полыньи, охранять
стоянки судов от бродяг, осуществлять контроль за состоянием санных путей
и катков, проложенных на речном льду, а также за спусками к рекам и каналам.
В 1868 и 1869 годах эти обязанности были дополнены. Теперь представителям
столичной речной полиции предписывалось в пределах средней и малой Невы
заниматься еще и освидетельствованием гребных и перевозных судов.
В 1885 г. прошла первая с момента создания Санкт-Петербургской речной
полиции реорганизация в сторону увеличения штатной численности. А в 1887
г. ее компетенция была распространена также на Морской канал и Новый порт
Санкт-Петербурга.
10 марта 1895 г. должность руководителя столичной речной полиции впервые
была вверена начальнику Санкт-Петербургского порта. Ему стали теперь подчиняться
три помощника, инженер-механик, корабельный инженер, старший машинист,
письмоводитель, 20 старших и 75 младших городовых. Однако в теплое время
года этот штат значительно увеличивался за счет сезонных сотрудников.
Так, на время навигации в распоряжение столичной речной полиции военным
ведомством временно откомандировывались два военно-морских офицера. Кроме
того, дополнительно принимались на службу еще 88 городовых и 20 человек
плавсостава - машинисты, матросы и кочегары. В обязанности последних входило
обслуживание и эксплуатация принадлежащих столичной речной полиции 11
паровых судов, 35 гребных вельботов и шлюпок.
В последующие годы подразделения речной полиции появились и в некоторых
других портовых российских городах, в частности в Нижнем Новгороде (1882
г.) и Рыбинске (1885 г.). Приблизительно на этот же период времени пришлось
и создание портовой полиции. Первыми ее у себя создали власти Санкт-Петербурга,
Риги, Одессы и Николаева:
|