Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

СТРАЖ ПОРЯДКА В... МОРСКОМ МУНДИРЕ
Юрий РЖЕВЦЕВ

Для органов правопорядка большинства государств Западной Европы неотъемлемая и обязательная норма - не только организационно выделять внутри своей структуры личный состав водной полиции, но и внешне. Последним, напомним, почти повсеместно предоставлено право на повседневное ношение специальной морской униформы. И уже одно это обстоятельство в глазах простых граждан, не говоря уже о туристах из России, выгодно отличает их водную полицию от нашей водной милиции, ибо наши милиционеры-водники, как известно, почему-то лишены подобной привилегии, а потому до сих пор как бы обезличены в общей массе своих коллег. А ведь было время, когда личный состав и наших отечественных органов внутренних дел на водном транспорте щеголял в мундирах морского покроя. Это добрая традиция существовала в структурах российского МВД начиная как минимум с 60-х годов прошлого столетия и вплоть до Февральской революции 1917 г.

А началось все с Высочайшего Указа от 27 июня (здесь и далее по старому стилю) 1867 года. В соответствии с этим документом, имеющим силу закона, в Санкт-Петербурге на средства города (но ее годовой бюджет не должен был при том превышать 30 тыс. руб.) учреждалась особая в системе наружной полиции правоохранительная структура - речная полиция. Ее нижним чинам с самого начала было даровано право на ношение униформы морского покроя, но дополненной знаками различия и символикой, установленной для городовых городской полиции. Вооружались они также в соответствии с тогдашними морскими традициями - вместо шашки городовым речной полиции как и нижним чинам военно-морского флота предписывалось носить на поясе морского образца тесак. Постовой городовой речной полиции в самом конце XIX- начале XX веков выглядел так: морского покроя фуражка, но с полицейской латунной лентой на околыше; двубортный длиннополый бушлат, застегивающийся на шесть гербовых пуговиц и украшенный полицейскими плечевыми шнурами; поверх бушлата (между пятым и шестым рядами пуговиц) - черный поясной шарф (ремень) с тесаком; брюки клеш; морского образца ботинки:

Офицерский же состав, если верить утверждениям ряда современных самодеятельных историков-униформистов, носил форму, установленную для офицеров военно-морского флота, но с оранжевыми (полицейскими) просветами на золотых погонах.

Нетрудно догадаться, что морского покроя униформа призвана была подчеркнуть особую, связанную с выполнением обязанностей на воде, специфику службы личного состава водной полиции. Например, на него помимо сугубо полицейских функций возлагались и обязанности по спасению на водах. В частности, в зимнее время чинам водной полиции предписывалось ограждать полыньи, охранять стоянки судов от бродяг, осуществлять контроль за состоянием санных путей и катков, проложенных на речном льду, а также за спусками к рекам и каналам.

В 1868 и 1869 годах эти обязанности были дополнены. Теперь представителям столичной речной полиции предписывалось в пределах средней и малой Невы заниматься еще и освидетельствованием гребных и перевозных судов.

В 1885 г. прошла первая с момента создания Санкт-Петербургской речной полиции реорганизация в сторону увеличения штатной численности. А в 1887 г. ее компетенция была распространена также на Морской канал и Новый порт Санкт-Петербурга.

10 марта 1895 г. должность руководителя столичной речной полиции впервые была вверена начальнику Санкт-Петербургского порта. Ему стали теперь подчиняться три помощника, инженер-механик, корабельный инженер, старший машинист, письмоводитель, 20 старших и 75 младших городовых. Однако в теплое время года этот штат значительно увеличивался за счет сезонных сотрудников. Так, на время навигации в распоряжение столичной речной полиции военным ведомством временно откомандировывались два военно-морских офицера. Кроме того, дополнительно принимались на службу еще 88 городовых и 20 человек плавсостава - машинисты, матросы и кочегары. В обязанности последних входило обслуживание и эксплуатация принадлежащих столичной речной полиции 11 паровых судов, 35 гребных вельботов и шлюпок.

В последующие годы подразделения речной полиции появились и в некоторых других портовых российских городах, в частности в Нижнем Новгороде (1882 г.) и Рыбинске (1885 г.). Приблизительно на этот же период времени пришлось и создание портовой полиции. Первыми ее у себя создали власти Санкт-Петербурга, Риги, Одессы и Николаева:

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz