Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
НА РЫНКЕ БЫСТРОХОДНЫХ УДАРНЫХ КОРАБЛЕЙ: ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Современный рынок быстороходных ударных кораблей находится в состоянии депрессии и резко контрастирует с ситуацией конца 70-х - начала 80-х гг. В то время странам НАТО и прозападным странам Среднего Востока, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки было продано более 250 быстроходных ударных кораблей (БУК). Основным продавцом сначала были французские кораблестроители (Constructions de Mecaniques de Normandie (CMN)), но позже их лидерство было потеснено немецкой верфью "Люссерн Верфт". Также значительный вклад в их экспорт внесли Швеция и Великобритания в лице соответственно "Карлскрона ваверт" и "Воспер Торникрофт". Этот насыщенный период для западных кораблестроителей был спровоцирован распространением кораблей проектов 183Р - "Комар" и 205 - "Оса" в военно-морских силах стран тогда еще Варшавского Договора и других стран-клиентов Советского Союза.

В октябре 1967 г. ракетой "Стикс", выпущенной с египетского корабля типа "Комар" был уничтожен израильский эскадренный миноносец "Эйлат", что произвело настоящий бум в продажах БУК.

Эта тенденция была впоследствии усилена достижениями израильских кораблей класса "Саар" в ходе войны 1973 г. Концепция не большого, проворного и в то же время хорошо вооруженного боевого корабля, способного нанести серьезный урон противнику, завоевала широкое признание среди стран, основной целью которых является оборона своих побережий. Казавшиеся многим просто экономически выгодным заменителем традиционных ВМС быстроходные ударные корабли сразу же доказали свою незаменимость.

В настоящее время, однако, происходит трансформация БУК в новое поколение больших океанских сторо же вых кораблей и легко вооруженных патрульных судов. Это изменение отражает две основных перемены в области их оперативного применения. Во-первых, перед ВМС многих стран стоят сейчас в основном задачи мирного времени. Во-вторых, анализ последних действий ставит под сомнение их способности к самообороне и выживаемости.

Прежде всего появилась необходимость в кораблях, способных предпринимать дли тель ные патрульные операции в открытом море. С 1982 г. конвенцией ООН по морскому праву государствам была дарована юрисдикция над т.н. исключительной экономической зоной (ИЭЗ), простирающейся до 108 км от береговой линии. ВМС, прежде ограниченные только патрульными функциями, теперь получили гораздо более широкий спектр действий, а именно - поддерживать порядок и охранять ресурсы в пределах ИЭЗ, покрывающей тысячи квадратных миль в открытом океане.

Но это не есть роль, для которой были созданы БУК, как это уже наглядно продемонстрировал опыт южно-африканских ВМС. Зато вот сторожевые и патрульные корабли, обычно с водоизмещением 1000 т и более, располагают несколькими значительными преимуществами, включая большую устойчивость на воде, гораздо более вместительные пространства для размещения личного состава и повышенную емкость топливных баков, что обеспечивает большую продолжительность возможных миссий. А вот вооружение кораблей, выполняющих патрульные функции, может быть несколько меньшим, чем то, которым оснащен типичный быстроходный боевой корабль, хотя большой вес и свободное пространство кораблей патрульного типа часто позволяют оборудовать их более мощным оружием.

Характеристика действий быстроходных ударных кораблей в течение последних боевых действий явилась вторым важным фактором, склоняющим к переоценке их полезности. Например, война в Персидском заливе 1990-91 гг. оказалась яркой иллюстрацией ограниченности кораблей этого типа. Практически полное уничтожение в прошлом кувейтских кораблей типа ТНК-45 и ТНК-62, использованных Ираком в течение войны - это самый недавний случай подобного рода, когда запущенные с вертолета антикорабельные ракеты нанесли огромный урон. Эти потери, а также потери, понесенные Ливией в марте 1986 г. и Ираном в апреле 1988 г. от американских ВМС, явились причиной того, что значение кораблей подобного рода свелось к их оценке как неэффективных и маломощных кораблей традиционных ВМС. Тем не менее, и сейчас ВМС некоторых стран полагают, что быстроходные ударные корабли необходимы в настоящее время для выполнения определенного рода оперативных миссий. В основном это страны с относительно узкими проливами и каналами, которые необходимо охранять, а также страны, которые могут использовать прибрежные территории, такие как архипелаги, усыпанные маленькими островками, например для того, чтобы внезапно появиться из-за укрытия, нанести удар и затем, оторвавшись от противника, скрыться на большой скорости. Площади в Балтийском и восточной части Средиземного моря попадают в эту категорию. Крупнейшие поставщики этих кораблей могут быть разделены на четыре группы:

- три ведущих западноевропейских экспортера: "CMN", "Lurssern" и "Vosper Thornycroft";

- Центральное морское проектно-конструкторское бюро "Алмаз", ответственное за разработку и производство практически всех типов БУК, производимых в республиках бывшего Советского Союза и его прежних странах-клиентах;

- определенное число китайских судоверфей, которые продолжают производить корабли как для внутренних целей, так и на экспорт;

- множество других отечественных кораблестроителей, которые либо разработали свои собственные модели кораблей, либо производят их по лицензии в соответствии со своими внутренними специфическими нуждами. Среди них: "Kraljevica Shipyard" (Хорватия), "Finnyards" (Финляндия), "Mazagon Dock Ltd" и "Goa Shipyards" (Индия), "Israel Shipyards Ltd" (Израиль), "Kvaerner Mandal" (Норвегия), "Karachi Naval Dockyard" (Пакистан), "ST Marine" (Сингапур), "China Shipbuilding Corporation" (Тайвань) и "Golcuk Shipyard" (Турция). В некотором роде поток строительства БУК был первым ощутимым результатом деятельности зарождающихся мощностей военно-морского производства.

В то время как возможности нового строительства остаются скудными, военно-морские силы многих стран пытаются вдохнуть новую жизнь в их ныне существующие, состоящие из БУК флоты путем внедрения всеобъемлющей модернизации в их боевые системы. Норвегия, например, начала осуществление программы по переоборудованию своих 14 кораблей типа "Хаук" путем оснащения их новой боевой системой, разработанной на базе боевой системы управления "Сенит 2000" ("Direction des Constructions Navales (DCN)/Kongsberg"). Это продлит их срок службы до 2010-15 г.

Южноафриканские военно-морские силы приступили к модернизации определенного числа своих стареющих БУК типа "Варриор" (Warrior) новыми системами управления и огневого контроля, а также системами связи и новым электрооборудованием под покровительством проекта "Калибан". Шесть сингапурских боевых единиц типа "Виктори" в настоящее время оснащаются противоракетной системой "Барак-1", а три брунейских судна типа "Васпада" оборудуются новыми тактическими системами обнаружения и огневого контроля.

"Jane's Defence WEEKLY", 11/1999

Перевод с английского К. Костюкевича

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz