Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Обращение делегатов съезда работников рыбного хозяйства России

Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю государственной Думы

Мы, участники Съезда работников рыбного хозяйства России, обсудив положение дел в рыбохозяйственнон комплексе Российской Федерации, усматриваем прямую угрозу продовольственной безопасности страны и вынуждены обратиться к Вам в связи с критической ситуацией, которая в ней сложилась.

Усилием нескольких поколений практиков и ученых рыбного хозяйства в нашем отечестве была создана и успешно функционировала мощная рыбная индустрия. Ее глубоко продуманное и рационально организованное управление на государственном уровне обеспечивало выполнение всего комплекса сложнейшей деятельности, начиная от разносторонних исследований, подготовки высококвалифицированных кадров, строительства и эксплуатации современных судов и кончая добычей, переработкой, транспортировкой и реализацией рыбной продукции, воспроизводством и акклиматизацией ценных видов рыб и других водных объектов.

Как и во всех значимых рыболовных странах мира, рыбная отрасль России получала существенную поддержку от государства на формирование, поддержание и обновление производственного потенциала, подготовку кадров, научные исследования сырьевой базы, охрану и воспроизводство рыбных запасов, международное сотрудничество.

Это дало возможность обеспечивать россиянам душевое потребление рыбы и морепродуктов до 20 кг, а общий вылов довести до 8,7 млн. т в год, что объективно ставило Россию в один ряд с ведущими рыболовными державами.

За последние восемь лет эти позиции серьезно утрачены, сегодня отрасль находится в критическом состоянии, а россияне испытывают все возрастающий дефицит в традиционно доступном продукте питания, каким является рыба и рыбопродукция.

За годы рыночных реформ и преобразований вылов рыбы и морепродуктов сократился в 2 раза, производство пищевой рыбной продукции, включая консервы, - на 35 %, выпуск консервов сократился в 5 раз, кормовой рыбной муки производится в 3 раза меньше.

Душевое потребление пищевых рыботоваров сократилось до 1.0 кг, что значительно ниже научно обоснованного уровня.

Общий объем финансирования рыбохозяйственного комплекса снизился в 5 раз.

Промысловый флот катастрофически стареет, физический износ основных фондов сегодня превышает половину их стоимости, в том числе добывающего флота - свыше 60 %, обрабатывающего - 75 %.

Большинство судоремонтных и береговых рыбоперерабатывающих предприятий остановлено или перепрофилировано.

Государственная рыболовная статистика практически разрушена, поэтому оценка запасов объектов промысла, прогнозирование их будущего состояния, квотирование вылова крайне затруднено из-за отсутствия достоверных данных о фактическом изъятии тех или иных видов рыб и морепродуктов.

По известным экономическим причинам нами прекращен промысел в ряде продуктивных районов Мирового океана, наша активность в исследовании сырьевых запасов значительно снижена, утрачен былой авторитет российской науки на международном уровне.

Все труднее становится отстаивать интересы российских рыбаков на переговорах и в работе международных, межправительственных комиссий по распределению ресурсов. И как следствие - идет вытеснение нашего рыболовного флота из традиционных районов промысла.

В настоящее время практически свернуто океаническое рыболовство и экспедиционный промысел в дальних районах, сократился вылов пелагических рыб, ранее являвшийся основным.

Вследствие обвального сокращения объемов производства ухудшились социальные условия жизни работников предприятий, постоянно растет задолженность предприятий по выплате заработной платы при снижении ее доли в стоимости продукции, отсутствуют источники для решения социальных проблем работников рыбного хозяйства, оказания им материальной помощи, оплаты путевок для отдыха и лечения, содержания ведомственного жилья и т.д.

Глубоко и объективно рассмотрев проблемы отрасли, участники съезда работников рыбного хозяйства России единодушны в оценке причин и условий критической ситуации в этом важнейшем продовольственном комплексе страны, основными из которых явились:

  1. Непродуманные действия властей по реформированию экономики страны и отрасли в вопросах приватизации, либерализации цен, внешнеторговой деятельности, демонополизации и управления, которые совершенно не учитывали ее специфические особенности и мировой рыбохозяйственной практики.
  2. Изменения взаимоотношений отрасли с бюджетом, вследствие чего рыбохозяйственные организации, лишившись объективно необходимой поддержки государства, поставлены на грань банкротства.
  3. Отсутствие необходимой правовой базы, учитывающей специфику отрасли и создающей благоприятные условия для ее функционирования в интересах рыбаков и производителей рыбной продукции при одновременном действии нормативно-правовых актов, разваливающих устои отрасли и ориентирующих на удовлетворение интересов иностранных партнеров в ущерб интересам россиян.
  4. Необоснованные реорганизации федерального органа управления отраслью, которые не только не повысили ее эффективность, а наоборот - негативным образом отразились на производственно-хозяйственной и финансовой деятельности абсолютного большинства рыбохозяйственных предприятий, организаций, колхозов и социальном положении их коллективов.
  5. Отсутствие протекционистской политики со стороны государства и правительства в отношении отечественных рыбаков и производителей рыбной продукции, направленной на увеличение устойчивого присутствия российского флота в Мировом океане и зонах иностранных государств, и предупреждения масштабной интервенции на российский рынок рыбной продукции иностранного производства.
  6. Невыполнение Правительством Российской Федерации собственных решений, предусмотренных федеральной программой "Рыба", как и других решений властей.
  7. Серьезные недостатки в управлении рыбохозяйственным комплексом, допущенные со стороны федерального органа управления отраслью, выразившиеся в вопросах охраны рыбных ресурсов, их распределении, сохранении и эффективном использовании, как и не менее серьезные упущения со стороны руководителей и коллективов предприятий и организаций всех форм собственности в вопросах хозяйственной деятельности.

Современное состояние рыбного хозяйства России, с учетом причин и условий его возникновения, требует принятия безотлагательных мер со стороны органов законодательной и исполнительной власти с тем, чтобы вывести рыбохозяйственный комплекс страны из кризиса.

Съезд работников рыбного хозяйства России обращается к законодательной и исполнительной ветвям власти страны с конкретными предложениями для принятия соответствующих Законов, Указов, правительственных постановлений и распоряжений, которые реально будут содействовать выводу отрасли из производственно-экономического и социального кризиса, защите интересов россиян и нашего государства:

1. Просить Президента Российской Федерации:
О создании в системе исполнительной власти самостоятельного федерального органа управления рыбным хозяйством страны в пределах бюджетных средств отрасли, выделенных на 1995 год.

Принять долгосрочную стратегию восстановления, развития рыбного хозяйства Российской Федерации и программу действий до 2010 года в статусе Президентской программы.

Обратиться к главам прикаспийских государств по вопросу безотлагательного подписания соглашения о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря.

Не допустить передачу группы южных островов Курильской гряды, относящихся к территории Сахалинской области Российской Федерации, - Японии.

2. Федеральному собранию Российской Федерации:
Принять в первоочередном порядке Федеральные законы:

  • "О рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов";
  • "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
  • "О сохранении осетровых рыб и рациональном использовании запасов осетровых";
  • "О контроле за рыболовством, осуществляемом судами под флагом Российской Федерации в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытых районах Мирового океана";
  • "О рыболовном судне";
  • "О дополнении в Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; "Об изменениях в Уголовном и Административном Кодексах Российской Федерации, касающихся ответственности за преступные посягательства на водные биоресурсы".

Отменить неравноправные соглашения, касающиеся разграничений морских пространств между Россией и США в Беренговом море и предоставления права промысла японским судам в территориальных водах четырех южных островов Курильской гряды.

Принять соответствующий законодательный акт об объявлении Охотского моря в отношении рыболовства - морем особых интересов Российской Федерации, исключающий нерегулируемый промысел иностранными судами.

Отклонить те положения в проектах законов, в которых содержатся условия платности за рыбные ресурсы, либо за право промысла для российских юридических и физических лиц при их промысле в российской 200-мильной исключительной экономической зоне.

Создать подкомитет по рыболовству в комитете по аграрным вопросам.

Считать недопустимын принятие каких-либо законов, включающих платность рыбных ресурсов и плату за право промысла для российских рыбопромышленников. В противном случае российские рыбаки оставляют за собой право выражения недоверия депутатам и разработчикам подобного рода документов и примут соответствующие меры в рамках Конституции Российской Федерации для защиты своих законных интересов.

3. Правительству Российской Федерации:
Рассмотреть выполнение Федеральной программы "Рыба" и принять исчерпывающие меры по ее безусловному исполнению, в том числе по выделению квот вылова рыбы и морепродуктов колхозной системы в объемах, предусмотренных программой.

Создать эффективные экономические механизмы для инвестирования обновления флота, модернизации рыбоперерабатывающих предприятий и достаточных для нормального функционирования всего рыбохозяйственного комплекса оборотных средств.

Выделить на возвратной основе один миллиард рублей для создания лизингового фонда развития рыбного хозяйства и, в первую очередь - строительства на отечественных верфях и верфях стран-членов СНГ рыбопромысловых судов нового поколения.

Пересмотреть нормативные положения законодательства таможенного, валютного и пограничного контроля с целью стимулирования заходов российских судов в отечественные порты и поставки рыбопродукции на внутренний рынок, а также заходы и выходы в территориальные воды Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 17.01.97 г. и в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принять правительственную программу "Исследование и устойчивое использование морских биоресурсов открытой части Мирового океана".

Установить систему импортных квот на сырье и готовую рыбопродукцию, которую производят российские рыбопромышленники для стран, имеющих аналогичную систему квотирования импорта рыботоваров в целях защиты отечественных интересов.

Провести реструктуризацию задолженности, списать все пени и штрафные санкции прошлых лет, создав условия для текущих отчислений и направления средств для развития производства.

Решить вопрос о пролонгации пользования бюджетными средствами, выделенными оптовому звену отрасли распоряжением Правительства РФ N? 1864-р от 25.11.94 г. при одновременной реструктуризации задолженности по начисленным процентам.

Обеспечить финансирование выполнения рыбохозяйственным комплексом государственных функций и задач, поручив Минфину и Минэкономики России сохранить действующий порядок формирования, использования и контроля средств государственной поддержки отрасли.

Принять нормативный акт о постоянном выделении средств из федерального бюджета в рамках специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса целевым порядком на нужды сезонного кредитования рыбохозяйственных предприятий.

Восстановить практику установления госзаказа на поставку рыботоваров в федеральный продовольственный фонд, прежде всего слецлотребителям с соответствующим механизмом экономического стимулирования поставщиков.

Усилить государственный контроль за процессом распределения квот на вылов водных биологических ресурсов, сместив часть функций решения оперативных вопросов на места - в регионы.

Ввести взаимозачеты на федеральном уровне по схеме: поставка рыбопродукции для федеральных нужд - зачет федеральных налогов.

Сохранить практику льготного железнодорожного тарифа на доставку рыбопродукции потребителям, прежде всего с Дальнего Востока и севера страны.

Отменить взимание таможенных пошлин и НДС по ввозимому оборудованию, которое устанавливается на рыболовных судах согласно международных обязательств Российской Федерации по конвенции СОЛАС и МОРПОЛ.

Направляя Вам решение съезда работников рыбного хозяйства России, мы надеемся на Вашу государственную мудрость, ответственность за судьбу страны и народа, что вселяет в нас уверенность в реализацию на всех уровнях власти предложенных нами мер. Мы уверены в том, что Россия была, есть и будет великой рыболовной державой.

принято Съездом работников рыбного хозяйства Российской Федерации 17 июня 1998 года, г. Москва

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz