НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОБ АГЕНТИРОВАНИИ
МОРСКИХ СУДОВ
Ирина Голованова, член Калининградской областной коллегии адвокатов,
юрист Автономной некоммерческой организации "Морские лоцманы Калининграда"
До принятия части второй Гражданского кодекса РФ и Кодекса торгового
море плавания РФ законодательство РФ не имело специальных законодательных
актов, посвященных агентированию вообще и морскому агентированию в частности.
В советском морском законодательстве об агентировании говорилось только
в статье 63 Кодекса торгового мореплавания 1968 г.: "Агентское обслуживание
судов в морском торговом порту осуществляется государственными агентскими
организациями, являющимися юридическими лицами". Это обслуживание
действительно осуществлялось практически двумя организациями: "Трансфлот"
и "Инфлот".
Развитие в России рыночных отношений, переход права собственности на
морские суда и порты способствовали возникновению широкой сети агентских
коммерческих организаций, которые создавались в портовых городах за счет
частного капитала. Естественно, это обстоятельство обострило проблему
правового регулирования отношений, возникающих между агентами и судовладельцами.
С принятием ГК РФ, вступившего в силу с 1 марта 1996 г., в главе 52 было
дано понятие агентского договора и определены основные требования, которые
он должен содержать. Но Гражданский кодекс излагает общее понятие агентского
договора и указывает на то, что к агентским отношениям применяются общие
положения гражданского права о договорах поручения и комиссии с исключениями,
указанными в главе 52, и что особенности отдельных видов агентского договора
могут быть предусмотрены только законом (часть 4 статьи 1005 Гражданского
кодекса РФ). Особенности агентирования морских судов в какой-то мере определил
утвержденный федеральным законом Кодекс торгового мореплавания РФ.
Из смысла статьи 232 КТМ РФ вытекает, что морской агент является представителем
судовладельца, и его полномочия основываются на договоре морского агентирования.
Для агентского договора характерно, что агент может действовать как от
имени судовладельца, так и от своего имени, однако и в том, и в другом
случае он действует по поручению судовладельца и за его счет. Полномочия
агента определяются договором, который заключается им с судовладельцем.
Этот договор всегда является возмездным и заключается в письменной форме.
Общие полномочия, права и обязанности морского агента определены в статье
237 КТМ РФ. Морской агент выполняет различные формальности, связанные
с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом его из порта,
оказывает помощь капитану судна в установлении контактов с портовыми и
местными властями, в организации снабжения судна и его обслуживания в
порту, оформляет документы на груз, инкассирует суммы фрахта и иные причитающиеся
судовладельцу суммы по требованиям, вытекающим из договора морской перевозки
груза, оплачивает по распоряжению судовладельца и капитана судна суммы,
подлежащие уплате в связи с пребыванием судна в порту, привлекает грузы
для линейных перевозок, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза
и совершает иные действия в области морского агентирования.
Договор может как ограничить общие полномочия морского агента, так и
предусмотреть его дополнительные обязанности.
В силу специфики морского судоходства нередко заключение договора производится
путем обмена телексами или письмами. Законодательство большинства стран,
в том числе и России (ст. 434 ГК РФ), приравнивает заключенные таким образом
договоры к письменной форме.
В практике международного судоходства применяются различные виды агентских
соглашений: соглашение на портовое агентирование, соглашение на генеральное
агентирование, соглашение на агентирование линии, соглашение на агентирование
парка оборудования и др. Все эти договоры отличаются прежде всего по объему
полномочий агента. Возможно, имело бы смысл дать понятие таких видов договоров
и в новом КТМ РФ.
К сожалению, ни Кодекс торгового мо ре плавания, ни ГК РФ не акцентируют
внимание на положениях, касающихся ответственности агента как перед судовладельцем,
так и перед третьими лицами. Из смысла закона вытекает, что если агент
открыто действует от имени судовладельца, то он несет перед ним ответственность
за бездействие, превышение полномочий, невнимание, не предоставление информации,
ошибки субагента, невыполнение поручений и других договорных обязательств,
но перед треть ими лицами ответственность за действия агента в данном
случае несет судовладелец.
В то же время предоставление агенту права на заключение договоров в интересах
судовладельца, но от своего имени, порождает обязательства агента перед
третьими лицами. Часть 1 статьи 1005 ГК РФ предусматривает, что "по
сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет
принципала (в данном случае - судовладельца), приобретает права и становится
обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим
лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки". Например,
агент обязан оплачивать или следить за своевременной и правильной оплатой
всех дисбурсментских счетов с соблюдением финансовых законов и принятых
на себя обязательств судовладельца. На практике нередки случаи, когда
агент, действующий от своего имени, задерживает расчеты. Органи за ции,
предоставляющие услуги судовладельцу по договору с агентом, вправе предъявить
свои требования по оплате услуг и санкций за задержку расчетов к агенту
независимо от того, исполнилли судовладелец свои обязательства перед агентом
по предоставлению средств для совершения им действий в соответствии с
договором морского агентирования и возместил ли его расходы, связанные
с исполнением договора. В связи с этим, выбор морского агента яв ляется
важным моментом в работе любой судоходной компании. От того насколько
удачно выбран агент во многом зависят ее успехи. Судовладельца должны
интересовать финансовое положение морского агента, его деловая репутация,
профессиональный опыт, оснащенность компании средствами связи, автотранспортом,
компьютером и пр. К сожалению, опыт работы и финансовое состояние действующих
ныне агентских организаций в настоящее время не позволяют расценивать
большинство из них как благонадежных партнеров, способных выполнять комплекс
интересующих любого судовладельца функций. Изменение ситуации возможно
с развитием портов, расширением сферы услуг, оказываемых ими. Существенное
значение имеет здесь и применение рациональной тарифной политики и повышение
общей культуры рыночных отношений между российскими предпринимателями
и их отечественными и зарубежными партнерами в целом.
|