ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО БАЛТИКИ
В.Н. Кошелев, председатель группы пространственного планирования
Еврорегиона "Балтика", заместитель главы Балтийского городского
округа по внешним связям
Е.Г. Кропинова, член группы пространственного развития российской
стороны Еврорегиона "Балтика", директор регионального Центра
Программы "Балтийский университет", к.г.н. (Калининградский
государственный университет),
Е.В. Буторова, специалист по внешним связям Балтийского городского
округа
29 июля 1999 года губернатор Калининградской области Леонид Горбенко
и премьер-министр земли Бранденбург Манфред Штольпе подписали Протокол
о продолжении сотрудничества между Администрацией Калининградской области
Российской Федерации и Правительством земли Бранденбург Федеративной Республики
Германии. В нем выражено намерение обеих сторон поддержать проект "Городское
прибрежное развитие - сеть городов вокруг Балтики", который реализуется
при содействии Евросоюза отделом совместного планирования земель Берлин
- Бранденбург и администрациями города Калининграда и Балтийского городского
округа.
Отсутствие понимания важности планирования для городского развития буквально
еще в недалеком прошлом обусловило появление массы проблем, связанных
с обустройством городов Калининградской области, функционированием транспортной
инфраструктуры, инженерных коммуникаций. Многие города потеряли свою индивидуальность,
а значит и привлекательность. Падение "железного занавеса" дало
возможность прикоснуться к европейскому пониманию города. А постоянно
растущие экологические и эстетические стандарты выдвигают требования непрерывного
совершенствования. Именно поэтому во всей Европе сейчас как никогда на
первое место вышли вопросы стратегии городского развития и планирования.
И это объяснимо - правильно спланировать надо сегодня, чтобы не ошибиться
в строительстве завтра. Недаром народная пословица гласит: семь раз отмерь,
один раз отрежь. На наш взгляд, точно также следует подходить и к вопросу
разработки градостроительных планов.
Для успешного планирования необходимо всесторонне изучить историю проблемы,
текущую ситуацию по данному вопросу, определиться - чего конкретно мы
собираемся достичь. Особое внимание следует уделить изучению успешного
опыта других городов и государств. Важно помнить, что разумное городское
планирование приводит не только к улучшению внешнего вида города, но и
способствует решению проблем экономического, экологического и социального
характера. Все это позволит построить настоящий город будущего.
Города Европы вновь открывают свои берега и прилегающие к ним территории.
Спустя десятилетия пренебрежения городскими прибрежными территориями,
загрязнением рек и каналов и их деградации до уровня транспортных путей
второго класса они вновь стали предметом городского развития.
Водные пространства всегда занимали важное место в жизни населения городов.
У воды строились крепости, лучшие городские районы и рекреационные зоны.
Вода являлась источником жизни и одновременно источником хозяйственного
процветания и отдыха. "Города на закате двадцатого столетия являются
структурами повышенного напряжения, которые всегда находятся на краю какого-либо
кризиса и являются не безопасными гермафродитами мировых устремлений и
местных надежд", - констатировал Питер Дреге, городской планировщик
из Сиднея. То, что этот диагноз подходит ко многим городам Европы, понимает
абсолютное большинство ее населения. Поэтому вопросам пространственного
планирования здесь уделяется огромное значение.
Опыт планирования городов Калининградской области показал, что отказ
от исторических традиций сыграл исключительно негативную роль. Например,
исконным центром Кенигсберга была река. Однако после войны центр нового
города значительно сместился, а Преголя оказалась заброшенной, отданной
на "растерзание" промышленности. Аналогичная ситуация с городом-портом
Балтийском (бывшим Пиллау), расположенным непосредственно на берегу моря.
Старая часть города, называемая Малым Амстердамом, была разрушена во время
штурма города-крепости. На ее месте и по сей день находится большая бетонная
площадь.
Для того, чтобы поднять уровень городов Калининградской области до уровня
Балтийского региона, а затем вместе с другими городами Балтики до уровня
города буду ще го, необходимо восстановить исторический облик, что во
многом связано с обустройством прибрежных территорий.
Понимание важности и необходимости изучения данных вопросов привело к
созданию международного проекта "Прибрежное городское развитие -
сеть городов вокруг Балтики" (Waterfront Urban Development - WUD).
Проект "Прибрежное городское развитие" уже получил поддержку
в программах Interreg 11 C, Tacis и PHARE. Основной его целью является
подготовка инвестиционных программ для обустройства исторических прибрежных
территорий. Участие в проекте "Сети городов" позволит осуществить
обмен опытом между специалистами в области городского планирования разных
стран Балтийского региона, а также привнести новый подход к разработке
стратегии городского планирования. Со стороны России участие в проекте
примут Калининград, Балтийск и Санкт-Петербург.
Будут изучены возможности превращения портовых и промышленных территорий
в жилые прибрежные территории или в технологические и университетские
города при сохранении в то же самое время портовых и промышленных функций.
Это также позволит увеличить потенциал территорий с точки зрения рекреационного
и туристического использования.
Особое внимание будет уделено вопросам городского управления, в том числе
координации региональной и муниципальной политики и стратегий решения
вопросов планирования и технической реализации. Это позволит используя
административные инструменты устранить проблемы загрязнения окружающей
среды, видоизменить территорию, разработать и ввести в действие компьютерный
дежурный план для служб главных архитекторов, реализовать городской и
архитектурный дизайн. В принципе, перед всеми городами возникают общие
вопросы, даже если они различаются по своему территориальному расположению
и особенностям развития.
В мае 1999 г. в г. Потсдаме земли Бранденбург (ФРГ) состоялась стартовая
сессия, положившая начало данному проекту в рамках совместного проекта
INNNTERREG11 C - PHARE - Tacis. Это явилось следствием планомерной работы
местных властей, высших учебных заведений и специалистов городов Санкт-Петербурга,
Калининграда и Балтийска в содружестве с немецкими коллегами. В результате
три российских города были включены в проект. Теперь предстоит сложная
и долговременная работа многих специалистов. На первом этапе необходимо
подготовить заявки в Европейскую комиссию Tacis для дополнительного финансирования
проекта. Несмотря на это немецкая сторона уже авансировала средства на
начало работ.
Радует, что работа в направлении городского развития уже ведется. В частности
29 июля состоялся семинар по строительству, подготовленный совместно Администрацией
Калининградской области и Правительством Земли Бранденбург. Большое внимание
на семинаре было уделено новым подходам в строительстве, использованию
экологически чистых материалов, новейших строительных технологий, вопросам
подготовки квалифицированных кадров для строительства. Однако хотелось
бы заметить, что именно результаты разработки проекта "Городское
прибрежное развитие" во многом смогут определить, будет ли достойная
работа у строителей в будущем.
Более того, реализация проекта позволит Калининграду, Балтийску и Санкт-Петербургу
стать "драгоценными камнями" сети городов, которую можно будет
назвать Золотым кольцом Балтики.
|