КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФАКТОР В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО
МОРЯ
Балтийский регион включает в себя 9 государств: Россию, Германию, Данию,
Латвию, Литву, Польшу, Финляндию, Швецию и Эстонию. Несмотря на различия
в их внешнеполитическом и социально-экономическом статусах и приоритетах,
а также на этно-культурно-религиозную неоднородность, эти страны сумели
создать в отношениях между собой и в целом в балтийском пространстве атмосферу
добрососедства, взаимопонимания, стабильного и безопасного существования,
что в свою очередь дало мощный толчок развитию там межрегионального и
приграничного сотрудничества. Такой результат стал возможным во многом
благодаря общему настрою правящих элит выше перечисленных государств сохранять
в регионе спокойствие, мир и согласие.
Значительный вклад в поддержание политического равновесия в этой части
Европы вносит и Россия, реализуя объявленную Президентом Российской Федерации
(см. сообщение его пресс-службы от 11 февраля 1997 г.) долговременную
политику России в отношении балтийских стран. В соответствии с ней стратегической
целью нашей страны в Балтийском регионе является все мирная реализация
потенциала добрососедства между Россией и государствами Балтии и создание
конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической
интеграции и двустороннего экономического сотрудничества, неделимости
и безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.
Определены и пути для достижения этой цели: урегулирование основных проблем
как в наших двусторонних отношениях, так и в целом в регионе не основе
взаимности, а также максимально широкое использование в этих интересах
механизмов сотрудничества в рамках ООН, Евросоюза, ОБСЕ, Совета Европы,
СГБМ.
Анализ сотрудничества России со странами Балтийского региона убедительно
показывает, что в нем присутствует калининградский фактор. Данное обстоятельство
стало настолько очевидным, что привлекло к себе повышенное внимание как
отечественных, так и зарубежных политиков и политологов. На многочисленных
международных встречах, посвященных балтийской теме, всерьез заговорили
о калининградском факторе и о возможности его влияния на развитие ситуации
в Балтийском регионе. По этой, ставшей актуальной проблеме ведутся заинтересованные
дискуссии, высказываются различные суждения. Автор настоящей статьи, специализирующийся
по балтийской и калининградской проблематике, также решил сформулировать
и представить свою точку зрения по этому вопросу.
Итак, насколько правомерно в принципе говорить о существовании и значимости
калининградского фактора в сотрудничестве России с остальными странами
Балтийского региона, имеются ли для этого основания?
Напомним, что фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса,
явления, определяющая его характер или отдельные черты. В соответствии
с данной дефиницией Калининградская область в силу присущих ей специфических
особенностей активно участвует в процессах, происходящих в регионе Балтийского
моря, и оказывает конструктивное влияние на их характер.
О высокой степени вовлеченности Калининградской области в российско-балтийское
сотрудничество свидетельствуют следующие примеры:
- на договорно-правовой основе она осуществляет партнерские связи с
4 уездами Литовской Республики, 5 воеводствами Республики Польша, с
округом Борнхольм Королевства Дания, землей Шлезвиг-Гольштейн Федера
тив ной Республики Германия;
- на ее территории расположены генконсульства Польши и Литвы, почетные
консульства Дании и Швеции. В свою очередь Калининградская область открыла
собственные представительства в Вильнюсе и Гданьске;
Она взаимо действует с балтийскими партнерами в рамках еврорегионов,
является соучредителем и полноправным членом еврорегиона "Балтика"
(образован в феврале 1998 г. административно-территориальными единицами
России, Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Эстонии). Совместно с Литвой
и Латвией участвует в формировании еще одного еврорегиона "Сауле";
- на территории Калининградской области реализуется ряд проектов в рамках
международных программ и двустороннего сотрудничества: "Еврофакультет"
по линии Евросоюза и Совета государств Балтийского моря, "Калининград
2000" при участии Швеции (реконструкция систем водоснабжения и водоочистки),
содействие решению проблемных вопросов в области социальной и гуманитарной
помощи при участии Дании и др.
Такие специфические особенности и расположение региона обусловлены
следующими причинами:
- историческими обстоятельствами вхождения Калининградской области в
состав России. В ходе Потсдамской конференции, состоявшейся с 17 июля
по 2 августа 1945 г., ее участники признали необходимым изъять Восточную
Пруссию из состава Германии и передать ее территорию СССР и Польше.
Советскому Союзу отошел Кенигсберг и прилегающий к нему район. При этом
определение точных границ "прилегающего района" предполагалось
поручить соответствующим экспертам, однако из-за произошедших вскоре
изменений в международных отношениях исследования экспертов проведены
не были. Принципиально важно подчеркнуть, что никаких временных сроков
принадлежности СССР Кенигсберга и прилегающего к нему района союзные
державы не устанавливали. Поэтому не правомерными являются ссылки на
якобы принятое в Потсдаме решение о передаче России этой части Восточной
Пруссии лишь на 50 лет и более. 7 апреля 1946 г. Указом Президиума
Верховного Совета СССР на территории Кенигсберга и прилегающего к нему
района была образована Кенигсбергская область РСФСР, переименованная
4 июля того же года в Калининградскую;
- важным геополитическим значением региона для государственных и национальных
интересов России, особенно на балтийском направлении. Калининградская
область имеет незамерзающие морские порты и удобный транспортный комплекс
для связи России с Западной Европой. В условиях расширения НАТО на восток
резко возрастает военная составляющая этого региона;
- эксклавным положением Калининградской области. После распада СССР
в декабре 1991 г. она оказалась в своего рода территориальной изоляции
и приобрела статус российского эксклава (эксклав - часть страны, оторванная
от своего "материнского" пространства и окруженная одной или
более иностранными территориями);
- сложным социально-экономическим и финансовым положением, вызванным
последствиями распада СССР и разрыва старых хозяйственных связей. Ныне
Калининградская область вынуждена переориентировать свои торгово-экономические
связи на зарубежные страны, главным образом расположенные в Балтийском
регионе. Потребности области в продовольствии покрываются на 80% за
счет импортных поставок из Германии, Польши и Литвы.
- деловой и инвестиционной привлекательностью для зарубежных партнеров
в связи с функционированием на территории Калининградской области Особой
экономической зоны, созданной в январе 1996 г. с целью вывода области
из тяжелого социально-экономического и финансового положения. Благодаря
ОЭЗ удалось за короткий срок наполнить им порт ными товарами местный
потребительский рынок и заметно улучшить инвестиционный климат в регионе;
- наличием попыток определеных сил за рубежом предъявить Калининградской
области территориальные и иные претензии, а также расшатать ее статус
как неотъемлемой части РФ. Достаточно вспомнить принятую Европарламентом
резолюцию от 9 февраля 1994 г. по Калининградской области, содержащую
требование о радикальном изменении статуса этого российского региона,
а также резолюцию Балтийской ассамблеи от 13 ноября того же года "О
демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии".
- уязвимостью Калининградской области в случае полного выхода на ее
границы НАТО и Европейского Союза.
Совокупность перечисленных специфических особенностей Калининградской
области и ее активная деятельность на всем балтийском пространстве доказывают
правомерность утверждений о существовании калининградского фактора в сотрудничестве
России с другими странами Балтии и о его способности влиять на развитие
ситуации в Балтийском регионе. Другое дело - можно ли рассматривать Калининградскую
область как субъект балтийского сотрудничества. Здесь мнения сторон расходятся
и по этому поводу часто высказываются полярные точки зрения.
Российская позиция в этом вопросе предельно ясная и неизменная: Калинин
градская область являясь активным участником международного сотрудничества
не наделена международной право субъектностью. На основании положений
Конституции Российской Федерации (ст.72), Договора о разграничении предметов
ведения и полномочий между органами государственной власти России и Калининградской
области от 12 января 1996 г. и федерального закона "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"
от 4 января 1999 г. органы государственной власти Калининградской области
обязаны согласовывать свои действия в сфере внешних связей с федеральным
центром. Такой подход в целом нормально воспринимается и международным
сообществом.
Вместе с тем в ряде западных государств и со стороны некоторых международных
организаций прослеживаются иногда явные, а чаще скрытые попытки ослабить
связи Калининградской области с остальной Россией, раздаются призывы наделить
Калининград более широкими правами и предоставить ему статус, позволяющий
самостоятельно вести переговоры, например, с Мировым банком, Европейским
банком реконструкции и развития, Европейским Союзом. Естественно, такая
позиция неприемлема для России как контрпродуктивная.
Поэтому вполне понятна политика Российской Федерации выстраивать и
оценивать свои отношения со странами Балтийского региона в значительной
степени через призму интересов Калининградской области, которые состоят
в том, чтобы:
- добиться создания благоприятных внешних условий для жизнеобеспечения
и развития региона;
- способствовать установлению и развитию ее международных и внешнеэкономических
связей на сбалансированной основе;
- противодействовать любым попыткам ставить под сомнение российский
суверенитет над областью.
Целый ряд вопросов удалось решить. Прежде всего сформирована добротная
договорно-правовая база отношений России и стран Балтийского региона,
регулирующая вопросы жизнеобеспечения Калининградской области (транзитного
сообщения, визового и пограничного режимов, торгово-экономического, научно-технического
и культурного сотрудничества, межрегионального и приграничного взаимодействия).
Так в июле 1991 г. было подписано российско-литовское межправительственное
Соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии
Калининградской области; 29 июня 1999 г. состоялось подписание нового
двустороннего межправительственного Соглашения о долговременном сотрудничестве
Калининградской области и регионов Литвы; в мае 1992 г. на правительственном
уровне подписано российско-польское Соглашение о сотрудничестве Калининградской
области и северо-восточных воеводств Польши.
В области созданы привлекательные условия для деятельности зарубежных
предпринимателей и инвесторов, чему способствовало образование в январе
1996 г. Особой экономической зоны и принятие в сентябре 1997 г. Федеральной
целевой Программы развития Особой экономической зоны в Калининградской
области на 1998-2005 годы. В 1998 г. внешнеторговый оборот области составил
1,6 млрд. долл. США (в 1997 г. - 1,7 млрд), в котором ведущими партнерами
являются: Германия, Польша, Литва. Сумма иностранных инвестиций в том
же году составила 32,2 млн. долл. (в 3,3 раза больше, чем в 1997 г.),
ведущие инвесторы Германия и Швеция. На 1 января 1999 г. на территории
региона действовали 359 предприятий с иностранным участием, 35 филиалов
и 22 представительства иностранных фирм.
Калининградская область участвует в межрегиональном и приграничном сотрудничестве
в Балтийском регионе, которое позволяет российскому эксклаву не чувствовать
себя изолированной от внешнего мира территорией.
Российский суверенитет над Калининградской областью с международно-правовой
точки зрения не вызывает сомнений. На межгосударственном уровне статус
области никем из стран Балтийского региона не оспаривается. Однако в Германии,
Литве и Польше продолжают открыто действовать силы, ставящие под сомнение
принадлежность Калининградской области России. Наиболее высок уровень
представительства этих сил в Литве, в которой к тому же официально введено
в оборот литовское название Калининграда-Караляучюс. (см., например, текст
главы 5 Закона Литовской Республики "Об основах национальной безопасности"
от 19 декабря 1996 г.). Подобные не дружественные высказывания и действия
в адрес Калининградской области абсолютно не вписываются в атмосферу добрососедского
сотрудничества России с государствами, с территории которых они раздаются.
Но все же общей доминантной в российско-балтийском сотрудничестве продолжает
оставаться понимание необходимости делового сотрудничества с учетом калининградского
фактора.
В странах балтийского сообщества общепризнанно, что Калининградская область
является важной составляющей геополитической ситуации в регионе, и что
игнорирование этого обстоятельства может вызвать нежелательные и далеко
идущие последствия.
В последнее время обоснованную озабоченность российской стороны вызывают
планы расширения НАТО и Европейского Союза на восток, поскольку их реализация
способна существенно нарушить сложившееся в Балтийском регионе равновесие
сил. В случае выхода НАТО и ЕС на границы Калининградской области по всему
их периметру она рискует оказаться в положении российского анклава внутри
территориального пространства этих запад но европейских сообществ, что
может серьез но подорвать межрегиональное и приграничное сотрудничество
области с зарубежными партнерами, которое по существу стало для нее самым
перспективным видом взаимодействия на балтийском направлении. Основания
для такого пессимистического прогноза имеются. Так Польша и Литва, являясь
кандидатами на вступление в Евросоюз, активно приступили к процедуре перевода
своей законодательной базы на стандарты ЕС. Как следствие в январе 1998
г. и январе 1999 г. Польша, а в феврале 1999 г. и Литва в одностороннем
порядке осуществили ряд мер по ужесточению пропуск ного режима на своих
границах, что вызвало негативную реакцию у калининградцев. Последовавшие
российско-польские и российско-литовские консультации подтвердили, что
Варшава и Вильнюс отныне будут строить свои отношения с Россией на калининградском
направлении в соответствии с рекомендациями из Брюсселя.
Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что Калининградский фактор
безусловно присутствует в реалиях балтийского геополитического пространства,
и его объективный учет важен и необходим при оценке и прогнозировании
сотрудничества России со странами Балтийского региона. Следовательно присущие
Калининградской области специфические особенности (исторические обстоятельства
вхождения области в состав России, территориальная оторванность от материковой
России и др.) являются настолько деликатными и неординарными, что при
определенных условиях они способны спровоцировать напряженность в Балтийском
регионе. Поэтому так необходимо общее согласие участников балтийского
сообщества не раскачивать ситуацию вокруг Калининградской области с тем,
чтобы не допустить дестабилизации внутри самого общества.
Поскольку последовательный переход Польши и Литвы на общеевропейские
стандарты в сферах экономики, экологии, медицины и санитарии, в пограничном,
таможенном и визовом режимах осуществляется без должного учета калининградского
фактора, это может усугубить эксклавное положение Калининградской области
и способствовать дальнейшей изоляции от "большой России". В
этих условиях очень важен поиск и нахождение компромиссов и взаимоприемлемых
развязок.
В условиях продвижения НАТО и Евросоюза на восток для России и стран
Балтийского региона принципиально важное значение приобретает межрегиональное
и приграничное сотрудничество. Следует на равноправной и взаимовыгодной
основе эффективнее задействовать его потенциал. Это позволило бы Калининградской
области и ее балтийским партнерам, в первую очередь Литве и Польше, не
только конструктивно решать имеющиеся проблемы, но и минимизировать возможные
негативные последствия расширения ЕС и НАТО.
Не меньше, чем в России ситуацией вокруг Калининградской области в
контексте расширения Евросоюза на восток озабочены и в Комиссии Европейских
сообществ. Данное обстоятельство предоставляет хороший повод для рассмотрения
всего комплекса проблем Балтийского региона, в том числе в рамках Соглашения
о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС.
|