Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФАКТОР В РЕГИОНЕ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Балтийский регион включает в себя 9 государств: Россию, Германию, Данию, Латвию, Литву, Польшу, Финляндию, Швецию и Эстонию. Несмотря на различия в их внешнеполитическом и социально-экономическом статусах и приоритетах, а также на этно-культурно-религиозную неоднородность, эти страны сумели создать в отношениях между собой и в целом в балтийском пространстве атмосферу добрососедства, взаимопонимания, стабильного и безопасного существования, что в свою очередь дало мощный толчок развитию там межрегионального и приграничного сотрудничества. Такой результат стал возможным во многом благодаря общему настрою правящих элит выше перечисленных государств сохранять в регионе спокойствие, мир и согласие.

Значительный вклад в поддержание политического равновесия в этой части Европы вносит и Россия, реализуя объявленную Президентом Российской Федерации (см. сообщение его пресс-службы от 11 февраля 1997 г.) долговременную политику России в отношении балтийских стран. В соответствии с ней стратегической целью нашей страны в Балтийском регионе является все мирная реализация потенциала добрососедства между Россией и государствами Балтии и создание конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции и двустороннего экономического сотрудничества, неделимости и безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств. Определены и пути для достижения этой цели: урегулирование основных проблем как в наших двусторонних отношениях, так и в целом в регионе не основе взаимности, а также максимально широкое использование в этих интересах механизмов сотрудничества в рамках ООН, Евросоюза, ОБСЕ, Совета Европы, СГБМ.

Анализ сотрудничества России со странами Балтийского региона убедительно показывает, что в нем присутствует калининградский фактор. Данное обстоятельство стало настолько очевидным, что привлекло к себе повышенное внимание как отечественных, так и зарубежных политиков и политологов. На многочисленных международных встречах, посвященных балтийской теме, всерьез заговорили о калининградском факторе и о возможности его влияния на развитие ситуации в Балтийском регионе. По этой, ставшей актуальной проблеме ведутся заинтересованные дискуссии, высказываются различные суждения. Автор настоящей статьи, специализирующийся по балтийской и калининградской проблематике, также решил сформулировать и представить свою точку зрения по этому вопросу.

Итак, насколько правомерно в принципе говорить о существовании и значимости калининградского фактора в сотрудничестве России с остальными странами Балтийского региона, имеются ли для этого основания?

Напомним, что фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты. В соответствии с данной дефиницией Калининградская область в силу присущих ей специфических особенностей активно участвует в процессах, происходящих в регионе Балтийского моря, и оказывает конструктивное влияние на их характер.

О высокой степени вовлеченности Калининградской области в российско-балтийское сотрудничество свидетельствуют следующие примеры:

  • на договорно-правовой основе она осуществляет партнерские связи с 4 уездами Литовской Республики, 5 воеводствами Республики Польша, с округом Борнхольм Королевства Дания, землей Шлезвиг-Гольштейн Федера тив ной Республики Германия;
  • на ее территории расположены генконсульства Польши и Литвы, почетные консульства Дании и Швеции. В свою очередь Калининградская область открыла собственные представительства в Вильнюсе и Гданьске;

Она взаимо действует с балтийскими партнерами в рамках еврорегионов, является соучредителем и полноправным членом еврорегиона "Балтика" (образован в феврале 1998 г. административно-территориальными единицами России, Дании, Латвии, Литвы, Польши, Швеции и Эстонии). Совместно с Литвой и Латвией участвует в формировании еще одного еврорегиона "Сауле";

- на территории Калининградской области реализуется ряд проектов в рамках международных программ и двустороннего сотрудничества: "Еврофакультет" по линии Евросоюза и Совета государств Балтийского моря, "Калининград 2000" при участии Швеции (реконструкция систем водоснабжения и водоочистки), содействие решению проблемных вопросов в области социальной и гуманитарной помощи при участии Дании и др.

Такие специфические особенности и расположение региона обусловлены следующими причинами:

  • историческими обстоятельствами вхождения Калининградской области в состав России. В ходе Потсдамской конференции, состоявшейся с 17 июля по 2 августа 1945 г., ее участники признали необходимым изъять Восточную Пруссию из состава Германии и передать ее территорию СССР и Польше. Советскому Союзу отошел Кенигсберг и прилегающий к нему район. При этом определение точных границ "прилегающего района" предполагалось поручить соответствующим экспертам, однако из-за произошедших вскоре изменений в международных отношениях исследования экспертов проведены не были. Принципиально важно подчеркнуть, что никаких временных сроков принадлежности СССР Кенигсберга и прилегающего к нему района союзные державы не устанавливали. Поэтому не правомерными являются ссылки на якобы принятое в Потсдаме решение о передаче России этой части Восточной Пруссии лишь на 50 лет и более.  7 апреля 1946 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории Кенигсберга и прилегающего к нему района была образована Кенигсбергская область РСФСР, переименованная 4 июля того же года в Калининградскую;
  • важным геополитическим значением региона для государственных и национальных интересов России, особенно на балтийском направлении. Калининградская область имеет незамерзающие морские порты и удобный транспортный комплекс для связи России с Западной Европой. В условиях расширения НАТО на восток резко возрастает военная составляющая этого региона;
  • эксклавным положением Калининградской области. После распада СССР в декабре 1991 г. она оказалась в своего рода территориальной изоляции и приобрела статус российского эксклава (эксклав - часть страны, оторванная от своего "материнского" пространства и окруженная одной или более иностранными территориями);
  • сложным социально-экономическим и финансовым положением, вызванным последствиями распада СССР и разрыва старых хозяйственных связей. Ныне Калининградская область вынуждена переориентировать свои торгово-экономические связи на зарубежные страны, главным образом расположенные в Балтийском регионе. Потребности области в продовольствии покрываются на 80% за счет импортных поставок из Германии, Польши и Литвы.
  • деловой и инвестиционной привлекательностью для зарубежных партнеров в связи с функционированием на территории Калининградской области Особой экономической зоны, созданной в январе 1996 г. с целью вывода области из тяжелого социально-экономического и финансового положения. Благодаря ОЭЗ удалось за короткий срок наполнить им порт ными товарами местный потребительский рынок и заметно улучшить инвестиционный климат в регионе;
  • наличием попыток определеных сил за рубежом предъявить Калининградской области территориальные и иные претензии, а также расшатать ее статус как неотъемлемой части РФ. Достаточно вспомнить принятую Европарламентом резолюцию от 9 февраля 1994 г. по Калининградской области, содержащую требование о радикальном изменении статуса этого российского региона, а также резолюцию Балтийской ассамблеи от 13 ноября того же года "О демилитаризации Калининградской области и дальнейшем ее развитии".
  • уязвимостью Калининградской области в случае полного выхода на ее границы НАТО и Европейского Союза.

Совокупность перечисленных специфических особенностей Калининградской области и ее активная деятельность на всем балтийском пространстве доказывают правомерность утверждений о существовании калининградского фактора в сотрудничестве России с другими странами Балтии и о его способности влиять на развитие ситуации в Балтийском регионе. Другое дело - можно ли рассматривать Калининградскую область как субъект балтийского сотрудничества. Здесь мнения сторон расходятся и по этому поводу часто высказываются полярные точки зрения.

Российская позиция в этом вопросе предельно ясная и неизменная: Калинин градская область являясь активным участником международного сотрудничества не наделена международной право субъектностью. На основании положений Конституции Российской Федерации (ст.72), Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и Калининградской области от 12 января 1996 г. и федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" от 4 января 1999 г. органы государственной власти Калининградской области обязаны согласовывать свои действия в сфере внешних связей с федеральным центром. Такой подход в целом нормально воспринимается и международным сообществом.

Вместе с тем в ряде западных государств и со стороны некоторых международных организаций прослеживаются иногда явные, а чаще скрытые попытки ослабить связи Калининградской области с остальной Россией, раздаются призывы наделить Калининград более широкими правами и предоставить ему статус, позволяющий самостоятельно вести переговоры, например, с Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским Союзом. Естественно, такая позиция неприемлема для России как контрпродуктивная.

Поэтому вполне понятна политика Российской Федерации выстраивать и оценивать свои отношения со странами Балтийского региона в значительной степени через призму интересов Калининградской области, которые состоят в том, чтобы:

  • добиться создания благоприятных внешних условий для жизнеобеспечения и развития региона;
  • способствовать установлению и развитию ее международных и внешнеэкономических связей на сбалансированной основе;
  • противодействовать любым попыткам ставить под сомнение российский суверенитет над областью.

Целый ряд вопросов удалось решить. Прежде всего сформирована добротная договорно-правовая база отношений России и стран Балтийского региона, регулирующая вопросы жизнеобеспечения Калининградской области (транзитного сообщения, визового и пограничного режимов, торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, межрегионального и приграничного взаимодействия). Так в июле 1991 г. было подписано российско-литовское межправительственное Соглашение о сотрудничестве в экономическом и социально-культурном развитии Калининградской области; 29 июня 1999 г. состоялось подписание нового двустороннего межправительственного Соглашения о долговременном сотрудничестве Калининградской области и регионов Литвы; в мае 1992 г. на правительственном уровне подписано российско-польское Соглашение о сотрудничестве Калининградской области и северо-восточных воеводств Польши.

В области созданы привлекательные условия для деятельности зарубежных предпринимателей и инвесторов, чему способствовало образование в январе 1996 г. Особой экономической зоны и принятие в сентябре 1997 г. Федеральной целевой Программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы. В 1998 г. внешнеторговый оборот области составил 1,6 млрд. долл. США (в 1997 г. - 1,7 млрд), в котором ведущими партнерами являются: Германия, Польша, Литва. Сумма иностранных инвестиций в том же году составила 32,2 млн. долл. (в 3,3 раза больше, чем в 1997 г.), ведущие инвесторы Германия и Швеция. На 1 января 1999 г. на территории региона действовали 359 предприятий с иностранным участием, 35 филиалов и 22 представительства иностранных фирм.

Калининградская область участвует в межрегиональном и приграничном сотрудничестве в Балтийском регионе, которое позволяет российскому эксклаву не чувствовать себя изолированной от внешнего мира территорией.

Российский суверенитет над Калининградской областью с международно-правовой точки зрения не вызывает сомнений. На межгосударственном уровне статус области никем из стран Балтийского региона не оспаривается. Однако в Германии, Литве и Польше продолжают открыто действовать силы, ставящие под сомнение принадлежность Калининградской области России. Наиболее высок уровень представительства этих сил в Литве, в которой к тому же официально введено в оборот литовское название Калининграда-Караляучюс. (см., например, текст главы 5 Закона Литовской Республики "Об основах национальной безопасности" от 19 декабря 1996 г.). Подобные не дружественные высказывания и действия в адрес Калининградской области абсолютно не вписываются в атмосферу добрососедского сотрудничества России с государствами, с территории которых они раздаются.

Но все же общей доминантной в российско-балтийском сотрудничестве продолжает оставаться понимание необходимости делового сотрудничества с учетом калининградского фактора.

В странах балтийского сообщества общепризнанно, что Калининградская область является важной составляющей геополитической ситуации в регионе, и что игнорирование этого обстоятельства может вызвать нежелательные и далеко идущие последствия.

В последнее время обоснованную озабоченность российской стороны вызывают планы расширения НАТО и Европейского Союза на восток, поскольку их реализация способна существенно нарушить сложившееся в Балтийском регионе равновесие сил. В случае выхода НАТО и ЕС на границы Калининградской области по всему их периметру она рискует оказаться в положении российского анклава внутри территориального пространства этих запад но европейских сообществ, что может серьез но подорвать межрегиональное и приграничное сотрудничество области с зарубежными партнерами, которое по существу стало для нее самым перспективным видом взаимодействия на балтийском направлении. Основания для такого пессимистического прогноза имеются. Так Польша и Литва, являясь кандидатами на вступление в Евросоюз, активно приступили к процедуре перевода своей законодательной базы на стандарты ЕС. Как следствие в январе 1998 г. и январе 1999 г. Польша, а в феврале 1999 г. и Литва в одностороннем порядке осуществили ряд мер по ужесточению пропуск ного режима на своих границах, что вызвало негативную реакцию у калининградцев. Последовавшие российско-польские и российско-литовские консультации подтвердили, что Варшава и Вильнюс отныне будут строить свои отношения с Россией на калининградском направлении в соответствии с рекомендациями из Брюсселя.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать, что Калининградский фактор безусловно присутствует в реалиях балтийского геополитического пространства, и его объективный учет важен и необходим при оценке и прогнозировании сотрудничества России со странами Балтийского региона. Следовательно присущие Калининградской области специфические особенности (исторические обстоятельства вхождения области в состав России, территориальная оторванность от материковой России и др.) являются настолько деликатными и неординарными, что при определенных условиях они способны спровоцировать напряженность в Балтийском регионе. Поэтому так необходимо общее согласие участников балтийского сообщества не раскачивать ситуацию вокруг Калининградской области с тем, чтобы не допустить дестабилизации внутри самого общества.

Поскольку последовательный переход Польши и Литвы на общеевропейские стандарты в сферах экономики, экологии, медицины и санитарии, в пограничном, таможенном и визовом режимах осуществляется без должного учета калининградского фактора, это может усугубить эксклавное положение Калининградской области и способствовать дальнейшей изоляции от "большой России". В этих условиях очень важен поиск и нахождение компромиссов и взаимоприемлемых развязок.

В условиях продвижения НАТО и Евросоюза на восток для России и стран Балтийского региона принципиально важное значение приобретает межрегиональное и приграничное сотрудничество. Следует на равноправной и взаимовыгодной основе эффективнее задействовать его потенциал. Это позволило бы Калининградской области и ее балтийским партнерам, в первую очередь Литве и Польше, не только конструктивно решать имеющиеся проблемы, но и минимизировать возможные негативные последствия расширения ЕС и НАТО.

Не меньше, чем в России ситуацией вокруг Калининградской области в контексте расширения Евросоюза на восток озабочены и в Комиссии Европейских сообществ. Данное обстоятельство предоставляет хороший повод для рассмотрения всего комплекса проблем Балтийского региона, в том числе в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz