Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СУДОРЕМОНТА НА БФ
Ульян БАЙЗЕРТ
, начальник технического управления Балтийского флота

Нет необходимости доказывать, что современный корабль является средоточением новейших технических средств, навигационного оборудования, вооружения, радиоэлектронной аппаратуры как и то, что всякий механизм имеет назначенный ресурс работы и определенные качества, характеризующие его надежность, долговечность и живучесть. Корабль - это живой организм, или большая система с присущими только ей свойствами, управляемая человеком и во многом зависимая от его деятельности. Естественное старение кораблей, зависящее от условий их эксплуатации, системы базирования и многих других факторов, вынуждает периодически проводить ремонтные работы различной сложности, объема и продолжительности. Проблема поддержания технической готовности кораблей БФ прямо пропорциональна политическим, экономическим и социальным проблемам нашего государства, и еще неизвестно какая из проблем превалирует. Последнее десятилетие позволяет нам провести определенный анализ причин неудач, возможностей современного этапа и перспектив развития судоремонта на БФ.

Мы по-прежнему исходим из того, что кораблям необходимы: планово-предупредительные осмотры и ремонты, межпоходовые и навигационные ремонты, а также текущие, доковые и средние ремонты. Кроме того имеют место и аварийные ремонты.

Анализ судоремонтных возможностей Балтийского флота показывает, что при наличии финансовых средств кораблям и судам флота могут предоставляться все положенные виды ремонтов с соблюдением директивных сроков как на предприятиях ВМФ, так и на предприятиях промышленности, что имело место до 1989 г. несмотря на то, что в странах Балтии мы оставили три военных судоремонтных завода с развитой инфраструктурой и производственными возможностями, так как основные вложения в судоремонт производились в то время в предприятия Риги, Таллинна и Лиепаи. Вместе с тем, сокращение численного состава флота позволяет восполнить этот пробел на предприятиях госпрома в Калининградском регионе и в г. Санкт-Петербурге, тем более, что за эти годы они адаптировались к новым условиям и при наличии финансирования готовы даже в сокращенные сроки проводить ремонты кораблей БФ. Это АО "Адмиралтейские верфи", АО ПСЗ "Янтарь", АО "Северная верфь", АО "Алмаз", АО "Средне-Невский завод", АО "Балтийский завод", и др.

Однако современная обстановка по-прежнему не позволяет проводить экс плуатацию кораблей и судов в соответствии с установленными нормами.

В настоящее время на БФ средний возраст боевых кораблей - 18 лет, судов обеспечения - 23 года, выслужили установленные сроки службы 12% боевых кораблей и 59% судов обеспечения, 80% боевых кораблей и морских судов обеспечения имеют прод ленные межремонтные сроки, у 90% кораблей и судов истекли сроки докований, значительная часть боевого состава флота имеет ограничения в эксплуатации отдельных технических средств.

Но несмотря на это мы считаем, что боевая готовность кораблей БФ значительная и в процентом отношении самая высокая в ВМФ.

Техническое управление БФ реально оценивает и прогнозирует обстановку по судоремонту. Анализ показывает, что судоремонтом были обеспечены:

  • в 1996 г. - 16 ед.;
  • в 1997 г. - 8 ед.;
  • в 1998 г. - 4 ед.;
  • в 1999 г. в соответствии с государственным оборонным заказом (ГОЗ-99) - 3 ед.

Исходя из этого на флоте разработаны поэтапные планы обеспечения технической готовности до 2001 г., 2005 г. и 2010 г.

Мы считаем, что после 2010 г. при такой обеспеченности флота судоремонтом нецелесообразно рассматривать какую-либо техническую готовность кораблей, так как процесс выхода из строя примет лавинообразный характер, и уже никакие организационно-технические мероприятия им не помогут.

Одним из факторов, который следует принимать во внимание, является наличие ресурса основного оборудования и состояние его запасов на базах и складах флота.

Тем не менее, 33 судоремонтный завод и КМОЛЗ не в состоянии работать на полную мощность из-за отсутствия комплектующих на газотурбинные установки, дизели, компрессоры, отсутствие металла, труб и арматуры.

В чем же мы видим выход до 2010 г.? Прежде всего пришлось отказаться от укрупненных средних и текущих ремонтов кораблей 1 и 2 ранга на пред прия тиях про мыш лен ности, ремонт проводится только по необходимости с внедрением новых способов дефектации корпусов, систем, механизмов и устройств (ЭМ "Беспокойный", ЭМ "Настойчивый", СКР "Неустрашимый", УК "Смольный", а также БДК пр.775, ТН "Лена", ТН "Олекма", ТР "Ямал"). Кораблям 3-4 ранга и судам обеспечения водоизмещением до 500 т производятся только текущие ремонты на СРК-4, ПМ ПМ, отдельных - на СРЗ ВМФ.

Сформированный на базе мастерских БВМБ в 1996 г. Судоремонтный комплекс показал не только свою жизнедеятельность, но и стал серьезным конкурентом 33 СРЗ. Так, например, в 1998 г. плавучими мастерскими СРК-4, ПМ-82 и ПМ-86 отработаны и успешно сданы курсовые задачи, решением ВС флота рабочим и служащим ПМ стали выдаваться продпаек, стабилизировались кадры. Однако такие результаты не удовлетворили чиновников от инспекции финслужбы флота, и продпаек приказано отменить. Вопрос риторический: "Кто пойдет работать в корабельный трюм, мастерскую за 350 рублей?". Идея, реализованная на БФ дискредитирована одним чиновником несмотря на решения ВС флота и указания ГК ВМФ о развитии собственных судоремонтных возможностей.

Техническим управлением флота постоянно совершенствуется организация ремонта и ее экономическая сторона. Только благодаря принципиальной позиции офицеров и служащих ТУ удалось достигнуть экономического эффекта от снижения стоимости работ:

  • в 1997 г. на 543 тыс. руб.,
  • в 1998 г. на 938 тыс. руб.,
  • за первое полугодие 1999 г. - на 221 тыс.руб.

Экономия средств по бюджетным мастерским флота составила:

  • в 1997 г. - 7432 руб.,
  • в 1998 г. - 6838 руб.

Получила развитие новая форма кооперации за счет использования внебюджетных средств судов БФ, что позволяет поддерживать не только суда обеспечения, но и боевые корабли, закрепить кадры на СРЗ ВМФ, снизить социальную напряженность.

Суть ее в следующем:

  • на часть средств, поступающих на 33 СРЗ за ремонт судов БФ, закупается ЗиП для ремонта боевых кораблей, на остальные завод производит соответствующие выплаты работникам по зарплате, так как выделенные и освоенные лимиты ГОЗ зачастую не обеспечиваются деньгами;
  • ТУ БФ идет на отдельные уступки заводам в плане ремонта и докования кораблей и судов других платежеспособных ведомств для обеспечения выше указанных целей.

Наиболее эффективно такая работа ведется на 33 СРЗ (начальник СРЗ - С.К. Крестников). К сожалению, руководством КМОЛЗ выгода такого подхода к делу еще полностью не осмысленна: сухие доки простаивают, цеха по ремонту дизелей и ГТУ не работают, ремонт кораблей ВМФ практически прекращен, и нам думается, что если завод не повернется лицом к проблемам флота, его ждет печаль ное будущее.

Нельзя обойти стороной и такую проблему как долги. Долги флота судоремонтным предприятиям ВМФ и госпрома за 1996, 1997, 1998 гг. составили 73,9 млн.руб. Это камень преткновения, который не даст двигаться далее ни флоту, ни предприя тиям. Без погашения долгов о перспективе судоремонта придется повременить.

Таким образом, несмотря на значительное сокращение бюджета на ВМФ, производственных мощностей СРЗ и предприятий госпрома, рост цен на ЗиП, агрегаты, материалы, отсутствие централизованных поставок, значительное увеличение стоимости работ система судоремонта до настоящего времени на БФ сохранена, существует и в определенной степени обеспечивает потребности флота.

Судоремонт на БФ ориентирован по следующим основным направлениям:

  1. Увеличение периода нормальной эксплуатации материальной части.
  2. Проведение ремонта кораблей по фактическому состоянию.
  3. Совершенствование структуры организации ремонта, адаптированной к новым экономическим условиям.
  4. Более полное привлечение экипажей кораблей к ремонту кораблей;
  5. Опора на судоремонтные возможности бюджетных предприятий флота и соединений.

Однако в их реализации приходится сталкиваться со многими проблемами. Одна из них - бездумное реформирование органов военного управления и технического обеспечения флота. Командование ВМФ и флота, объявляя приоритетным обеспечение технической готовности кораблей ВМФ, устанавливает одинаковый процент сокращения органов техобеспечения кораблей и других органов военного управления. К примеру, в ТУ БФ только за последние два года сокращено 2 офицера и 12 служащих, базы и склады технического имущества сокращены на 18 военнослужащих и 67 служащих при увеличении запасов хранимого имущества за счет сокращаемых частей в 1,5 раза.

В ходе этих преобразований на СРК-4 только в 1997 г. сокращено 2 офицера, 9 мичманов, 31 матрос, 20 служащих и в 1998 г. дополнительно - 14 офицеров, 39 мичманов, 96 матросов. Сокращена группа технического обслуживания бригады десантных кораблей - на 38 военнослужащих. Понятно даже по цифрам, какой ущерб нанесен системе судоремонта на БФ. Начальником вооружения и судоремонта БФ насаждается такая модель реформирования судоремонтной базы на БФ, которая не находит поддержки ни в одном органе управления БФ и ВМФ, и по своей сути не имеет ничего общего с задачами реформирования ВС РФ, не подтверждается опытом и расчетами. ТУ БФ считает, что необходимо проводить не реформирование, а оптимизацию системы судоремонта, сохранения вертикали управления техобеспечением, без создания параллельных структур управления судоремонтом.

Уровень подготовки личного состава настолько слабый, что решить задачу совершенствования судоремонта за счет привлечения личного состава экипажей в ближайшие 5 лет не представляется возможным. На флоте отсутствует система подготовки личного состава по электромеханическим специальностям, а двухгодичный срок службы и уровень начальной подготовки матросов не позволяют в полной мере проводить ремонтные работы, как правило, требующие специальных знаний.

Материально-техническое обеспечение судоремонта по-прежнему недостаточное, но только благодаря режиму жесткой экономии и расчетливости пока удается обеспечивать корабли и предприятия флота необходимым ЗиП и оборудованием. ТУ БФ не исчерпало свои запасы и по расчетам способно обеспечить корабли флота до 2010 г., хотя существуют трудности с обеспечением по отдельным видам оборудования и шкиперскому имуществу. Выход находим: переоборудуются неликвидные механизмы, используется оборудование списанных судов и кораблей; на деньги, поступающие от платных потребителей, закупается шкиперское имущество, реализуется неликвидное и устаревшее; используются добрые отношения с предприятиями оборонной промышленности, ведется жесткий контроль расходования ЗиП, продляется ресурс техники; проводится постоянная работа по предупреждению аварийности техсредств, повышению культуры эксплуатации, обмен запасами с ЛенВМБ и центром, организуется взаимодействие с другими органами управления флота и ГТУ.

Однако из-за отсутствия ЗиП ни один завод ВМФ в зоне БФ не выполнил плана по номенклатуре, освоение плана происходит за счет позиций "докование" и "отдельные работы", а также за счет удорожания ремонта.

Ремонт кораблей за границей стал для БФ одной из самых трудноразрешимых проблем. К сожалению, таможенные льготы ОЭЗ не распространяются на части флота, и он должен каждый раз платить таможне пошлину в размере 30% от стоимости ремонта корабля за границей. Поскольку корабли ремонтируются в Германии в кредит, то соответственно денег у флота нет. Все наши обращения в правительство по этому поводу не увенчались успехом, даже министру обороны РФ чиновниками ГТК дан поворот от ворот, а поручение премьер-министра заблокировано. Претензии таможни выросли до 20 млн. руб., а это ни много ни мало, а 2 средних ремонта ракетных катеров пр. 1241.1.

В данном случае вывод напрашивается сам по себе: здравого смысла в ГТК не существует, а ведомственные интересы превалируют над государственными. По этим причинам БФ не смог разместить в ремонт два корабля, и заказ был передан Северному флоту.

По-прежнему остается неудовлетворительным планирование и финансирование ремонта. Как правило, контрольные цифры по ГОЗ поступают с опозданием на 0,5 года, что не позволяет с начала года заводам работать на полную мощность, и они вынуждены часть мощностей переводить в мобрезерв.

Отсутствие должного финансирования не позволяет привлекать контрагентские предприятия для проведения ремонтов оборудования. Наиболее тяжелая обстановка складывается с ремонтом и обслуживанием газовых турбин из-за отсутствия договорных отношений с ПО "Заря" и НПО "Маш проект". Дальнейшее затягивание этого вопроса через год приведет к запрету эксплуатации практически всех газотурбинных кораблей БФ.

Немаловажную роль в судоремонте играет взаимодействие с предприятиями. За последние годы в корне изменились отношения рабочих коллективов с администрацией, администрации и руководства флота. Активно отстаивают интересы работников стачкомы и профсоюзы. Отношения стали более жесткие и деловые. Работа в долг - неперспективный путь, заводам надо платить и строить с ними цивилизованные отношения, а такие уловки как оплата через год уже не проходят. Поэтому в наше время ГОЗ должен финансироваться стабильно.

Все проблемы судоремонта решались и решают в основном инженер-механики. Только благодаря их труду, знаниям, умению и преданности профессии до сих пор практически нет неразрешимых проблем в технической готовности кораблей флота. Ведущую роль, пример в службе Отечеству показывают офицеры Технического управления флота - люди, за плечами которых огромный опыт управления, службы, организации ремонта, а также заместители командиров соединений по ЭМЧ, дивизионные инженер-механики, офицеры технических отделов военно-морских баз: ВОЛЯЗЛОВС КИЙ А.К., МАКЕЕВ В.И., СЕРОВ С.Ю., ЕФРЕМОВ В.А., МИН КИН В.Е., СТРЕШ НЕВ В.И., ВЕДМУК С.Ю., ЧИПАН В.К., СОЛОВЕЙКО Н.Н. и многие другие.

За последнее время достаточно примеров успешного решения кораблями БФ поставленных задач. Среди них поход ЭМ "Настойчивый" и двух судов обеспечения ТН "Лена" и "Олекма" вокруг Африки, участие СКРов "Неустрашимый", "Пыл кий", "Дружный" в учениях "Балтопс", визиты ЭМ "Беспокойный" в Англию, Голландию, Швецию под флагом Командующего БФ, работу БДК "Донецкий шахтер" - дедушки Балтийского флота - по передислокации техники ПВО из Санкт-Петербурга в Балтийск, впечатляющие ежегодные учения максимального количества кораблей флота, походы учебных и гидрографических судов флота и многое другое.

Мы гордимся тем, что в ВМФ РФ только на БФ действующие эсминцы пр.956, а это говорит о многом и в первую очередь о профессионализме инженер-механиков БФ.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz