ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ СУДОРЕМОНТА НА БФ
Ульян БАЙЗЕРТ, начальник технического управления Балтийского флота
Нет необходимости доказывать, что современный корабль является средоточением
новейших технических средств, навигационного оборудования, вооружения,
радиоэлектронной аппаратуры как и то, что всякий механизм имеет назначенный
ресурс работы и определенные качества, характеризующие его надежность,
долговечность и живучесть. Корабль - это живой организм, или большая система
с присущими только ей свойствами, управляемая человеком и во многом зависимая
от его деятельности. Естественное старение кораблей, зависящее от условий
их эксплуатации, системы базирования и многих других факторов, вынуждает
периодически проводить ремонтные работы различной сложности, объема и
продолжительности. Проблема поддержания технической готовности кораблей
БФ прямо пропорциональна политическим, экономическим и социальным проблемам
нашего государства, и еще неизвестно какая из проблем превалирует. Последнее
десятилетие позволяет нам провести определенный анализ причин неудач,
возможностей современного этапа и перспектив развития судоремонта на БФ.
Мы по-прежнему исходим из того, что кораблям необходимы: планово-предупредительные
осмотры и ремонты, межпоходовые и навигационные ремонты, а также текущие,
доковые и средние ремонты. Кроме того имеют место и аварийные ремонты.
Анализ судоремонтных возможностей Балтийского флота показывает, что при
наличии финансовых средств кораблям и судам флота могут предоставляться
все положенные виды ремонтов с соблюдением директивных сроков как на предприятиях
ВМФ, так и на предприятиях промышленности, что имело место до 1989 г.
несмотря на то, что в странах Балтии мы оставили три военных судоремонтных
завода с развитой инфраструктурой и производственными возможностями, так
как основные вложения в судоремонт производились в то время в предприятия
Риги, Таллинна и Лиепаи. Вместе с тем, сокращение численного состава флота
позволяет восполнить этот пробел на предприятиях госпрома в Калининградском
регионе и в г. Санкт-Петербурге, тем более, что за эти годы они адаптировались
к новым условиям и при наличии финансирования готовы даже в сокращенные
сроки проводить ремонты кораблей БФ. Это АО "Адмиралтейские верфи",
АО ПСЗ "Янтарь", АО "Северная верфь", АО "Алмаз",
АО "Средне-Невский завод", АО "Балтийский завод",
и др.
Однако современная обстановка по-прежнему не позволяет проводить экс
плуатацию кораблей и судов в соответствии с установленными нормами.
В настоящее время на БФ средний возраст боевых кораблей - 18 лет, судов
обеспечения - 23 года, выслужили установленные сроки службы 12% боевых
кораблей и 59% судов обеспечения, 80% боевых кораблей и морских судов
обеспечения имеют прод ленные межремонтные сроки, у 90% кораблей и судов
истекли сроки докований, значительная часть боевого состава флота имеет
ограничения в эксплуатации отдельных технических средств.
Но несмотря на это мы считаем, что боевая готовность кораблей БФ значительная
и в процентом отношении самая высокая в ВМФ.
Техническое управление БФ реально оценивает и прогнозирует обстановку
по судоремонту. Анализ показывает, что судоремонтом были обеспечены:
- в 1996 г. - 16 ед.;
- в 1997 г. - 8 ед.;
- в 1998 г. - 4 ед.;
- в 1999 г. в соответствии с государственным оборонным заказом (ГОЗ-99)
- 3 ед.
Исходя из этого на флоте разработаны поэтапные планы обеспечения технической
готовности до 2001 г., 2005 г. и 2010 г.
Мы считаем, что после 2010 г. при такой обеспеченности флота судоремонтом
нецелесообразно рассматривать какую-либо техническую готовность кораблей,
так как процесс выхода из строя примет лавинообразный характер, и уже
никакие организационно-технические мероприятия им не помогут.
Одним из факторов, который следует принимать во внимание, является наличие
ресурса основного оборудования и состояние его запасов на базах и складах
флота.
Тем не менее, 33 судоремонтный завод и КМОЛЗ не в состоянии работать
на полную мощность из-за отсутствия комплектующих на газотурбинные установки,
дизели, компрессоры, отсутствие металла, труб и арматуры.
В чем же мы видим выход до 2010 г.? Прежде всего пришлось отказаться
от укрупненных средних и текущих ремонтов кораблей 1 и 2 ранга на пред
прия тиях про мыш лен ности, ремонт проводится только по необходимости
с внедрением новых способов дефектации корпусов, систем, механизмов и
устройств (ЭМ "Беспокойный", ЭМ "Настойчивый", СКР
"Неустрашимый", УК "Смольный", а также БДК пр.775,
ТН "Лена", ТН "Олекма", ТР "Ямал"). Кораблям
3-4 ранга и судам обеспечения водоизмещением до 500 т производятся только
текущие ремонты на СРК-4, ПМ ПМ, отдельных - на СРЗ ВМФ.
Сформированный на базе мастерских БВМБ в 1996 г. Судоремонтный комплекс
показал не только свою жизнедеятельность, но и стал серьезным конкурентом
33 СРЗ. Так, например, в 1998 г. плавучими мастерскими СРК-4, ПМ-82 и
ПМ-86 отработаны и успешно сданы курсовые задачи, решением ВС флота рабочим
и служащим ПМ стали выдаваться продпаек, стабилизировались кадры. Однако
такие результаты не удовлетворили чиновников от инспекции финслужбы флота,
и продпаек приказано отменить. Вопрос риторический: "Кто пойдет работать
в корабельный трюм, мастерскую за 350 рублей?". Идея, реализованная
на БФ дискредитирована одним чиновником несмотря на решения ВС флота и
указания ГК ВМФ о развитии собственных судоремонтных возможностей.
Техническим управлением флота постоянно совершенствуется организация
ремонта и ее экономическая сторона. Только благодаря принципиальной позиции
офицеров и служащих ТУ удалось достигнуть экономического эффекта от снижения
стоимости работ:
- в 1997 г. на 543 тыс. руб.,
- в 1998 г. на 938 тыс. руб.,
- за первое полугодие 1999 г. - на 221 тыс.руб.
Экономия средств по бюджетным мастерским флота составила:
- в 1997 г. - 7432 руб.,
- в 1998 г. - 6838 руб.
Получила развитие новая форма кооперации за счет использования внебюджетных
средств судов БФ, что позволяет поддерживать не только суда обеспечения,
но и боевые корабли, закрепить кадры на СРЗ ВМФ, снизить социальную напряженность.
Суть ее в следующем:
- на часть средств, поступающих на 33 СРЗ за ремонт судов БФ, закупается
ЗиП для ремонта боевых кораблей, на остальные завод производит соответствующие
выплаты работникам по зарплате, так как выделенные и освоенные лимиты
ГОЗ зачастую не обеспечиваются деньгами;
- ТУ БФ идет на отдельные уступки заводам в плане ремонта и докования
кораблей и судов других платежеспособных ведомств для обеспечения выше
указанных целей.
Наиболее эффективно такая работа ведется на 33 СРЗ (начальник СРЗ
- С.К. Крестников). К сожалению, руководством КМОЛЗ выгода такого
подхода к делу еще полностью не осмысленна: сухие доки простаивают, цеха
по ремонту дизелей и ГТУ не работают, ремонт кораблей ВМФ практически
прекращен, и нам думается, что если завод не повернется лицом к проблемам
флота, его ждет печаль ное будущее.
Нельзя обойти стороной и такую проблему как долги. Долги флота судоремонтным
предприятиям ВМФ и госпрома за 1996, 1997, 1998 гг. составили 73,9 млн.руб.
Это камень преткновения, который не даст двигаться далее ни флоту, ни
предприя тиям. Без погашения долгов о перспективе судоремонта придется
повременить.
Таким образом, несмотря на значительное сокращение бюджета на ВМФ, производственных
мощностей СРЗ и предприятий госпрома, рост цен на ЗиП, агрегаты, материалы,
отсутствие централизованных поставок, значительное увеличение стоимости
работ система судоремонта до настоящего времени на БФ сохранена, существует
и в определенной степени обеспечивает потребности флота.
Судоремонт на БФ ориентирован по следующим основным направлениям:
- Увеличение периода нормальной эксплуатации материальной части.
- Проведение ремонта кораблей по фактическому состоянию.
- Совершенствование структуры организации ремонта, адаптированной к
новым экономическим условиям.
- Более полное привлечение экипажей кораблей к ремонту кораблей;
- Опора на судоремонтные возможности бюджетных предприятий флота и соединений.
Однако в их реализации приходится сталкиваться со многими проблемами.
Одна из них - бездумное реформирование органов военного управления и технического
обеспечения флота. Командование ВМФ и флота, объявляя приоритетным обеспечение
технической готовности кораблей ВМФ, устанавливает одинаковый процент
сокращения органов техобеспечения кораблей и других органов военного управления.
К примеру, в ТУ БФ только за последние два года сокращено 2 офицера и
12 служащих, базы и склады технического имущества сокращены на 18 военнослужащих
и 67 служащих при увеличении запасов хранимого имущества за счет сокращаемых
частей в 1,5 раза.
В ходе этих преобразований на СРК-4 только в 1997 г. сокращено 2 офицера,
9 мичманов, 31 матрос, 20 служащих и в 1998 г. дополнительно - 14 офицеров,
39 мичманов, 96 матросов. Сокращена группа технического обслуживания бригады
десантных кораблей - на 38 военнослужащих. Понятно даже по цифрам, какой
ущерб нанесен системе судоремонта на БФ. Начальником вооружения и судоремонта
БФ насаждается такая модель реформирования судоремонтной базы на БФ, которая
не находит поддержки ни в одном органе управления БФ и ВМФ, и по своей
сути не имеет ничего общего с задачами реформирования ВС РФ, не подтверждается
опытом и расчетами. ТУ БФ считает, что необходимо проводить не реформирование,
а оптимизацию системы судоремонта, сохранения вертикали управления техобеспечением,
без создания параллельных структур управления судоремонтом.
Уровень подготовки личного состава настолько слабый, что решить задачу
совершенствования судоремонта за счет привлечения личного состава экипажей
в ближайшие 5 лет не представляется возможным. На флоте отсутствует система
подготовки личного состава по электромеханическим специальностям, а двухгодичный
срок службы и уровень начальной подготовки матросов не позволяют в полной
мере проводить ремонтные работы, как правило, требующие специальных знаний.
Материально-техническое обеспечение судоремонта по-прежнему недостаточное,
но только благодаря режиму жесткой экономии и расчетливости пока удается
обеспечивать корабли и предприятия флота необходимым ЗиП и оборудованием.
ТУ БФ не исчерпало свои запасы и по расчетам способно обеспечить корабли
флота до 2010 г., хотя существуют трудности с обеспечением по отдельным
видам оборудования и шкиперскому имуществу. Выход находим: переоборудуются
неликвидные механизмы, используется оборудование списанных судов и кораблей;
на деньги, поступающие от платных потребителей, закупается шкиперское
имущество, реализуется неликвидное и устаревшее; используются добрые отношения
с предприятиями оборонной промышленности, ведется жесткий контроль расходования
ЗиП, продляется ресурс техники; проводится постоянная работа по предупреждению
аварийности техсредств, повышению культуры эксплуатации, обмен запасами
с ЛенВМБ и центром, организуется взаимодействие с другими органами управления
флота и ГТУ.
Однако из-за отсутствия ЗиП ни один завод ВМФ в зоне БФ не выполнил плана
по номенклатуре, освоение плана происходит за счет позиций "докование"
и "отдельные работы", а также за счет удорожания ремонта.
Ремонт кораблей за границей стал для БФ одной из самых трудноразрешимых
проблем. К сожалению, таможенные льготы ОЭЗ не распространяются на части
флота, и он должен каждый раз платить таможне пошлину в размере 30% от
стоимости ремонта корабля за границей. Поскольку корабли ремонтируются
в Германии в кредит, то соответственно денег у флота нет. Все наши обращения
в правительство по этому поводу не увенчались успехом, даже министру обороны
РФ чиновниками ГТК дан поворот от ворот, а поручение премьер-министра
заблокировано. Претензии таможни выросли до 20 млн. руб., а это ни много
ни мало, а 2 средних ремонта ракетных катеров пр. 1241.1.
В данном случае вывод напрашивается сам по себе: здравого смысла в ГТК
не существует, а ведомственные интересы превалируют над государственными.
По этим причинам БФ не смог разместить в ремонт два корабля, и заказ был
передан Северному флоту.
По-прежнему остается неудовлетворительным планирование и финансирование
ремонта. Как правило, контрольные цифры по ГОЗ поступают с опозданием
на 0,5 года, что не позволяет с начала года заводам работать на полную
мощность, и они вынуждены часть мощностей переводить в мобрезерв.
Отсутствие должного финансирования не позволяет привлекать контрагентские
предприятия для проведения ремонтов оборудования. Наиболее тяжелая обстановка
складывается с ремонтом и обслуживанием газовых турбин из-за отсутствия
договорных отношений с ПО "Заря" и НПО "Маш проект".
Дальнейшее затягивание этого вопроса через год приведет к запрету эксплуатации
практически всех газотурбинных кораблей БФ.
Немаловажную роль в судоремонте играет взаимодействие с предприятиями.
За последние годы в корне изменились отношения рабочих коллективов с администрацией,
администрации и руководства флота. Активно отстаивают интересы работников
стачкомы и профсоюзы. Отношения стали более жесткие и деловые. Работа
в долг - неперспективный путь, заводам надо платить и строить с ними цивилизованные
отношения, а такие уловки как оплата через год уже не проходят. Поэтому
в наше время ГОЗ должен финансироваться стабильно.
Все проблемы судоремонта решались и решают в основном инженер-механики.
Только благодаря их труду, знаниям, умению и преданности профессии до
сих пор практически нет неразрешимых проблем в технической готовности
кораблей флота. Ведущую роль, пример в службе Отечеству показывают офицеры
Технического управления флота - люди, за плечами которых огромный опыт
управления, службы, организации ремонта, а также заместители командиров
соединений по ЭМЧ, дивизионные инженер-механики, офицеры технических отделов
военно-морских баз: ВОЛЯЗЛОВС КИЙ А.К., МАКЕЕВ В.И., СЕРОВ С.Ю., ЕФРЕМОВ
В.А., МИН КИН В.Е., СТРЕШ НЕВ В.И., ВЕДМУК С.Ю., ЧИПАН В.К., СОЛОВЕЙКО
Н.Н. и многие другие.
За последнее время достаточно примеров успешного решения кораблями БФ
поставленных задач. Среди них поход ЭМ "Настойчивый" и двух
судов обеспечения ТН "Лена" и "Олекма" вокруг Африки,
участие СКРов "Неустрашимый", "Пыл кий", "Дружный"
в учениях "Балтопс", визиты ЭМ "Беспокойный" в Англию,
Голландию, Швецию под флагом Командующего БФ, работу БДК "Донецкий
шахтер" - дедушки Балтийского флота - по передислокации техники ПВО
из Санкт-Петербурга в Балтийск, впечатляющие ежегодные учения максимального
количества кораблей флота, походы учебных и гидрографических судов флота
и многое другое.
Мы гордимся тем, что в ВМФ РФ только на БФ действующие эсминцы пр.956,
а это говорит о многом и в первую очередь о профессионализме инженер-механиков
БФ.
|