Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Российский кошельковый лов тунцов в Атлантическом океане
Геннадий Будыленко, старший научный сотрудник лаборатории рыбных ресурсов АтлантНИРО,
кандидат биологических наук

Прошло более двадцати лет с начала промышленного кошелькового лова тунцов российскими сейнерами в Атлантическом океане. Истории развития и современному состоянию этого активного, высокопроизводительного и дающего максимальную отдачу промысла тунцов посвящается это сообщение.

В настоящее время кошельковый лов тунцов в Атлантическом океане ведет флотилия из семи среднетоннажных сейнеров, принадлежащих ОАО “КРК Запрыба”, переданных в аренду СП “Валс Интернешнл Холдинг”, которое, в свою очередь, сдало эти суда в субаренду английской фирме “Касомо Интернешнл Лимитед”.

Подготовкой к началу промышленного кошелькового лова тунцов можно считать организацию первой научно-поисковой экспедиции в экваториальную Атлантику, проведенную в 1969 г. на судне СЭКБ промышленного рыболовства СРТР-9159 “Олойчан”. С 1973 г. начались регулярные научно-исследовательские рейсы АтлантНИРО на СРТМ-8060 ”Нектон”, оснащенном кошельковым тунцеловным неводом. В период с 1973 по 1979 гг. были обследованы перспективные для кошелькового лова районы в восточно-тропической части Атлантики от Марокко до Анголы.
Полученные результаты послужили одним из веских аргументов при принятии решения о начале строительства отечественного кошелькового тунцеловного флота в 1979 г. В этом же году в Калининград поступило первое судно типа БСТ “Родина” (проект Гипрорыбфлота В-406), грузовместимостью 1 200 т, построенное в Польше. До 1982 г. в Калининградскую базу тралового флота прибыли еще 4 судна этого типа. В этот же период стали поступать средние тунцеловные сейнеры типа ССТ “Тибия” (проект Ленкузницы 1348), грузовместимостью 250 т, спущенные на воду с верфи в Николаеве. Всего в Калининград поступили 11 среднетоннажных сейнеров. К западному бассейну были также приписаны 5 БСТ польской и 3 БСТ типа “Каури” испанской постройки. Флотилия тунцеловных сейнеров составляла 19 единиц. БСТ типа “Каури” поступили в 1990 г. и сразу же были направлены для работы в Индийский океан. Необходимо отметить, что суда отечественной и польской постройки из-за конструктивных недостатков, еще не будучи спущенными на воду, уже в значительной степени отставали от зарубежных аналогов. Суда типа БСТ напоминали однотипные суда канадской постройки 20-летней давности, которые после первых же рейсов были сняты с промысла. Несмотря на различные недостатки, имеющиеся у отечественных тунцеловных судов, после значительной и неоднократной доработки, промысел на них ведется до сих пор. Данные по составу и количеству отечественных судов, ведущих промысел в Атлантическом океане, представлены в табл. 1.

Основной район промысловой деятельности отечественных судов приходится на Центрально-Восточную Атлантику, где вылов тунца составляет до 70-80% от вылова по всему океану.
Промышленный вылов тунцов за период 1979-1998 гг. отечественного кошелькового лова приведен в табл. 2.

В первые три года вылов тунцов был незначительным и носил чисто экспериментальный характер. До 1985 г. ежегодное увеличение вылова происходило за счет поступления новых судов, приобретения экипажами опыта, совершенствования тактики и техники добычи и освоения районов промысла, как в открытой части океана и, особенно, в экономической зоне Республики Сьерра-Леоне. К 1985 г. вылов достиг 7,3 тыс. т в год. В дальнейшем уловы снижаются (1986-1987 гг.) в связи с переводом части крупнотоннажных сейнеров в западную часть Индийского океана. С 1988 г. вылов вновь увеличивается за счет рациональной организации промысловых работ и наибольшей величины в 8,5 тыс. т достигает в 1990 г., причем лов тунца ведется, в основном, среднетоннажными сейнерами. После 1991 г. наблюдается следующее снижение уловов тунцов, связанное с распадом СССР и реорганизацией рыбной промышленности страны. В последующие годы идет постепенный рост уловов, который в 1995 г. достигает 5 тыс. т, а в 1998 г. 7,9 тыс. т.
Приведенные материалы изменения уловов тунцеловными сейнерами за 20-летний период показывают, что снижение их было связано, главным образом, с организационными моментами и отнюдь не с состоянием сырьевой базы.

В отношении выбора районов промысла необходимо отметить, что поиск их осуществлялся в период с 1982 по 1993 г., когда промысловые операции проводились как в открытой части океана, так и в экономических зонах различных государств: Республики Сьерра-Леоне, Сан-Томе и Принсипи, Кабо Верде, Экваториальной Гвинеи, Кот д’Ивуара и некоторых других. В последнее пятилетие отечественный тунцеловный флот ведет промысел в экономической зоне Сьерра-Леоне и открытой части океана. Достигнутые оптимальные показатели для этого типа судов выглядят следующим образом: среднегодовой вылов на судно составляет 1 000-1 100 т при среднесуточной производительности 6-8 т за сутки лова (табл. 2).

Небезынтересен и видовой состав уловов тунцеловными сейнерами. Основу уловов составляют желтоперый (Thunnus albacares) и полосатый (Katsuwonus pelamis) тунцы (около 80,0% уловов), стоимость тонны которых, в зависимости от массы, на мировом рынке достигают от 500 до 1 000 $/т в мороженом и неразделанном виде. Наиболее высокие уловы были получены в экономической зоне Сьерра-Леоне, где желтоперый тунец составляет до 95,0% вылова (1997-1998 гг.)
В последнее время сложилась следующая схема ведения промысла: лов тунца начинался в феврале-марте в экономической зоне Сьерра-Леоне и прилежащих водах и заканчивался в мае-июне. Затем суда следовали в иностранный порт для выполнения междурейсового ремонта и замены судоэкипажей. Позже промысел продолжался в сентябре-октябре и длился до конца года. Таким образом, определились два периода промысла, приуроченные к двум путинам: зимне-весенней и осенне-зимней.

Количество затраченных судовых суток на промысле в год колебалось в больших пределах от 413 до 1 504 и зависело от различных причин. В 1998 г. всей флотилией было затрачено около 1 149 промысловых суток и добыто максимальное количество тунцов - 7 870 т.

При рассмотрении затрат на промысловую деятельность одного судна в год, получается, что в 1998 г. 164 суток пришлось непосредственно на промысел, а 201 на ремонт, простои, переходы и операции, не связанные с промыслом. По нашему мнению, здесь имеются значительные резервы для увеличения производительности тунцового промысла, не обязательно связанные с высокими материальными затратами, а носящие чисто организационный характер (табл. 2).

При этом следует принимать во внимание, что с 1997-1998 гг. в схему традиционного ведения промысла вносит коррективы запрет на промысел тунца у концентрирующих предметов в экваториальном подрайоне (от 5°с.ш. до 4°ю.ш. и от 20°з.д. до побережья Африки) с ноября по январь включительно, введенный Международной комиссией по охране атлантических тунцов (ИККАТ) с целью сохранения молоди желтоперого, большеглазого (Thunnus obesus), полосатого тунцов, которых в значительных количествах отлавливают тунцеловные сейнеры у плавающих предметов в указанный период[1]. В этих условиях огромное значение придается пересмотру схемы ведения отечественного промысла, особенно во второй половине года.

Рассматривая состояние отечественного промысла тунцов, а Россия в настоящее время ведет только кошельковый специализированный лов, считаем необходимым привести сведения об общем уровне и состоянии промысла в Атлантическом океане.

В последние годы промысел тунцов в Атлантическом океане осуществляют около 100 стран различными орудиями лова (кошельковыми неводами, ярусами, удами, троллами, ловушками, жаберными сетями, тралами и др.), среди которых первые два считаются наиболее производительными, особенно кошельковый, на долю которого приходится до 2/3 уловов. Ежегодный вылов этих ценных объектов находится на уровне 400-500 тыс. т, что составляет около 13,0 % мирового вылова. Уловы России составляют лишь 1,6-1,7% от вылова.

Основу вылова составляют: полосатый - 140,1 тыс. т, желтоперый - 135,0 тыс. т, большеглазый - 105,9 тыс. т, длинноперый (Thunnus alalunga) - 58,1 тыс. т. Вылов других видов (синего - Thunnus thynnus, пятнистого - Euthynnus alletteratus и ауксид - Auxis sp.) незначительный и колеблется в пределах 30-45 тыс. т в год. Из наиболее ценных объектов прилова можно считать мечерылых (меч-рыба - Xiphias gladius, парусник - Istiophorus albicans, марлин - Makaira nigricans), среди которых основу уловов составляет меч-рыба - около 30 тыс. т[2].

Наибольший вылов в океане приходится на его восточную часть (более 80%), и особенно на район ЦВА, где преобладают в уловах полосатый, желтоперый и большеглазый тунцы. В западной части океана более половины вылова приходится на юго-западный подрайон с преобладанием в уловах полосатого и большеглазого тунцов[4].

Страны, успешно ведущие промысел в Атлантическом океане, приведены в табл. 3. Лидируют Испания и Франция с выловом около 120 и 66 тыс. т соответственно.

Изучением ресурсов тунцов, охраной запасов и регулированием промысла в Атлантическом океане занимается ИККАТ, созданная в 1966 г., членом которой с 1973 г. состоял СССР и приемником которого стала с 1991 г. Россия. Научным комитетом комиссии проводится оценка единиц запасов и определяются величины оптимально допустимых уловов (ОДУ) для основных промысловых видов тунцов.

С 1995 по 1998 гг. наблюдается сохранение вылова желтоперого и полосатого тунцов на уровне ниже установленного ОДУ, что указывает на определенные резервы для расширения промысла этих видов. Вылов большеглазого тунца несколько превышает ОДУ, и запасы его находятся в напряженном состоянии. Значительные неиспользуемые запасы имеют мелкие тунцы: пятнистый и ауксиды.

Международной комиссией принимаются различные меры регулирования промысла тунцов и охраны их запасов, в том числе ограничение вылова желтоперого (1973) и большеглазого (1980) массой менее З,2 кг, которые не должны превышать 15% общего вылова каждого вида за промысловый рейс. В последние годы вводятся запретные районы и сроки промысла.
Подводя итоги рассмотрения современного состояния отечественного промысла тунцов, следует отметить, что на сегодняшний день сохранился лишь специализированный кошельковый лов тунцов, который носит сезонный характер, хотя при должной организации возможен и круглогодичный лов тунца. Промысел традиционно ведется в одних и тех же районах, и не наблюдается тенденций к его расширению и освоению новых участков, особенно во второй половине года.

Наиболее успешно лов тунцов осуществляется у плавающих предметов искусственного и естественного происхождения, где отлавливается большое количество молоди таких ценных промысловых видов, как большеглазый и желтоперый тунцы, что отрицательно скажется на запасах этих видов в ближайшие годы.

Огромные потери, до полугода (175 суток), несет флот на различные операции, не связанные непосредственно с промыслом. В настоящий момент тунцеловные сейнеры передаются их истинным хозяевам, и мы надеемся, что это благоприятным образом скажется на организации всех работ.

Несмотря на все сложности при организации и ведении кошелькового лова тунцов отечественными сейнерами, имеется возможность увеличения его производительности за счет сокращения потерь, не связанных с ведением поисковых и промысловых работ, с переходом его к круглогодичному промыслу и освоению новых участков в открытых водах океана и экономических зонах прибрежных государств, особенно во второй половине года.

Тем не менее возраст некоторых судов приближается к 20-летней отметке, и многие из них требуют капитального ремонта. Приходит время замены судов на новые, что потребует значительных средств. Для строительства новых тунцеловных судов потребуются долгосрочные кредиты и участие заинтересованных инвесторов. В связи с этим интересно предложение А.А. Ткачева о строительстве судов кошелькового, а по нашему мнению и ярусного лова, на Калининградском судостроительном заводе “Янтарь” при помощи государства и администрации области. По его мнению приобретение тунцеловных судов можно производить и по программе TACIS. В рамках этой программы суда можно приобрести в лизинг. Кроме того, согласно российско-белорусскому соглашению о сотрудничестве вполне возможно и строительство нового тунцеловного флота.

Продукция из тунца пользуется постоянным спросом на мировом рынке и высоко ценится в многих странах. Стоимость тунца, выловленного на ярус, при глубокой заморозке достигает 7 и более тыс. $, а выловленного кошельковым неводом, при обычной заморозке, - до 1 тыс. $ на европейском и 2 тыс. $/т на японском и таиландском рынках [6,7]. В связи с этим приобретение новых тунцеловных судов может быть весьма выгодным предприятием и послужит началом возрождения российского рыбопромыслового флота.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz