ПОСЛЕДНИЙ РУБЕЖ ДЛЯ ОПАЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Олег САДЫХОВ
2001 год для рыбной отрасли стал еще более неопределенным, чем предыдущие
10 лет. Каково ее будущее сказать никто не может. Самым ошибочным может
быть то, что в этом году рыбную отрасль постараются поделить между 3-4
ведомствами и, тем самым, прекратить о ней все разговоры.
Возможность такого исхода очень вероятная, так как у российского Правительства
просто отсутствует интерес к отрасли, которая планомерно ликвидируется.
К тому же, недавняя проверка Госкомрыболовства Счетной палатой РФ выявила
множества замечаний и нарушений в финансовой сфере и при распределении
квот. Если к этому событию приурочить слова премьера Касьянова, что нынешнее
состояние в рыбной отрасли России его "не беспокоит", то все
становится ясно.
Выходит, что скоротечное пополнение бюджета любыми путями для премьера
и Правительства имеет большее значение, чем мнение авторитетных специалистов
и ученых, которые твердо убеждены в том, что рыбную отрасль надо максимально
укреплять и возвращать Россию на былые позиции в мировом рыболовстве.
Победные рапорты Германа Грефа Правительству и Президенту наперебой публикуют
СМИ. Даже народные избранники сделали вид, что не замечают неразумных
шагов правительства и министра.
Хочу задать несколько вопросов уважаемому министру: "ПоЧему для экспериментов
выбрали стратегически важную и хорошо структурно построенную отрасль экономики
— рыбную? Неужели для власти быстрое пополнение бюджета любыми путями
важнее, Чем рациональное развитие рыболовства, оптимальная эксплуатация
биоресурсов, международные рыболовные интересы и экономическая безопасность
населения страны на многие десятилетия и столетиЯ вперед? Неужели принцип
"до основания, а затем!" является главной идеологией развитиЯ
экономики России?"
Решение начать аукционную продажу квот является как экономически, так
и стратегически непроработанным. Продавать рыбу с аукциона — это правильное
решение, но только рыбу, которую уже выловили. Продажа квот на вылов рыбы
с аукциона может не только подорвать сырьевую базу морей, но и превратить
экспорт российской рыбы в более неуправляемый процесс. Биоресурсы российской
исключительной экономической зоны могут оказаться под невиданным контролем
международных организаций, которые пытаются контролировать все и вся.
Все это произойдет так незаметно, что потом винить в этом никого нельзя
будет. Сегодня один министр, а завтра другой. Последний не будет отвечать
за ошибки предыдущего, но и исправить их возможности может не оказаться.
Любой ошибочный прогноз по ОДУ приведет к тому, что компании любыми путями
будут стараться вернуть заплаченные за квоты деньги. Кроме того, это откровенный
шаг к масштабному браконьерству. Ведь на рыбе не написано, выловлена она
в счет купленных квот или сверх лимитов. Чтобы выловить положенный объем
и получить запланированные доходы, рыбаки откровенно начнут подтасовывать
сведения по вылову рыбы. Это уже проверено жизнью. Нельзя сознательно
подталкивать их к таким действиям. Ведь добычу рыбы нельзя приравнивать
к добыче угля или нефти. Биоресурс будет тогда возобновляемым, когда его
изъятие из водной среды контролируется.
Рыбный промысел в исключительной экономической зоне России, бесспорно,
требует самого жесткого регулирования и контроля. Сбалансированный подход
в решении этих вопросов может быть только на основе данных регулярных
научных исследований и заключений научно-исследовательских учреждений,
на что в нашей стране выделяются средства очень и очень редко и, мягко
говоря, без особого желания.
Устойчивость промысла может быть только при наличии стабильной сырьевой
базы, реальном определении ОДУ на основе ежегодных научных данных, при
государственном регулировании рыболовства, достаточности флота.
Наука, по возможности круглогодично, проводит исследования и выдает необходимые
рекомендации по регулированию промысла. Примером этому может служить обычная
телеграмма Приморского рыбохозяйственного совета в Госкомрыболовство:
"На прошедшем 10 апреля заседании Приморского рыбохозяйственного
совета рассмотрен вопрос по освоению квот вылова минтая в североохотоморской
подзоне. Учитывая факторы, влияющие на неудовлетворительный ход промысла,
в первую очередь — отсутствие плотных промысловых концентраций, тяжелую
ледовую обстановку, большое количество рыб непромыслового размера в уловах
— от 30 до 50%, а также, принимая во внимание значительный остаток промышленной
квоты — порядка 70 тыс. т, рыбохозяйственный совет принял решение: первое
— с целью сохранения популяции североохотоморского минтая, с учетом рекомендации
научных сотрудников, находящихся непосредственно в море, считать нецелесообразным
продление сроков промысла минтая. Закончить промысел в североохотоморской
подзоне в сроки, установленные приказом Госкомрыболовства РФ N№ 344 от
28.12.2000 г. Второе — с целью максимально возможного освоения остатка
лимита до конца путины, исключения простоя рыбопромысловых судов ряда
предприятий, обратиться в Госкомрыболовство РФ о срочном введении регионального
освоения минтая в североохотоморской подзоне для предприятий Приморского
края. Прошу это решение подтвердить в соответствующие инстанции в возможно
короткие сроки", Владимир Сидоров, председатель Приморского
рыбохозяйственного совета. Представьте теперь лица тех, кто уже заплатил
за квоты, а ловить им не разрешено!
Если квоты уже принадлежат российским и иностранным компаниям, то их
желание выжать максимум как в объемах, так и в суммах, не вызывает никакого
сомнения. Кроме того, уже давно поступают предложения по продаже квот
от компаний, которые никогда не занимались промыслом и не имеют рыбодобывающего
флота. Они покупают квоты под "прикрытием" вечно убыточных рыбопромысловых
предприятий, у которых никогда нет денег, но есть остатки флота.
Если аукционы проводятся с целью урегулировать экспорт рыбы и получать
реальные налоги в казну, то не лучше ли ввести иное - покупку на аукционе
экспортной лицензии на определенный объем выловленной рыбопродукции. Стоимость
лицензии может выражаться в тех же цифрах, а может быть и выше. Таким
образом, компании будут покупать не виртуальную рыбу, а разрешение на
ее экспорт. А биржам, если так хочется зарабатывать на виртуальной рыбе,
то пусть совершают форвардные или фьючерсные сделки. По крайней мере,
за невыполнение обязательств конкретные продавцы понесут конкретную ответственность.
А в случае торговли квотами за пролов и нарушение всяческих ограничений
во время промысла (выбора квоты) ответственность будут нести только сами
промысловики. Смогут ли оставшиеся без рыбы компании выставить претензии
Правительству или бирже?
Совершенно очевидно, что государство должно больше всех быть заинтересованным
в развитии отрасли. Квоты должны его стимулировать и ни в коем случае
не должны быть яблоком раздора между государством и рыболовными компаниями,
центральной и региональными властями.
И все же, как должны квоты работать и на рыбаков, и на государство, и
на развитие рыбной отрасли?
На наш взгляд квоты необходимо классифицировать по двум категориям: научные
и коммерческие.
Научные квоты выделяются только научно-исследовательским учреждениям и
организациям, которые не занимаются коммерческой деятельностью в сфере
рыболовства. Эти учреждения не могут кому-либо передавать или продавать
право лова в счет выделенных квот. Для проведения научно-исследовательских
работ учреждение (организация) должны иметь лицензию от Госкомрыболовства
и аккредитацию, как минимум, в одной из международных организаций. Объем
выделяемых научных квот примерно должен быть равен объемам, указанным
в научно-исследовательских планах.
Коммерческие квоты распределяются по общепринятым, традиционным правилам
для судов, которые готовы или к определенному сроку будут готовы к промыслу.
Но в эти правила вводятся жесткие требования для получения квот и продажи
выпущенной продукции. В этом случае 20% выпуска рыбопродукции поставляется
государству или компания уплачивает государству стоимость 20 % добытой
рыбы по рыночным ценам (это так называемая плата за биологические ресурсы
с целью воспроизводства, финансирования научных исследований, дотаций
и т.д.), а 80% рыбопродукции компании реализуют непосредственно сами через
аукционы.
Для получения квоты компании должны кроме традиционных заявок дополнительно
предоставлять технико-экономические обоснования под требуемые объемы.
В этом случае всякое предприятие может четко осознавать перспективу своего
развития и планировать дислокацию флота так, чтобы получать от его эксплуатации
максимум доходов.
Аукционы по продаже рыбопродукции проводятся исключительно на российской
территории в регионах-производителях. Это правило должно быть узаконено
на государственном уровне. Поставки, которые будут идти мимо аукционных
торгов, будут считаться незаконными. Нарушители должны штрафоваться в
размере стоимости проданной рыбопродукции.
Рыбопродукция, которая прошла аукционные торги, поступает для свободной
торговли на вторичный рынок.
Таким образом, можно будет учитывать всю рыбопродукцию, которая будет
выловлена в объеме разрешенных квот. Все остальное будет незаконным и
подлежит пресечению контролирующими органами.
Вся рыбопродукция, выловленная любыми судами в российской экономической
зоне, в обязательном порядке должна перегружаться на транспорта на рейдах
российских портов под контролем российских таможенных служб. Или же, транспортные
суда, на которые должна перегружаться рыбопродукция, должны иметь специальные
лицензии от российской таможни, дающее право работы в районах промысла.
В этом случае транспорта должны давать в таможенные органы подробные радиоконосаменты
о наличии рыбопродукции на борту. В случае нарушения лицензии на судно
налагается штраф, и ему запрещается работать в российской экономической
зоне. Это правило должно быть узаконено, и должно жестко контролироваться.
Только в этом случае можно будет отслеживать всю рыбу, выловленную и произведенную
в российской экономической зоне, и контролировать перемещение промысловых
и транспортных судов. Если судно по пути с промысла с грузом рыбопродукции
на борту вдруг оказалось в иностранном порту, значит, имеет место контрабанда.
При заходах в инпорты на ремонт, получение снабжения судовладельцы должны
давать сведения о наличии рыбопродукции на борту. При заходе в иностранные
порты факт захода и наличие рыбопродукции на борту должны фиксировать
представители торгпредства России или службы контроля экспортных лицензий
Госкомрыболовства.
Естественно всех судовладельцев необходимо обязать оснастить суда специальной
спутниковой техникой, автоматически выдающей координаты судов на береговую
станцию слежения, откуда информация передается в соответствующие службы.
Это что касается распределения российских национальных квот. Квоты же,
которые Россия получает по межгосударственным соглашениям в иностранных
экономических зонах и зонах, контролируемых международными организациями,
осваиваются рыбопромысловыми компаниями по олимпийской системе. Государство
в конкуренцию компаний вмешиваться не должно.
Если рыбопродукция будет поставляться на российский рынок, то компании-поставщики
должны получать дотации от государства в размере 50% стоимости фрахта
на транспортировку рыбопродукции, топлива, снабжения, перелетов экипажей.
Необходимо также ввести дотации на такие статьи, как переход из российского
порта в район промысла и переход из района промысла для ремонта с указанием
дальности. Все эти дотации могут быть выражены в виде налоговых льгот.
|