БАЛТИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Юрий Прошин, заместитель министра иностранных дел РФ
Приграничное сотрудничество стало реальной составляющей межгосударственных
отношений. Оно динамично развивается, вовлекая все большее количество
участников, поэтому для нас имеет особое значение, поскольку из 89 субъектов
РФ почти половина является приграничными или прибрежными. Не удивительно,
что оно оказывает заметное влияние как на формирование, так и на реализацию
внешней политики России. Причем по нашему убеждению, приграничные и межрегиональные
связи будут тем эффективнее, чем органичнее они будут вписаны в единый
внешнеполитический курс, проводимый российским государством. Попытки развивать
их обособленно заведомо контрпродуктивны и ущербны не только для общенациональных,
но и для региональных интересов.
В целях поощрения и развития межрегионального и приграничного сотрудничества
в России создана и совершенствуется соответствующая правовая база. Согласно
российскому законодательству установление пограничного и таможенного режимов
входит в компетенцию центральных властей, тогда как координация международных
и внешнеэкономических связей регионов является предметом их совместного
ведения с федеральным центром (Конституция РФ, статья 72). Совсем недавно
- в январе с.г. принят специальный Федеральный закон "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"
(N 4-ФЗ от 4 января 1999 г.). Ранее указом Президента РФ от 12 марта 1996
г. N№ 375 роль координатора в проведении единой внешнеполитической линии
России была возложена на Министерство иностранных дел. Для оказания консультативной,
информационной и методологической помощи регионам в этой сфере при МИД
России создан Консультативный совет субъектов Федерации. Завершается подготовительная
работа по присоединению России к Европейской рамочной конвенции о приграничном
сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г. На повестке
дня - разработка концепции приграничного сотрудничества и статуса приграничной
территории РФ.
Российский подход к приграничному сотрудничеству основан на принципах
равноправия его участников, взаимной выгоды и учета интересов друг друга,
ненанесения ущерба, уважения территориальной целостности и нерушимости
границ. Важнейшими задачами на этом направлении мы считаем содействие
созданию пояса добрососедства по всему периметру российских границ, обеспечение
благоприятных внешних условий для международных контактов наших территорий,
расположенных в приграничном пространстве.
Что касается Балтийского региона, то Россия, Германия, Дания, Латвия,
Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция и Эстония активно и плодотворно
взаимодействуют в нем в интересах своих народов. Российская сторона, как
известно, представлена здесь Санкт-Петербургом и 4 областями: Калининградской,
Ленинградской, Новгородской и Псковской. Отрадно, что за известными исключениями
в регионе преобладает дух доброжелательности, взаимного доверия и делового
партнерства, поддерживается стабильность и спокойствие на границах.
Свой вклад в создание такой атмосферы внесла и российская сторона. В
феврале 1997 г. по поручению Президента РФ была разработана долговременная
линия России в отношении балтийских стран. В ней зафиксировано, что стратегической
целью нашей страны в Балтийском регионе является всемерная реализация
потенциала добрососедства между Россией и государствами Балтии, создание
конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической
интеграции и двустороннего экономического сотрудничества, неделимости
безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.
Путь к достижению этой цели Россия видит в урегулировании основных проблем
как в наших двусторонних отношениях, так и в целом в регионе на основе
учета взаимных интересов. Другой важный шаг - объявленное Президентом
России в апреле 1997 г. и ныне осуществляемое одностороннее 40-процентное
сокращение вооруженных сил, дислоцированных на северо-западе Российской
Федерации.
В свою очередь, мы отдаем должное усилиям всех государств и международных
организаций, направленным на формирование конструктивных взаимовыгодных
отношений в бассейне Балтийского моря. Со многими этими странами Россия
имеет совместные структуры и механизмы по осуществлению межрегионального
и приграничного сотрудничества. Так Россия, Латвия, Литва и Эстония образовали
Межправительственные комиссии, в работе которых участвуют представители
сопредельных территорий. Учрежден Совет по сотрудничеству приграничных
регионов России, Латвии и Эстонии. Подписано и действует российско-финское
межправительственное Соглашение о сотрудничестве в Санкт-Петербурге, Ленинградской
и Мурманской областях, Республике Карелия. Аналогичное соглашение по Калининградской
области и польскими северо-восточными воеводствами имеется с Республикой
Польша. Этот список можно было бы продолжить.
Из международных объединений наряду с Союзом государств Балтийского моря
(СГБМ) особо хотелось бы отметить роль Европейского Союза и Совета Европы.
Мы высоко ценим организаторские, интеллектуальные, экономические и финансовые
возможности Евросоюза для развития балтийского добрососедства. Один из
примеров плодотворного сотрудничества - наш совместный с Евросоюзом проект
"Санкт-Петербург-европейские ворота России". В Москве положительно
восприняли финскую инициативу "Северного измерения" ЕС. Рассчитываем,
что в ходе наполнения этой концепции конкретным содержанием будут учтены
потребности комплексного развития северных и северо-западных регионов
России, включая не только энергетическую и сырьевую составляющие, но и
промышленную деятельность, социальные аспекты, конверсию. В последнее
время получила развитие такая новая форма сотрудничества приграничных
территорий как еврорегионы. Муниципальные образования Калининградской
области вошли в число учредителей еврорегиона "Балтика". Первые
шаги "Балтики" внушают определенный оптимизм. На подходе - еврорегион
"Сауле". Интерес к участию в еврорегионах проявляют и некоторые
другие приграничные территории Северо-Запада России. Россия за углубление
сотрудничества с ЕС на калининградском направлении. Мы приветствовали
бы проведение в Калининграде различных встреч и форумов, включая заседания
органов Россия-ЕС, готовы к переговорам о создании в области бюро TACIS
с более широкими, чем чисто информационные, функциями.
Не станем скрывать вместе с тем: как страна, глубоко заинтересованная
в сохранении в Балтийском регионе атмосферы добрососедства, Россия испытывает
серьезную обеспокоенность по поводу негативных последствий, которые может
иметь для развивающегося здесь межрегионального и приграничного сотрудничества
расширение ЕС и НАТО на восток.
Отрицательное отношение России к расширению НАТО хорошо известно. Что
же касается ЕС, то наша позиция основывается на принципе - прогресс на
одном из направлений европейской интеграции не должен повлечь за собой
регресса на других, устранение одних разделительных линий не должно сопровождаться
проведением новых. Между тем, уже сегодня появились некоторые новые моменты,
осложняющие связи Калининградской области с сопредельными странами.
Считаем поэтому необходимым обсудить с ЕС, какие совместные шаги следовало
бы предпринять, чтобы нейтрализовать неблагоприятные для России последствия
расширения Союза. Хотелось бы, чтобы в результате такого обсуждения стороны
вышли на комплекс договоренностей, который можно было бы закрепить в специальном
двустороннем документе. Речь прежде всего идет о недопущении ухудшения
ситуации в Балтийском регионе, необходимости сохранения существующего
порядка посещения жителями Калининградской области сопредельных государств,
свободного транзита через их территории в область и обратно российских
граждан и грузов.
Разумеется, многое будет зависеть от позиции, которую займут отдельные
страны - и входящие в ЕС, и готовящиеся вступить в него. Развитию событий
в конструктивном русле способствовало бы подписание российско-литовского
соглашения о долгосрочном сотрудничестве Калининградской области с регионами
Литвы. Свое веское слово может сказать СГБМ. Следует отметить, что на
второй встрече глав правительств государств Балтийского моря с российской
стороны выдвигалась идея создания в регионе "зоны наиболее благоприятственного
визового режима". Существует идея своего рода "Балтийского Шенгена".
В позитивном ключе обсуждались вопросы либерализации визового режима на
заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СГБМ в Калининграде
в феврале с.г. Интересные мысли на этот счет содержатся в февральской
справке Секретариата Совета. Словом, пищи для размышлений хватает. Убеждены
- при наличии встречной доброй воли взаимоприемлемое решение будет найдено.
Что касается Калининградской области, полагаю необходимым подтвердить:
Россия - за полновесное участие области как одного из субъектов РФ в проектах
международного сотрудничества в регионе и в Европе в целом. В тоже время
со всей определенностью необходимо подчеркнуть, что у нас никогда не встретят
понимания идеи придания Калининградской области статуса некоего обособленного
от России образования, попытки вести с ней дела в обход федерального центра.
Не помогают поддерживать в регионе здоровый морально-психологический климат
нет-нет, да и затеваемые кое-кем дискуссии по давно и окончательно решенным
вопросам, затрагивающим территориальную целостность России, спекуляции
по поводу "сверхвооруженности" Калининградской области. Любой
непредвзятый наблюдатель засвидетельствует, что группировка российских
войск на ее территории выполняет сугубо оборонительные задачи. Ее численность
не выходит за рамки обязательств России по ДОВСЕ.
По нашему мнению, на Балтике имеются хорошие перспективы развития межрегионального
и приграничного сотрудничества по широкому кругу вопросов, в конструктивном
решении которых заинтересованы все его участники.
Надеемся, что прошедшая в марте с.г. в Светлогорске (Калининградская
область) международная конференция по трансграничному сотрудничеству в
Балтийском регионе придаст новый импульс взаимодействию стран региона
прежде всего, в таких областях, как энергетика, транспорт, телекоммуникации,
экология и др. Балтийские государства были и останутся важными торгово-экономическими
партнерами России, связанными с ней взаимными интересами, которые сегодня
все больше подталкивают к созданию в регионе свободного рынка товаров
и услуг, к развитию инвестиционного сотрудничества. Откровенно говоря,
нам хотелось бы изменить отношение некоторых наших партнеров к российским
регионам лишь как к рынкам сбыта своих товаров. Наибольшую значимость
сегодня имеют для нас такие формы сотрудничества, которые способствуют
подъему экономики и уровня жизни населения российских приграничных территорий,
т.е. инвестиционные проекты, поддержка малого и среднего предпринимательства
и др.
Не будет преувеличением сказать, что регион стоит в преддверии масштабного
обновления и объединения энергетических систем. В наших общих интересах,
чтобы это было осуществлено на экономически приемлемых условиях и одновременно
способствовало бы оздоровлению окружающей среды. Важной составной частью
такой системы энергоснабжения могла бы стать интегрированная сеть, обеспечивающая
газом страны Балтийского моря. Перспективными представляются идеи увеличения
поставок электроэнергии в страны региона, создания Балтийского энергетического
кольца.
Особого внимания заслуживает проблема использования транзитного потенциала
региона. Каждая страна имеет, разумеется, собственные интересы в области
развития транспортной и портовой инфраструктуры, стремится к развитию
транзита именно через свою территорию. В то же время существует целый
ряд вопросов, ускоренное решение которых улучшило бы общий транзитный
климат всего Балтийского региона и отвечало бы интересам всех входящих
в него стран. Имеем в виду проект транспортного коридора ВИА-ГАНЗЕАТИКА,
перспективные трансконтинентальные перевозки Европа-Дальний Восток-Япония,
Европа-Китай, Европа-Индия, Европа-Юго-Восточная Азия. В связи с вступлением
в ЕС Швеции и Финляндии, а также строительством моста между Данией и Швецией
создается уникальная возможность транспортировки грузов из Европы на Дальний
Восток в рамках всего двух таможенных пространств - ЕС и России.
Таким образом, в регионе Балтийского моря объективно формируется новое
поле для интенсивного динамичного международного сотрудничества. Рассчитываем
на заинтересованность, инициативу и прагматизм наших партнеров в этом
важном деле. Совместные усилия в упомянутых областях на практике будут
способствовать социально-экономическому развитию и сближению этих стран,
внесут конкретный вклад в строительство новой Европы без разделительных
линий.
Считаем, что полноценным компонентом сотрудничества стран Балтийского
бассейна должны быть культура и образование, которые всегда сближали людей,
усиливали их взаимопонимание. Нужно содействовать обменам в области образования,
межуниверситетскому сотрудничеству, разработке соглашений о взаимном признании
дипломов (т.н. система "приграничного взаимного зачета"), поощрять
в приграничных районах творческие контакты в различных областях культуры,
изучение языков соседей, создавать приграничные парки с целью сохранения
культурного наследия - архитектурного, археологического.
Непременный компонент сотрудничества - гуманитарный. Определенная работа
в этой сфере проводится. Однако гуманитарные аспекты приграничного сотрудничества
сложно рассматривать в отрыве от общей гуманитарной ситуации в странах
региона. Не могу в этой связи не упомянуть о неблагополучном положении
российских соотечественников в некоторых государствах Балтии, проблемах
их гражданства, родного языка и других. Рассчитываем на опыт и поддержку
Совета Европы в деле обучения русскоязычного населения языкам страны проживания,
на содействие СЕ в создании в Калининграде библиотеки по правам человека.
На региональном уровне в приграничных районах должно быть также налажено
более тесное сотрудничество по вопросам общественной безопасности - борьба
с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, оружия,
нелегальной миграцией, контрабандой и т.д. Действующая в Балтийском регионе
Группа специальных представителей глав правительств по борьбе с преступностью
наработала значительный позитив тесного взаимодействия по этим вопросам.
Следовало бы более активно внедрять его на местах.
Несомненно, полезным было бы и налаживание приграничного взаимодействия
в чрезвычайных ситуациях, в случае природных и техногенных катастроф.
Можно было бы подумать, например, о подключении к решению таких проблем
военных и пограничных структур, расположенных в этих районах.
К числу проблем, решение которых будет способствовать развитию пограничного
сотрудничества, следует отнести организацию и оснащение современным оборудованием
пограничных и таможенных пунктов на границах. Взаимодействие соответствующих
национальных служб на государственном уровне осуществляется. Надо "приземлять"
такое взаимодействие, вводить его в практику работы границ.
Думаем, что продвижению трансграничных проектов, особенно в отношении
Калининградской области и ее соседей, способствовала бы координация, а
подчас и объединение таких проектов по линии программ TACIS и PHARE.
Россия готова к дальнейшему углублению конструктивного диалога на Балтике,
совершенствованию форм и механизмов приграничного сотрудничества, расширению
взаимодействия местных, региональных и центральных властей всех государств,
расположенных в балтийском бассейне с целью укрепления климата добрососедства,
взаимопонимания и доверия в этом регионе.
|