Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Океан - наследство для будущего

С 22 мая по 30 сентября 1998 г. столица небольшой европейской страны Португалии - Лиссабон - принимала Всемирную выставку "ЭКСПО-98".

Виктор Стрюк, заместитель директора по научной работе Музея Мирового океана, кандидат географических наук, представитель музея на "ЭКСПО-98".

Первая Всемирная выставка была организована в 1851 г. в Лондоне, а в 1928 г. заключена Международная Парижская Конвенция о всемирных выставках, определяющая основные правила и общий порядок организации этих уникальных выставочных мероприятий. Цель выставок - представление последних достижений науки и техники, определение направлений развития   человечества, общение между народами, культурный обмен. "ЭКСПО-98" отличалась от всех предыдущих. Во-первых, она была посвящена единственной теме - Великому океану, во-вторых, отличаются принципы ее организации, а в-третьих - это самая большая выставка по числу представленных стран и  организаций. По решению ООН 1998 г. провозглашен Годом океана. Это сделано для того, чтобы привлечь внимание всех стран к проблемам Мирового океана. К числу главных проблем, имеющих отношение ко всему человечеству, ученые выделяют: глобальное потепление и в результате - повышение среднего уровня океана; уменьшение озонового слоя и возможная угроза ультрафиолетовых лучей для планктона, составляющего  основу пищевых цепей океана; климатические перемены (например течение Эль-Ниньо, изменение которого уже влияет на климат всей планеты); проблема пресной воды, ведь 97 % всей воды Земли - это соленая вода Мирового океана, 2 % планетарной воды в замороженном виде находится на полюсах и только 1 % - это пресная вода озер, реки, подземных источников. А если еще вспомнить проблемы экологической безопасности океанов, защиты морских побережий, эксплуатации портов, безопасности мореплавания, то обращение мирового сообщества к океану очень актуально. Центральной акцией Года океана и стала Всемирная выставка "ЭКСПО-98". Выбор на Португалию пал не случайно, и в остром споре с канадским Торонто столицей "ЭКСПО-98" стал Лиссабон. В 1497 г. знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама вышел из Лиссабона вдоль западного побережья Африки, а 22 мая 1498 г. высадился в Индии, открыв туда для европейцев морской путь. Через 500 лет, день в день, в Лиссабоне открылась Всемирная выставка "ЭКСПО-98", приуроченная к этому историческому событию. Совершенно невозможно в одной статье рассказать о многообразии этого Мирового форума, посвященного океану: более 150 павильонов стран-участниц; практически ежедневные заходы самых разнообразных судов из многих стран мира; великолепные шоу ведущих артистов, музыкантов; научные конференции; парады старых автомобилей и воздушных шаров; многомиллионные толпы посетителей со всего света.

Вашему вниманию предлагаются лишь первые впечатления от самых интересных, на наш взгляд, павильонов Всемирной выставки "ЭКСПО-98". Нашу прогулку по выставке мы, естественно, начнем с российского павильона.

Россия на "ЭКСПО-98"
Интерес к нашей стране по-прежнему велик, посетители выставки обязательно стремятся попасть в российский павильон, который является одним из самых больших среди стран-участниц и занимает площадь 1296 кв. м. Среди ведущих организаций России, занимающихся историей, изучением, освоением Мирового океана и представленных на выставке, достаточно назвать Институт океанологии им. П.П.Ширшова РАН, Гидрометеоцентр России, РАО "Газпром", ЦКБ "Лазурит" из Нижнего Новгорода, ЦНИИ им.академика А.Н. Крылова из Санкт-Петербурга, ракетно-космическая корпорация "Энергия" из г. Королева (Московская обл.). Приятно, что в этот престижный список попал и наш калининградский Музей Мирового океана, что говорит о его авторитете.

Общее решение главного художника российского павильона Александра Пономарева состояло в том, что в полутемном пространстве лучи прожекторов направлены на экспонаты, создавая особую атмосферу. В центре зала на подиуме размещены пять колонн из акрила (говорят, что это самая большая конструкция из акрила в мире), каждая из которых достигает высоты 7 м и содержит 8 т воды. В этих колоннах погружаются и всплывают аппараты своеобразной формы, перемещение которых обеспечивается специальным устройством. Его прототипом является разработанный в Институте океанологии им.П.П.Ширшова РАН сканирующий буй, который позволяет проводить измерения различных параметров в любой точке океана. Колонны снизу подсвечены зеленоватым светом, а сверху накрыты зеркальной поверхностью, что создает впечатление бесконечности. Система колонн с аппаратами символизирует дыхание океана, отражает его мощь, таинственность и безмерность океанской стихии. Надо сказать, что картина движения аппаратов завораживант посетителей, практически все делают их снимки, пытаются понять механику их движения.

Исторический раздел экспозиции "Росские географические исследования и открытия в Мировом океане" подготовлен сотрудниками Музея Мирового океана. На огромной карте светятся около 100 точек наиболее крупных географических открытий наших ученых и мореплавателей во всех океанах. Перед картой в специальных витринах экспонируются модели известных российских судов из фондов музея: поморский коч, на котором С. Дежнев первым прошел через Берингов пролив; шлюп "Мирный" - открытие Антарктиды; ледокольный пароход "Таймыр" - открытие Северной Земли; другие судомодели. Синхронно загорается свет над витриной с судомоделью и маршрут этого судна на карте, и становится понятно, что пути русских экспедиций проходили в самых отдаленных районах Мирового океана. На стилизованных парусах с двух сторон карты на посетителей "ЭКСПО-98" смотрят наши великие мореплаватели и ученые от Семена Дежнева до Александра Колчака, составившие морскую славу России.

Мощь отечественного научного флота второй половины ХХ века представляют судомодели из фондов Музея Мирового океана - легендарный "Витязь", ныне главный экспонат музея Мирового океана и "Академик Мстислав Келдыш", ставший известным в мире благодаря участию в сьемках фильма Джеймса Камерона "Титаник".

Наши безусловные приоритеты в изучении и освоении Арктики и Антарктиды потверждаются специальным разделом российского павильона. Для создания особого впечатления организована "зона холода" - три замороженные четырехметровые свечи, которые можно потрогать и "почувствовать" росийский Север. В районе "зоны холода" - модели ледоколов, морской ледостойкой стационарной буровой платформы, комплекс подводных технических средств для добычи газа на арктическом шельфе.

В павильоне постоянно демонстрируется видеофильм на большом мониторе, работают информационные системы, пресс-центр, магазин сувениров. Однако человек обязательно хочет заглянуть в будущее, особенно на пороге XXI века. Поэтому в нашем павильоне представлены два проекта будущего, поражающие своими масштабами и вызывающие огромный интерес у посетителей. Проект "Чистый лед" предполагает создание судового комплекса длиной 560 м, шириной 125 м, водоизмещением 370 тыс.т, предназначенного для добычи, транспортировки и переработки льда или ледового крошева Арктики и Антарктики. Данный комплекс за один рейс может привезти один млрд. л воды превосходного качества. Он достаточно актуален, особенно для стран, испытывающих нехватку пресной воды. Фирма "Аэросервис" ведет активный поиск партнеров для внедрения этого фантастического проекта, что возможно только при международном сотрудничестве. Другой проект будет реализован в ближайшем будущем в южной части Тихого океана - 360 км к востоку от острова Рождества и в 1600 км к юго-востоку от Гавайских островов, где Россия, США, Норвегия и Украина планируют соорудить ракетно-космический комплекс "Морской старт", куда входит сборочно-командное судно и стартовая платформа. Суть этого проекта в создании условий для запуска ракет в космос с экватора, где по законам физики он наиболее удобен.

Во время празднования дней России в середине июня на выставку зашло научно-исследовательское судно из Калининграда "АтлантНИРО", направлявшееся в рейс для выполнения работ совместно учеными Мавритании и Марокко. Капитан судна Н.Кохан, начальник экспедиции П. Чернышков, все члены экипажа и научной группы интересно представили рыбохозяйственную науку, широкие возможности судна. За два дня "АтлантНИРО" посетило более тысячи человек. А в самом конце августа в рамках регаты "Катти Сарк" на "ЭКСПО-98" зашел победитель этапа этой гонки в своем классе знаменитый барк "Крузенштерн", также из Калининграда. Так что представительство калининградцев на Всемирной выставке было солидным. В общем, павильон России - это слепок нашей страны: великое морское прошлое, сложное настоящее и надежда на будущее.

Специально к выставке возведены превосходные павильоны по последнему слову архитектуры и техники, с некоторыми из которых мы предлагаем познакомиться. Океанариум Павильон океанов - новый Лиссабонский океанариум - спроектирован американским архитектором русского происхождения Петром Чермаевым и выполнен по японской технологии. Крупнейший в Европе и второй в мире, он состоит из двух зданий: административного на берегу и самого океанариума в бухте, связанных между собой двухярусным мостом. Понятно, что никакие визуальные, световые, шумовые эффекты не могут сравниться с живой природой и обитателями океанов, поэтому очередь в океанариум, пожалуй, самая длинная на выставке. Постояв минут 40-50, как повезет, вы проходите мимо самой большой в мире стены, выложенной знаменитой португальской керамической плиткой, символизирующей голубую океанскую бездну.

Поднимаясь по двухярусному мосту читаете короткие фразы вроде: 70 % поверхности Земли занято Мировым океаном, 98 % воды на Земле находится в Мировом океане, жизнь зародилась в океане. И вот вы входите в океанариум, который может принять до 50 тыс. человек в день. Центральный резервуар неправильной формы размером 32 на 23 м вмещает 10 тыс. т воды, представляя глобальный океан. Осмотр можно вести с разных уровней, опускаясь к самому дну океанариума. Зрелище захватывает: то замедляясь, то убыстряясь, рассекают воду акулы различных видов; снуют гигантские стаи макрелей; с чувством собственного достоинства несут себя каменные окуни; как будто летят семейства скатов. Вокруг центрального резервуара размещаются четыре зала, в которых показаны прибрежные районы различных уголков Мирового океана: Атлантический океан представлен Азорским архипелагом с соответствующим растительным и животным миром; специфические птицы, коралловые рыбки, живые кораллы африканского побережья у Мозамбика дают представление об Индийском океане; на Калифорнийском скалистом побережье Тихого океана можно увидеть подводные растения с морскими выдрами; колонии пингвинов и холоднолюбивых рыб Антарктического побережья особенно интересны португальцам, для которых холод - экзотика. Причем в каждом из залов можно не только увидеть обитателей морских побережий, но и почувствовать температуру и влажность различных природных поясов. Всего в океанариуме имеется 15 тыс. рыб, птиц и рептилий 250-ти различных видов.

30 биологов, не считая других служб, следят за жизнью его обитателей, и их рабочий день начинается в 6.30 утра. Особую заботу вызывает вода - главный элемент любого то ли маленького аквариума, то ли огромного океанариума, от которой зависит здоровье обитателей. Вода поступает из городского водопровода и проходит специальную обработку: прежде всего удаляется хлор, после чего добавляются соли, и получается искусственная океанская вода, которая каждые 2 часа фильтруется. На случай аварийной ситуации, от которой никто не застрахован, существует специальное устройство для автономной работы в течение нескольких месяцев. Большинство обитателей океанариума взяты на воле. Сначала запускались менее агрессивные виды, которые адаптировались к окружающей среде, потом более агрессивные.

Океанариум - подвижный организм: в него постоянно прибывают новые виды, здесь ведутся научные наблюдения. Отрадно появление потомства у пигвинов, что говорит о прекрасных условиях обитания. Нет сомнений,что и после "ЭКСПО-98" Лиссабонский океанариум будет популярным местом, привлекая многие тысячи посетителей.

Знания об океане
Мы входим в павильон площадью 5314 кв. м, способный принять до 21 тыс. посетителей в день. При входе человек попадает в зону необычного звукового воздействия, создающего представление о неизмеримости океанов, которое вызывает одновременно ужас и уважение. Звуковые эффекты продолжаются и в коридоре, ведущем в первый зал, а на экраны проецируются слайды, демонстрирующие сходство между водой и многочисленными формами жизни на Земле. В первом зале мы видим древнейшие средства передвижения по воде, а открывает экспозицию обыкновенное бревно. Ведь с него все и началось. Чтобы преодолеть водную преграду, древний человек нашел бревно. Понял, что оно плавает. Залез на него и совершил первое водное путешествие. Здесь же мы видим и дошедшие до наших дней долбленую лодку, каноэ эскимосов, бальсовый плот индейцев, а рядом демонстрируются суперсовременные морские суда. И на этом контрасте наглядно виден прогресс судостроения. Человеку надо было ориентироваться в море, особенно оторвавшись от берега, и экспозиция различных навигационных приборов показывает нам их эволюцию от примитивного угломера до GPS - глобальной навигационной системы. В следующем зале демонстрируются образцы первых карт океанов, которые составлялись на основе походов бесстрашных мореплавателей. Имена многих из них нам неизвестны, но именно они прокладывали путь к знаниям об океанах, собирая их буквально по крупицам. На огромном глобусе показан маршрут Фердинанда Магеллана - первого мореплавателя, совершившего кругосветное плавание в 1519-1521 гг. Рядом с макетами судов Магеллана - скульптуры диковинных морских чудовищ, рожденных страхом и незнанием мореходов 15-16 вв. Началом современной океанографии считается кругосветная экспедиция на английском "Челленджере" в 1872-1876 гг. под руководством Чарльза Томпсона, и мы видим лабораторию этого судна и приборы того времени. Особенно впечатляет огромная карта рельефа дна Мирового океана с изображением всех 362 научных исследований, выполненных в этой экспедиции, материалы которой находятся в Британском музее и до сих пор обрабатываются. Кстати тех, кто интересуется историей океанографии, мы приглашаем на главный экспонат Музея Мирового океана - судно "Витязь", где в одном из помещений воспроизведена лаборатория знаменитого "Челленджера". Далее мы знакомимся с долгим и мучительным процессом освоения человеком морских глубин в зале "Погружение". В нескольких углублениях демонстрируются основные этапы развития методов и средств погружения, выполненные в виде лазерных фильмов: человек ныряет, но воздуха хватает лишь на первые метры; затем появляется водолазный колокол; водолазный костюм; подводная лодка; роботы; обитаемые подводные аппараты; подводные дома; глубоководные аппараты. На сегодняшний день человек уже побывал на всех глубинах Мирового океана, включая и Марианскую впадину, где наш "Витязь" зафиксировал максимальную глубину. А затем мы видим: водолазный колокол 18 в., похожий на деревянную бочку; подлинную подводную лодку С. Джевецкого, построенную в 1881 г. и представленную на выставку Центральным Военно-Морским музеем из Санкт-Петербурга; первые водолазные костюмы с огромными свинцовыми ботинками; водолазный костюм изобретателя акваланга Ж.-И. Кусто; модели подводных обитаемых аппаратов "Алвин" и "Триест". Но даже сейчас, когда техника освоения морских глубин шагнула далеко вперед, каждое погружение человека под воду сопряжено с риском, и в истории глубоководных погружений написаны лишь первые страницы.

Следующий раздел павильона знакомит нас с тем, что нам дает Мировой океан. Прежде всего - это пищевые и минеральные ресурсы, возможность перевозить разнообразные грузы самым дешевым морским путем. Мы оказываемся в гигантском трале, видим разрез рыбообратывающего судна-завода, макет современного пассажирского судна, акваферму. Завершает экспозицию павильона "Знания об океане" зал "Корабль", где показаны в натуральную величину элементы строящегося судна: деревянные, стальные части, шесть километров разнообразных тросов и канатов, три километра шпангоутов и других его частей, двигатель, винты, гребной вал. Все это проецируется на стены и создает захватывающий образ. Становится ясно, что наши знания об океане пока ничтожны, и мы должны еще очень многое узнать, чтобы понять океан и говорить с ним на одном языке. Отдаешь дань всем известным, а в основном неизвестным мореплавателям, исследователям, ученым, кто не страшась трудностей выводит свои суда в Мировой океан, опускается в его глубины, работает на промысле. Океан - наше будущее и мы должны его изучать, понимать и любить.

Будущее
Чтобы заглянуть в будущее - надо знать прошлое, и поэтому в первом огромном зале тематического павильона "Будущее" мы видим геологическую и биологическую эволюцию нашей планеты. Сверху висит большой глобус современной поверхности Земли, на которой изображен рельеф как суши, так и Мирового океана. Мы проходим по радиусу, а в центральной части находятся шесть глобусов поменьше, каждый из которых дает представление о поверхности Земли различных геологических эпох, на шести стендах видим как возникали и умирали океаны, менялся животный и растительный мир. Научная информация дается на уровне школьника 10-12 лет, но практически все посетители с интересом путешествуют во времени. Любопытно, что флора и фауна 40-миллионной давности здесь показана включенями в наш балтийский янтарь.

В конце зала всем выдают специальные очки для просмотра фильма "Океан под угрозой". Мы смотрим на мир глазами младенца, который плачет, видя кадры в телевизоре, связанные с разливами нефти, гибелью морских птиц и животных, хищническим ловом ценных пород рыб, гибелью танкеров, пожарами на море. В его огромных глазах вопрос: "Почему это происходит? Неужели это и есть человечество на пороге 21 века?". Но мы сами увеличиваем озоновую дыру, пользуясь фреоном, пульверизаторами, пластиковыми стаканчиками. Жизнедеятельность человечества вызывает глобальное потепление, что может привести к таянию ледников, поднятию уровня Мирового океана и затоплению огромных площадей, уже освоенных людьми. Каждый из нас ответственен за будущее, и проблемы экологии сейчас выходят на первый план. Именно к решению этих проблем и призывает этот великолепный фильм, берущий "за живое". Авторы показывают как прекрасен и многолик океан, и вот наш младенец плавает вместе с дельфинами, погружается в морские глубины, играет с китом, в его глазах восторг и надежда. Суперсовременные световые эффекты создают обьемность изображения и кажется, что до животных можно дотронуться рукой, они как бы заполняют весь зрительный зал. В конце фильма сверху падает освежающий дождь, и каждый сеанс сопровождается громом аплодисментов. Да, стоило попасть на "ЭКСПО-98", что бы только посмотреть этот фильм.

После фильма мы продолжаем осмотр экспозиции. В центре огромного зала-бассейн, и мы идем по спиральной плоскости, словно погружаясь в океан, наблюдая по окружности смену различных природных зон от мелководья до глубоководных желобов. Огромные фотографии, макеты, мониторы с видеофильмами дают представление о многообразии и красоте океанских глубин: жизнь животных мелководья океана сменяется пелагическими рыбами; участки океанского базальтового дна соседствуют с извержениями подводных вулканов, деятельностью "черных курильщиков"; жизнь существует и на ультрааббисальных глубинах вплоть до максимальных - это убедительно показали исследования на нашем "Витязе", бесспорном пионере изучения глубоководных желобов.

В последнем зале павильона, площадь которого 5500 кв. м и способного принять до 20 тыс. посетителей в день, мы опять обращаемся к теме ранимости всего живого, необходимости бережного отношения к океану, от которого зависит наше будущее, потому что у нас

ОДНА ЗЕМЛЯ,

ОДИН ОКЕАН,

ОДНА ЖИЗНЬ!

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz