Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению

НОВОЕ КАЧЕСТВО БАРКА "КРУЗЕНШТЕРН"
Александр Ремесло, старший научный сотрудник АтлантНИРО, кандидат географических наук

История знаменитого парусника "Крузенштерн" на считывает уже более 73 лет. С 1926 по 1938 г. барк в качестве грузового судна под немецким флагом совершил серию продолжительных плаваний к берегам Южной Америки и Австралии, установив абсолютный рекорд скорости среди парусных судов своего класса: всего за 67 суток им был пройден путь от Гамбурга до австралийского порта Виктория. Во время Второй мировой войны красивое парусное судно использовалось в качестве баржи для перевозки грузов на короткие расстояния.

В 1946 г. барк перешел в собственность Советского Союза и вплоть до 1966 г. входил в состав Гидрографической службы Министерства обороны. В этот период на борту судна были проведены обширные гидроакустические, геологические исследования, получены новые данные по структуре и динамике глубинных течений Северной Атлантики. На борту "Крузенштерна" работали многие известные ученые-океанологи. Песня одного из них, популярного барда, доктора наук Александра Городницкого "Паруса Крузенштерна" известна многим.

В 1961 г. барк в качестве вспомогательного судна участвовал в событиях, впоследствии названных Карибским кризисом.

В 1966 г. последний винджаммер был передан Министерству рыбного хозяйства СССР и получил статус учебного судна. С этого времени "Крузенштерн" становится постоянным участником престижных парусных гонок и регат, при этом, как правило, входя в число победителей.

В 1995-1996 г. в честь 300-летия Российского флота барк совершил кругосветное плавание, в общих чертах повторив маршрут первой русской кругосветной экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна. В его ходе научной группой при содействии штурманского состава и экипажа судна были собраны достаточно разнообразные гидро метериологические и биологические данные, обширные музейные экспонаты. Работа научной группы АтлантНИРО и Музея Мирового океана получила высокую оценку у специалистов.

Еще во время кругосветного плавания возникла идея о создании стационарной научной лаборатории на борту судна, которая в дальнейшем нашла поддержку и понимание у руководителей Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, АтлантНИРО и в Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству и была воплощена в жизнь. На борту судна была установлена гидрологическая лебедка для проведения глубоководных исследований, закуплено современное дорогостоящее оборудование. Был заключен договор между Атлант НИРО и БГА о проведении совместных научных исследований.

Уже в первых двух весенних рейсах в 1998-1999 гг. на традиционных для "Крузенштерна" маршрутах от Калининграда до Канарских островов выполнены комплексные метеорологические наблюдения, оборудованы гидрологические станции на стандартных "вековых" разрезах, получены интересные данные о загрязнении поверхности моря нефтепродуктами, количественном и видовом распределении морских птиц и гидробионтов.

Таким образом, история барка продолжается, и "Крузенштерн" приобрел новое качество: на его борту помимо основной задачи по подготовке командного состава рыбной отрасли России стали проводиться регулярные научно-исследовательские работы.

 

 
предыдущая статья к оглавлению
Rambler's Top100

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz