Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ЕСТЬ ЛИ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
Ольга Король, юрист БММКЦ

В настоящее время по данным международных профсоюзных организаций в мировой рыбной отрасли занято более 60 млн. человек. В Советском союзе до 1992 г. в рыбной отрасли работало около 3 млн. человек. Основными рыбопромышленными регионами считались Северо-Западный, Северный, Дальневосточный, Южный. В каждом регионе рыбная отрасль развивалась в комплексе со всей инфраструктурой. Развитие флота определяло развитие специализированных рыбных портов с холодильными емкостями, единовременно вмещающими более 10 тыс. т рыбопродукции. Вмести с ними развивалась и вся необходимая инфраструктура, обеспечивающая флот ремонтом, техническим и промысловым снабжением, и кадрами. В рыбопромышленном комплексе Калининградской области было занято более 200 тыс. человек. Пожалуй ни один из рыбных центров Советского союза не имел такой развитой инфраструктуры, как Калининград. В городе были сосредоточены ведущие отраслевые научно-исследовательские и учебно-образовательные заведения. Калининград по праву мог гордиться своими специалистами. Только одного плавсостава в Калининграде сосредоточено более 17 тыс. человек. После реорганизации министерства рыбного хозяйства пошел процесс развала отрасли. Начали сдавать свои позиции научно-технические и образовательные учреждения отрасли. Наиболее актуальной стала проблема сохранения необходимого минимума инфраструктуры и минимума профессионалов на предприятиях рыбной промышленности. Полное разобщение привело к тому, что самый многочисленный океанический флот потерял управляемость и с каждым годом все больше сокращается. Высвободилось огромное количество специалистов, которые остались не у дел. Моральный и физический износ рыбопромышленного комплекса привел и к износу кадров, увеличению возрастного ценза морских специалистов.

Отсутствие новых форм подготовки и переподготовки специалистов для рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих предприятий привело к тому, что учебные заведения потеряли ту живую связь с предприятиями, которая складывалась годами. Практически каждому из будущих морских специалистов не только стало проблематично трудоустроиться после окончания учебного заведения, но даже пройти практику на действующих судах. В лучшем случае поработать на ремонте и все. Крупнейшее в Северо-Западном регионе рыбопромысловое предприятие ОАО "ЗАПРЫБА" пока является единственным предприятием, двери которого открыты для выпускников калининградских морских учебных заведений. Но, к сожалению, молодые специалисты, не дождавшись направления на судно, через два-три месяца увольняются. Тем самым деньги, потраченные на обучение такого специалиста, выброшены на ветер. Это лишний раз подтверждает тот факт, что специалистов готовить по традиционным схемам уже невозможно. Что касается рыбопромышленных компаний, то они готовы вкладывать деньги в подготовку специалистов, которые по окончании учебных заведений будут зачислены в штаты предприятий. Уже на этапе подготовки специалистов компании смогут выработать необходимые взаимоотношения со своими будущими работниками. И соответственно ценить их труд.

Многие рыбопромысловые суда, которые некогда принадлежали предприятиям рыбной отрасли СССР, но уже под другими флагами по-прежнему работают в хорошо известных советским рыбакам районах. Поэтому практически весь плавсостав этих судов состоит из российских рыбаков. Имея достаточный опыт работы, российские рыбаки находят возможность работать на иностранные компании. Неудовлетворительные отношения, складывающиеся между российскими работодателями и морскими специалистами, просто заставляют последних увольняться и наниматься на иностранные суда. В этом случае компаниям и рыбной отрасли в целом наносится колоссальный ущерб, потому что для воспитания одного хорошего специалиста необходимо в среднем 8-10 лет, а то и 15 лет (для старших механиков). Другое дело - нельзя ущемлять интересы специалистов, которые получают выгодные предложения от иностранных судовладельцев. В этом случае необходим компромисс. Какой? Вероятно, что сам специалист должен выплачивать отечественной компании, воспитавшей его определенную сумму в виде компенсации, если он не проработал в отечественной компании 10 лет.

Взаимосвязь между научными, образовательными учреждениями и предприятиями рыбопромышленного комплекса должна всегда рассматриваться в практической плоскости. Результатами такого сотрудничества должны быть всевозможные открытые для широкой аудитории семинары, конференции, съезды. Естественно все это должно делаться под эгидой представительного органа (например, воссозданного министерства рыбного хозяйства). Огромная отрасль лишилась централизованного руководства и поддержки со стороны государства. Сейчас рыбная отрасль напоминает айсберг, который с каждым днем тает и скрывается с экономического горизонта. Что не маловажно - этому способствует само Российское правительство.

Что касается проблемы повышения квалификации плавсостава, то заинтересованность в этом прежде всего должны проявлять сами рыбопромышленные компании, оказывая помощь учебным заведениям в техническом оснащении лабораторий. Создание на базе учебных заведений тренажерных центров становится хорошей практикой для обучения и переобучения специалистов. С техническим совершенствованием лабораторной базы учебных заведений, специалисты на всевозможных тренажерах могут моделировать различные ситуации. Это позволяет сертифицировать уровень профессионализма рыбаков. Квалификация специалистов выходит на уровень международных требований. Тренажерные центры при Балтийской государственной академии, Калининградском морском колледже отвечают современным требованиям подготовки специалистов для рыбной отрасли.

Еще одной проблемой для отрасли является потеря квалификации судоводителями промыслового флота. Не имея возможности получать вовремя и достаточно нормальную заработную плату судоводители-промысловики уходят на транспортные суда и через некоторое время теряют свою квалификацию, которая из года в год накапливалась на вылове различных промысловых объектов в Атлантическом, Тихом, Индийском океанах. Опыт лучших промысловиков рыбной отрасли в последние годы достается иностранным компаниям. Ситуация стала критической для многих судовладельческих компаний, когда они начали сталкиваться с проблемой формирования судоэкипажей из квалифицированных специалистов. Отделы кадров компаний искали пути эффективного способа набора экипажей на суда. Приоритет в отборе людей отдавался капитанам, которые приглашали в судоэкипаж с одной стороны хороших специалистов, а с другой стороны так называемых нужных людей, которые за весь период рейса буквально сидели на шее остальных членов экипажа. Такая ситуация давала капитанам и старшему комсоставу злоупотреблять своим служебным положением. На некоторых судах процветала и процветает круговая порука, пьянство и хулиганство. Отсутствие дисциплины у многих рыбаков и частое распитие спиртных напитков явились причинами аварий и несчастных случаев на море.

Специфика работы на рыбопромысловом флоте существенно отличается от работы моряков на транспортных судах и судах технического флота. В настоящее время рыбаки получают заработную плату чуть ли не в два раза меньше, чем их коллеги-транспортники. А ведь протяженность рейсов и нагрузка на рыбаков как физическая так и психологическая - во много раз выше. Физическая и психологическая реабилитация рыбаков после рейсов никем не проводится. Это не входит ни в интересы компаний, ни государства.

На первый план по логике должны выйти профсоюзы, которые в силу своей деятельности должны не только регулировать отношения между рыбаками и судовладельцами, но и отвечать за моральный и профессиональный аспекты при работе на судах рыбопромыслового флота. Коллективные соглашения, которые предлагают заключать профсоюзы, приемлемы только в том случае, когда тот же профсоюз подпишется под документом, подтверждающий достаточный профессионализм плавсостава.

Казалось бы, что с уменьшением количества единиц рыбопромыслового флота появляется возможность выбирать среди рыбаков специалистов необходимой квалификации. На самом деле все не так. Хорошие специалисты подались наниматься в иностранные компании. И там их довольно высоко ценят. А на оставшийся российский промысловый флот приходят молодые специалисты, которым учиться не у кого. Или пьяницы, которым больше некуда податься.

Есть ли тенденция к улучшению создавшейся ситуации в отрасли? Конечно есть! Если рыбопромысловые предприятия будут платить рыбакам достаточно приемлемую и стабильную зарплату. В этом преуспели некоторые компании, которые делают индивидуальный акцент практически на каждого человека, оценивая их профессиональные и морские качества по особой шкале. Заработок рыбаков не есть абстрактная величина, зависящая от процентного соотношения между выпущенной и реализованной рыбопродукцией. Каждый рыбак заранее знает, какую часть доллара он получит за каждую конкретную тонну произведенной рыбопродукции. Такая система не ставит в зависимость рыбаков от интересов компании. А чтобы зарплату выплачивать в срок, она ежемесячно переводится на депозитный банковский счет, с которого каждый рыбак может получить свои деньги по окончании рейса.

И так мы подошли к самому главному: каким образом в Калининградской области управлять кадрами, их обучением, повышением квалификации и рассредоточением по вакантным местам на предприятиях. Опыт показывает, что рыбопромысловым и судоходным компаниям нецелесообразно содержать громоздкий аппарат отделов кадров и иметь в штате по несколько тысяч морских специалистов. Учет специалистов и направление на суда должна осуществлять новая организационная структура. Данная структура, как показывает опыт, берет на себя все проблемы, связанные с формированием экипажей и направлением их по договорам с судовладельцами на суда. Что означает новый подход в кадровой политике предприятий, можно узнать по результатам работы Балтийского международного морского кадрового центра, создание которого продиктовано изменением взгляда многих судовладельцев на систему взаимоотношений между морскими специалистами и судовладельцами. Судовладельцы например, приобретают возможность не только получить квалифицированные и дисциплинированные экипажи, но и сэкономить немалые суммы денег.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz