Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ДНИ ИНФОРМАЦИИ О КАЛИНИНГРАДСКОМ ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКCЕ
Первая региональная выставка "Калининград - транспортный узел запада России"

Параллельно с выставкой 6-7 мая в г. Светлогорске проходила конференция "Дни Информации о Калининградском Транспортном Комплексе 1998" (ДИКТ'98), которую организовали совместно TACIS и государственное управление транспортного комплекса при администрации области. На конференцию прибыло более 150 специалистов-транспортников, представителей финансовых структур и научно-исследовательских институтов как из России, так и из Дании, Германии, Англии, Голландии, Литвы и других стран.

На конференции специалисты программы TACIS и транспортного комплекса отчитались о совместной работе в области и представили инвестиционные проекты по развитию Калининградского транспортного узла.

TACIS - это программа, разработанная Европейским Союзом для новых независимых государств (бывших республик Советского Союза кроме стран Балтии) и Монголии, в целях содействия развитию гармоничных и прочных экономических и политических связей между Европейским Союзом и этими странами-партнерами.

Цель программы состоит в поддержке усилий стран-партнеров по созданию обществ, основанных на политических свободах и экономическом процветании.

TACIS идет к этой цели путем предоставления субсидий (безвозмездного финансирования) для передачи ноу-хау, оказывая поддержку процессу перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

В течение первых четырех лет своей деятельности, т.е. с 1991 по 1994 гг., TACIS безвозмездно предоставил своим партнерам 1 млрд. 757 млн. экю, что позволило приступить к осуществлению 2 000 проектов.

TACIS передает ноу-хау, которым располагают государственные и частные организации самого широкого спектра, что позволяет сочетать опыт рыночной экономики и демократии с профессиональными навыками и знаниями на местах. Ноу-хау передается в форме оказания консультативного содействия в вопросах управления, направления групп экспертов, проведения экспертных исследований и профессиональной подготовки, путем создания правовой и нормативной базы, международных сетевых структур, пилотных (экспериментальных) проектов, а также путем установления партнерских отношений, содействия процессу породнения, создания новых и реорганизации действующих институтов. TACIS выполняет также роль катализатора, поскольку открывает доступ к средствам основных кредиторов благодаря проведению прединвестиционных исследований и технико-экономических обоснований.

На конференции с докладом "Транспортная система Калининградской области" выступил заместитель начальника государственного управления транспортного комплекса А.Ф. Деменок.

Транспортную политику Калининградской области проводит государственное управление транспортного комплекса при администрации области (ГУТК), образованное постановлением главы администрации области от 4 апреля 1994 г. Управление является самостоятельным юридическим лицом со своим балансом, финансируется за счет федерального и территориального дорожных фондов, и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного губернатором, под руководством администрации Калининградской области и во взаимодействии с федеральными министерствами и ведомствами.

Основой деятельности управления является Договор о разграничении полномочий между Правительством РФ и Администрацией области, в соответствии с которым подписано "Соглашение между Министерством транспорта РФ и администрацией Калининградской области о взаимодействии по реализации функций государственного регулирования деятельности и устойчивого развития Транспортного комплекса".

Этим Соглашением администрации области делегировано также право оперативного управления Калининградским областным отделением Российской транспортной инспекции (КООРТИ).

Аналогичные соглашения (договоры) заключены с МПС РФ, Департаментом по рыболовству Минсельхозпрода РФ, Федеральной дорожной службой, в стадии согласования находится Соглашение с Федеральной авиационной службой.

Региональную транспортную политику ГУТК осуществляет в соответствии с Федеральной программой развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 годы и с Региональной программой развития области на эти же годы во взаимодействии с представителями федеральных структур в области: КООРТИ, МАП Калининград, Гвардейским районом водных путей и судоходства, комитетом по управлению имуществом Калининградской области, судоходной инспекцией Северо-Западного бассейна и другими.

В вышеуказанную Федеральную программу, утвержденную постановлением Правительства РФ 29.09.1997 г. расчетной стоимостью 14 трлн. руб. (в ценах 1997 г.) вошли 11 объектов транспортного комплекса - основы экономики области (морские и речные порты, аэропорт, автодороги).

Учитывая, что порты имеют выгодное географическое расположение и по сути являются самыми западными незамерзающими морскими воротами России на Балтике, приоритет в Программе отдан им (6 из 11-ти проектов). Недавно пришла долгожданная весть: Минтранс РФ выделил деньги для ТЭО строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы Усть-Луга - Балтийск - порты Западной Европы и парома нового поколения типа "Мукран-138". Известный проектный институт из Санкт-Петербурга "ЛенморНИИпроект" обязался разработать до конца 1998 г. эти проекты.

С начала создания управление сотрудничает с лидером консорциума, успешно, на наш взгляд, выполнившего 3-й по счету проект - по развитию транспортной инфраструктуры области - фирмой "Uniconsult" из Гамбурга. Наметилась перспектива для работы и над 4-м проектом в следующем году: по модернизации и развитию морского канала и портов области с учетом перспективы грузоперевозок до 2025 г.

Хорошие взаимоотношения на базе подписанных соглашений и регулярных контактов у нас налажены с коллегами из Литвы, Польши, Белоруссии. Представители управления участвуют в работе совместных межправительственных групп по взаимодействию в области транспорта между Россией и вышеуказанными государствами. Это позволяет оперативно решать возникающие проблемы с перемещением грузов и пассажиров. Краткая характеристика транспортной системы области

В области имеется 24 международных пограничных перехода: 7 автомобильных, 7 железнодорожных, 8 морских и речных, 2 авиационных. В прошлом году границу области пересекли 8,0 млн. человек и 2,4 млн. транспортных средств (на 26% и 60% соответственно больше, чем в 1996 г.).

Транспортную сеть области составляют 756 км железных дорог, 4582 км автомобильных дорог с твердым покрытием (в т.ч. 259 км федерального значения). По территории области проходит 2 трансевропейских транспортных коридора: ответвление коридора N?1 - ВИА "Ганзеатика" (Рига - Калининград - Гданьск); ответвление коридора N?9 (Киев - Минск - Вильнюс - Калининград).

Выполнены ТЭО строительства и модернизации этих дорог по параметрам 1 и 2-й категории соответственно. Дороги области обслуживают 13 районных дорожных управлений.

Разветвленная сеть внутренних водных путей области протяженностью 807 км связана с внутренними водными путями Западной Европы и является частью международного транзитного европейского маршрута Е-70. По нему из литовского Каунаса можно достичь портов Северного моря.

В транспортный комплекс области входят предприятия железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного транспорта и дорожного хозяйства. Самый большой вклад в перевозки грузов вносит Калининградская железная дорога - свыше 75% (в прошлом году - 8,1 млн. т). Этому способствует хорошая организация перевозок, наличие единой информационной системы контроля за движением вагонов и грузов, разветвленной сети экспедиторских компаний, европейской колеи (155 км), развитых сортировочных станций в Калининграде и Черняховске, способных переработать от 3-х до 4-х тыс. вагонов в сутки. Нужно особо отметить инициативы руководителей дороги по привлечению транзитных грузов, их взаимовыгодные деловые отношения с коллегами из Литвы, Белоруссии, Польши.

Однако потенциальные возможности железной дороги намного превышают достигнутый результат.

Основа транспортного комплекса Калининградской области - незамерзающие порты: в Калининграде, Светлом, Балтийске, Пионерском. Как единый комплекс порт Калининград состоит из трех самостоятельных портов (морского торгового, морского рыбного и речного), расположенных на реке Преголя. Со стороны моря к акватории порта ведет Калининградский морской канал длиной 43 км, с гарантированной глубиной 9 м, что обеспечивает проход судов грузоподъемностью до 25000 т и длиной до 170 м.

Проектная мощность портов области около 15 млн. т в год. За 1997 г. их грузооборот составил 6.1 млн. т, т.е. имеются значительные резервы по переработке грузов.

Основная номенклатура перерабатываемых грузов: удобрения (навалом и в таре), уголь, кокс, черные и цветные металлы, металлолом, нефть и нефтепродукты, контейнерные грузы, рефгрузы.

Имеются регулярные грузо-пассажирские паромные линии: на Росток и Травемюнде (Германия), Кеге (Дания), в перспективе - линия на Швецию; грузовые линии на Киль (Германия), порты Северной Америки, Голландии и Англии. С целью увеличения загрузки портов морская администрация порта Калининград, порты, лоцманская служба, судовые агенты и экспедиторы (среди которых насчитывается около 90 компаний) применяют систему скидок и преференций к базовым ставкам и тарифам (до 50%) на предоставляемые услуги. В результате чего наши порты вполне конкурентоспособны с другими портами на Балтике.

Областной администрацией и ГУТК совместно с транспортниками области ведется большая работа с правительством России по обеспечению загрузки портов и железной дороги российскими грузами. И она приносит свои плоды: за последние 2,5 года ежегодный прирост грузооборота составил около 12%.

Воздушный транспорт в области представлен государственным унитарным авиапредприятием "Калининградавиа", являющимся федеральной собственностью.

Предприятие, имея 10 самолетов ТУ-134 и 2 - ТУ-154М, перевозит в год более 100 тыс. пассажиров регулярными рейсами в 30 городов России, стран СНГ, Германии. Выполняются чартерные рейсы в Южную Америку, Африку, Азию, на Ближний Восток. В этом году планируется открытие новых авиалиний и увеличение пассажирских перевозок на 10% за счет структурных преобразований.

Аэропорт имеет статус международного 1-й категории ИКАО.

Автомобильным транспортом области в прошлом году перевезено 1.3 млн. т грузов, 220,5 млн. пассажиров.

В регионе насчитывается около 12 тыс. грузовиков, работающих на коммерческих перевозках, в т.ч. 800 грузовых автомобилей и 40 рефрижераторов большой грузоподъемности используется на международных и дальних перевозках.

Льготы, предоставляемые российским законодательством автопредприятиям, членам АСМАП, зарегистрированным на территории Калининградской области, благоприятно сказались на увеличении грузооборота автотранспорта.

Самыми важными задачами по перспективному развитию транспорта в области мы считаем формирование необходимой законодательной, нормативно-правовой и технической базы и благоприятных условий для успешного функционирования транспорта, увеличения рынка транспортных услуг с приемлемыми и конкурентоспособными тарифами, привлечения инвестиций в транспортный комплекс области.

Затем с докладом о проекте TACIS "Транспортные аспекты Калининградской Особой Экономической зоны" выступил представитель TACIS Ральф Дамкелер:

В конце 1996 г. консорциум, сформированный немецкой фирмой Uniconsult и датской компанией Kampax, начал свою работу над проектом "Транспортные аспекты Калининградской Особой Экономической Зоны". Проект финансируется Европейским Сообществом в рамках программы TACIS в г. Калининграде.

Целью проекта является оказание содействия администрации особой экономической зоны в решении всех вопросов, связанных с развитием в ней транспорта. При этом стоит задача рассматривать все виды транспорта, т.е. морской, железнодорожный, автомобильный и воздушный, а также учитывать мультимодальные аспекты развития.

Получателем проекта является Управление транспортного комплекса при администрации области, которое координирует развитие транспортного узла в Калининградской области. Сополучателями являются транспортные компании всех видов транспорта.

Проект включает в себя как разработку соответствующих документов, так и частичное внедрение предложений. Работа над проектов была разбита на несколько этапов:

1) Выработка мультимодальной стратегии области.
На базе трех возможных моделей развития Особой экономической зоны были определены потенциальные грузопотоки через Калининградскую область до 2005 г. Наиболее важными составляющими общего потока являются грузы как из, так и на основную территорию РФ, грузовые потоки внутри области и, в-третьих, грузы, ввозимые из и в область из соседних стран. К 2005 г. общий поток грузов через Калининградскую область оценивается в 14 млн. т. Дальнейшие шаги проекта были основаны на стратегии развития конкурентноспособных транспортных и вспомогательных служб и создании благоприятных условий для жителей области, бизнесменов и приезжающих, а также для привлечения дополнительных грузопотоков через область.

2) Разработка планов действий для каждого вида транспорта.
На базе прогноза грузооборота и стратегии были составлены 4 модальных плана действий. При этом группы экспертов работали вместе с местными специалистами и представителями сополучателей проекта. Планы содержат действия на ближайшие 5-7 лет для каждого вида транспорта, внедрение которых позволит достичь стратегической цели. Действия подразделяются на три следующие категории:

  • направленные на развитие транспортной инфраструктуры, которые требуют капиталовложений в строительство и оборудование;
  • направленные на развитие системы управления транспортом и институциональные изменения;
  • по развитию людских ресурсов.

3) Составление мультимодального транспортного плана действий.
На этом этапе разрабатывался мультимодальный план действий на основе отдельных модальных планов. При этом были определены приоритетные действия с точки зрения развития мультимодальных компонентов транспортного узла Калининградской области.

4) Проведение обучения и семинаров.
Первым шагом внедрения мультимодального плана было проведение нескольких курсов обучения и семинаров в конце 1997 г. Ряд курсов проводились совместно с Балтийской государственной академией рыбопромыслового флота в г. Калининграде, и ряд - в странах Западной Европы.

5) Разработка предварительного исследования о возможности внедрения электронного обмена данными.
Необходимость проведения данного исследования была вызвана более глубокой интеграцией Калининградского транспортного узла в транспортные системы России и Западной Европы и более жесткими требованиями отправителей и перевозчиков к эффективности транспортного процесса. В результате были разработаны поэтапная схема и пути внедрения системы электронного обмена данными. 6) Разработка презентационных проектов. Для содействования внедрению мультимодального плана были выбраны его приоритетные действия, и составлены 4 презентационных проекта. Презентационные проекты - это разработки, приближающиеся по содержанию к бизнес-плану, которые служат для привлечения партнеров и финансовых организаций, заинтересованных в реализации того или иного проекта.

6) Организация и проведение конференции "Дни информации о Калиниградском транспортном комплексе 1998".

7) Дальнейшее содействие внедрению мультимодальной транспортной стратегии и транспортного плана действий.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz