Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ, ПОЛЬШЕ И ЛИТВЕ
По материалам семинара "Специальные экономические зоны в России, Польше, Литве и Латвии", Немецко-русский дом, Калининград, 14 мая 1998 г.

Особая Экономическая Зона в Калининградской области РФ
Федеральный центр, признавая важность региона, его особое геополитическое положение, в январе 1996 г. принял Федеральный закон "Об Особой Экономической Зоне в Калининградской области". Особая Экономическая Зона (ОЭЗ) создана в целях ускорения социально-экономического развития области, повышения жизненного уровня населения на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечения благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий, увеличения экспортных возможностей региона.

Основой функционирования ОЭЗ являются заложенные в законе о ней нормы, определяющие льготы региона:

  • беспошлинный ввоз товаров в Калининградскую область. Это льгота позволила наполнить потребительский рынок товарами, значительно увеличить внешнеторговый оборот. Повысилась предпринимательская активность малого и среднего бизнеса. Предприятия области получили экономию по уплате таможенных пошлин и налогов.
  • беспошлинный ввоз продукции, произведенной в области. Для реализации этой льготы действует "Порядок определения происхождения товаров из ОЭЗ в Калининградской области". В соответствии с этим документом товар считается произведенным в области, если величина добавленной стоимости составляет не менее 30 %, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике - не менее 15%.
  • предусмотрено освобождение от уплаты НДС на транспортные перевозки из Калининградской области в Россию и наоборот и освобождение от обязательной продажи валютных поступлений при экспортных операциях. Эти два положения закона сейчас находятся в стадии решения. Они также позволяют предпринимателям иметь дополнительные средства для своего развития.

В настоящее время предпринимаются также другие шаги для дальнейшего развития ОЭЗ в области.

Постановлением правительства РФ в сентябре 1997 г. утверждена Федеральная Целевая Программа Развития Особой Экономической Зоны в Калининградской области на 1998-2000 годы. В программу вошли 67 инвестиционных проектов. В соответствии с программой приоритетными направлениями инвестирования являются: транспортный комплекс, высокотехнологическое машиностроение, туристско-рекреационный комплекс, янтарная отрасль, рыбопромышленный комплекс и некоторые другие направления. Реализация программы требует государственной поддержки строительства и модернизации объектов инфрастуктуры и жизнеобеспечения региона. На эти цели за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе предполагается выделить 6,8 млрд. рублей ( в ценах 1998 г.). Для реализации программных мероприятий предусматривается также использование средств бюджета области, собственных средств предприятий, иностранных инвестиций, заемного капитала.

На региональном уровне по инициативе администрации области в октябре 1997 г. областной Думой принят закон "О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области". Его суть состоит в том, что на территории области в отдельных точках (это может быть одно или комплекс технологически связанных предприятий) вводится дополнительная система льгот, определяемая на областном и местном уровнях. Закон определяет правовую основу создания таких зон в области.

В стадии разработки и утверждения как на федеральном, так и на региональном уровнях, находится в настоящее время еще ряд документов по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленных на ускорение социально-экономического развития области.

Уже перечисленные и другие принимаемые меры по развитию области дают для деловых людей хорошие перспективы для бизнеса в регионе и способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области.

Таким образом, можно выделить следующие предпосылки для успешного партнерства в Калининградской области:

  • выгодное географическое положение области как субъекта Российской Федерации, связанное с наличием незамерзающих морских портов, и близость западноевропейских стран;
  • сформировавшаяся устойчивая общероссийская законодательная база;
  • динамично формирующаяся благоприятная нормативно-правовая база экономического развития Калининградской области - как Особой Экономической Зоны;
  • достаточно высокая социальная стабильность;
  • приверженность региональных органов власти курсу реформ;
  • значительное число предприятий различных форм собственности, имеющих наукоемкие производства и квалифицированные кадры с опытом внешнеэкономической деятельности;
  • создание дополнительных экономических гарантий в виде регионального развития Калининградской области, других страховых и залоговых фондов.

Экономические Зоны в Польской Республике

Oбщие правила создания и функционирования СЭЗ в Польше.
Правовые рамки создания в Польше СЭЗ регулирует закон от 20 октября 1995г. Законодательной целью создания СЭЗ является ускорение экономического развития части территории страны. Цель должна быть достигнута путем развития определенных сфер хозяйственной деятельности, открытия новых технических и технологических решений и их использования в народном хозяйстве, увеличение конкурентоспособности производимых товаров и услуг, благоустройства существующего промышленного потенциала и экономической инфраструктуры, создания новых рабочих мест, освоения неиспользованных полезных ископаемых с соблюдением правил экологического равновесия. Создание зоны наступает путем распоряжения, выданного Советом Министров.

Руководство СЭЗ возлагается на указанного в распоряжении управляющего. Может им быть исключительно акционерное общество или товарищество с ограниченной ответственностью, где Государственная Казна имеет большинство голосов, которые могут быть отданы на общем собрании совладельцев. Государственная Казна имеет право назначать и освобождать от должности большинство членов ее Правления и Контрольного Совета. Государственную Казну представляет Министр Казны. Задачей управляющего является проведение мероприятий, направленных на развитие экономической деятельности в СЭЗ.

Предприниматели, работающие в СЭЗ, имеют право на освобождение от налогов на основании разрешения, выданного на определенное время Министром Экономики. Министр Экономики путем распоряжения поручает управляющему проведение процедур, ведущих к установлению разрешений, а также самих разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность на территории СЭЗ.

Выбор предпринимателей, которые получают разрешение на хозяйственную деятельность в СЭЗ, происходит путем торгов или переговоров. Однако в случае обоснованного важного экономического значения для хозяйства страны, Министр Экономики может отойти от этой формы предоставления разрешений. Разрешение может истечь или быть отменено в случаях, определенных законом.

Указ Совета Министров, создающий СЭЗ, может определять предмет или сферу деятельности, проведение которой на территории СЭЗ не требует разрешения. В СЭЗ не требуется разрешения на проведение следующих видов деятельности: монтажные работы; ремонт, консервация и ремонт машин, оборудования и других предметов, используемых в хозяйственной деятельности на территории СЭЗ; строительные работы; услуги в торговой сфере; ремонт механических транспортных средств и мотоциклов, а также предметов личного и домашнего пользования; гостиничные и ресторанные услуги; транспортные, складские и финансовые услуги, а также услуги, связанные с недвижимостью, сферой администрации и народной обороны, юридически гарантируемой социальной защитой; услуги образования, здравоохранения, а также коммунальные, другие социальные и индивидуальные услуги.

Деятельность, запрещенная в СЭЗ
Указ определяет сферу деятельности, возможность проведения которой в СЭЗ исключена. В СЭЗ общему исключению подлежит следующая деятельность: производство взрывчатых материалов; производство и разлив спирта и алкогольных напитков и топлива; производство табачных изделий; лотерейные и другие игры; деятельность, в результате которой в атмосферу выбрасываются загрязнения, в количестве могущим довести до превышения допускаемого уровня.

Налоговые освобождения, преференции, льготы в рамках СЭЗ и условия их получения
Предприниматели, действующие в СЭЗ, могут рассчитывать на налоговые освобождения и преференции. Доходы предпринимателей, имеющих право воспользоваться льготами в подоходном налоге, могут быть полностью освобождены от этого налога на период времени, равный половине срока действия СЭЗ. По истечении этого периода доходы предпринимателей могут быть освобождены от подоходного налога в части, не превышающей 50% дохода.

Получение разрешения на деятельность в СЭЗ и возможность использования выше указанных льгот зависит от выполнения индивидуально определенных для каждой СЭЗ условий, в зависимости от уровня инвестиций и количества новых рабочих мест. Предприниматель, который хочет воспользоваться налоговыми льготами, предлагаемыми в СЭЗ, должен ограничить свою деятельность исключительно до границ СЭЗ.

Предприниматели, не имеющие права на налоговые освобождения, могут воспользоваться преференциями в виде занесения издержек за куплю нематериальных и юридических ценностей, связанных непосредственно с хозяйственной деятельностью в СЭЗ, в расходы по получению прихода или в виде повышенных амортизационных ставок. Эти преференции могут быть использованы как альтернативный вариант. Кроме этого предприниматели, действующие на территории СЭЗ, освобождаются от уплаты локальных налогов, например, налога на недвижимость.

Следующим удобством для потенциальных инвесторов является возможность передачи управляющему СЭЗ начальником районной администрации полномочий по общему праву выдачи административных решений в сфере строительного законодательства на территории СЭЗ. Выгодным решением, касающимся купли недвижимости иностранцами, является ускорение процедуры выдачи разрешений на куплю МВД до одного месяца от момента подачи заявления заинтересованной стороной.

До октября 1997 г. на территории Польши было создано 17 СЭЗ, в том числе 2 - имеющие характер технопарков.

Свободные Экономические Зоны в Литовской Республике

Особенности создания СЭЗ в Литве.
Одной из нетрадиционных форм привлечения в страну иностранного и местного капитала является создание свободных экономических зон в Литве.

В 1995 г., проанализировав все технические условия и возможности, было решено создать в стране три СЭЗ - в Клайпеде, Шауляе и Каунасе. Это города имеют великолепное географическое положение. Они находятся около перспективных международных магистралей, имеют развитую техническую инфраструктуру, богатейший опыт промышленного производства, доступ ко всем энергетическим ресурсам, а также удобную коммуникационную сеть с морским портом в Клайпеде, аэропортами в Каунасе и Шауляе, с железнодорожными ветками.

С целью упорядочить процедуру создания и функционирования СЭЗ в Литве 28 июня 1995 г. Сеймом Литвы был принят Основной Закон Литовской Республики о свободных экономических зонах. Целью этого закона было регламентировать хозяйственную деятельность в создаваемых зонах. В Основном Законе намечены разные налоговые, таможенные, финансовые и правовые льготы для хозяйственно-коммерческой деятельности как иностранными, так и местными субъектами, которые в зонах будут создавать предприятия и организации по торговле, производству, финансам, науке и технике.

Для хозяйственно-коммерческой и финансовой деятельности в зонах намечены специальные экономические и правовые условия. Зарегистрированные в зоне предприятия платят следующие налоги:

  • налог на прибыль;
  • подоходный налог;
  • арендная плата за землю;
  • налог на природные ресурсы и загрязнение окружающей среды;
  • оплата социального страхования.

Товар, находящийся в зоне, считается товаром за пределами таможенной территории Литвы. Зарегистрированные в СЭЗ предприятия и физические лица могут использовать различные льготы и привилегии. Предприятия в СЭЗ в течении первых 5 лет деятельности освобождены от подоходного налога на 80 %, а в следующие 5 лет - на 50 %. Управляющий зоной имеет право на 50 % освобождение от налога на землю. Собственный капитал управляющего и предприятий зоны, инвестируемый в СЭЗ, не добавляется к стоимости земли при установлении арендного налога.

В случае, если иностранный инвестор приобретает не менее 30 % уставного капитала предприятия, зарегистрированного и действующего в СЭЗ, и одновременно инвестирует не менее 1 млн. долл. США, в течении первых 5 лет полностью освобождается от подоходного налога. Кроме этой льготы, предпринимателям, действующим в СЭЗ, предоставляются и другие привилегии.

Основной Закон определяет, что каждая конкретная зона создается отдельным законом, принимаемым Сеймом Литвы. В связи с этим, в 1996 г. были приняты законы о Шауляйской (02.07.96.), Клайпедской (12.09.96.) и Каунасской (22.10.96.) СЭЗ. Целью этих законов является определение территории СЭЗ, назначение действий по использованию имеющейся инфраструктуры для создания условий привлечения иностранных инвесторов. В законах также регламентирован порядок проведения международного конкурса и критерии выбора управляющего зоной.

После международных конкурсов по выбору управляющих зонами постановлением правительства Литовской Республики (15.09.97.) управляющим Шауляйской СЭЗ назначено акционерное общество "Шаулю Скридис", Клайпедской - закрытое акционерное общество "Клайпедос Вистимо Групе", в марте этого года конкурсной комиссией был выбран управляющий Каунаской СЭЗ - бельгийский консорциум AOI NV. Теперь это решение должно быть подтверждено правительством.

Ожидается, что весной этого года Шауляйская и Клайпедская СЭЗ, а осенью и Каунаская СЭЗ начнут действовать. Это будут первые действующие в Литве СЭЗ.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz