Наши реквизиты

к оглавлениюследующая статья

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ в СВЕТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ
Георгий Яковлевич Дыханов, исполнительный директор Фонда "Агентство Регионального Развития"

Рыбохозяйственный комплекс (РХК) в силу естественных причин объективно является важнейшим направлением специализации экономики Калининградской области. Несмотря на то, что в настоящее время он во многом утратил лидирующие позиции, развитие РХК было и остается одним из приоритетов регионального развития. Поэтому крайне важно уже сейчас, на этапе переговорного процесса, оценить, каким образом предстоящее вступление России в ВТО может повлиять на деятельность РХК Калининградской области, и на основании этого предусмотреть меры по поддержке и защите отрасли.

Состав и структура РХК Калининградской области крайне неоднородны. Его производственная сфера представлена отраслями, относящимися к различным секторам экономики (рыбная промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и др.), и фактически сейчас может рассматриваться как простая совокупность близких по некоторым хозяйственным функциям экономических единиц. Несмотря на наличие в нем нескольких крупных компаний, комплекс разобщен и слабо структурирован. На сегодняшний день практически отсутствуют вертикально-интегрированные компании, целиком охватывающие основные направления деятельности РХК. Отношения в комплексе главным образом сводятся к межотраслевым кооперационным и хозяйственным связям. Указанная особенность определяет принципиальные отличия в характере последствий для различных предприятий РХК, которые вызовет вступление России в ВТО.

Для оценки этих последствий все хозяйствующие субъекты производственной сферы РХК Калининградской области могут быть условно отнесены к категориям рыбодобывающих, рыбоперерабатывающих и обслуживающих организаций.

Предприятия, осуществляющие добычу рыбы, - преимущественно экспортоориентированная и наиболее конкурентоспособная часть РХК. Это, по сути, сырьевая отрасль, базирующаяся на использовании рыбных запасов главным образом Северо-Восточной Атлантики. Основными преимуществами отрасли перед западными конкурентами являются: использование относительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силы, хорошая научная база и многолетний опыт рыбодобычи, способ рыбодобычи, позволяющий замораживать свежую рыбу прямо в море, а также наличие определенного "резерва производственных мощностей" в виде практически "бесплатных" для первоначальных собственников судов бывшего советского рыбопромыслового флота. Данные факторы конкурентных преимуществ, на наш взгляд, к настоящему моменту не являются устойчивыми и, несмотря на наличие стабильного рынка сбыта, едва ли способны в одиночку предопределить успешное развитие отрасли на долгосрочную перспективу.

Вступление России в ВТО и ожидающаяся в связи с этим интеграция российской экономики в систему мировых экономических связей создают определенные предпосылки, использование которых может при благоприятном развитии событий усилить конкурентоспособность отрасли. К числу таких предпосылок могут быть отнесены:

  • - упрощение процедур доступа российских рыбодобывающих предприятий на иностранные рынки;
  • - упорядочение вопросов субсидирования рыболовецких организаций (на них распространяются льготы ВТО для сельхозпроизводителей);
  • - расширение возможностей для кооперации с иностранными компаниями, в т.ч. облегчение доступа к иностранным финансовым ресурсам.

Понятие "благоприятное развитие событий" подразумевает согласованную позицию и лоббирование своих интересов рыбодобывающими компаниями, наличие ясной стратегии и готовность конкурировать с Западными компаниями, сопоставимость основных показателей рентабельности, оборачиваемости активов, производительности труда и других отраслевых показателей, последовательную политику поддержки отрасли со стороны Российского правительства, адекватную поддержке этой отрасли правительствами Западных стран.

Использование этих факторов в сочетании с имеющимися преимуществами откроет дополнительные перспективы для развития рыбодобывающих предприятий в Калининградской области. Только часть из них способна стать потенциальными точками экономического роста, вокруг которых будет происходить формирование новой структуры отрасли.

При неблагоприятном развитии событий ввиду отсутствия долгосрочных конкурентных преимуществ, кроме дешевой рабочей силы, и профессионального менеджмента (нынешние собственники управляют рыбодобывающими предприятиями самостоятельно без каких-либо долгосрочных целевых ориентиров, зачастую не осознавая потребности в профессиональном управлении и, по сути, являясь предпринимателями, ориентированными на максимизацию денежных потоков в краткосрочном периоде) в ближайшие 3-5 лет произойдет смена собственников или значительное сокращение рыбодобывающей отрасли, связанное с ликвидацией многих калининградских компаний, активных в этом бизнесе. Осознано или неосознано, нынешние владельцы рыбодобывающих предприятий способствуют скорейшему выходу своих предприятий из рыбодобывающей отрасли, используя сгенерированные денежные потоки не для модернизации и строительства судов и создания долгосрочных конурентных преимуществ, а для вложения в другие отрасли, на связанные с рыбодобычей или, в лучшем случае, для увеличения количества судов не самой новой постройки. Проводимая таким образом стихийная диверсификация возможно и способствует сохранению капитала, но не усиливает позиций компаний в преддверии свободной конкуренции с западными коллегами, когда защитные барьеры будут сняты в связи с вступлением в ВТО.

Большинство рыбоперерабатывающих организаций Калининградской области в настоящее время являются многопрофильными предприятиями пищевой промышленности, осуществляющими выпуск широкого спектра продукции (в основном, из-за нехватки собственных оборотных средств, из "давальческого" сырья, что ставит их в зависимость от поставщиков и не позволяет самостоятельно планировать производственную деятельность). Принципиальным недостатком калининградских рыбоперерабатывающих предприятий, абсолютное большинство которых строилось и оснащалось в 60-80-е годы, является неэффективная и устаревшая производственная база. Их основные фонды сильно изношены и морально устарели, технологии не обеспечивают стандартов качества, необходимых для успешного продвижения продукции калининградской рыбопереработки на внешних рынках. С другой стороны, особенности географического положения области определяют высокие транспортные издержки на доставку калининградской рыбопродукции в основную часть России, чем ограничивают её конкурентоспособность на российском рынке.

Компенсировать последнее позволяют льготы ОЭЗ, освобождающие местных производителей от уплаты таможенных пошлин на импортируемое в область сырье. Поэтому перспектива снижения ввозных таможенных ставок для всех российских импортеров после вступления России в ВТО и, в связи с этим, утрата фактора "конкурентоспособности в издержках" создает угрозу потери внутреннего рынка для калининградских рыбопереработчиков. Дальнейшим развитием ситуации может стать массовое банкротство региональных предприятий с их последующей ликвидацией (пессимистический вариант) или модернизацией после смены собственников (оптимистический вариант). Однако, поскольку оба этих полярных сценария являются результатом неуправляемого, стихийного (и, следовательно, недопустимого с точки зрения обеспечения устойчивого развития области) процесса, в рамках стратегии развития Калининградской области (полагаем, что таковая будет скоро разработана) должны быть предусмотрены специальные меры, направленные на компенсацию потерь РХК, которые могут иметь место после вступления России в ВТО. По нашему мнению, к таким мерам должны прежде всего относиться:

  • - установление относительно высоких ввозных таможенных пошлин при импорте продукции рыбоперерабтки на территорию России;
  • - сохранение в течение переходного периода нетарифных ограничений в целях защиты внутреннего рынка Калининградской области (квот на ввоз в область некоторых видов рыбной продукции);
  • - содействие привлечению частных инвестиций, направленных на совершенствование производственной базы рыбоперерабатывающих предприятий;
  • - создание механизма субсидирования РХК в рамках правовых возможностей, предусмотренных Соглашением о субсидиях и компенсационных мерах ВТО.

Реализация этих мер позволит избежать негативных последствий, которые могут возникнуть в рыбоперерабатывающей отрасти региона в связи с вступлением России в ВТО и ликвидацией ОЭЗ в Калининградской области, укрепит конкурентоспособность отрасли как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Предприятия, обслуживающие потребности РХК Калининградской области, относятся к сфере этого комплекса достаточно условно. В качестве таких организаций обычно рассматривают:

  • - судостроительные и судоремонтные заводы;
  • - рыбные порты и специализированные терминалы для перевалки и хранения рыбной продукции, а также ряд других предприятий и организаций.

В настоящее время данная категория организаций представлена многофункциональными предприятиями, выполняющими широкий набор функций, часто непосредственно не связанных с РХК. В силу этого, рассмотрение последствий вступления России в ВТО для этих предприятий должно вестись в контексте с другими видами их деятельности. Вместе с тем представляется, что вступление России в ВТО должно сопровождаться разработкой мер, регламентирующих доступ иностранных компаний на отечественный рынок рыбохозяйственных услуг (сейчас подобные меры, получившие довольно широкое распространение в большинстве стран-участниц ВТО, в нашей стране практически отсутствуют). Реализация предложенного позволит создать правовые рамки деятельности иностранных конкурентов на внутрироссийском рынке и привести её в соответствие с общепринятой международной практикой.

Очевидно, что изложенные выше соображения охватывают лишь незначительную часть проблем, возникающих перед РХК Калининградской области в свете вступления нашей страны в ВТО. Данный круг проблем является сложным и многогранным явлением, требующим специального исследования. Вместе с тем, имея в виду ожидаемые перемены, наиболее перспективным, как нам представляется, магистральным направлением дальнейшего развития комплекса является укрупнение его структурных единиц на базе уже начавших формироваться межотраслевых объединений - рыбохозяйственных холдингов. В связи с этим приоритетом экономической политики администрации области (как, впрочем, и федеральной власти) должно стать содействие интеграционным процессам в РХК. Однако, поскольку основная роль в этом, безусловно, принадлежит самим предприятиям, главной предпосылкой интеграции должно стать осознание рыбопромышленниками области того факта, что реальная конкурентоспособность, базирующаяся на техническом перевооружении предприятий РХК, переходе их на новые технологические стандарты, может быть достигнута только в рамках крупных предприятий, охватывающих основные сферы РХК, и обладающих достаточным "финансовым жирком" для инвестиций.

 

 
к оглавлениюследующая статья
   
Rambler's Top100
Hosted by uCoz