Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОРСКОГО СПЕЦИАЛИСТА И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ
Евгений Алексеевич Варнавских, кандидат технических наук, доцент

Воспитание морского офицера - сложный и многоаспектный процесс целенаправленной подготовки человека к специфичной профессиональной деятельности. В число профессионально важных качеств морского специалиста входят способность своевременно и правильно принимать решения и действовать в сложных условиях. В настоящее время профессиональные действия большинства флотских специалистов напрямую связаны с эксплуатацией техники. Для этого им необходимо инженерное образование, так как на практике приходится решать технические задачи соответствующего уровня. Морская практика требует от специалиста активного проявления знаний, умений и навыков при решении практических задач. Причем это проявление сугубо индивидуально. Оно определяется как объектом профессионального воздействия, так и субъектом этого воздействия - морским специалистом. Это отражает противоречие современных образовательных систем между массовым характером передачи знаний в процессе обучения и воспитания морского профессионала и необходимостью индивидуального применения полученных знаний в непредвиденных обстоятельствах.

От того, насколько успешно разрешает морской офицер технические противоречия в процессе нештатной эксплуатации объектов морской техники, зависит успех решения непростых задач морского бизнеса. Естественно, только усилием воли их морскому специалисту не разрешить. Этому офицера нужно учить, и ему необходимо самому постоянно учиться. Наблюдения показывают, что эффективным дидактическим средством для этого является техническое творчество, направленное на решение прежде всего нестандартных инженерных задач. Техническое творчество является проявлением творческой активности в инженерной деятельности специалиста. Курсантов и студентов в морском вузе необходимо обучать техническому творчеству! Это уже почти педагогическая парадигма. Не зная техники, в современных условиях профессионально исполнять должностные обязанности по эксплуатации морских объектов невозможно.

Профессиональная деятельность морского офицера специфична; она несет и элементы творчества - свойственной человеку целенаправленной деятельности, отмеченной неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления, чувствования, действий. Причем творчества специфического, по меткому определению известного летчика-испытателя М.Л. Галлая, - во время так называемой "нештатной ситуации" (Галлай М.Л. Прогресс видимый и невидимый. Изобретатель и рационализатор, 1994, N№ 9, с. 26-28). В этот момент от офицера требуется, чтобы "он проявил разумную инициативу, справился с неожиданностью, принял в условиях неполной информации нестандартное, зачастую непредусмотренное инструкциями решение - и твердой рукой претворил его в жизнь".

В деятельности офицера постоянно приходится совмещать две тенденции - строгой детерминированности в профессиональной деятельности и способности к творческой импровизации. Совмещать их трудно, но необходимо. Это предполагает развитие во время обучения в морском вузе у курсанта или студента творческой активности - совокупности свойств личности, обеспечивающей включенность будущего офицера в процесс создания нового. Этот процесс предполагает внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменение способа действий в ходе решения учебных и боевых задач. Только такой подход обеспечивает продуктивную деятельность офицера. Причем творческая активность направлена на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, привычных процедур и процессов, конечного продукта практического и умственного труда, а также своих собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметно преобразуемой жизни.

Но как в педагогической практике в условиях морского вуза оценивать динамику развития творческой активности курсанта или студента при решении профессиональных задач, как оценивать в данном процессе работу педагога? Следует оговориться, что речь идет не о необходимости повальной оценки курсантов. Творчество — процесс камерный, индивидуальный. Увы, но желание решать творческие инженерные задачи высказывают лишь до 30% курсантов и студентов выпускного курса. Таковы, например, результаты опросов, регулярно проводимых в Балтийском военно-морском институте. Фактически же занимаются научной работой и техническим творчеством и того меньше. Причем это устойчивая тенденция. По данным Московского государственного авиационного института (технический университет) численность студентов, занимающихся ныне научно-исследовательской деятельностью, заметно снизилась и стабильно не превышает в институте 8-10% от числа студентов. Нетрудно осознать, что это означает ухудшение качества подготовки специалистов, сокращение базы воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях. Морской офицер - "изделие штучное". Именно с таких позиций необходимо подходить педагогу к его воспитанию, сообразуясь с принципом "делай как я"! Молодые дарования приходится искать, с ними необходимо много и внимательно работать. В частности, необходимо трезво оценивать и уровень творческой активности в инженерной деятельности. Но как это делать?

Мы в рамках данной работы рассматриваем лишь оценку развития творческой активности в инженерной деятельности - процессе решения технических задач соответствующего уровня с относительной новизной инженерного решения, принимаемого специалистом. Но это должно быть единственно правильное решение.

Профессиональное обучение и воспитание ставит вопрос: как оценивать творческую активность в инженерной деятельности курсанта и выпускника вуза? Процесс создания нового технического решения, соответствующего изобретательскому уровню, камерный. Неважно, как его будут именовать. Важен результат: создание нового технического объекта, нового технического решения. Это создается субъектом технического творчества: одним человеком. Важно вовремя заметить и оценить развитие у курсанта задатков к этому!

Полагаем, что творческая активность в инженерной деятельности курсанта или студента морского вуза может быть оценена с использованием общеизвестных следующих четырех критериев творческой активности, используемых в педагогике: чувство новизны, критичность мышления, способность к преобразованию структуры объекта инженерной деятельности, направленность на техническое творчество.

Эти критерии конкретизируются на практике по отношению к педагогическим условиям, направленным на формирование творческой активности в инженерной деятельности при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в учебном процессе вуза.

Доминирующим при разработке критерия развития творческой активности курсанта в инженерной деятельности является чувство новизны. Это обстоятельство необходимо использовать в педагогической практике. Чувство новизны объединяет такие элементы творческой активности как знания, необходимые для осмысления физических и технологических процессов, восприятие, внимание, память, воображение. Данный критерий отражается в следующих эмпирических показателях:

  • - способность к прогнозированию изменений в технике;
  • - творческое воображение;
  • - способность моделировать нестандартные технические ситуации;
  • - способность обнаруживать новые связи в объектах техники и технических системах.

Критичность мышления специалиста как критерий раскрывается и характеризуется следующим набором показателей:

  • - независимость суждений о характеристиках средств морского вооружения и иной техники и о процессах, явлениях, протекающих в них;
  • - способность пользоваться объективными критериями;
  • - умение находить причины своих ошибок и неудач в оценке явлений и процессов во время профессиональной деятельности;
  • - самооценка своей инженерной деятельности;
  • - способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность преобразовывать структуру объекта инженерной деятельности вбирает в себя знания предметной области инженерной деятельности и знания способов деятельности (включая эвристические методы), опыт творческого познания, опыт творческого общения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Этот критерий характеризуют такие показатели:

  • - умение анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное в инженерной деятельности;
  • - умение описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать свои взгляды на явления и процессы в морской технике;
  • - умение систематизировать и классифицировать;
  • - способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия в технических объектах и системах;
  • - осуществлять перенос знаний и умений.

Направленность на техническое творчество включает в себя мотивы творческого познания, мотивы творческого труда и мотивы творческого общения. Данный критерий характеризуют следующие основные показатели:

  • - интерес к техническому творчеству (любознательность);
  • - наблюдательность;
  • - стремление к творчеству ( созидание нового);
  • - чувство долга;
  • - стремление к лидерству;
  • - стремление к получению высокой оценки.

Выделенные критерии отражают главные направления личностно-деятельностного подхода к процессу развития творческой активности в инженерной деятельности специалиста. Каждый критерий характеризуется своим набором уникальных эмпирических показателей. Это позволяет разрабатывать необходимые в педагогической практике диагностические средства и производить соответствующие замеры. Несмотря на обобщенный характер, они целостно отражают специфику воспитания специалиста в вузе. Их использование преподавателями и научными сотрудниками позволяет им более эффективно взаимодействовать в учебно-воспитательном процессе с курсантами. Предлагаемые критерии учитывают одну из самых ярких способностей человека: непрерывное стремление к познанию.

Качества, необходимые для творческой инженерной деятельности, человеку не даются от природы, а приобретаются им в результате воспитания и образования. Категория деятельности специалиста представляет собой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение профессионала к окружающему миру, к другим людям, к задачам, которые перед ним стоят. Деятельность — это практика, результат обучения в вузе. По тому, как действует курсант, можно судить о результативности процесса обучения. Обучать деятельности! Процесс обучения и воспитания носит прагматический характер. Его результаты проявляются на практике. Практическая деятельность специалиста - конечный результат этого процесса.

Отметим, что личностно-деятельностный подход к реализации педагогических систем отражен в действующих в Российской Федерации Государственных стандартах высшего профессионального образования направлений подготовки дипломированных специалистов. Например, направления 652900 - "Кораблестроение и океанотехника", 653000 - "Системы объектов морской инфраструктуры". Данный подход отражен в требованиях подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной деятельности: проектно-конструкторской (для направления 652900 добавляется также конструкторско-технологическая); организационно-управленческой; научно-исследовательской; производственно-технологической; эксплуатационному и техническому обслуживанию (для направления 652900 - технико-эксплуатационное).

Педагогическая практика показывает, что использование соответствующих измерительных шкал для относительной оценки динамики изменения критериев и их показателей позволяет воспитателю и преподавателю оценить как подготовленность будущего морского офицера, так и собственную работу. Причем как в рамках повседневной педагогической деятельности, так и в рамках нестандартной ее формы, например, студенческого (курсантского) научного общества, научного кружка, временного творческого коллектива и т.п.

Процесс подготовки специалистов, способных эксплуатировать морскую технику нового поколения, предъявляет ряд требований и к преподавательскому составу. Реалии таковы, что на деле значительное число преподавателей уже весьма далеко от творческой инженерной и изобретательской работы, слабо ее представляет. Качественный состав преподавателей является порой непреодолимым препятствием в технической подготовке морских специалистов! Говорить о недостаточности развития мотивации у курсанта (студента) к созданию нового в условиях вуза пока не приходится. Курсанты оперативно реагируют на просьбу помочь в решении тех или иных технических задач. Причем, иногда приходится удивляться оригинальности предлагаемых ими решений! Как важно поддержать эти устремления! Мы очень много говорим о гуманизации, гуманитаризации, информатизации, компьютеризации и прочем в современном высшем образовании, но уже забываем напрочь о формировании инженерной культуры специалиста. Увы, ее отсутствие дает весьма осязаемое проявление на практике.

Критериальная оценка творческой активности курсантов позволяет педагогу индивидуально целенаправленно работать с курсантом, отмечая его достижения и недостатки в ходе профессионального становления как будущего флотского офицера. Предлагаемые критерии творческой активности в инженерной деятельности могут быть использованы не только при оценке профессиональной подготовленности курсантов-выпускников. Они же могут быть использованы при оценке деятельности и преподавательского состава и научных работников морских учебных заведений.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
   
Rambler's Top100
Hosted by uCoz