Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ и СТРАТЕГИЯ на НАЦИОНАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ и МЕСТНОМ УРОВНЯХ в ШВЕЦИИ - процесс, ориентированный на цель и результат
Лизбет Шульце, начальник Департамента охраны природы и экологического мониторинга округа Халланд (Хальмштад, Швеция)

В апреле 1999 г. Шведским парламентом были единогласно приняты 15 целей качества окружающей среды. Цели фокусируются на устойчивом развитии и формулировались с точки зрения способности природы компенсировать оказываемое на нее экологическое влияние. Они описывают состояние окружающей среды, которое должно быть достигнуто к 2020 г. Основной целью является передача следующему поколению такого общества, в котором основные экологические проблемы уже решены.

Вот эти 15 целей:

  • • чистый воздух;
  • • грунтовые воды высокого качества;
  • • устойчивые озера и русла;
  • • естественное состояние заболоченных территорий;
  • • сбалансированная морская окружающая среда, устойчивые прибрежные районы и архипелаги;
  • • отсутствие эвтрофикации;
  • • только естественное окисление;
  • • устойчивые леса;
  • • стабильные сельскохозяйственные угодья;
  • • величественные горные районы;
  • • хорошая городская среда;

  • • нетоксичная среда;
  • • радиационная безопасность;
  • • защитный озоновый слой;
  • • уменьшенное влияние на климат.

Правительством были назначены десять официальных лиц для более четкого определения этих целей в виде задач, программ действия и систем их исполнения. Их предложения стали основой работы исследовательского комитета по экологическим вопросам и в июне 2000 г. комитет внес свои предложения на обсуждение правительства. В ноябре 2001 г. парламентом был окончательно принят правительственный законопроект "Экологические цели Швеции - промежуточные задачи и стратегия действий".

Цели качества окружающей среды определяют состояние шведской экологии, достижению которого служат экологические меры; промежуточные цели устанавливают направление и сроки для текущих конкретных экологических действий. В большинстве случаев промежуточные цели соотносятся с ситуацией в 2010 г. Некоторые промежуточные цели описывают определенное экологическое качество, другие - определяют изменения, например, уровня выбросов, которого следует достичь. Для общих целей с третьей по восьмую промежуточные цели были определены для каждой из них.

В качестве примера приведем цель и промежуточные задачи по пункту "отсутствие эвтрофикации":

К 2009 г. разработать программу действий в соответствии с Рамочной Водной Директивой, определяющую достижение приемлемого состояния озер и рек, а также прибрежных вод.
К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы фосфорсодержащих соединений в озера, реки и прибрежные воды Швеции до уровня 1995 г.
К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы нитратов в южную часть Ботнического залива на 30% по сравнению с уровнем 1995 года, т.е. на 38500 т.
К 2010 г. снизить аммиачные выбросы на 15% как минимум по сравнению с уровнем 1995 г., т.е. до 51 700 т.
Двадцать один округ Швеции сейчас должен определить свои роли в выполнении различных национальных промежуточных задач, например, на сколько тонн округ Халланд может снизить выброс азотнокислых соединений к 2010 г. И когда все округа примут свои промежуточные цели, будет ли их совокупное усилие соответствовать национальной промежуточной цели. Это будет очень волнующий процесс.

Совет по экологическим целям, действующий в рамках Шведского Агентства по охране окружающей среды, был создан для наблюдения за процессом достижения экологических целей и предоставления отчетов правительству. Правительство, в свою очередь, периодически отчитывается перед парламентом. Отчеты основываются на системе оценки с индикаторами и являются началом процесса, ориентированного на цель и результат.

Совет по экологическим целям отвечает также за общую координацию региональной адаптации национальных промежуточных целей, которые требуют действий на региональном уровне. Работа в регионах ведется административными советами округов в рамках межсекторного процесса в диалоге с муниципалитетами, бизнесменами и другими заинтересованными сторонами.

Цель устойчивого развития должна интегрироваться в деятельность административных советов округов в форме планирования инфраструктуры и соглашений о региональном развитии.

Приоритет отдается тем мерам, которые способствуют достижению нескольких целей качества окружающей среды одновременно. Сформированы 3 стратегии действий:

• Стратегия более эффективного использования энергии и транспорта;
• Стратегия нетоксичных и ресурсосберегающих циклических систем;
• Стратегия управления окружающей средой почвы, воды и строений.

Цели качества окружающей среды и промежуточные цели базируются на пяти фундаментальных принципах. Такие же принципы содержатся в Шведском Экологическом Кодексе:

• улучшение здоровья человека;
• сохранение биологического разнообразия;
• сохранение культурного наследия;
• сохранение долгосрочной производственной способности экосистем;
• мудрое управление природными ресурсами.

Экологический кодекс является инструментом достижения целей экологического качества, и они дополняют друг друга в достижении общей цели - устойчивого развития.

Описанная перспектива является нисходящей. Важной составляющей является вовлечение в процесс как можно большего количества населения. В течение работы по экологическим целям на национальном уровне округ Халланд работал над региональной экологической стратегией. Работа шла в сотрудничестве с шестью муниципалитетами и в соответствии с Программой на XXI в. К работе были привлечены различные группы населения, негосударственные организации и другие ассоциации:

- предприятия,
- образовательные, спортивные и экологические организации,
- сельскохозяйственный сектор,
- энергетический сектор,
- иммигрантские организации,
- школы (включая старшую общеобразовательную и высшую),
- религиозные группы,
- безработные,
- профсоюзы,
- политики,
- работники и начальники организаций административного совета округа, Совета округа Халланд и других местных властей.

В течение 1999 г. было проведено более 60 встреч, в работе участвовало более 500 человек. Все отвечали на три вопроса:

- Какие экологические проблемы, на ваш взгляд, являются наиболее важными (худшими) в округе Халланд?
- Как вы опишете свое будущее в экологической перспективе?
- Что мы должны сделать для достижениЯ желаемого будущего?

В работе мы старались фокусироваться на наиболее общих, а не отдельных, мнениях.

Ответы послужили основой для формирования структуры экологической стратегии и концепции (см. рис. 1). Были выбраны две всеобъемлющие цели ? качество жизни и экологические цели переплелись в биспирали. Конечно, многие хотят чистого воздуха, чистой воды и богатой природы с высоким уровнем биологического разнообразия, но большинство подчеркнуло важность хорошего здоровья. Для достижения этих двух всеобъемлющих целей участниками работы были определены четыре сферы мер:

- Эффективное использование ресурсов, сырья, энергии и транспорта.
- Долгосрочный процесс планирования, способный объединить различные интересы для устойчивого общества.
- Теоретическое и техническое совершенствование, поощрение экологических инновационных систем.
- Концепция устойчивого развития, различные инструменты в качестве систем экологического управления (EMAS, ISO 140001), а также важность международного сотрудничества.

Жители округа Халланд указали направление региональной экологической работы. Она хорошо соотносится с национальными целями, задачами и стратегиями, но была сформирована с восходящей перспективой. Сейчас различные группы экспертов разрабатывают региональные экологические промежуточные цели, точные и легкие для понимания и контроля как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах.

С региональной экологической стратегией, региональными промежуточными экологическими целями и системой мониторинга и наблюдения - как части национальной структуры - мы будем работать над достижением устойчивого развития.

Мы надеемся, что другие регионы и страны займутся тем же.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz