ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ и СТРАТЕГИЯ на НАЦИОНАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ
и МЕСТНОМ УРОВНЯХ в ШВЕЦИИ - процесс, ориентированный на цель и результат
Лизбет Шульце, начальник Департамента охраны природы и экологического
мониторинга округа Халланд (Хальмштад, Швеция)
В апреле 1999 г. Шведским парламентом были единогласно приняты 15 целей
качества окружающей среды. Цели фокусируются на устойчивом развитии и
формулировались с точки зрения способности природы компенсировать оказываемое
на нее экологическое влияние. Они описывают состояние окружающей среды,
которое должно быть достигнуто к 2020 г. Основной целью является передача
следующему поколению такого общества, в котором основные экологические
проблемы уже решены.
Вот эти 15 целей:
- • чистый воздух;
- • грунтовые воды высокого качества;
- • устойчивые озера и русла;
- • естественное состояние заболоченных территорий;
- • сбалансированная морская окружающая среда, устойчивые прибрежные
районы и архипелаги;
- • отсутствие эвтрофикации;
- • только естественное окисление;
- • устойчивые леса;
- • стабильные сельскохозяйственные угодья;
- • величественные горные районы;
- • хорошая городская среда;
• нетоксичная среда;
- • радиационная безопасность;
- • защитный озоновый слой;
- • уменьшенное влияние на климат.
Правительством были назначены десять официальных лиц для более четкого
определения этих целей в виде задач, программ действия и систем их исполнения.
Их предложения стали основой работы исследовательского комитета по экологическим
вопросам и в июне 2000 г. комитет внес свои предложения на обсуждение
правительства. В ноябре 2001 г. парламентом был окончательно принят правительственный
законопроект "Экологические цели Швеции - промежуточные задачи и
стратегия действий".
Цели качества окружающей среды определяют состояние шведской экологии,
достижению которого служат экологические меры; промежуточные цели устанавливают
направление и сроки для текущих конкретных экологических действий. В большинстве
случаев промежуточные цели соотносятся с ситуацией в 2010 г. Некоторые
промежуточные цели описывают определенное экологическое качество, другие
- определяют изменения, например, уровня выбросов, которого следует достичь.
Для общих целей с третьей по восьмую промежуточные цели были определены
для каждой из них.
В качестве примера приведем цель и промежуточные задачи по пункту "отсутствие
эвтрофикации":
К 2009 г. разработать программу действий в соответствии с Рамочной Водной
Директивой, определяющую достижение приемлемого состояния озер и рек,
а также прибрежных вод.
К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы фосфорсодержащих соединений
в озера, реки и прибрежные воды Швеции до уровня 1995 г.
К 2010 г. снизить водные антропогенные сбросы нитратов в южную часть Ботнического
залива на 30% по сравнению с уровнем 1995 года, т.е. на 38500 т.
К 2010 г. снизить аммиачные выбросы на 15% как минимум по сравнению с
уровнем 1995 г., т.е. до 51 700 т.
Двадцать один округ Швеции сейчас должен определить свои роли в выполнении
различных национальных промежуточных задач, например, на сколько тонн
округ Халланд может снизить выброс азотнокислых соединений к 2010 г. И
когда все округа примут свои промежуточные цели, будет ли их совокупное
усилие соответствовать национальной промежуточной цели. Это будет очень
волнующий процесс.
Совет по экологическим целям, действующий в рамках Шведского Агентства
по охране окружающей среды, был создан для наблюдения за процессом достижения
экологических целей и предоставления отчетов правительству. Правительство,
в свою очередь, периодически отчитывается перед парламентом. Отчеты основываются
на системе оценки с индикаторами и являются началом процесса, ориентированного
на цель и результат.
Совет по экологическим целям отвечает также за общую координацию региональной
адаптации национальных промежуточных целей, которые требуют действий на
региональном уровне. Работа в регионах ведется административными советами
округов в рамках межсекторного процесса в диалоге с муниципалитетами,
бизнесменами и другими заинтересованными сторонами.
Цель устойчивого развития должна интегрироваться в деятельность административных
советов округов в форме планирования инфраструктуры и соглашений о региональном
развитии.
Приоритет отдается тем мерам, которые способствуют достижению нескольких
целей качества окружающей среды одновременно. Сформированы 3 стратегии
действий:
• Стратегия более эффективного использования энергии и транспорта;
• Стратегия нетоксичных и ресурсосберегающих циклических систем;
• Стратегия управления окружающей средой почвы, воды и строений.
Цели качества окружающей среды и промежуточные цели базируются на пяти
фундаментальных принципах. Такие же принципы содержатся в Шведском Экологическом
Кодексе:
• улучшение здоровья человека;
• сохранение биологического разнообразия;
• сохранение культурного наследия;
• сохранение долгосрочной производственной способности экосистем;
• мудрое управление природными ресурсами.
Экологический кодекс является инструментом достижения целей экологического
качества, и они дополняют друг друга в достижении общей цели - устойчивого
развития.
Описанная перспектива является нисходящей. Важной составляющей является
вовлечение в процесс как можно большего количества населения. В течение
работы по экологическим целям на национальном уровне округ Халланд работал
над региональной экологической стратегией. Работа шла в сотрудничестве
с шестью муниципалитетами и в соответствии с Программой на XXI в. К работе
были привлечены различные группы населения, негосударственные организации
и другие ассоциации:
- предприятия,
- образовательные, спортивные и экологические организации,
- сельскохозяйственный сектор,
- энергетический сектор,
- иммигрантские организации,
- школы (включая старшую общеобразовательную и высшую),
- религиозные группы,
- безработные,
- профсоюзы,
- политики,
- работники и начальники организаций административного совета округа,
Совета округа Халланд и других местных властей.
В течение 1999 г. было проведено более 60 встреч, в работе участвовало
более 500 человек. Все отвечали на три вопроса:
- Какие экологические проблемы, на ваш взгляд, являются наиболее важными
(худшими) в округе Халланд?
- Как вы опишете свое будущее в экологической перспективе?
- Что мы должны сделать для достижениЯ желаемого будущего?
В работе мы старались фокусироваться на наиболее общих, а не отдельных,
мнениях.
Ответы послужили основой для формирования структуры экологической стратегии
и концепции (см. рис. 1). Были выбраны две всеобъемлющие цели ? качество
жизни и экологические цели переплелись в биспирали. Конечно, многие хотят
чистого воздуха, чистой воды и богатой природы с высоким уровнем биологического
разнообразия, но большинство подчеркнуло важность хорошего здоровья. Для
достижения этих двух всеобъемлющих целей участниками работы были определены
четыре сферы мер:
- Эффективное использование ресурсов, сырья, энергии и транспорта.
- Долгосрочный процесс планирования, способный объединить различные
интересы для устойчивого общества.
- Теоретическое и техническое совершенствование, поощрение экологических
инновационных систем.
- Концепция устойчивого развития, различные инструменты в качестве систем
экологического управления (EMAS, ISO 140001), а также важность международного
сотрудничества.
Жители округа Халланд указали направление региональной экологической
работы. Она хорошо соотносится с национальными целями, задачами и стратегиями,
но была сформирована с восходящей перспективой. Сейчас различные группы
экспертов разрабатывают региональные экологические промежуточные цели,
точные и легкие для понимания и контроля как в краткосрочной, так и долгосрочной
перспективах.
С региональной экологической стратегией, региональными промежуточными
экологическими целями и системой мониторинга и наблюдения - как части
национальной структуры - мы будем работать над достижением устойчивого
развития.
Мы надеемся, что другие регионы и страны займутся тем
же.
|