Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

КАДРЫ ДЛЯ ФЛОТА И РЕГИОНА
А.П. Пимошенко
, профессор, доктор технических наук, ректор Балтийской государственной академии РФ

Происходящие в обществе и регионе экономические изменения требуют постоянно держать в поле зрения проблему профессионального образования. Подготовка специалистов должна адекватно отвечать рынку труда и удовлетворять не только потребностям сегодняшнего дня, но и, в первую очередь, перспективе.

Калининградский регион в силу своего географического положения обеспечивает выход России в незамерзающее море и является мощным транспортным узлом. Академия всегда относилась к ВУЗам транспортного типа, поэтому задачи нашего учебного заведения значительно усложнились, а профиль расширился.

Успешное решение сложных задач рыночной экономики возможно при подготовке специалистов и управленцев, способных обеспечить постановку ключевых идей, их научное сопровождение и техническую реализацию.

Ранее существовавшая система подготовки кадров для морской индустрии требует реформирования. Концепция данного этапа реформирования должна носить комплексный характер и отвечать на вопросы: кого готовить и как готовить?

Ответ на первый вопрос дает принятая в регионе программа развития рыбопромышленного и транспортного комплекса. В академии, в дополнение к традиционным морским специальностям, открыты новые специальности и специализации: “Менеджмент” (со специализациями “Транспортный менеджмент”, “Финансовый менеджмент”), “Маркетинг”, “Организация перевозок и управление на транспорте”. В текущем году открывается специальность “Коммерция”, в будущем - “Механизация погрузочных работ” и др. Все эти специальности сегодня востребованы.
Требования нового Кодекса стандартов о подготовке, дипломировании и несении вахт и развитие международных связей отвечают на второй вопрос “как готовить”. Вместо традиционных судовых штатных должностей II, III, IV штурманов, механиков, электромехаников и других специальностей вводятся вахтенные штурмана, механики, электроники.

А это требует дальнейшего развития идей многоуровневой подготовки и непрерывного образования, универсализации подготовки специалистов.

С этой целью значительно расширены и дополнены образовательные профессиональные программы, усилена экономическая и языковая подготовка выпускников. Теперь, к примеру, инженер механик-дизелист станет компетентным в обслуживании не только главной энергетической установки, но электротехнического и холодильного оборудования. Академия успешно прошла аккредитацию в Лондонском институте морских инженеров, получен соответствующий сертификат. Выпускники академии могут без дополнительной подготовки работать на морских судах иностранных государств.

Указанные требования Конвенции по подготовке, дипломированию и несению вахт распространяется и на ранее подготовленных судовых специалистов. С июня 1998 г. вступают в силу созданный на основе Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74) Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения СМ и Резолюция ИМО о процедурах контроля судов государством порта.

Для переобучения специалистов при академии создан Балтийский морской тренажерный центр, имеющий современную учебно-тренажерную базу. Занятия проводит штатный профессорско-преподавательский состав, видные специалисты флота и надзорных органов. После обучения морякам выдаются соответствующие удостоверения и сертификаты международного образца.
Академия располагает высококвалифицированными научными кадрами. Научные исследования по направлениям “Теоретические основы проектирования и прочности судов”, “Промышленное рыболовство”, “Холодильное оборудование предприятий и судов”, “Приборы для радиотехнических измерений” и др. позволили сформировать научные школы под руководством ведущих ученых академии.

Среди научной общественности и корабелов – производственников широко известны, к примеру, работы отраслевой лаборатории “Повреждаемость и ледовые качества судов”. Коллективом разработаны методики оценки технического состояния, нормы прочности, требования к корпусам эксплуатирующихся судов, которые используются на флотах как нормативные документы отраслевого и межотраслевого уровня. В настоящее время лаборатория, как головная организация, по заданию Морского Регистра Судоходства занимается переработкой правил Морского регистра судоходства.

Под научным руководством заслуженного деятеля науки и техники России доктора технических наук В.Д.Кулагина впервые в мировой практике изучено влияние “старения” рыбопромысловых судов на их плавучесть и остойчивость. Это позволило разработать методику обоснования периодичности кренования. Методика одобрена Морским регистром судоходства, издана в виде справочника “Практические расчеты остойчивости, непотопляемости и ходкости промысловых судов”.

Коллектив кафедры холодильных компрессорных установок разработал комплекс прикладных программ САПР, АОС, математические модели узлов и систем судовых холодильных установок, компьютерные тренажеры. Разработанная теория математического моделирования позволяет решать неограниченный круг задач проектирования, модернизации, усовершенствования, эксплуатации судовых и береговых холодильных установок.

В результате исследований по международной программе КОСПАС САРСАТ “Международная спутниковая система поиска и спасения” научным коллективом кафедры теоретических основ радиотехники под руководством кандидата технических наук доцента И.А. Ермоленко разработаны приборы автоматизированного контроля параметров аварийных радиобуев, ретранслятор для обеспечения ТЖ радиосвязи, создана методика исследования статических характеристик квазипериодических и флуктационных процессов применительно к судовому оборудованию.

Научно-исследовательской лабораторией под руководством кандидата технических наук, доцента Г.И. Старикова разработаны и успешно внедряются в отрасли ряд композиционных биоцидных составов для защиты судовых металлических конструкций и гидросооружений.
В настоящее время коллектив работает над проблемой развития транспортного комплекса в регионе по Международному проекту программы Тасис.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz