Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ПРОМЫСЕЛ МОРСКОГО ОКУНЯ В МОРЕ ИРМИНГЕРА
Г.Ш. Векслер, начальник промысловой службы ОАО “Запрыба”

В настоящее время отечественный промысел крупнотоннажных судов в районе СВА, учитывая высокие экономические результаты, использует два основных района - Норвежское море и Море Ирмингера. На протяжении длительного периода времени Норвежское море интересовало промысловиков запасами сельди, скумбрии, путассу, а Море Ирмингера - запасами окуня.

Биологическое состояние и запасы основных видов рыб в районе СВА позволяют судовладельцам и фирмам-арендаторам планировать работу промысловых судов на протяжении всего календарного года, переходя практически без потерь промыслового времени от одного объекта лова к другому. Ограничивающим фактором наращивания промыслового флота является жесткое квотирование основных объектов, ограничение количества лицензий, а также значительные финансовые затраты на подготовку отдельных видов промысла, таких как промысел окуня в районе Моря Ирмингера.

Скопления морского окуня-клювача в Море Ирмингера были обнаружены относительно недавно - всего 17 лет тому назад - судами Запрыбпромразведки. Промысловое освоение района рыбаками СССР началось в 1981 г., когда была организована работа группы из восьми крупнотоннажных судов, которые в июле-сентябре выловили 16,0 тыс. т. В 1982 г. там развернулся широкомасштабный российский промысел, и было выловлено около 120 тыс. т окуня. В дальнейшем он проходил ежегодно и приобрел международный характер.

При промысле окуня выделялись два пика, совпадающие с этапами биологического цикла окуня: апрель-май - во время вымета личинок самками на глубинах 300-500 м и июнь-июль - в период нагула в приповерхностном слое 80-200 м. В дальнейшем период промысла окуня был значительно расширен, и Море Ирмингера сейчас используется с марта по ноябрь.

Промысловая обстановка испытывала межгодовые колебания в зависимости от природных факторов, но в целом, в период от 1982 до 1991 гг., прослеживалось тенденция к ее общему ухудшению, что заметно по динамике общего годового вылова на промусилие (рис. 1, данные АтлантНИРО).

С 1992 г. общий вылов окуня вновь стал возрастать и в 1993-96 гг. достиг и даже превысил уровень 1982 г. Увеличилась и производительность работы российских судов, хотя и оставаясь ниже уровня первых, самых успешных лет промысла.

По видимому, оживление промысла окуня в 90-е годы в первую очередь обусловлено внедрением новых технологий добычи. В первоначальный период в основном использовались маломощные суда БМРТ, ТСМ, которые работали канатными тралами 76\336, 73\392 с вертикальным раскрытием 50-60 м и крыловидными досками 8 кв. м, обеспечивая вылов 25-30 т окуня на сутки промысла. Количество промысловых судов из года в год постоянно увеличивалось, что привело к резкому снижению производительности промысла, а также общего вылова. Этот период совпал с началом кризиса рыбной промышленности, распадом отраслевой науки, отсутствием финансовых возможностей судовладельцев по совершенствованию промысла. На этом фоне значительных успехов добились иностранные рыбаки. В 1989 г. исландские суда впервые применили для лова окуня крупногабаритные тралы “Глория”.

Тралы “Глория” выполнены из плетеного материала динеема в нейлоновой оплетке - канатная часть и на основе нейлоновых плетенных делей из моноволокна различного диаметра (сетная часть трала и траловый мешок). Канаты динекс производятся из волокнистых нитей динеема СК 60, созданных фирмой ДСМ в Голландии. Эти нити состоят из полиэтилена со сверхвысоким молекулярным весом. Волокно характеризуется параллельной ориентацией молекулярных цепей, превышающей 95% и обеспечивающей материалу динеема уникальные свойства, недостижимые другим путем. Основными качествами волокнистых нитей динеема является высокая разрывная прочность, малая растяжность, высокая износостойкость, низкий удельный вес и большая продолжительность эксплуатации. Разрывная прочность нитей из волокна динеема в 3-4 раза превышает прочность нитей из обычных материалов, таких как полиэтилен, полипропилен, полиэстер и полиамид (нейлон).

Сравнение с другими волокнистыми нитями приведено в таблице.

Применяемый материал обладает значительно меньшим сопротивлением и позволяет создавать и успешно эксплуатировать тралы сверхвысоких габаритов, при этом обеспечивая необходимую скорость траления. Так, работая тралом “Глория”, ТСМ “Орленок” может буксировать трал со скоростью 3,2-3,4 узла. Вертикальное раскрытие трала 95-105 м, расстояние между досками 290-300 м, нагрузка на главный двигатель 85%. Горизонтальное раскрытие трала обеспечивают крыловидные доски 10 кв.м. Длина трала вместе с кабелями и голыми концами составляет более 700 м. Большая длина трала, а также особенности материала динеема обуславливают необходимость применения сетного барабана для выборки и отдачи трала.
Незначительные коэффициенты растяжения канатов обеспечивают стабильные длины канатных элементов передней части трала. Канатные пластины уравновешены в воде, причем, верхняя пластина имеет положительную плавучесть, нижняя пластина (за счет включения в пряди свинцовой проволоки) отрицательную плавучесть. Аналогичным способом выполнены и все подборы. Трал “Глория”, в отличие от традиционных канатных тралов, не имеет грузов-углубителей. Загрузкой трала является стальная цепь, которая устанавливается по всей нижней подборе и голому нижнему концу. Для удобства в эксплуатации трала все канатные пластины набраны из элементов разного цвета.

Преимущество тралового комплекса “Глория” над отечественной технологией промысла окуня необходимо рассматривать не только с точки зрения применения нового материала динеема. Это, прежде всего, решение комплекса задач - оснащение судов комплексами приборов контроля над орудиями лова, установка современной поисковой аппаратуры, совершенного навигационного оборудования, а также применение в качестве распорных средств крыловидных досок с большей площадью 10-12 кв.м. Комплекс контроля над орудиями лова FS-903 фирмы “Симрад” поставляется с монитором, навесным блоком на трал, датчиками наполнения мешка, датчиком температуры. Использование тралового гидролокатора FS-903 позволяет с помощью вращающегося по кругу вибратора вести обзор всего периметра трала в устье. Именно этот фактор позволяет получать постоянную информацию о форме устья трала, вертикальном, горизонтальном раскрытии трала, поддерживать заданные параметры, манипулируя длиной ваера и скоростью траления, а также контролировать заход рыбы в устье трала. Дополнительно можно судить о перекосах траловой системы, особенно при дрейфах и поворотах, что ранее нам было недоступно.

Использование температурного датчика позволяет определить наиболее продуктивный слой и в совокупности с данными поискового эхолота выбрать горизонт хода трала.

Именно применение тралов типа “Глория” в комплексе с использованием приборов контроля позволили отлавливать разрешенные скопления окуня, в том числе и на больших глубинах (600-900 м.). Производительность лова по сравнению с обычными канатными тралами возросла в 1,5-3,0 раза. Промысловый сезон стал более длительным - с марта по ноябрь. Количество флота в районе год от года стало возрастать. В мае-июне 1996 г. в период пика плотности на промысле сосредоточилось рекордное (до 120 единиц) количество судов разных стран. Это обстоятельство, по-видимому, отразилось на промысле в 1997г., производительность лова по всем типам судов оказалась ниже, чем в 1995-1996 г., несмотря на положительные аномалии температуры воды.
Успешная работа исландских судов, а также отдельных судовладельцев, сумевших приобрести комплекс “Глория”, дала толчок в совершенствовании канатных тралов. Появились конструкции тралов 109\520, 90\520, 110\1680, 120\980, 318\1024, “Зевс” и др. Тралы проектировались и настраивались на большое вертикальное раскрытие, аналогичное "Глории", однако положительных результатов это не давало. Значительные сдвиги в результатах судов появились с внедрением тралов типа “Окунь”, особенно на судах РТМС “Рыбпрогноза” (рис. 2).
Промысловиками использовалась новая конструкция канатного трала для судов типа БАТМ 170\1260, которая еще не получила своего названия. Все основные параметры нового трала превышают “Окунь” и “Глорию”.

Одновременно с совершенствованием конструкций тралов промысловики к новому сезону устанавливают на судах высокоэффективную поисковую аппаратуру и комплекс контроля за работой орудий лова.

Данные обстоятельства позволяют надеяться, что сезон 1998 г. для Калининградских рыбаков будет успешнее прошедшего, о чем можно будет судить в конце года.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz