Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Балтийский городской округ - Приглашение к сотрудничеству
В.Н. Кошелев
, заместитель главы Балтийского городского округа по внешним связям

Калининградская область, являющаяся эксклавом Российской Федерации, играет важную роль в экономической и социальной жизни России. Она располагает незамерзающими водными акваториями, имеет большой потенциал для развития системы морских портов, богатые природные и трудовые ресурсы. Это может превратить регион в современный импортно-экспортный комплекс, курортно-рекреационную зону РФ с прекрасно развитой туристической инфраструктурой мирового класса. Статус области как особой экономической зоны с условиями, обеспечивающими выгодные возможности для осуществления внешнеэкономических операций, способствует более ускоренному развитию экономики области в новых условиях хозяйствования. Вступление в силу Закона Калининградской области о локальных экономических зонах дает новый импульс в её развитии.

Важную роль в развитии Калининградской области играет Балтийский городской округ с центром в г. Балтийске. В довоенное время он назывался морским городом Пиллау и принадлежал Восточной Пруссии Германии.

Территория с выгодным географическим положением на продолжении многих столетий находилась в сфере экономических интересов многих стран, о чем может свидетельствовать её богатейшая история. В разное время она принадлежала многим странам. Так, например: в Х в. эта исконно прусская земля переходит к Дании, затем в XII в. её захватывает Тевтонский Орден. В 1626-1636 г. здесь властвует Швеция, затем снова Германия. Во время Семилетней войны (1758 - 1762 гг.) ею управляла Россия. Постройка Русской дамбы положила начало в развитии порта в городе. Затем территория вновь стала германской. В 1812 г. ею овладевают французы. После изгнания их русскими войсками в 1813 г. она опять становится немецкой. Последнюю точку в этой борьбе поставила вторая мировая война. На основании решения Ялтинской и Потсдамской конференции территория переходит под юрисдикцию России. В течение долгих лет военной конфронтации она была закрыта для мирового сообщества и использовалась как военно-морская база СССР. Переход России в 1992 г. на новые условия экономического хозяйствования и развитие демократических преобразований позволили начать формирование рыночной инфраструктуры гражданского назначения. Администрацией округа был взят курс на интеграцию экономики округа в систему мирового хозяйства.

Городской округ имеет богатейшие природные ресурсы. Его территория около 10 тыс. га., в том числе государственный лесной фонд - 3 тыс. га. Протяженность пляжей по Балтийскому морю - более сорока км, длина причальных линий - 11 км. Он располагает высокоинтеллектуальными трудовыми ресурсами. Общая численность населения составляет 30,6 тыс. человек. Территория округа омывается с одной стороны водами Гданьского залива Балтийского моря, с другой - Калининградским заливом и Приморской бухтой, вследствие чего в округе имеются значительные рыбные запасы.

Город Балтийск исторически складывался как портовый узел в юго-восточной части Балтики. В послевоенное время ведущей функцией города являлось обеспечение военно-морской базы Балтийского флота России, в связи с чем сложилась соответствующая инженерно-техническая инфраструктура. Балтийск практически не имел развитой инфраструктуры гражданских институтов экономики, вследствие чего его бюджет был дотационным более чем на 73%. Обеспечение продуктами питания, товарами первой необходимости, промышленными товарами и строительными материалами осуществлялось военной торговлей и частично потребительской кооперацией. К 1991 г. они перестали удовлетворять потребности населения, появилась талонная система распределения товаров. В настоящее время поставка товаров производится предприятиями малого и среднего бизнеса со стороны материка, а не со стороны моря, что является экономическим абсурдом. Кстати, эти товары в Калининград поступают из портовых городов Польши и Литвы, минуя Балтийск. Город, находясь на передовых рубежах страны, с выходом к морю является практически тупиком в центре Европы.

1992 г. стал поворотным в истории его развития. Управление перешло к вновь созданной администрации города. В связи с расширением территории присоединением г. Приморска и части земель Зеленоградского района и г. Светлого ей был присвоен статус администрации Балтийского городского округа. Работа муниципалитета направлена на создание экономических, правовых и организационных условий для формирования гражданской рыночной инфраструктуры округа, обеспечения жизнедеятельности города и придания ему современного вида.

В связи с ухудшением экономической ситуации в странах бывшего СССР и миграционными процессами, сокращением вооруженных сил и выводом в округ части войск из Германии, Польши и республик Балтии, многие жители БГО оказались в сложной жизненной ситуации. С целью решения проблемы занятости населения округа создается благоприятная обстановка для свободного выбора вида предпринимательской деятельности и занятия ею. На сегодняшний день в городе зарегистрировано около 400 предприятий различных организационно-правовых форм, 8 из них – совместные предприятия с иностранными учредителями. Около 1800 человек занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Активно идет процесс заполнения свободных ниш в предпринимательской деятельности, чему способствует важное географическое положение Балтийского городского округа. К нему проявляют все больший интерес как российские, так и зарубежные бизнесмены. Несмотря на то, что городской округ пока еще является территорией с регламентированным посещением для иностранных граждан и закрыт контрольно-пропускным пунктом, возможность для въезда деловых людей мира и организованных групп туристов гарантировано обеспечена.

Одним из основных направлений экономической реформы является развитие предпринимательства и поддержка малого и среднего бизнеса. Ставятся задачи формирования широкого слоя предпринимателей, создания новых рабочих мест, насыщения потребительского рынка товарами и услугами, развития конкуренции. Эта проблема становится наиболее актуальной в период реформирования вооруженных сил РФ и предполагаемого в связи с этим сокращения численности кадрового состава.

Важную роль в становлении рыночной экономики города играет развитие инфраструктуры морского порта в г. Балтийске. Его строительство обусловлено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1992г. N 573 “О социально-экономическом развитии Калининградской области”, Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1273 “Об установлении пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в городе Балтийске (пункт Восточный) Калининградской области для международного морского грузового и пассажирского сообщения”.
Близость причальных линий к открытому морю позволяет планировать строительство мультимодального порта для приема судов с осадкой до 10 м со стороны Приморской бухты, грузооборотом 3-4 млн. т в год. Первоочередной задачей является прием пассажирских круизных судов в районе 1-4-го причалов и развитие грузо-пассажирского терминала в районе бассейна N№ 3. До 1991 г. направление грузо-пассажирских потоков только со Скандинавского полуострова и обратно, вследствие закрытости Калининградской области, проходило, минуя её. Подписание договора о побратимских отношениях со шведским городом Карлскруна позволяет надеяться на открытие паромной переправы в направлении Карлскруна-Балтийск. Это позволит развить туризм, создав на побережье округа курортно-рекреационную зону. Все это потребует развития городской инфраструктуры, работающей в услови-ях рынка, т.е. сети гостиниц, кафе и ресторанов, магазинов, различных производств, обустроенной курортно-рекреационной зоны и т.п. В настоящее время в этом направлении завершается разработка юридически закрепленного окончательного проекта застройки старой части горо-да, ранее называвшейся “Малый Амстердам”. Работа финансируется из источников Европейского сообщества по программе TACIS - ВISTRO. Одновременно ведется поиск заинтересованных строительных организаций, инвесторов со стороны отечественных и зарубежных предприятий.

В округе активно развиваются международные и внешнеэкономические связи, постоянно растет имидж города в мировом сообществе. Балтийск является членом Союза Балтийских городов (UBC), международного объединения “Устойчивое развитие городов”. В рамках деятельности города в Союзе решается вопрос использования Калининградского (Вислинского) залива для гражданского судоходства с выходом судов типа “река - море” из Балтики в морские и водно-речные системы Европы и обратно, что позволяет включиться Балтийску в транспортную систему Балтийско-Европейского региона. Он окажет влияние на развитие прибрежных зон (региональная политика, транспорт, рыбное хозяйство, окружающая среда, сельское хозяйство, энергетику, промышленность и туризм).

Решение проблемы устойчивого социально-экономического развития города в современных условиях немыслимо без широко развитой системы партнерских связей: внутрирегиональных, межрегиональных, международных. Они становятся мощным нематериальным фактором социально-экономического развития. Мировая практика доказывает, что города и регионы с развитыми партнерскими взаимоотношениями имеют более высокие показатели роста и более устойчивы в кризисных ситуациях.

С целью содействия развитию эффективных партнерских связей города, изучения позитивного европейского опыта работы в условиях рыночной экономики в округе в 1993 г. был взят курс на развитие международных отношений с соседними странами Балтийского моря.

Были заключены побратимские соглашения с г. Крыница Морска (Польша), г. Карлскруна (Швеция), налажены добрососедские отношения с г. Эккернферде (Германия), г. Эльблонг (Польша). Имеется необходимость в развитии побратимских отношений с городами Клайпеда и Неринга (Литва).
Символическим фактом нашего времени является то, что по истечении 700 лет военного противостояния стран Балтийского моря в бывшей столице Тевтонского ордена г. Мальборке состоялась историческая конференция представителей северо-западных городов Польши, южных провинций Швеции, городов Калининграда и Балтийска России, Литвы и Латвии, на которой было принято решение о необходимости создания Еврорегиона “Балтика”. Это позволит Балтийскому городскому округу ускорить социально-экономическое развитие и его интеграцию в мировое экономическое пространство, что крайне важно для трансграничного сотрудничества стран-соседей.

Балтийский городской округ приглашает российских и иностранных инвесторов к сотрудничеству в деле разработки перспективных программ развития ключевого города Калининградской области и воплощения их в жизнь, согласно сложившейся мировой практике международной экономической интеграции и кооперации, в следующих направлениях:

  • - проектирование и строительство новых городских кварталов, реконструкция старой части города с созданием района с рыночной инфраструктурой, отражающей историю развития территории, т.е. создание в ней Российской, Немецкой, Шведской, Датской, Французской улиц с предприятиями соответствующих государств и архитектурными решениями. Это будет уникальный район;
  • - реконструкция и строительство гражданского порта, отдельных портовых терминалов и причалов;
  • - развитие курортно-рекреационной зоны;
  • - создание телекоммуникационных систем;
  • - развертывание таможенных и консигнационных складов;
  • - развитие транспортно-экспедиционных комплексов;
  • - развитие экспортно-ориентированных и импортно-замещающих производств;
  • - подготовка и проведение кадрового обеспечения регионального социально-экономического развития;
  • - создание международного многоцелевого учебно-рекреационного центра на Балтийской косе по подготовке государственных и муниципальных служащих, предпринимателей России для работы в условиях рыночной экономики;
  • - создание яхт-клуба, входящего в сеть Марин на Балтике и развитие яхтинга;
  • - решение экологических проблем города;
  • - создание малых предприятий по вылову рыбы, рыбопереработке, по выпуску кирпича и строительных материалов, сувенирной продукции, товаров, необходимых для занятия туризмом и отдыха, сети торговых предприятий, индустрии отдыха;
  • - возрождение аэродрома и гидроаэродрома и многое другое.
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz