Ведомственная охрана природы в портах
С.А. Карпов, инспектор по охране окружающей среды Морской администрации
порта Калининград
Морская администрация порта, будучи государственной службой по безопасности
судоходства в Калининградском морском канале, учредила должность инспектора
по охране морской среды, справедливо полагая, что охрана окружающей среды
- один из главных вопросов в создании благоприятных условий для судовладельцев
и судоводителей при посещении Калининградского порта.
В деле создания упомянутой ведомственной службы немаловажную роль сыграла
осознанная потребность выхода порта на международный уровень.
Не секрет, что государства, располагающиеся в бассейне Балтийского моря,
одной из главных своих задач считают сохранение природных ресурсов Балтийского
моря. В решении этого вопроса особенно выделяются Дания и Швеция. Это
справедливо, ведь экономика стран Балтии во многом зависит от того, насколько
будет чиста Балтика.
Служба морского флота Минтранса России создала специальное подразделение
в своем ведомстве по охране морской среды. Главной задачей такого подразделения
является охрана водной среды ведомственных водоемов, их акваторий и гидротехнических
сооружений.
Наиболее важным аспектом работы по охране морской среды МАП является
состояние акватории Калининградского морского канала, находящегося под
юрисдикцией Морской администрации.
Для усиления эффективности работы по охране окружающей среды была организована
учеба инспекторов в Копенгагене в рамках Международного проекта Балтвин,
обобщающего опыт природоохранного дела в портах бассейна Балтийского моря.
Кроме того, руководство Морской администрации порта Калининграда нашло
возможность профинансировать учебу группы своих специалистов по вопросам
охраны природы в Швеции.
Опыт наших северных соседей в будущем нам пригодится. Отношение государственных
структур этих стран к состоянию природы и, в частности, финансирование
экологических программ, подчеркивает важность решения задач по охране
морской среды. Если на нашем побережье произойдет разлив нефтепродуктов,
то непременно это событие отразится на экологической обстановке в странах
Балтии.
Европейский союз, учитывая актуальность данного вопроса, еще несколько
лет тому назад создал организацию ЕСАТ, т.е службу, отвечающую за претворение
в жизнь ведущих технологий спасения природы от загрязнения и предотвращения
таких случаев в будущем. Здесь мы нашли полное взаимопонимание. Так, на
безвозмездной основе нам из порта Гамбург было передано боновое заграждение
типа “Гидротехник” и другое снаряжение для борьбы с разливами нефти. Для
оперативного решения этого вопроса создали специальное подразделение по
ликвидации разлива нефти на базе Балтийского филиала организации “Балтийские
буксиры“.
По данным Международного Морского комитета более 30% водной поверхности
Мирового океана покрыто пленкой нефтепродуктов. В этом аспекте понятно
стремление администрации области и МЧС участвовать в общей работе по ликвидации
разливов нефтепродуктов и последствий таких экологических катастроф. Морская
администрация будет поддерживать стремление органов власти в наведении
экологического порядка на водоемах.
Учитывая, что Калининградский морской торговый порт является важной зоной
в политике портового обмена между Россией и странами зарубежья, нами проведена
работа по контролю за соблюдением природоохранного законодательства при
хранении и перевалке ферросплавов, химических удобрений на территории
порта. Проведена большая разъяснительная работа со специалистами и руководителями
порта о необходимости соблюдения международных требований при проведении
таких работ. Большую помощь в этом оказывают специалисты Областного комитета
по охране окружающей среды. Наши специалисты в декабре прошлого года побывали
на природоохранных семинарах в нескольких странах Европы. Безусловно,
одну из ведущих ролей из числа природоохранных организаций занимает Хельсинская
комиссия по охране окружающей среды как инструмент проведения международной
политики в экологическом законодательстве. В настоящее время специалисты
Швеции изучают состояние и возможность реконструкции очистных сооружений
в портах Балтики. Проверены приемные сооружения портов Польши, отмечена
возможность и необходимость их реконструкции в рамках международных требований.
Следующим этапом будет проверка очистных сооружений нашего региона и
возможные инвестиции международных организаций в их реконструкцию, а также,
в обучение специалистов Морской администрации порта, Калининградского
морского торгового порта и других организаций.
Мы считаем, что важнейшим звеном в охране морской среды является экологический
менеджмент, т.е. обучение законам и нормам отношения общества к природе.
Хорошим примером в данном деле может служить желание Департамента моского
транспорта РФ и его служб на местах (в частности Калининградской МАП)
быть активными участниками охраны морской среды. Мы глубоко убеждены,
что ведомственная, пусть и небольшая служба, может и обязана быть одним
из звеньев большой работы по оздоровлению морской среды и природы Калининградской
области.
|