Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Западный фарватер России
Надежность, качество, высокий уровень обслуживания

… Наверное, нет необходимости говорить о важности работы лоцмана, лоцманских услугах и вообще о лоцманской службе как таковой. Это знают и понимают не только специалисты, но и обыкновенные люди, кто имеет хоть малейшее представление о мореплавании.
Мировое сообщество разработало и продолжает постоянно совершенствовать международные стандарты в отношении охраны человеческой жизни на море и безопасной эксплуатации судов, а также предотвращения загрязнения акватории Мирового океана и особенно прибрежных вод. Об этом и о других проблемах подробно говорилось на состоявшемся в конце января этого года в Калининграде Первом международном семинаре по управлению безопасностью мореплавания и подготовке морских специалистов.

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), подписанная и ратифицированная нашим государством еще в 1974 г., а также многочисленные резолюции по безопасности мореплавания и предотвращению загрязнения предъявляют очень высокие требования не только к техническому состоянию судов, но и к состоянию портов и, прежде всего, к подготовке морских специалистов.

Как же обстоит дело у нас, кто такие лоцманы и как они выполняют возложенные на них функции?

Если вернуться в недалекое прошлое, когда в наш порт до 1991 г. заходили только советские суда, а советские капитаны имели карты для служебного пользования и знали портовые правила, необходимость в лоцманской службе как таковой отсутствовала. Формально она, конечно, была, но лоцманские организации находились в составе портов, и отношение к ним было то же формальным. Лоцманская работа была невостребованной, малооплачиваемой. Зарплата лоцмана составляла треть от зарплаты докера, а потому считалась малопрестижной. Лоцманов часто использовали на других работах по усмотрению администраций портов.

На личную профессиональную подготовку лоцманов мало обращали внимания и, наряду с опытными профессионалами по призванию, в лоцманском коллективе нередко оказывались те, кто по состоянию здоровья был списан из плавсостава, либо по решению парткомиссии лишен визы.
С переходом на рыночные отношения, когда стали реорганизовываться порты (из состава портов выделились Морская администрация порта, агентирующие фирмы, стивидорные компании), лоцманские орга-низации превратились в самостоятельные хозяйствующие субъекты со своими определенными функциями.

Но, к великому сожалению, “наши реформаторы” не уделили должного внимания лоцманской службе и не создали соответствующего закона о лоцманах, как это сделано во многих развитых странах. Лоцманам приходиться руководствоваться Положением о государственных лоцманах, принятым еще при советской власти.

Личная экипировка, доставшаяся лоцманам по наследству от советского периода, была убогой. Все, что полагалось лоцманам по советским нормам обеспечения - это валенки, сапоги резиновые и плащ прорезиненный.

Ситуация осложнилась начиная с 1991г., когда с “открытием” Калининграда его стали посещать иностранные суда. Из-за отсутствия карт, пособий, соответствующей технической оснащенности принимающей стороны иностранное судно не могло зайти в порт, вставало на фарватере, загораживало проход в Балтийскую военно-морскую базу. В результате этого грубо нарушались меры безопасности мореплавания, что вносило нервозность и, естественно, неудовлетворенность в работу с иностранными судами и их капитанами. Иностранные суда неохотно шли в наш порт.
Коммерческие интересы государства, порта и интересы безопасности потребовали от наших лоцманов срочно принимать меры по выходу на уровень тех требований, которые предъявляются к лоцманским службам международными нормами.

Группой лоцманов в 1993 г. была создана система управления движением судов (СУДС) в Балтийске. Она была по тем временам, да и по нынешним тоже, оснащена современным радиолокационным оборудованием, подразумевала четкую организацию в приеме и опознавании судов при работе с иностранными флотами.

В мае 1995 г. было создано Общество Морских Лоцманов Калининграда, в которое объединились все лоцманы рыбного порта, торгового порта и лоцманы Балтийска. Возглавил эту организацию Михайлов Борис Борисович, до этого много лет проработавший капитаном Управления Мортрансфлота.

Лоцманы стали самостоятельным хозяйствующим субъектом с корпоративной формой собственности. Однако, формально являясь независимой от государства коммерческой структурой (организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью), лоцманы выполняют государственные функции, работают по государственным расценкам Минэкономики и ежегодно обязаны отчитываться перед Росморфлотом об израсходованных средствах. В противном случае их могут лишить лицензии или, как минимум, снизить тарифные ставки лоцманского сбора.
Калининградские лоцманы вступили в Ассоциацию морских лоцманов России, а позже и в Европейскую ассоциацию морских лоцманов (EMPA). Стали ездить на совещания, конференции и другие профессиональные мероприятия, изучать европейский и мировой опыт, претворять его в жизнь.

Больше внимания стало уделяться личной профессиональной подготовке лоцманов. При Обществе Морских Лоцманов организованы постоянно действующие штатные курсы английского языка.
Значительно улучшилась и существенно изменилась экипировка лоцманов, начиная с форменной одежды до индивидуальных средств спасения: спасательных жилетов, специальных спасательных всепогодных курточек и средств связи.

К сожалению, отечественная промышленность не производит лоцманскую экипировку (как и многое другое), поэтому дорогостоящее имущество приходится закупать за рубежом.
Стремясь соответствовать международным стандартам (ИСО-9002), руководство Общества Морских Лоцманов все заработанные средства вкладывает в оснащение и развитие своей организации. Существенно улучшились условия труда лоцманов.

На сегодняшний день калининградские лоцманы имеют помещение (пока арендуемое) с комнатой отдыха дежурной смены лоцманов, находящееся на территории Морского торгового порта, необходимую оргтехнику, средства связи, легковой автомобиль, микроавтобус. Ну и как сверхдостижение - свой лоцманский катер, хотя и старенький, которому уже 16 лет.
Численность калининградских лоцманов 45 человек. В сутки лоцманы обслуживают 10 - 12 судов. Режим работы - сутки через трое. Одновременно дежурят, т.е. находятся на вахте, до 10 лоцманов, но когда бывает много работы, приходится вызывать подкрепление. Один лоцман за смену обслуживает от двух до четырех судов, иногда шесть. В год насчитывается порядка 6 - 6,5 тыс. лоцманских работ.

Несколько возросла зарплата лоцманов, хотя даже по европейским меркам она на порядок ниже. Но заработки стабильные. Руководство старается их выплачивать регулярно. Все лоцманы имеют страховку от несчастного случая, чего раньше не было. Гарантируется выплата пособия работнику в случае утраты трудоспособности или семье в случае потери кормильца.
Люди чувствуют свою защищенность, высоко ценят эту заботу о них и поэтому с пониманием относятся к временным экономическим трудностям и проблемам. Сократилась текучесть кадров.
Радикально меняется само отношение к лоцманской профессии и к лоцманам. Она становится более престижной. Основу лоцманского коллектива составляют ветераны, проработавшие лоцманами по 30 - 40 лет.

Самая большая ценность коллектива - опытнейшие лоцманы А.Р. Адылов, А.Т.Буденный, Р.Х. Зайсанов, В.В. Кучерин, И.Ф. Клочков, О.Д. Ольшевский и другие, которые по крупицам накапливали опыт работы по Калининградскому каналу и передают его товарищам.
Новых работников принимают только после тщательной проверки. Все лоцманы проходят подготовку и переподготовку в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота по программе Минтранспорта продолжительностью обучения 160 ч.

Руководство морских лоцманов заботится не только о сегодняшнем дне своей организации, но и пытается заглянуть в будущее. Имеется план перспективного развития Общества Морских Лоцманов на пять и более лет. Этим планом предусматривается строительство лоцманского быстроходного суперсовременного катера мореходностью 6 баллов, стоимостью четверть миллионов долларов США, строительство которого наполовину уже оплачено.
Профинансировано строительство лоцманской станции в Балтийске.

Ведется большая просветительская и научная работа по сбору и изучению материалов опыта работы российской и европейской лоцманских ассоциаций. Общество выступает инициатором обращений в Минтранспорт, Комитет по рыболовству, Минюст и другие инстанции с целью законодательно закрепить его статус и придать ему характер некоммерческих организаций.
Лоцманы считают, что необходим закон, который бы четко регламентировал лоцманский сбор, нужна государственная поддержка, что даст возможность лучше реализовать себя и поднять лоцманскую службу на требуемый уровень.

В последнее время Комиссией по транспорту Евросоюза стали предъявляться к европейским лоцманским организациям более высокие требования, как в отношении технической оснащенности, так и в отношении профподготовки лоцманов. Это вызвано тем, что в погоне за дешевой рабочей силой судовладельцы нанимают команду и капитанов из стран, где слабая профессиональная подготовка судоводительского состава. Чтобы избежать кораблекрушений и обеспечить безопасность побережья, особенно при приеме крупнотоннажных судов и судов с опасными грузами, их следует встречать за 15 - 20 миль до подхода к порту. В ряде европейских городов это уже практикуется, в частности, в Амстердаме и Роттердаме это оговорено портовыми правилами. Лоцман высаживается на судно при помощи вертолета, доводит судно до берега, там оно “захватывается” береговой радиолокационной станцией (РЛС) и сопровождается по каналу до самого порта.

Действующая у нас СУДС в Балтийске позволяет встречать судно технически с помощью РЛС за 16 миль. За 12 миль (при заходе в территориальные воды) судно опрашивается и при помощи РЛС подводится к воротам канала. В 1.5 милях от ворот на входящее судно с катера высаживается лоцман, который и ведет судно в порт.

Применение СУДС значительно увеличило интенсивность информационной обработки заходящих к нам судов и повысило производительность, безопасность и надежность работы лоцманов.
Но с учетом современных требований возникла необходимость по расширению зоны действия этой системы по Калининградскому морскому каналу, Калининградскому заливу и вдоль побережья в сторону Литвы и в сторону Польши. Техническое переоснащение и организационные изменения системы потребуют значительных материальных и финансовых затрат, введения новых принципов управления.

По мнению специалистов, это должно быть единое руководство. Поэтому, Департаментом морского транспорта РФ, руководством СУДС Балтийска и Морской администрацией порта Калининград было принято совместное решение передать с 1 января 1998 г. эту систему на баланс Морской администрации порта Калининград.

Практически Морская администрация уже давно начала заниматься каналом. Были проведены большие дноуглубительные работы, что позволило увеличить глубину канала с 6,5 м послевоенных до 9,5 м. Приведены в порядок навигационные ограждения и знаки. Установлена новая оптическая аппаратура. Закуплены спецсуда с современным оборудованием для производства промеров. Эти мероприятия позволили заходить в порт Калининград судам больших размеров и с большей осадкой.

Все проведенные и проводимые Морской администрацией мероприятия значительно облегчили труд лоцманов, что положительно сказалось на его качестве. На конференции Европейской лоцманской ассоциации в сентябре 1996 г. в Амстердаме калининградским лоцманам была дана высокая оценка и, прежде всего, за создание береговой радиолокационной станции в Балтийске.
Но руководство Калининградской лоцманской организации, да и сами лоцманы, объективно оценивают свои достижения и не обольщаются на сей счет. Слабым местом, к сожалению, в подготовке лоцманов остается тренажерная подготовка по причине отсутствия в Калининграде, да и в России вообще, лоцманских тренажеров. Есть они в Роттердаме, а недавно создан такой тренажерный центр в Щецине (Польша). Стоимость обучения одного лоцмана в течение двух недель составляет соответственно 8 тыс. долл. США в Голландии и 5 тыс. долл. США в Польше. Понятно, что позволить себе такое “удовольствие” со скромных лоцманских сборов, которые в 3 - 5 раз ниже, чем среднеевропейские, калининградские лоцманы не могут. Вот и приходится им довольствоваться тренажерами БГА, которые предназначены для подготовки судоводительского состава, да личным опытом и практикой.
Но калининградские лоцманы не сидят, сложа руки, и не “ждут у моря погоды”. Они пытаются с помощью Ассоциации Морских Лоцманов России организовать в Санкт-Петербурге лоцманский тренажерный комплекс, для разработки которого предлагают привлечь специалистов из Калининградского тренажерного центра, получивших высокую оценку ГП “Морсвязьспутник” (Москва).

В заключение хотелось бы отметить, что капитаны калининградских портов, капитаны заходящих в них судов и судовладельцы – все как один, отмечают возросший профессионализм и ответственность калининградских лоцманов, улучшение их внешнего облика, экипировки, интеллекта.

Общество Морских Лоцманов Калининграда - еще очень “молодая” организация, нуждающаяся в помощи и поддержке. Но, несмотря на это, здоровый и дружный коллектив калининградских лоцманов способен решать самые сложные задачи по приему судов в полном объеме и девизом их является: "Надежность, качество, высокий уровень обслуживания!".

подготовил А.Коршунов

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz