Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫМИ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Сергей Валентинович Кондратенко, доцент кафедры ихтиологии и экологии, Калининградский государственный технический университет
Михаил Юрьевич Дуркин, инспектор по охране морской среды Морская администрация порта Калининград

В последние годы как в Европейском Союзе, так и в России продолжилось развитие природоохранного законодательства:

- в декабре 2000 г. была опубликована в Официальном Журнале ЕС, т.е. вступила в силу Директива N¦ 2000/60/ЕС, устанавливающая основы для деятельности Европейского Сообщества в области водной политики (так называемая Рамочная Водная Директива);
- в январе 2002 г. в России вступил в силу новый Федеральный закон "Об охране окружающей среды", который "определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности".

В Калининградской области второй год реализуется проект Тасис "Экологический мониторинг и управление водными ресурсами в Калининградской области" (http://www.euweb.de/kaliningrad), конечной целью которого является укрепление возможностей управления окружающей средой и обеспечение инструментов для эффективной защиты водных ресурсов региона. Другими целями проекта являются:

- развитие приграничного сотрудничества, направленного на поддержку жизнеспособных проектов;
- укрепление приграничных систем коммунального хозяйства;
- решение общих проблем защиты окружающей среды приграничных районов.

Практически решен вопрос о финансировании различными европейскими организациями реконструкции систем водопотребления и водоотведения г. Калининграда; в Федеральной целевой программе заложены достаточно крупные суммы на решение различных проблем, связанных с водопользованием.

Однако принимаемые решения, на наш взгляд, являются недостаточными по следующим обобщенным причинам:

Калининградская область находится в окружении водных объектов, являющихся по существу конечными приемниками всего того, что поступает в них с обширных водосборных территорий: Неман, например, собирает свои воды с территории Белоруссии, Литвы и Калининградской области и поставляет в Куршский залив.

Преголя, протекая практически через всю область, поставляет свои воды в Вислинский залив. При этом бассейн Преголи, а, следовательно, и залива, захватывает в себя водоемы и водотоки, расположенные на территории Польши и Литвы. В дополнении к уже полученной нагрузке загрязнителей в верхнем течении, в устьевой части Преголи, как известно, находится Калининград (около 50% населения области), не имеющий общегородских очистных сооружений и добавляющий изрядную долю "грязи" в воды Балтийского моря.

Поверхностные водоисточники примерно на 60% обеспечивают питьевое водоснабжение населенных пунктов области, т.е. на водоподающие станции вода поступает из рек и озер. И чем загрязненнее в них вода, тем сложнее и дороже должен быть процесс ее очистки, и тем чаще в водопровод поступает некачественная вода.

Преголя и Неман являются рыбохозяйственным водоемами высшей категории, т.е. в них на нерест идут ценные виды рыб. Куршский и Калининградский заливы являются уникальными по своим рекреационным и рыбохозяйственным свойствам лагунами. Заливы, как и Балтийское море, являются источниками пищевой рыбной продукции.

По причине устьевого положения областного центра и наличия обширных польдерных территорий Калининградская область имеет высокую зависимость от нагонных и паводковых явлений. То, что нагонные явления стали более частыми, уже никем не оспаривается. И если серьезно отнестись к прогнозам ученых-климатологов о повышении температуры на планете и уровня Мирового океана, можно предположить, что развитие Калининградской области будет во многом зависеть от эффективности региональных водного мониторинга (системы наблюдения) и водного менеджмента (системы управления).

По вышеперечисленным причинам, а не из-за претензии на исключительность, Калининградская область является, пожалуй, одной из "ведущих" по остроте водных проблем.

Одной из них является проблема трансграничных поверхностных водоемов, которые Калининградская область делит с Польшей (Калининградский залив и несколько малых рек) и Литвой (Куршский залив, Неман, Виштынецкое озеро и несколько малых рек). Наличие о них достоверной информации, среди прочего, может иметь и экономические последствия - поступление в них каких-либо отравляющих веществ может повлечь за собой возмещение ущерба. И если между странами-соседями нет общих пунктов наблюдений за состоянием водоемов, согласованных методов проведения гидрохимических и гидрологических измерений, нет совместных баз данных, трудно будет решать возникающие проблемы.

В статье ¦ 69 Водного Кодекса РФ говорится, что государственное управление в области использования и охраны водных объектов в том числе основывается на принципе сочетания рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов). В соответствии со статьей N¦ 119 Водного Кодекса, режим использования и охраны особо охраняемых водных объектов международного значения определяется международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Рамочная Водная Директива ЕС также стимулирует трансграничное сотрудничество: "В отношении речных бассейнов, где водопользование может иметь трансграничное значение, требования достижения экологических целей ... должны быть скоординированы для всего района речного бассейна в целом. Для речных бассейнов, выходящих за пределы территории Сообщества, государства-члены ЕС будут стремиться к обеспечению необходимой координации действий с государствами, не являющимися членами ЕС". Другими словами, и Литва и Польша обязаны будут налаживать сотрудничество с Россией по организации совместного управления трансграничными водными объектами.

Одним из начальных звеньев в цепи взаимосвязанных видов деятельности управления водными ресурсами является мониторинг (система наблюдений). И Литва и Польша уже пытаются наладить сотрудничество по организации совместного мониторинга трансграничными водными объектами. Калининградская область (как субъект Российской Федерации) в не меньшей степени должна быть заинтересована в такой совместной работе и информации. Но при переходе от намерений к принятию окончательного решения и созданию реально действующей системы возникли трудности, знакомство с которыми будет полезно при развитии международного сотрудничества в других сферах деятельности. Особенно актуальным это становится после прошедшей в начале марта в Светлогорске сессии Совета государств Балтийского моря. На сессии особо подчеркивалось, что природоохранная деятельность (чаще говорят "экология") ? это та сфера, где международное сотрудничество должно развиваться в первую очередь.

В уже упоминавшемся Законе "Об охране окружающей среды" в ст. 3 говорится: "Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов (их 23, здесь приведем 3, имеющих отношение к сегодняшней теме - Авт.):

- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- международное сотрудничество РФ в области охраны окружающей среды".

Далее (ст. 6) говорится: "К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся (20 пунктов, приводим 3 ? Авт.):

- определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ;
- участие в разработке федеральной политики в области экологического развития РФ и соответствующих программ;
- реализация федеральной политики в области экологического развития РФ на территориях субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей".

Как следует из процитированных статей Закона, у федеральных и региональных властей имеется достаточно полномочий (и обязанностей) для организации эффективного водного мониторинга в Калининградской области, если, конечно, признать особенной (приоритетной) для области эту деятельность.

Что касается, например, организации совместного с Литвой мониторинга водных объектов, то в дополнение к полномочиям, вытекающим из положений Федерального Закона "Об охране окружающей среды", существуют и другие нормативно-правовые документы, регламентирующие эту деятельность.

9 февраля 2001 г. Правительство РФ утвердило "Концепцию приграничного сотрудничества в РФ" (распоряжение N¦ 196-р), в котором говорится: "Под приграничным сотрудничеством в РФ понимаются согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия РФ и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий РФ и сопредельных государств, повышения благосостояния населения приграничных территорий РФ и сопредельных государств, укрепления дружбы и добрососедства с этими государствами". Среди многих направлений деятельности для развития приграничного сотрудничества Концепция рекомендует сотрудничество в сфере рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, в том числе совместное решение вопросов в области охраны и рационального использования трансграничных вод и их экосистем путем разработки и реализации согласованных планов, программ, проектов по использованию и охране вод, принятия мер по предотвращению или сокращению до согласованного минимума поступлений загрязняющих веществ, применения современных технологий рационального использования водных ресурсов, эффективных очистных сооружений и водосберегающих технологий производства, обеспечения соответствующего технического состояния гидротехнических и водоохранных сооружений на трансграничных водах, принятия мер по недопущению ухудшения гидрологического и гидрохимического режима трансграничных вод и состояния их экосистем, осуществления согласованного природоохранного надзора.

29 июня 1999 г. Правительствами Литовской Республики и Российской Федерации подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

Одновременно с ним было заключено межправительственное Соглашение по долгосрочному сотрудничеству Калининградской области Российской Федерации и регионов Литовской Республики, в рамках которого создана Комиссия по охране окружающей среды. На одном из последних заседаний Комиссии (24.05.2001 г.) было принято решение по созданию рабочей группы экспертов для составления плана сотрудничества по мониторингу поверхностных, морских и подземных вод. Такая группа с калининградской стороны создана под эгидой Администрации Калининградской области, однако, до настоящего времени она никак себя не проявила.

На первый взгляд, существующая международная (Россия подписала и ратифицировала Конвенцию по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер от 1992 г., а также Хельсинскую Конвенцию по охране морской среды Балтийского моря, 1992 г.), двусторонняя с Литвой и внутрироссийская законодательная база позволяет развивать активное сотрудничество по совместному водному мониторингу. К этому подталкивает и ст. 5 Закона Калининградской области "Об экологической политике в Калининградской области", где говорится, что одним из основных принципов экологической политики на территории Калининградской области является международное сотрудничество в вопросах формирования и реализации экологической политики. Однако в течение уже почти полугода Калининградская сторона не может решить вопрос о том, как организовать такую совместную деятельность. В постоянном мониторинге поверхностных водоемов в Калининградской области участвуют представительства трех федеральных ведомств: Центр гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Калининградской области, Калининградская специализированная морская инспекция и Калининградский территориальный фонд геологической информации (последние два относятся к Министерству природных ресурсов). Но координирует работы, связанные с ведением государственного мониторинга водных объектов, в соответствии с постановлением Правительства от 14.03.97 г. N¦ 307 "Об утверждении положения о ведении государственного мониторинга водных объектов", другой представитель МПР - Комитет по природным ресурсам Калининградской области, который сам водным мониторингом не занимается.

Рано или поздно необходимо будет принять решение - обмениваться информацией или нет. Причем сделать это нужно будет на фоне продолжающихся судебных процессов над людьми, которые отправляли за рубеж экологическую информацию.

Тем не менее, на наш взгляд, имеется необходимая и достаточная законодательная и институциональная основа для создания взаимовыгодного и цивилизованного обмена экологической информацией, в частности, по состоянию трансграничных водных объектов.

Таким образом, чтобы решить вопрос практического обмена информацией по водному мониторингу с другими государствами с учетом местных особенностей, Администрация Калининградской области должна в условиях неспособности федеральных природоохранных ведомств договориться между собой взять на себя такие полномочия, что, по оценке специалистов, весьма сложно и долго, но, тем не менее, реально с учетом перераспределения компетенции, заложенного в новом Федеральном Законе "Об охране окружающей среды".

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz