Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ НЕФТИ НА РОССИЙСКОМ УЧАСТКЕ ШЕЛЬФА БАЛТИКИ (Оценка воздействия на окружающую среду)
Ольга Ефимовна Пичужкина, начальник отдела охраны окружающей среды и природопользования ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"

Hефтяное месторождение Кравцовское (Д-6) (Рис. 1), открытое в 1983 году в результате геологоразведочных работ, проведенных совместным предприятием "Петробалтик" (СССР-ПНР-ГДР), расположено за пределами территориальных вод Российской Федерации, в прилежащем к нему районе. Расстояние до берега - 22,5 км; глубина моря 25-35 м. Залежь нефти выявлена и оконтурена бурением 5 поисково-разведочных скважин. Месторождение Д-6 является самым крупным по запасам нефти в Калининградском районе Балтики. Лицензию Министерства природных ресурсов на право пользования недрами с целью разработки нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) получило ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть".

Разработку морского нефтяного месторождения планируется вести с ледостойкой стационарной платформы (ЛСП). Продукция скважин будет направляться по трубопроводу на сушу для подготовки нефти, затем трубопроводным транспортом на комплексный нефтетерминал для отправки танкерным флотом потребителю.

В основу проекта заложен принцип минимизации негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах обустройства и эксплуатации. Наряду с экологически грамотными проектными решениями в качестве предупредительных мер, дающих наибольший экологический эффект, служат четко организованные процессы эксплуатации и технического обслуживания ледостойкой стационарной платформы.

При принятии проектных решений были выявлены экологические аспекты производственной деятельности на всех этапах освоения месторождения Д-6. Выявление экологических аспектов позволило оценить степень воздействия на атмосферный воздух, недра, морские и подземные воды, морские биоресурсы, влияние отходов производства и потребления, виды физических воздействий. Все это дало возможность разработать весь комплекс природоохранных мер, направленных на выбор наиболее дружественных природе технологий, а управление охраной окружающей среды организовать в соответствии с требованиями международных и российских норм и стандартов.

Основные объекты производственного комплекса по разработке морского месторождения можно разделить на три группы:

  • - объекты обустройства на море - морские сооружения ледостойкого комплекса, морской подводный трубопровод;
  • - объекты обустройства на суше - нефтесборный пункт, линейные сооружения (трубопроводы);
  • - комплексный нефтетерминал - перевалка нефти морским транспортом. Это уже действующий объект в п. Ижевское на берегу Калининградского залива.

Для объектов обустройства были выполнены прогнозные оценки, характеризующие воздействие на окружающую среду, неизбежно проявляющиеся даже после принятия всех технически и экономически приемлемых природоохранных мер.

В проекте принята технологическая схема, обеспечивающая "нулевой сброс" загрязняющих веществ в морскую среду при нормальном (штатном) режиме работ на морских объектах обустройства.

Были получены прогнозные оценки проектируемых условий водопользования, распространения взвешенных веществ в морской среде и определения зон влияния их на гидробионтов.

Эффективность мер по охране морской биоты зависит, в первую очередь, от общей экологичности проектных решений и принятых природоохраннных мер, разрабатываемых на основе действующих строительных, технологических, санитарных и других норм и правил.

На лицензионном участке Кравцовского месторождения обитают, в основном, весенне-нерестующие виды рыб, в связи с чем при организации строительно-монтажных работ предполагается не производить прокладку подводного нефтепровода в весенне-летний период, когда происходит нерест основных видов рыб и нагул их молоди.

Наиболее заметное влияние на морскую биоту при обычном (штатном) режиме работ прогнозируется в связи с фактором беспокойства, который может в разной мере (в зависимости от видовой специфики) проявляться по отношению к рыбам и птицам. Влияние этого фактора может проявиться в изменении маршрутов и условий нерестовых, нагульных и зимовальных миграций рыб (треска, шпрот, сельдь, лосось, кумжа, речная камбала, тюрбо), а также сезонных миграций птиц в районе размещения проектируемых объектов. В целом, прогнозируемое воздействие на гидробионты при безаварийной работе комплекса оценено специалистами как локальное, непродолжительное, незначительное по интенсивности.

Прогнозируется также определенное положительное влияние на гидробионтов: обрастание подводной части ЛСП водными организмами приведет к развитию бентоса, который в качестве кормовой базы привлечет на этот участок дополнительное количество рыб, что в результате положительно скажется на росте продуктивности этого участка моря. Выполнены расчеты объемов воздействия на биоресурсы в процессе производства работ.

Воздействие на орнитофауну будет невелико, т.к. в основном гибель птиц возможна в результате их столкновения с конструкциями ЛСП, освещенными в ночное время.

Выполненный расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы показал, что наибольшее воздействие на загрязнение атмосферы будет оказано выбросами от двигателей судов в ходе строительства ЛСП. Значения 1 ПДК диоксидов азота и группы суммации (диоксидов азота и серы) могут наблюдаться в море на расстоянии около 5-5,3 км от ЛСП, целиком находясь в пределах российской части акватории. Период такого воздействия будет кратковременным.

На этапе бурения и эксплуатации скважин на ЛСП наибольшее воздействие на загрязнение атмосферы оказывают выбросы оксидов азота: значения 1 ПДК концентраций диоксида азота и группы суммации (диоксида азота и серы) могут наблюдаться в море на расстоянии около 1,5-1,7 км от ЛСП. Размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не превысит 1,7 км, однако размещение объекта в открытом море не требует введения ограничений по СЗЗ. Распространение вредных веществ в атмосфере не достигает ни территории Куршской косы, ни линии разграничения территориальных вод России и Литвы.

Воздействия на геолого-геоморфологическую среду при строительно-монтажных работах на ЛСП будут в основном сводиться к двум видам: незначительные изменения в рельефе морского дна и в составе донных осадков и кратковременное взмучивание глинистой и песчано-алевритовой фракций, и увеличение по этой причине содержания взвеси в морской воде в основном вблизи дна.

Постановка на якорь судов-буксировщиков и спасателя в районе установки ЛСП вызовет локальные и кратковременные нарушения поверхностных донных осадков. Эти нарушения настолько незначительны, что ими можно пренебречь.

Потенциальным загрязнителем донных осадков и придонных слоев воды могут стать пластовые воды. Однако технологическим процессом не предусмотрено отделение пластовых вод на ЛСП, в море их сбросы исключены. Весь добываемый пластовый продукт без предварительной подготовки перекачивается по подводному трубопроводу на берег и далее по внутрипромысловому трубопроводу, расположенному на суше, поступает на нефтесборный пункт (НСП) "Романово". Попадание в донные осадки органических и биогенных веществ с хозяйственно-бытовыми стоками при нормальной эксплуатации также исключено, так как стоки в море не сбрасываются. Что касается возможного влияния ЛСП на литодинамику прибрежной зоны, то из-за удаленности от берега (>22 км) оно представляется незначительным: вихревые структуры, которые могут формироваться под влиянием искусственного подводного препятствия, никак не отразятся на режиме песчаных наносов и на гидродинамике прибрежной зоны, течения которой слабо связаны с течениями открытой части моря.

В целом инвестиционные затраты экологического характера, а именно: стоимость инженерно-экологических изысканий и фоновых экологических исследований, стоимость разработки экологической части проекта и стоимость природоохранных мероприятий по объектам обустройства Кравцовского месторождения на море ориентировочно может быть оценена в 5 млн. долл. США.

Расчет компенсационных выплат на воспроизводство рыбных ресурсов выполнен АтлантНИРО на базе оценки воздействия, возникающего в процессе реализации проекта, определенного в натуральном выражении. Сумма компенсационных выплат определена в размере, эквивалентном 126,7 тыс. долл. США, причем компенсационные выплаты осуществляются в опережающем порядке.

В структуре экологических затрат предусмотрены платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов: затраты на природоохранные мероприятия, которые будут способствовать снижению негативного воздействия на окружающую среду.

В целях исследования состояния морской среды в районе структуры Д-6 до начала реализации проекта ООО "ЛУКойл-Калининградморнефть" организовал серию фоновых экологических исследований, выполненных силами специализированных научно-исследовательских организаций в период 1988-1997 гг.

Специалистами АО ИО РАН им. Ширшова в 1988-1991 гг. было проведено большое количество гидродинамических наблюдений, измерений придонных вдольбереговых течений от мыса Таран до поселка Рыбачьего на Куршской косе на глубинах от 3,5 до 20,0 м, а также детальные геолого-литодинамические съемки с применением новой высокоразрешающей сейсмоакустической аппаратуры на подводном склоне Самбийского полуострова.

В 1988 г. сотрудниками Калининградского государственного университета (КГУ) и БМИГЭ была проведена экологическая экспертиза донных осадков акватории порта Клайпеда и участка структуры Д-6 с отбором проб донных осадков и определением степени загрязненности их нефтяными углеводородами, СПАВ, фенолами, пестицидами и тяжелыми металлами.

В 1991 г. аналогичные исследования были выполнены на морских свалках грунта вблизи портов Пионерский и Балтийск. В этот же период были исследованы параметры биоразнообразия донных беспозвоночных на фоновых незагрязненных участках и на свалках, а также воздействие сброса грунта на организмы.

В 1991 г. специалисты ПФ "Экогидротехника" (на базе БалтНИРХ) совместно с КГУ выполнили комплексные экологические исследования на участке вблизи структуры Д-6. Собственно экологический мониторинг указанного района был начат в октябре 1993 г. Основной целью программы мониторинга было получение современных фоновых характеристик абиотических и биотических компонентов экосистемы, их пространственной и сезонной изменчивости.

В соответствии с программой мониторинга в октябре 1993 г., а затем в марте, июне и августе 1994 г. было проведено 4 экспедиции (80 комплексных станций) на НИС "Монокристалл" и КС -"Атлет-4", в которых принимали участие сотрудники АтлантНИРО, АО ИО РАН им. Ширшова, Института микробиологии РАН и КГУ. Дополнительные сведения по гидрологии, гидробиологии и ихтиологии были получены в результате 4-х экспедиций, проведенных АтлантНИРО на НИС "Монокристалл" в юго-восточной части Балтийского моря.

В продолжение программы фонового экологического мониторинга в районе Кравцовского месторождения в сентябре 1997 г. была выполнена комплексная экологическая съемка на КС - "Атлет-4", в которой принимали участие сотрудники АтлантНИРО. В 1997 г. фоновые материалы были дополнены данными по гидрологии, гидробиологии и, особенно, ихтиологии, собранными в двух экспедициях научно-исследовательских судов "Атлантида" (март) и "АтлантНИРО" (октябрь).

Информация, полученная в результате перечисленных исследований, использована в качестве основы для анализа и оценки фонового состояния компонентов окружающей природной среды в районе размещения проектируемой ледостойкой платформы.

Кроме того, проводился экологический мониторинг в районе трассы проектируемого морского трубопровода от ЛСП до устья р. Алейка в Зеленоградском районе силами АтлантНИРО. В результате выполненных исследований получены данные о современных гидрохимических условиях в районе прокладки морского трубопровода и в реке Алейка, а также о состоянии гидробионтов (бентосных сообществ, зоопланктона, промысловых видов рыб).

Разработаны принципы организации экологического мониторинга на период реализации проекта обустройства и разработки месторождения Д-6.

Целью экологического мониторинга в процессе строительства и эксплуатации морских объектов обустройства на структуре Д-6 является организация регулярных наблюдений за уровнем воздействия на морскую среду и биоресурсы и последующий сравнительный анализ результатов наблюдений с согласованными в установленном порядке нормативами воздействия на окружающую среду.

При планировании мониторинговых наблюдений учитываются рекомендации Хельсинской Конвенции от 12.03.97 N 18/2.

Предусмотрено отслеживание изменений в характеристиках морских вод, донных отложений, а также состояния гидробионтов и птиц в месте размещения ЛСП и по трассе морского подводного трубопровода.

Для непрерывного дистанционного обнаружения нефтяных пятен на поверхности моря вблизи ЛСП и контроля за их распространением планируется установить специальное оборудование.

Отборы проб донных осадков и морской воды будут проводиться по четырем направлениям на станциях, согласованных с природоохранными органами. Также будет проводиться мониторинг состояния гидробионтов, обитающих в районе ЛСП. В целях определения степени восстановления бентосных сообществ после сдачи ЛСП и трубопровода в эксплуатацию целесообразно проводить отбор проб донных осадков и морской воды один раз в год в течение первых 3-х лет, а затем по графику, согласованному с территориальным органом госрыбнадзора.

Помимо экологического мониторинга предусматривается организовать систему производственного экологического контроля.

Учет экологических аспектов намечаемой деятельности и комплексное решение проблем минимизации отрицательного воздействия на природные комплексы позволит успешно развивать добычу нефти на континентальном шельфе юго-восточной Балтики.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz