Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
РОССИЙСКО-ДАТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ ОТ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ СУДОВЫМИ ОТХОДАМИ
доктор Сёрен П. Петерсен, заместитель управляющего профильными проектами, "Карл Бро Груп а/с", Дания

1. Введение
В связи с полузакрытым характером Балтики морская среда в этой зоне подвергается сильному влиянию человеческой деятельности, в результате чего на экологию оказывается серьезное воздействие. Для защиты чувствительной морской среды Балтики страны, прилегающие к Балтийскому морю, создали и подписали в 1974 г. Хельсинкскую конвенцию об экологической защите зоны Балтийского моря [1]. Два обязательства, последовавшие за ее ратификацией, заключались в создании возможностей бороться с разливами нефти на море и в обеспечении средств надлежащего приема судовых и грузовых отходов во всех балтийских портах.

В качестве выполнения части международной программы экологического содействия Организация датского экологического сотрудничества в Восточной Европе (DANCEE), управляемая Датским агентством по охране окружающей среды, оказала финансовую поддержку ряду взаимосвязанных проектов по сотрудничеству в восточной Балтике, касающихся общенационального/регионального планирования мер готовности и реагирования на аварийные разливы нефти в море, а также планирования сбора и переработки судовых отходов в портах восточной части Балтийского моря. Данные проекты могут рассматриваться как вклад Дании в международное сотрудничество по выполнению обязательств, налагаемых Хельсинкской конвенцией. Два из них, как описано далее в этой статье, были учреждены как проекты российско-датского сотрудничества с заключением договора с датской консалтинговой компанией "Карл Бро Груп а/с".

2. Внесение исправлений и дополнений в Региональный план чрезвычайных мер по ликвидации аварийных разливов нефти в российской зоне реагирования на Балтике
Все возрастающая деятельность, связанная с морскими перевозками нефти и иных опасных веществ, импортом/экспортом через нефтяные терминалы и разведкой/разработкой нефтяных ресурсов на Балтике, вызывает обеспокоенность в связи с возможной опасностью, угрожающей окружающей среде, и ухудшением состояния экономических и природных ресурсов в случае аварийных разливов. Вследствие этого ответственные российские службы пересматривают и обновляют региональные возможности реагирования в случае аварийных разливов в Балтийском море с целью защиты морской среды, ее природных ресурсов и курортных сооружений от загрязнения нефтью и иными вредными веществами. В 2000 г. конкретный проект российско-датского сотрудничества по внесению изменений и дополнений в региональный план ликвидации разливов нефти был соответствующим образом согласован с имеющимися средствами совместного финансирования программы DANCEE.

Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба (Госморспасслужба) при Министерстве транспорта России несет полную ответственность за ликвидацию разливов нефти в открытом морском пространстве России. Служба признает - в свете увеличивающейся судоходной активности в Балтийском море - необходимость пересмотра Регионального плана чрезвычайных мер на случай аварийных разливов нефти для Российской зоны реагирования на Балтике. Особое внимание уделяется требованиям готовности и реагирования на случай разливов в Калининградской области в связи с общей недостаточностью средств и мер для ликвидации разливов в открытом морском пространстве в данном регионе.

В сентябре 2001 г. была начата фаза реализации текущего проекта датско-российского сотрудничества по обновлению Российского регионального плана чрезвычайных мер на случай аварийных разливов нефти. Проектные расходы финансируются совместно программой DANCEE и российским Министерством транспорта. Основным подрядчиком является датская консалтинговая компания "Карл Бро а/с" в сотрудничестве с датским производителем оборудования для ликвидации разливов нефти - компанией "Ро-Клин Десми А/С" и Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского флота, г. Санкт-Петербург. Насколько это возможно, проект опирается на опыт ранее осуществленных подобных проектов для государственных служб в Эстонии, Латвии и Литве.

В предшествующем проекту технико-экономическом обосновании была дана оценка общей российской структуры чрезвычайных мер (институциональной/по оборудованию) на случай разливов нефти в российских зонах реагирования на Балтике, охватывающих Ленинградскую и Калининградскую области. Оценка включала рекомендации по закупке в реализационной части проекта оборудования для ликвидации разливов. Данное оборудование для ликвидации, примерная общая стоимость которого составляет 1,1 млн. долл. США, будет находиться в ведении специальных морских департаментов Службы как уполномоченных российских органов, борющихся с разливами нефти в морском пространстве. Закупленное оборудование планируется поставить весной 2002 г.

Общая долгосрочная цель проекта - внести вклад в защиту и устойчивое использование природных ресурсов и курортных сооружений на побережье Восточной Балтики путем минимизации последствий и воздействий нефтяного загрязнения, вызываемого случайными или намеренными разливами нефти с кораблей и иных потенциальных источников нефтяного загрязнения. Основная краткосрочная цель проектов - оказать содействие в выполнении требований Хельсинкской Конвенции и Конвенции OPRC [2,3] путем увеличения институциональной и технической способности ликвидировать случайные или намеренные нефтяные загрязнения в российской региональной зоне реагирования.

Цели проекта будут достигнуты при следующих ожидаемых результатах:

  • обновленная региональная организация чрезвычайных мер на случай аварийных разливов нефти;
  • утвержденный региональный план чрезвычайных мер на случай аварийных разливов нефти, включая процедуры готовности и реагирования на разливы;
  • поставка и ввод в действие необходимого оборудования и средств реагирования в Калининградской и Ленинградской областях;
  • учебные программы и упражнения в соответствии со стандартами, разработанными ММО (Международной морской организацией).

Проект осуществляется в тесной связи и координации со всеми участвующими организациями на региональном и федеральном уровне. Планируется завершить его к концу 2002 г.

3. Загрязнение судовыми отходами Балтийского моря
Защита морской среды в зоне Балтики от воздействия загрязнения различными видами судовых отходов регулируется в целом специальным государственным законодательством, а также правилами и рекомендациями двух международных конвенций о защите морской окружающей среды: конвенцией MARPOL 73/78 и Хельсинкской конвенцией 1992 г.

Правила и процедуры, изложенные в конвенции MARPOL и Хельсинкской конвенции касательно сброса в море нефтесодержащих отходов, осадков, смесей с содержанием ядовитых жидких веществ и твердого мусора, являются ясными и недвусмысленными. Жидкие пищевые отходы, нефтесодержащий водяной балласт, сильно загрязненная нефтью трюмная вода, мусор и прочие отходы не должны скачиваться или сбрасываться в море в зоне Балтики. Все перечисленные виды отходов должны оставаться на борту до тех пор, пока суда не достигнут портов назначения. А в этих портах должны быть адекватные приемные сооружения, где отходы могут быть собраны и переработаны экологически приемлемым способом. Неочищенные сточные воды не должны сбрасываться в море менее чем за 12 морских миль от ближайшего берега.

Опыт целого ряда европейских портов показал, что детальный процесс планирования, посвященный основным вопросам - оценка видов и объема судовых отходов, возмещение издержек, собственность (инвестиционная и эксплуатационная) на сооружения, а также уведомление и декларирование отходов, - необходим для создания системы управления судовыми отходами в порту, которая соответствовала бы требованиям конвенции MARPOL 73/78, была бы экономически устойчивой и не приводила бы к ненужным задержкам судов. Соответственно, недавно принятая по данному вопросу директива ЕС (от 28 декабря 2000 г.) требует в числе прочих вопросов, чтобы все европейские порты Союза подготовили план сбора и переработки отходов и связанных с этим мероприятий, который облегчит внедрение положений MARPOL 73/78.

Рассмотренные проблемы, касающиеся продолжающихся сбросов судовых отходов в Балтийское море, нехватки достаточных/адекватных средств для приема отходов, а также инициатив по улучшению общей ситуации, явились важной темой международного сотрудничества в рамках конвенции HELCOM (Рекомендации HELCOM 1/1, 10/5, 10/7, 17/11, 19/7, 19/8, 19/11, 19/12 и 19/13), равно как и содействия со стороны Международной морской организации (ММО). Особое внимание было уделено странам, имеющим порты в восточной части Балтийского моря. В связи с общей переходной экономической ситуацией эти морские порты по-прежнему сталкиваются с препятствиями на пути к созданию новых и/или реконструкции существующих портовых сооружений для приема отходов.

В результате программа DANCEE поддержала ряд проектов в восточной Балтике по разработке планов сбора и переработки судовых отходов в портах Балтийского моря. Компания "Карл Бро Груп а/с" (Дания) выступила в качестве главного консультанта в этих проектах: в порту Щецина (Польша), государственном морском порту Клайпеды (Литва), портах Лиепаи и Риги (Латвия) и порту Санкт-Петербурга (Россия). Во всех перечисленных проектах был разработан и соответственно утвержден план сбора и переработки судовых отходов, включая рекомендации Хельсинкской комиссии, а также с учетом всех требований недавно принятой директивы ЕС. Проекты включали оценку существующих сооружений для приема и переработки (при наличии таковых). В некоторых из перечисленных портов проекты также включали планирование и строительство сооружений для приема и переработки судовых отходов. Проекты координировались, насколько это представлялось возможным, с аналогичными шведскими инициативами по порту г. Калининграда и нескольким польским портам. Федеральным органом, участвовавшим в указанных проектах в России, являлась Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации (Госморспасслужба) при Министерстве транспорта Российской Федерации.

4. Литература
[1] HELCOM 74/92, Конвенция о защите морской среды Балтийского моря.
[2] Конвенция OPRC, Международная конвенция о готовности, реагировании и сотрудничестве в борьбе с разливами нефти. ММО, Лондон, 1991 г.
[3] Рекомендации HELCOM 11/13. Рекомендации, касающиеся развития возможностей страны ликвидировать разливы нефти и иных вредных веществ (14 февраля 1990 г.).

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz