Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗДЕЛКИ СУДОВ НА МЕТАЛЛОЛОМ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНА
А.П. Иванов, С.В. Дятченко, О.В. Жарикова
, КГТУ (Калининград)

Утилизация отслуживших свой срок судов и кораблей различных типов и назначения - актуальная и, одновременно, весьма сложная проблема. Это объясняется, с одной стороны, наличием в нашей стране большого количества разнообразных по конструкции судов - объектов разделки, а с другой - отсутствием достаточно обоснованной системы решения указанной проблемы. Последняя представляет собой комплекс многих технических, технологических, финансовых и организационных задач применительно к такому сложному инженерному сооружению, которым является судно. В конечном итоге, даже незначительное число имеющихся судоразделочных баз обладают суммарной пропускной способностью, во много раз меньшей наличных ресурсов лома. Для этих баз, а тем более для судостроительных предприятий, занимающихся разделкой судов, характерны низкие уровни организации труда и применяемой технологии, слабая техническая вооруженность, значительная вредность производства. Однообразны технологические схемы разделки, базирующиеся, главным образом, на использовании ручной тепловой резки металла, малоэффективном применении дорогостоящих средств судоподъема и технологического оснащения. Реализация этих схем на практике приводит к значительным экономическим потерям и загрязнению окружающей среды.

На кафедре кораблестроения КГТУ проведены исследования по повышению эффективности технологических процессов разделки судов. Логическая схема исследования технологических процессов разделки судов приведена на рисунке 1.

Одним из этапов исследований явилась разработка методики исследования технологии разделки судов. Методика разработана с учетом известных подходов к решению задач, связанных с исследованием технологических процессов, и предусматривает:

  • - изучение, детальное и формализованное описание процессов, членение их на простейшие элементы;
  • - установление необходимых и достаточных показателей эффективности и параметров процессов;
  • - разработка системы признаков и ограничений, определяющих варианты выполнения работ;
  • - систематизация вариантов, выделение вариантов, подлежащих анализу эффективности;
  • - определение массива исходных данных для расчета показателей эффективности процессов;
  • - расчеты показателей, их анализ и разработка организационно-технологических мероприятий по повышению эффективности разделки судов.

При изучении и формализации процессов разделки судов были выделены 12 типовых технологических операций. В качестве необходимых и достаточных показателей эффективности вариантов технологии разделки судов были выбраны: стоимость, трудоемкость и продолжительность выполнения работ, применяемые средства технологического оснащения и организации выполнения работ. Ограничения на применения тех или иных технологических схем разделки судов обусловлены шестью группами факторов: производственные условия базового предприятия; экономические показатели; конструктиво-технологические характеристики судна; технические возможности выполнения варианта; экологические характеристики; требования техники безопасности, пожарной безопасности, санитарии. Было разработано 308 возможных вариантов технологических схем разделки судов, но это не означает, что все разработанные технологические варианты разделки корпусов судов могут быть использованы для каждого конкретного судна и для производственных условий предприятия, так как на возможность применения той или иной технологической схемы всегда накладывается система ограничений вариантов. Те варианты технологических схем, которые могут быть использованы для конкретного судна, различаются, причем иногда весьма существенно, по своей технико-экономической эффективности. Поэтому задача выбора рациональной технологической схемы разделки судна решается в два этапа. На первом этапе из всех возможных технологических схем разделки судна должны быть отобраны те, которые с учетом ограничений, могут быть использованы для конкретного судна и конкретных условий предприятия. На втором этапе производится сравнительный технико-экономический анализ отобранных вариантов технологических схем и выбирается наиболее эффективный из них.

На этой основе были выявлены, качественно и количественно проанализированы все технически осуществимые в условиях базового предприятия варианты технологии разделки судов.

В результате проведенных исследований установлено, что применительно к условиям базового предприятия наиболее эффективным вариантом технологии разделки типовых судов является технология, предусматривающая разделку корпуса судна секционным методом газовой резки на плаву, с последующей разделкой днищевой части с помощью удлиненных кумулятивных зарядов на плаву. Предложены два варианта компоновки и оснащения специализированного участка для разделки секций на стандартные элементы.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz