Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ И ОБОРУДОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
В. С. Красюк
КГТУ (Калининград)

Приказом Госкомрыболовства России N№ 156 от 15.06.1999 г. утверждены Правила классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных судов промыслового флота (Правила), разработанные институтом Гипрорыбфлот совместно с кафедрой кораблестроения КГТУ.

Правила распространяются на маломерные самоходные и несамоходные суда всех форм собственности, не поднадзорные Морскому Регистру судоходства и Российскому Речному Регистру, куда относятся самоходные суда с мощностью главного двигателя менее 55 кВт (75 л.с.) и несамоходные суда валовой вместимостью менее 80 единиц.

Правила распространяются и на беспалубные суда (лодки) длиной 4,5 м и более (кроме гребных).
Правилами предусматривается также введение Государственного надзора за маломерными судами рыбопромыслового флота России, в обязанности которого входит рассмотрение и одобрение технической документации на постройку, модернизацию и переоборудование судов, а также периодическое освидетельствование и выдача документов, свидетельствующих о безопасности судна.

В правилах излагаются требования и нормы, выполнение которых в части мореходных качеств судна, прочности, конструкции и водонепроницаемости корпуса, устройств, систем, трубопроводов, механической установки, электрорадионавигационного оборудования должно обеспечивать безопасность эксплуатации судов.

Структура и организация работы органов Государственного надзора будут в значительной степени аналогичны таковым Морского и Речного Регистров, но практика применения норм и требований к судам будет более гибкой.

Так, органы надзора могут частично или полностью освободить судно от выполнения отдельных положений и требований Правил, если сочтут их применение нецелесообразным или невозможным при определенных условиях и в конкретных обстоятельствах, о чем на судно выдается особое свидетельство об изъятии из Правил.

Органы надзора также могут соответствующим Актом о равноценной замене разрешить замену определенного оборудования, материала или средства, а также замену принятия каких-либо мер другими, если будет доказано, что они являются не менее эффективными, чем соответствующие, предусмотренные Правилами.

Правила полностью учитывают действующее в России подразделение судов на маломерные по мощности главного двигателя, что определяет их неподнадзорность национальным и классификационным обществам (Морской и Речной Регистры) и что оправдано большим разнообразием природных условий различных регионов России. Это следует учитывать в условиях развивающейся международной торгово-экономической интеграции, с тем, чтобы облегчить торгово-промышленный обмен маломерными рыболовными судами при введении интернациональных норм.

Дело в том, что в настоящее время нет общепризнанного и в достаточной степени строго определенного и обоснованного понятия и определения маломерного судна, однозначно отделяющего его от других типов судов, таких, например, как малотоннажные.
Это, в свою очередь, не дает возможности сформулировать интернациональные классификационные признаки маломерного судна и разработать интернациональные или региональные нормативы правил.

В большинстве стран и международных организациях (IМО) "малой мерой", которая дает основание отнести судно к маломерному, является длина судна с верхним пределом 24-м (80 футов), допуская в этом диапазоне такие различия судов по другим важным классификационным признакам, что длина судна в большой степени теряет свое определяющее значение в классификации судна.

Отнесение к маломерным самоходным судам по мощности двигателя при отсутствии ограничений в размерах судов может привести к появлению самоходных судов с малой энерговооруженностью, которые могут скорее считаться маломощными, а не маломерными, в то время как несамоходные, регламентируемые валовой вместимостью (тоннажем), с большим основанием могут считаться малотоннажными.

Основное влияние на подход и принципы нормирования качеств маломерных судов оказывают природно-экологические, промысловые и экономические условия страны и ее регионов.

Так, открытое морское побережье страны или региона, лишенное защищенных мелководных бухт и заливов, предопределяет эксплуатацию маломерного флота в довольно удаленных от берега и относительно глубоководных промысловых районах, что, в свою очередь, для получения приемлемых экономических показателей требует использования на судне:

  • - активных методов и орудий лова;
  • - наличия на судне оборудования для первичной обработки улова и рефрижерации для сохранения его качества;
  • - более длительных рейсов в погодных условиях открытого моря.

Это, в свою очередь, заставляет:

  • - увеличивать мощность энергетической установки для получения тяги, нужной для активных орудий лова и большей скорости свободного хода;
  • - ужесточить требования к безопасности плавания судов и нормам мореходных качеств;
  • - существенно не ограничивать удаление судов от берега и убежищ, поскольку обычно районы промысла удалены от берега довольно далеко.

Такие условия в России имеются на Дальнем Востоке и Камчатке, где основной состав маломерного флота поднадзорен Морскому Регистру.

Если же в стране или регионе имеются многочисленные мелководные прибрежные участки моря с закрытыми заливами и бухтами и значительные внутренние водоемы и устья рек, где и располагаются промыслы маломерных судов, где по экологическим и природоохранным условиям запрещено применение активных орудий лова, то состав и технические характеристики маломерных промысловых судов при приемлемом уровне экономической эффективности их эксплуатации в условиях определенного экономического строя страны будут существенно отличаться от вышеописанных.

В этом случае суда будут маломощными, малотоннажными, в основном беспалубными, с короткими рейсами, что и имеет место в бассейнах севера, запада и юга России.
В заключение следует отметить, что отнесение судов к маломерным по тем или иным классификационным признакам, в свою очередь, определяющим образом влияет на их архитектуру и нормируемые технические характеристики и качества, имея в виду естественное стремление судовладельцев снизить меры норм при постройке судов, особенно если нормы снижают экономическую эффективность судов.

Примером этого может служить эволюция судов шотландского прибрежного рыболовного флота после введения в 1975 г. "Правил обеспечения безопасности рыболовных судов 1975", которые увеличивают и ужесточают требования к судам в зависимости от их длины: менее 10,0 м, менее 12,0 м, менее 16,5 м, менее 24,4 м и более 24,4 м, причем к судам менее 12,0 не предъявляюется требования к остойчивости и надводному борту, а только к спасательным средствам и противопожарному снабжению.

В результате, к 1989 г. типовыми рыболовными судами Шотландии стали суда длиной 9,95 м, 11,99 м, 16,25 м, 24,39 м, что для обеспечения их рентабельности и удовлетворения нормам повлекло за собой необходимость:

  • - увеличить полноту, ширину и осадку судов, одновременно доведя отношение длины к ширине до небывалых размеров значений 2,0-3,0 для того, чтобы увеличить объем трюма и рентабельность и одновременно удовлетворить нормы остойчивости;
  • - соответственно увеличить мощность главных двигателей на 30-50%, доведя ее значение до 200-300 кВт на судах длиной 16-24 м;
  • - вынести из трюма на палубу в длинные рубки все служебные и производственные помещения, оставив в корпусе только трюм и машинное отделение, что приведет к резкому увеличению высоты центра тяжести судна, его боковой парусности и ветровых кренящих моментов.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz