"САМУМ" РВЕТСЯ В МОРЕ
Ракетный корабль на воздушной подушке (РКВП) "Самум" спустили
на воду семь лет назад. Но только сейчас он готовится занять свое место
в боевом составе Балтийского флота. Выделенные в 1999 г. необходимые
средства на его доводку и завершение программы заводских и государственных
испытаний вновь запустили пробуксовавший довольно длительный период
механизм ввода нового корабля в линию. РКВП прошел докование в Балтийске
на судоремонтном заводе ВМФ РФ, и с сентября экипаж приступил к выполнению
задач в море. На "Самум" прибыли специалисты ГУП "Зеленодольский
завод им. А.М. Горького", где он был построен, представители заводов-смежников,
а также Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз",
разработавшего проект. Из Санкт-Петербурга приехал главный конструктор
РКВП Валерьян Иванович Корольков. Вряд ли кто лучше его может
рассказать об истории создания, особенностях и достоинствах корабля,
проблемных вопросах, сопровождавших данный проект на всех этапах работы
над ним. Обратившись к Валерьяну Ивановичу за комментариями, я узнал
некоторые подробности:
О ПРИОРИТЕТЕ РОССИИ
Первым (опытным) ракетным кораблем на воздушной подушке проекта 1239
стал РКВП "Бора", сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной эксплуатации
вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского
флота. По ударному потенциалу этому РКВП на ЧФ нет равных. В НАТО ему
присвоили наименование "Дергач". С начала 90-х он является
крупнейшим в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения
быстроходным боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу
- катамаран с аэростатической воздушной разгрузкой.
В настоящее время в мире всего 11 боевых, а не экспериментальных КВП
скегового типа. Данные корабли имеют в своем составе только ВМФ России
и ВМС Норвегии. У норвежцев это небольшие, в три раза меньше "Самума"
и "Бора", минно-тральные корабли: 4 искателя и 5 тральщиков.
Норвежская программа строительства кораблей данного типа была призвана
решить прежде всего задачу взрывостойкости. Серия экспериментов показала,
что КВП имеют по этим параметрам преимущества перед традиционными проектами.
Однако в мире никто ни по нашему пути, ни по пути норвежцев не пошел,
хотя эксперименты проводились во многих странах. Так, немцы проводили
испытания 100-тонной модели, в интересах своих ВМС отрабатывали 16-тонную
модель в Испании, у шведов есть экспериментальный образец, ВМС Франции
закончили исследования 200-тонной модели. В США сделали 4 или 5 катеров
водоизмещением до 100 т, которые затем передали береговой охране. По
конструкции они очень просты - корпус, пулемет - и, имея большую скорость,
предназначены для перехвата наркокурьеров. Означает ли столь прохладное
отношение ведущей морской державы к данному направлению то, что у боевых
КВП скегового типа недостатков больше, чем достоинств? Вовсе нет. Американцы
ведь вообще не имеют "малого" флота - боевых кораблей водоизмещением
до 1000 т. Это обусловлено прежде всего геополитическим положением страны.
Америка всегда делала ставку на тяжелые корабли, флот открытого океана.
О нашем проекте зарубежные издания писали немало. Отвечая авторам справочника
"Jane's Fighting Ships" (1989-1999 г.), утверждающим, что
строительство серии кораблей пр. 1239 отложено из-за якобы показавших
себя ненадежными первых двух РКВП "Бора" и "Самум",
следует подчеркнуть: постройка серии кораблей проекта 1239 не реализована
по тем же причинам, по которым сейчас не производятся и другие прекрасные
образцы отечественной военной техники, то есть политическим и экономическим.
О ТОМ, КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В 1972 г. ВМФ СССР, имея четко сформулированную концепцию применения
флота в рамках общей системы взглядов на роль и задачи Воору жен ных
Сил страны, мог позволить себе заказать работы по созданию боевых КВП
скегового типа водоизмещением от 1 000 до 5 000 т для различных морских
зон. В то время существовала практика жесткого распределения проектов
применительно к специализациям ЦКБ. Поэтому исследование возможностей
создания кораблей дальней морской зоны было поручено Северному ПКБ,
противолодочных кораблей морской зоны - Зеленодольскому ПКБ, а ударных
кораблей ближней морской зоны - ЦМКБ "Алмаз". В силу различных
концептуальных, организационных и финансовых причин работы Северного
и Зеленодольского ПКБ были прекращены, и до логического завершения удалось
довести только проект ЦМКБ "Алмаз".
РКВП создавался как развитие малых ракетных кораблей проектов 1234
и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном море показал,
что корабли такой размерности и классических образований ограничены
в размещении оружия. Катамаран пр. 1239 отличается большой палубой,
что позволяет решить эту проблему, более комфортными условиями использования
оружия и размещения экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью.
При создании РКВП так же широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз"
и судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве десантных
кораблей на воздушной подушке 3 ранга типа "Джейран", "Зубр"
и др.
Изначально главным конструктором по проекту 1239 "Сивуч"
был Леонид Витольдович Ельский, к сожалению, не так давно ушедший
от нас. Замечательный человек и очень талантливый конструктор, он имел
один недостаток - был слишком мягким руководителем. Пока шло проектирование,
работа с документами, у него все было нормально. Но на этапе строительства
возникли серьезные организационные проблемы. Процесс, что называется,
по шел "не по резьбе". На одной из коллегий министерства судостроительной
промышленности мне как начальнику-главному конструктору бюро от министра
досталось за отставания по проекту. Министр тогда сказал в мой адрес,
мол, раз начальник не обеспечил, пусть сам возьмется и покажет всем,
как надо делать. Так с мая 1989 г. я стал главным конструктором по проекту
1239. И тогда же в мае 89-го я приступил к руководству опытными испытаниями
РКВП "Бора". В декабре 1989 г. корабль был сдан ВМФ и начал
опытную эксплуатацию в составе Черноморского флота.
В Зеленодольске в конце 80-х заложили еще два корабля. Два удалось
достроить, а третий, увы, пришлось разрезать. Всего же планировалось
построить для ВМФ 16 боевых единиц.
О ТОМ, ЧТО МОЖЕТ "САМУМ"
Проще сказать, чего он не может. Корабль в самом деле получился интересный.
Мы, по правде говоря, не ожидали таких результатов. При волнении моря
в 4 балла он способен развивать скорость свыше 50 узлов, а при 5 баллах
(волна 3,5 м) - более 40 узлов.
РКВП обладает уникальными корабле строительными качествами. В первую
очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат
формы и многовариантность - 36 (!) вариантов использования двигательно-движительной
установки. С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей
до 20 узлов, с другой - быстроходный КВП с максимальной скоростью свыше
50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная
движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют
кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так
и в аварийном состоянии. Имея две раздельные двигательно-движительные
установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно,
корабль может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2),
что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации.
Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП "Бора" не было
случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, мы
проверили возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП
при работе только двигателей-нагнетателей способен двигаться за счет
истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек)
со скоростью 3 узла.
Благодаря своим уникальным качествам корабль не становится "непонятным"
для бригады ракетных катеров. Если бы было "жестко 50 узлов",
тогда он должен был бы использоваться как-то иначе. Мы же имеем фактически
три корабля в одном. И "Самум", как и "Бора", способен
найти свое место в любой корабельной ударной группе. Более того, РКВП
с широким диапазоном скоростей и мощным ракетным вооружением существенно
расширяет возможности решения задач КУГ, в состав которой он входит.
Опыт использования корабля в боевой учебе флота дал основание командованию
ЧФ считать, что корабли проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам
являются оптимальными ударными кораблями для незамерзающих закрытых
морских театров, существенно усиливающими боевой потенциал бригад ракетных
катеров.
На практике подтверждена возможность сохранения высокого боевого потенциала
РКВП в непростых условиях эксплуатации. Как тут не вспомнить народную
мудрость: нет худа без добра. Кораблю проекта 1239 определен срок службы
15 лет. "Бора" на воде уже 13 лет, прошел 12000 миль. Восьмой
год, как спущен "Самум". Их корпуса, изготовленные из алюминиево-магниевых
сплавов, при нештатно работающей системе катодной защиты, при значительном
превышении межремонтных сроков сегодня полностью пригодны к эксплуатации
без каких-либо ограничений. По данным ультразвуковой дефектоскопии,
средний износ корпуса РКВП "Бора" за 13 лет эксплуатации составляет
всего 3%. А гибкое ограждение на сегодняшний день имеет наработку, соответствующую
трем назначенным ресурсам.
О НАЗВАНИИ
Когда мы десять лет назад 30 декабря 1989 г. подписали акт о приеме
первого корабля в опытную эксплуатацию, я поехал к начальнику Главного
штаба ВМФ. Зашел разговор о том, какое имя ему дать - "Тигр",
"Пантера" и т.п. А мне в ответ: "Ну что за зверинец будет.
Пусть тебя этот вопрос не волнует. У нас есть специальная комиссия по
названиям, она что-нибудь придумает".
Спустя некоторое время мы все узнали: кораблям даны имена "Бора",
"Самум" и еще что-то из этого ряда. Я не знаю, кому конкретно
пришла в голову мысль так назвать корабли данного проекта, но одно могу
сказать точно: этот человек хорошо прочувствовал их суть, понял истинное
предназначение - решать задачу стремительно, внезапно для противника,
с максимальной эффективностью.
О КОМАНДИРЕ
В отличие от десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран"
или "Зубр" РВПК "Самум" - это классический боевой
корабль. То есть любой командир корабля традицион ного проекта способен
при целеустремленной работе освоиться с этой ролью достаточно быстро.
Данного проекта не следует бояться. Надо только хорошо изучить устройство
РКВП и умело использовать его широкие возможности.
Что касается первого и пока единственного командира "Самума"
капитана 2 ранга Виктора Максимова, то не могу умолчать о его
без преувеличения огромной роли в сохранении корабля. Он прошел с ним
по внутренним водным путям от Черного моря до Санкт-Петербурга и далее
до Балтийска. 4 000 миль под буксиром, через скованные льдом реки, через
штормовую Балтику, чтобы спустя столько лет все же выйти своим ходом
и оставить за кормой первую и, надеюсь, не последнюю тысячу миль. Спасибо
всем балтийцам, принявшим на себя нелегкое бремя забот о корабле, когда
государству, мягко говоря, было не только не до него, но и не до этих
людей.
О СЕБЕ
Родился в 1935 г. в Самаре в семье инженера-теплотехника. В 1959 г.
закончил Ленинградский корабле строительный институт. Первое место работы
- ЦКБ-19. Проектировал быстроходные катера, аппараты на воздушной подушке.
Кстати, КВП применительно к ВМФ в нашей стране разрабатываются с середины
20-х годов - Копорская губа, 5 катеров конструкции профессора Левкова:
А я работал с бывшим замом Левкова - Орловым. Строил яхту на подводном
крыле для Хрущева. Не проектировал, а строил - бригадиром судосборщиков.
Тральщики проектов 257д и 257дм - это мои. Был такой замечательный проект
- 923-й, это большой противоминный корабль, пять вертолетов на борту:
Мы довели его до техпроекта, а потом пришлось отставить. Работал по
программе ЮНЕСКО. Вместе с американцами проектировали автономные гидрометеорологические
станции-наблюдатели. Сделали опытный образец. Всего их должно было быть
100 штук по всему миру. Программа развалилась: остро встал вопрос как
защитить эти станции от вандализма. С 81-го по 89 гг. - начальник-главный
конструктор ЦМКБ "Алмаз". Дальше вы уже знаете.
О ПЕРСПЕКТИВАХ
Проект 1239 - это этапный шаг в работе ЦМКБ "Алмаз". На основе
отработанных в процессе создания РКВП и его гидродинамической платформы
вопросов проектирования и изготовления корпусов из алюминиево-магниевых
сплавов, гибких ограждений, включая уникальные по своим размерам, а
также опыта создания других кораблей и катеров различного назначения,
специалисты ЦМКБ "Алмаз" могут и готовы создать, используя
принцип воздушной подушки, для любого заказчика ракетные, противолодочные,
сторожевые корабли и катера, корабли и катера береговой охраны, корабли
охраны зоны экономического влияния, корветы для сопровождения транспортных
и пассажирских судов в районах морского пиратства, быстроходные военные
транспорты сил быстрого развертывания, а также их гражданские версии
- быстроходные паромы водоизмещением от 100 до 1 000 т со скоростью
45-50 узлов.
Наше бюро разработало технико-экономическое обоснование и предлагает
целый ряд проектов автомобильно-пассажирских паромов для интермодальных
перевозок в транспортном коридоре ФРГ - Калининградская область - Ленинградская
область - Санкт-Петербург в рамках концепции "Балтийский мост"
и стратегического плана развития Санкт-Петербурга.
Доставить груз в Калининград морем всего за 20 часов
- сегодня это реальность.
Записал Владимир СУЛЬЖЕНКО
|