Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

СКВОЗЬ ПРИЗМУ СОТРУДНИЧЕСТВА
Артур Кузнецов, Представитель МИД России в Калининграде

Внешние связи Калининградской области в их нынешнем виде сложились в основном как следствие распада Советского Союза, усилий региона обеспечить свое выживание и развитие в новых условиях, поиска эффективных форм взаимодействия с федеральным центром и соседями по Балтийскому региону.

Значительная работа проделана МИД России, который в силу своей специфики первым из российских ведомств осознал важность международных аспектов в обеспечении жизнедеятельности Калининградской области. Уже в 1992 г. принимается решение о создании представительства МИД РФ в Калининграде. Беспрецедентным было введение в 1993 г. в структуре этого внешнеполитического ведомства должности координатора по Калининградской области. Этот шаг полностью себя оправдал: опытные дипломаты, выполняющие эти функции, внесли значительный вклад в подготовку ряда межправительственных соглашений с учетом интересов нашего региона, способствовали разработке и подписанию целого пакета межрегиональных соглашений, стимулирующих развитие связей прежде всего с ближайшими соседями. Помимо этого, большая работа была проведена по подготовке концепции федеральной политики в отношении Калининградской области. Этот документ, принятый Советом Безопасности России, полностью поддерживает идею приоритета создания и развития Особой экономической зоны на территории региона как гарантии поступательного экономического развития области и защиты интересов россиян, проживающих на анклавной территории.

Особо следует отметить проведение в 1995 г. в Калининграде впервые в современной отечественной истории совещания послов РФ в странах региона Балтийского моря с целью координации действий российских загранучреждений в отношении нашей области. В нем приняли участие послы России в 10 государствах: Польше, Литве, Германии, Швеции и т.д., ряд из которых можно без преувеличения причислить к самым выдающимся представителям российской дипломатии современного периода. Результатом совещания стал не только глубокий анализ международной ситуации, складывающейся вокруг Калининграда, но и выработка практических рекомендаций по улучшению взаимной координации действий.

Основные зарубежные партнеры области - в первую очередь государства и административно-территориальные образования региона Балтийского моря. В Калининграде действуют консульские учреждения Литвы и Польши, открыто Калининградское отделение посольства Республики Беларусь, назначен почетный консул Швеции и Дании в Калининграде, итальянской стороной поставлен вопрос о создании института почетного консула Италии в нашем городе. Как известно, сам факт открытия консульских учреждений в том или ином городе - свидетельство значительных торгово-экономических, культурных и иных интересов соответствующих государств в тех местах, где эти учреждения открываются.

Поэтому в определенной мере присутствие и поступательное увеличение дипломатического корпуса - признак расширяющихся внешних связей, их положительной динамики. В подтверждение этого обратимся к некоторым статистическим данным, позволяющим оценить реальный экономический фундамент взаимоотношений с основными зарубежными партнерами.

Как видно из таблицы 1, внешнеторговый оборот области в 1997 г. достиг 1744 млн. долл. США, увеличившись на 70% с 1995 г., причем основная его часть пришлась на Польшу, Литву и Германию. Рост объемов торговли произошел исключительно за счет увеличения импорта: с 585 до 1286 млн. долл. США. Доля же экспорта за этот период осталась приблизительно на том же уровне: 458 - 460 млн. долл. США. Основные продукты экспорта: нефть, транспортные услуги, суда, рыба и морепродукты, удобрения, целлюлоза, Импортируются главным образом сигареты, нефтепродукты, транспортные средства, транспортные услуги, мясо и мясопродукты, алкогольные напитки.

В первом полугодии 1998 г. общий объем экспорта товаров и услуг составил 203,7 млн. долл. США. Экспорт товаров составил 160,7 млн. долл. США - на 14,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Наиболее заметно сократились поставки в Литву - они составили 8% от этой цифры (по сравнению с 14,5% от общего объема в 1997 г.).

Общий объем импорта товаров и услуг в первом полугодии 1998 г. составил 696,3 млн. долл. США, причем в процентном отношении основные страны-экспортеры сохранили свои позиции.

Как видно из таблицы 2, объем прямых иностранных инвестиций на апрель 1998 г. составил около 65 млн. долл. США. Абсолютным лидером по этому показателю стала Республика Беларусь, инвестировавшая в экономику Калининградской области приблизительно 50% этой суммы. Примечательно и появление оффшорного российского капитала (Виргинские острова, Маршальские острова, Панама). Следует однако признать, что в целом задача привлечения значительных объемов иностранных инвестиций в ОЭЗ (по ряду прежде всего внутренних причин, анализ которых выходит за рамки этой статьи), остается нерешенной.

Среди сложившихся на сегодняшний день форм международного сотрудничества необходимо отметить российско-польский Совет по сотрудничеству Калининградской области РФ и регионов Республики Польша. Созданные в его рамках совместные комиссии: по открытию и обустройству погранпереходов, по сотрудничеству в области транспорта, по сотрудничеству в области окружающей среды и т.д., сделали возможным решение некоторых важных для региона проблем одновременно на местном и государственном уровнях. Деятельность Совета, неоправданно затормозившаяся в последнее время, просто необходима обеим сторонам как хорошо зарекомендовавший себя инструмент не только разрешения проблем дня сегодняшнего, но и планирования перспективных задач.

Все более важное значение приобретает рабочая группа по вопросам сотрудничества между регионами Литовской Республики и администрацией Калининградской области в рамках Межправительственной российско-литовской комиссии. В стадии согласования соответствующий проект межправительственного соглашения о долгосрочном сотрудничестве. Ключевой темой в рамках этого документа является сохранение и расширение в самом широком смысле режима наибольшего благоприятствования в передвижении людей, товаров, услуг, культурных связях и т.д.

И все же в международной сфере для области на первый план по важности и по масштабности влияния на жизнь региона выходят вопросы, связанные с расширением Европейского Союза. Каким образом эти процессы отразятся на порядке пересечения границ калининградцами? Как повлияет на деятельность местных предприятий переход соседей (Литвы и Польши) на новые стандарты, нормативы, правила? Не окажет ли значительная финансовая поддержка соседним государствам со стороны ЕС разрушительного воздействия на экономику области? Ответы на эти вопросы предстоит искать в треугольнике Калининград - Москва - Брюссель.

Остановимся на вопросе расширения ЕС подробнее. Все чаще слышатся вопросы о том, что нас ждет впереди, и многие забывают, что расширение ЕС в очень важной части уже произошло, и что это уже сказывается (к сожалению, негативно) на жизни и развитии региона.

Членами ЕС в январе 1995 г. стали Финляндия и Швеция, две очень высокоразвитые страны. В отличие от наших соседей, которые стремятся в ЕС, чтобы получить больше возможностей (денег) для развития, северные страны, будучи принятыми, сразу же громко заявили о себе.

В апреле 1997 г. премьер-министр Финляндии П. Липпонен направил письмо председателю Еврокомиссии Ж. Сантеру с инициативой о "северном измерении" ЕС. Очень быстро этот термин стал крылатым и сейчас используется в Европе повсеместно.

Речь идет об очень широкой инициативе комплексного развития (от демократических институтов до использования богатейших природных ресурсов) в Северной Европе, включая северо-запад России. Финны любят подчеркнуть, что это не региональная инициатива, а дело всего ЕС. Очевидно, что скорое председательствование Финляндии (вторая половина 1999 г.) добавит этой инициативе "хода", и "северное измерение" может стать одним из важнейших геополитических событий в Европе в конце этого века, которое повлияет на распределение интересов и баланс экономических потенциалов вокруг нашей области.

Газета "Летувос ритас" (г. Вильнюс) 2 ноября 1998 г. поместила информацию о том, что некоторые эстонские политики считают свою страну не балтийской, а северной, т.е. дистанцируются от Латвии и Литвы. Звучит как сенсация, хотя ничего особенно удивительного в этом и нет. Недаром в Брюсселе предпочли Эстонию другим странам Балтии при установлении очередности приема в члены ЕС. Это, по-видимому, также следствие "северного измерения".

Одновременно с финнами в 1997 г. администрация Санкт-Петербурга выступила со своей "Балтийской инициативой", которая включает в себя ряд проектов по развитию северных транспортных коридоров, в области финансов, экологии, культуры и т.д. "Балтийская инициатива" и "северное измерение" неплохо гармонируют друг с другом, создавая тем самым мощнейший потенциал развития, который, вероятно, и определит судьбу этого обширного региона Европы в начале следующего века. Уместно добавить, что Финляндия не стремится в НАТО, и благодаря этому не страдает экология (климат) российско-финских межгосударственных отношений, чем еще более усиливается привлекательность "северного измерения" ЕС для России в целом.

Этого нельзя сказать о Калининградской области и окружающем ее заграничье. Центр Европы не имеет захватывающих дух идей, и динамика развития здесь значительно ниже. Генеральные транспортные коридоры стремятся обойти ее, и называть регион мостом между Западом и Востоком может уже только очень большой оптимист. По некоторым параметрам внешнеэкономической деятельности он не превосходит Выборгский район Ленинградской области. Ситуация с недогрузом калининградских портов стала хронической, и нужны энергичные действия транспортных руководителей, чтобы ситуация не ухудшалась еще больше. Область не должна далее опускаться в состояние автаркии, что для нее губительно.

Но здесь нужны меры не международного, а прежде всего внутрироссийского характера. Видимо, должны быть установлены тесные рабочие контакты между Калининградом и Санкт-Петербургом, чтобы смягчить опасные для Калининграда (из-за конкуренции) последствия гигантизма северной столицы, когда европейская транспортная инфраструктура начнет развиваться только вокруг нее.

К сожалению, Калининград не принимает серьезного участия в работе Конференции больших балтийских городов (собирается в Санкт-Петербурге), область не участвует в работе Северо-Западной экономической ассоциации. Нет и представительств городов или областей друг у друга, хотя с другими регионами такие связи уже установлены. Корреляция действий, взаимные усилия российских "северян" и "южан" на Балтике могли бы улучшить неблагоприятно складывающуюся для калининградцев перспективу.

В заключение хотел бы сделать предложение журналу "Морская индустрия" и другим заинтересованным юридическим лицам стать соорганизаторами (вместе с Представительством МИД РФ в Калининграде) одного морского путешествия по Балтике в 2000 г. В скоре к калининградской стороне должно перейти председательствование в Еврорегионе "Балтика". В нем представители шести стран, причем это - в основном города и административно-территориальные образования прибрежного или островного (о. Борнхольм) типа. Предлагаю совершить плавание на корабле из Калининграда по периметру Еврорегиона "Балтика" с заходом в порты городов Гданьска, Гдыни, Клайпеды, Лиепаи, Рённе и др.

В ходе такого путешествия можно будет пропагандировать идеи еврорегионального сотрудничества, развивать практику добрососедства, мир посмотреть и себя показать.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz